Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. В настоящее время мотивация учащихся к образовательной деятельности является необходимым условием педагогического процесса. Движущие силы, благодаря которым ставятся цели и решаются задачи обучения, воспитания и развития, определяются интересами и потребностями учащихся. На современном этапе развития научно-технического прогресса потребности людей меняются с большой скоростью, что не может не отразиться на развитии подрастающего поколения. Мотивация учащихся к образовательной деятельности во многом зависит, удовлетворяет ли эта деятельность их современным потребностям. Получение определённых знаний, развитие личностных качеств, принятие ценностей общества должно отвечать целям обучения.
Низкие результаты, показанные школьниками в определённой области, нежелание выполнять задачи, поставленные педагогом, часто являются следствием отсутствия мотивации к образовательной деятельности. Для того чтобы избежать этих негативных явлений, педагог должен понимать, какие мотивы движут школьниками, уметь регулировать их.
Психологами установлено, что младшие школьники, которые занимаются спортом, в своём развитии имеют отличия от школьников, не занимающихся спортом. Спорт способствует развитию целеустремлённости, воли и желанию совершенствовать себя, поэтому можно предположить, что это отразится и на учебной мотивации.
Цель работы: проанализировать особенности мотивации младших школьников, занимающихся и не занимающихся спортом.
Задачи:
1. Охарактеризовать психолого-педагогические особенности младших школьников.
2. Рассмотреть сущность мотивации в педагогическом процессе.
3. Провести эмпирическое исследование мотивации младших школьников, занимающихся и не занимающихся спортом.
4. Сделать выводы по результатам проведённого исследования.
Объект исследования – учебная мотивация
Предмет исследования – особенности мотивации младших школьников, занимающихся и не занимающихся спортом.
Гипотеза исследования: младшие школьники, занимающиеся спортом, проявляют более высокую учебную мотивацию по сравнению с детьми, не занимающимися спортом.
Методы исследования: анализ литературных источников и интернет-ресурсов, анкетирование.
Структура работы. Данная исследовательская работа содержит в себе введение, 2 главы основной части, заключение, список использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы изучения мотивации младших школьников
1.1. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) характеризуется совершением важного шага в жизни каждого ребенка, а именно поступлением в школу[19,с.145].
Ребенок, который поступил в школу, занимает в обществе совершенно новое положение, он начинает выполнять новые обязанности, которые связаны с учебой. Все окружение ребенка начинают общаться с ним, как с взрослым человеком, который может брать на себя ответственность, кто обязуется учиться, как все дети этого возраста.
До поступления в школу особенности ребенка не вредили ребенку, так как воспринимались окружающими его близкими людьми как естественными характеристиками ребенка. В школе данные особенности подгоняют под образовательные стандарты. Ему необходимо решать возникающие проблемы и приспосабливаться к новым условиям. Кроме усвоения ребенком образовательных программы и получения ребенком системы знаний, умений и навыков, он овладевает новыми формами человеческого сознания (искусство, мораль, наука и др.) [1,с.58].
Исходя из теории Л.С. Выготского, школьный возраст является критическим, переломным моментом, описанным в литературе, как кризис семи лет. Специалисты отмечают, что дети при переходе от дошкольного к школьному возрасту сильно меняются, становятся трудными в процессе воспитания [1,с.102].
В современной литературе существует целый ряд исследований, в которых данный возраст описан в контексте утраты ребенком семи лет детской непосредственности. Существенной причиной возникновения кризиса семи лет считается начало дифференциации как внутренней, так и внешней стороны личности взрослеющего ребенка.
Семилетний возраст знаменует собой появление определенной структуры переживания у ребенка, он таким образом начинает понимать, что значит «я злой», «я огорчен», «я добрый», «я радуюсь», ребенок осознанно относится к возникающим у него переживаниям. К семилетнему ребенку приходит осознанное понимание наличие у него этих самых переживаний. По этой причине у ребенка формируются особенности, характеризующие именно этот возраст и наличие кризиса у ребенка в этом возрасте.
В этом возрасте у ребенка переживания приобретают особый смысл, исходя из которого у него возникают новые отношения к самому себе, невозможные до ситуации обобщения переживаний. Соответственно, вся совокупность возникаемых у ребенка к семи годам переживаний полностью перестраивается[14,с.58].
Данный возраст характеризуется возникновением обобщения переживаний или аффективного обобщения, логики чувств. Ребенок школьного возраста обобщает возникающие чувства, т.е. если с ним много раз случалась какая-то ситуация, у него возникает аффективное образование, характер которого так же относится к единичному переживанию, или аффекту, как понятие относится к единичному восприятию или воспоминанию. Дошкольник не обладает самооценкой, у него нет самолюбия. Именно в возрасте семи лет возникает уровень запросов к самому себе, к своему положению[13,с.54].
К настоящему времени создано множество работ по психолого-педагогическим особенностям младших школьников. Различные авторы (Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков, B.C. Мухина, З.М. Истомина, А.Н. Леонтьев, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.) отмечали
особенности развития интеллектуальной и мотивационной сферы детей в возрасте 6-10 лет, формирование их самосознания, коммуникативных способностей, специфику игровой, образовательной, творческой и других видов деятельности детей, выявляя при этом готовность к началу школьного обучения[12,с.128].
Согласно исследованиям различных авторов, ребёнок - младший школьник развивается очень активно. При этом происходит совершенствование основных видов его деятельности и психических процессов. Так, в памяти ребёнка возникают как количественные, так и качественные изменения: повышается её объём, появляются опосредованность и произвольность.
Параллельно с развитием памяти происходит преобразование внимания детей: повышение его устойчивости, объёма, распределения, переключения, способности к сосредоточению. Ребёнку 6 лет оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут, к семи годам это время увеличивается до 30 минут. Также при выполнении каких-либо действий он способен удерживать в памяти несложное условие [2,с.94].
Одним из важнейших новообразований младших школьников является воображение. Формируются такие его особенности, как произвольность и оригинальность. В 6-7 лет ребёнок способен самостоятельно придумать историю с логичным сюжетом на интересную ему тему[2,с.34].
Активное развитие воображения и совершенствование восприятия становятся основой детского творчества, которое реализуется в продуктивной деятельности. Рисунки детей становятся более пропорциональными и напоминающими реальные объекты, совершенствуется конструкторская деятельность, продолжается развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления.
Младший школьный возраст – время познавательной активности и осознанных открытий. Происходит расширение знаний об окружающем мире, а также общение полученных знаний[19,с.73].
Игровая деятельность в этом периоде входит в свой расцвет. Сюжетно-ролевые игры становятся основой коммуникативного развития и социализации.
К этому времени также активно развиваются все компоненты устной речи, совершенствуются такие показатели, как фонематический слух, интонационная выразительность, грамматический строй. Дети используют практически все части речи, занимаются словотворчеством, демонстрируют богатый лексикон и умение выражать мысли [8,с.22].
В младшем школьном возрасте изменяется содержание общения ребёнка как с взрослыми, так и со сверстниками. Информация, получаемая ребёнком в процессе общения, может быть сложной для понимания, и при этом весьма интересной. Ребёнок делится с родителями, воспитателями, друзьями и др. собственными планами, мыслями, идеями, воспоминаниями. Это общение становится важным навыком его социальной адаптации. От уровня его сформированности во многом зависит успешность в школьном обучении, вхождение ребёнка в новый коллектив [11,с.48]. Взрослые являются абсолютным авторитетом для детей младшего школьного возраста.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты:
1. Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.rkomitet.ru/zakon/zak-002.html.
2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273 – ФЗ
3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016)"Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)(воспитатель, учитель)" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550)
4. "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223 – ФЗ
Основная литература:
5. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. - М., 1976.
6. Баканов Е.Н., Иванников В.А. О природе побуждения // Вопросы психологии. - 1983. - № 4.
7. Бедулина, Г.Ф. Социально-педагогическое проектирование: учеб-метод. пособие / Г.Ф. Бедулина. - Мн.:АПО, 2009.- 153 с.
8. Белоглазов С. Е. Исследование особенностей формирования мотивационно-смысловой сферы студентов // Материалы III Междун. конф. студентов и аспирантов по фундаментальным наукам "Ломоносов - 1996" (секция Психология). - М.: МГУ, 1996. - С. 11.
9. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., 1972.
10. Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. - СПб.: Речь, 2006. - 458 с.
11. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений/ Л.С. Выготский. - М.: издательский центр "Смысл", 2013. - 486с.
12. Епифанова С. Формирование учебной мотивации // Высшее образование в России. - 2000. - № 3. - С.106-107.
13. Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения / Е.А. Жесткова, И.В. Уткина // Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры, НВГУ: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского государственного университета, 2014. С. 50-52.
14. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2006. - 508 с.
15. Ильин Е.П. Сущность и структура мотива // Психологический журнал. - 1995. - Т.16, №2.
16. Кетько С.М., Пакулина С.А., Поминов А.В. Единство рефлексии, мотивации и адаптации в сознании личности: Коллективная монография. - М., 2005. - 231 с.
17. Крючкова, И. В. Инновационная практика достижения результатов образования школьников в условиях реализации новых ФГОС. Учебное пособие / И.В. Крючкова. - М.: Авторский Клуб, 2015. - 383 c.
18. Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2006. - 352 с.
19. Москвичев С.Г. Мотивация, деятельность и управление. - Киев, 2003. - 490 с.
20. Озерникова Т. Повышение мотивационной функции системы вознаграждений // Человек и труд. - 2003. - № 9. - С.40-44.
21. Попова Т.В. Формирование мотивационной составляющей психической саморегуляции учебной деятельности студентов филологического факультета: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - Казань, 2002. - 24 с.
22. Семенов С.П. Мотивационный анализ: Психотерапевтическая версия. - СПб., 2001.
23. Сидоренко Е. Мотивационный тренинг. Практическое руководство. - СПб.: Речь, 2001. - 234 с.
24. Смирнов С.Д. Рецензия на книгу К. Двек "Я-теории, их роль в мотивации, становлении личности и развитии" // Вопросы психологии. - 2001. - № 6.
25. Сураева Г.З. Психологические особенности мотивационно-смысловой интенции личности (социокультурный аспект): Автореф. дис. … канд. психол. наук. - М., 2002. - 20 с.
26. Цуканов Н.Н. Цели и мотивы деятельности менеджера как факторы, влияющие на его эмоциональное выгорание: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - Казань, 2002. - 20 с.
27. Чернявская А. П. Условия развития мотивации учебной деятельности студентов. // Ярославский педагогический вестник — 2012- № 2- Том II (Психолого-педагогические науки)
28. Шадура А. Консультирование как мотивирующая деятельность // Школьный психолог. - 2001. - №14.
Дополнительная литература:
29. Байкова, Л.А. Методика воспитательной работы: Учебное пособие для студентов высш. уч. Заведений: Л.А, Байкова, Л.К.Гребенкина, О.В.Еремкина и др.; Под ред. В.А.Сластенина. – 3-е изд., стер. – М.: Изд. центр «Академия», 2005. – 144 с.
30. Викторов, Н. Досуг – дело серьезное / Н.Викторов // Воспитание школьника. – 2001. №5
31. Изучение и прогнозирование развития личности ученика. // Воспитание школьника. – 2001. №7
32. Мамонтова, Л.В. Теория и практика реализации ФГОС НОО: пособие для учителей начальных классов/ Л.В. Мамонтова. - М.: Просвещение, 2012.
33. Соколова, А. К. К взрослой жизни через творчество / А.К.Соколова // Воспитание школьника. - 2001. №5
34. Сорокина, Т.В. Воспитание школьников во внеучебное время / Т.В.Сорокина – М:, Просвещение, 1980. – 210с.
35. Шлыкова, О. В. Российские Ресурсы Образовательной Среды. Интернет / О.В. Шлыкова. - Москва: Наука, 2014. - 481 c.
36. Юсупов, В.А., Братановский, С.Н., Александрова, Л.Б. Теоретико-правовые проблемы образовательного права в России. Волгоград: ВИЭСП, 2011.