Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования исходит их того, что развитие ребенка в обществе невозможно
без знания культуры и истории своего государства, своей малой Родины. Воспитание человека
культуры начинается с раннего детства. Педагогические исследования, проведенные
отечественными учеными в XX в., показали, что дети дошкольного возраста способны познавать
культурные ценности, проявлять интерес к окружающей действительности (РИ. Жуковская, Е.И.
Радина, А.П. Усова, М.И. Богомолова и др.); усваивать определенные знания о мире и оценивать
действия и поступки окружающих с позиции проявления ими качеств гражданина и патриота (ГН.
Абросимова, Э.П. Костина, Н.Н. Кочнева и др.).
Глава 1. Теоретические аспекты развития представлений о культуре народов родного края. у
детей 5-6 лет
3
1.1 Анализ литературы по проблеме развития представлений о культуре народов родного края у
детей 5-6 лет
Мир культуры и истории окружает ребенка с детства. Региональная культура является первым
шагом для ребенка в освоении общечеловеческих ценностей мировой культуры, в формировании
личности в целом. Дети наиболее чувствительны к миру культуры и задача взрослых - сохранить
эту эмоциональную отзывчивость и доверчивость ребенка, ввести его во взрослый мир
посредством культурных ценностей своей семьи, своего родного края, своего народа.
Идея приобщения детей к истории и культуре своего края, традициям своего народа
просматривается в народной педагогике, которая обладает многовековым потенциалом
воспитательного наследия.
Согласно мнению В.Я. Лыковой, средства народной педагогики являются действенной формой
расширения представлений детей об истории и культуре народа, его духовном богатстве,
способствуют раскрытию потенциальных возможностей ребенка, его моральному, духовному и
физическому росту.
В народной педагогике огромное внимание уделялось раскрытию для ребенка таких понятий как
семья, род, родной край, родная сторона, Родина, малая Родина, родной город.
В рамках исследования особый интерес для нас представляет понятие «город». В «Большом
энциклопедическом словаре» понятие «город» рассматривается как: населенный пункт, жители
которого заняты, как правило, вне сельского хозяйства [15].
В «Большой советской энциклопедии» «город» - крупный населенный пункт, жители которого
заняты главным образом в промышленности и торговле, а также в сферах обслуживания,
управления, науки, культуры. Город обычно административный и культурный центр окружающего
района.
Раздвижение границ познаваемого ребенком пространства в народной педагогике
осуществляется с помощью таких средств, как:
• Колыбельных песен, пестушек, потешек, закличек, приговорок, считалок, дразнилок, обрядовых,
ритуальных, песен-гимнов. В колыбельных песнях матери рассказывали об окружающей
действительности, красоте родного края, вслух размышляли о цели и смысле жизни, вынашивали
свои заботы, радости, печали. В песнях-гимнах воспевались и произносились клятвы верности и
любви к родным, родственникам, знакомым, родной земле.
1.2 Возрастные особенности развития представлений о культуре народов родного края у детей 5-6
лет
Ряд исследований в дошкольной педагогике направлен на изучение процесса формирования
ценностного отношения к миру через взаимодействие психологического, этического и
философского компонентов ценностного ориентирования. Так, в ходе исследования Л.В.
Безруковой имело место вычленение содержательного объема мира ценностей, раскрывающее
уровни освоения ценностного содержания окружающего мира: жизнь как высшая ценность и
системообразующий элемент первого уровня ценностного ориентирования; гуманизм как высший
идеал отношения к человеку и миру и основополагающий компонент второго уровня ценностного
ориентирования; свобода как условие и потребность существования в мире, и главный компонент
высшего, третьего уровня ценностного ориентирования [10].
4
Исследование С.В. Кириенко посвящено проблеме приобщения дошкольников к национальным
традициям средствами этнографической культуры. Разработанная автором педагогическая
технология, обеспечивает взаимосвязь когнитивного и деятельностного компонентов, интеграцию
различных видов искусств, при опоре на фольклор и другие этнографические средства,
активизацию детей на всех этапах приобщения к традициям, взаимодействие в системе «педагог -
ребенок - родитель».
Л.В. Кокуева провела исследование по проблеме патриотического воспитания детей старшего
дошкольного возраста, в ходе которого ею были выявлены особенности и определены условия
воспитания патриотизма у детей-дошкольников. Разработанная комплексная программа «Я и моя
Родина» основана на культурно-исторических традициях малой родины. Одним из основных
принципов, положенных в основу программы «Я и моя Родина», является принцип
приоритетности регионального культурного наследия, который означает воспитание патриотизма
на местном материале с целью формирования уважения к своему дому, природе родного края;
приобщения ребенка к национальному культурному наследию.
В русле рассматриваемой проблемы, в поле нашего внимания попали исследования в области
гражданского воспитания дошкольников на основе приобщения к региональной культуре (Е.А.
Казаевой, О.И. Ковалевой и др.).
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению представлений детей 5-6 лет о культуре народов
родного края
2.1 Методики исследования представлений детей 5-6 лет о культуре народов родного края
Цель констатирующего этапа: определение уровня сформированности у детей 5-6 лет
представлений о родном крае.
Критериальный аппарат для оценки сформированности у детей 5-6 лет представлений о родном
крае включает следующие показатели:
наличие знаний об истории Самарской области (история возникновении города, его основателях,
о коренном населении, важных исторических событиях, происходивших в данном регионе,
исторических личностях, внесших вклад в развитие родного края);
наличие знаний о символах Самарской области (о флаге, гербе города и области, их цветовой
символике, о значении каждого элемента на гербе и пр.).
наличие знаний о культуре Самарской области и Поволжья в целом.
наличие знаний о том, представители каких национальностей проживают в Самарской области, в
частности – знать национальные праздники, различать национальные костюмы.
Хотя Поволжье - многонациональный район, русские преобладают в его национальном составе
(70%). Повсеместно, кроме Калмыкии и Татарии, они составляют большую часть населения.
Значительна также доля татар (16%), чувашей и мордвы (5%).
2.2 Результаты экспериментального исследования представлений детей 5-6 лет о культуре
народов родного края
Диагностическое задание 1. Беседа «Знаешь ли Самарскую область?».
Цель: выявить представление детей 5-6 лет о Самарской области.
5
Оценка результатов осуществлялась следующим образом:
3 балла - ребенок проявляет фантазию и творчество при ответах.
2 балла - ребенок отвечает на вопросы с помощью взрослого, иногда затрудняется ответить на
вопрос, или отвечает на вопрос однозначно.
1 балл - не отвечает на вопросы даже с помощью взрослого, затрудняется при ответах.
По итогам первого задания, в ходе беседы были получены следующие результаты.
35% детей (7 чел.) ответили на все вопросы правильно.
40% детей (8 чел.) иногда затруднились ответить на вопросы.
25% детей (5 чел.) допустили наибольшее количество ошибок.
2.3 Рекомендации по развитию представлений детей 5-6 лет культуре народов родного края
Целевой и содержательный компоненты социального воспитания детей дошкольного возраста
отражены в программе социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста
«Дорогою добра» Л.В. Коломийченко. Содержание программы социально-коммуникативного
развития детей дошкольного возраста представлено системой ценностей, отражающих
взаимодействия между людьми разного возраста, пола, национальностей, специфику отношений
человека с государством, законом и находит отражение в разделах «Человек среди людей»,
«Человек в истории», «Человек в культуре», «Человек в своем крае»
Но не только исследователи, но и педагоги-практики в настоящее время проявляют огромный
интерес к проблеме приобщения дошкольников к истории и культуре родного города, истории
России. Ими нарабатывается и обобщается опыт работы, которым они активно делятся на
страницах периодической печати. Не является редкостью и проектирование практиками авторских
программ эколого-краеведческой, историко-краеведческой направленности.
Современная концепция воспитания, ориентирует педагогов на то, что дошкольное детство – это
уникальный период в становлении и развитии каждого человека. В дошкольный период ребенок
не просто познает мир, обогащает свои знания и умения, но и готовится к последующему
обучению в школе. Основной формой обучения ребенка является игра.
Игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста.
В связи с переходом к вариативности образования и возникновению большого количества
альтернативных программ обучения, наибольшую актуальность приобретает вопрос о разработке
единого и универсального источника развития ребенка, который проверен временем. Одним из
таких источников является народная игровая культура.
В народной игровой культуре отражается образ жизни народа, его история, быт, труд, искусство, а
также различные народные качества (смелость, мужество, ловкость и т.д.). Все это является
актуальным и востребованным во все времена.
К народной игровой культуре относятся разнообразные детские игры, потешки, песенки,
частушки, скороговорки и т.д., все это является уникальным средством нравственного,
эстетического, умственного и эмоционального развития детей дошкольного и младшего
школьного возраста.
6
Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленно организованный педагогический
процесс усвоения и принятия учащимися культурных, духовных и нравственных ценностей.
Заключение
Основные выводы по работе:
1. Проведенный системный анализ комплексных и парциальных, федеральных и
региональных программ, а также методических пособий позволил прийти к важному заключению:
программы все больше ориентируются на идеи культурно-исторической педагогики; однако
внимание к проблеме познания дошкольниками истории и культуры родного города
сосредоточено в региональных программах. Таким образом, изучив исследования и практический
опыт по проблеме познания старшими дошкольниками истории и культуры родного города, мы
обнаружили растущий интерес ученых и практиков к ней.
2. Анализ работ со всей очевидностью показал необходимость поиска новых средств
воспитания и обучения в детском саду, обеспечивающих устойчивый интерес к процессу познания
истории и культуры родного города, и ориентированных на взаимодействие с различными
носителями культурного опыта (педагогами, родителями, специалистами учреждений культуры).
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Бабунова Е.С. Педагогическая стратегия становления этнокультурной образованности
детей дошкольного возраста: дис. ... док. пед. наук. - Челябинск, 2009. - 521 с.
2. Бабунова Е.С. Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к русской
семейной традиционной культуре: автореф. дис. ...канд. пед. наук. - М., 1996. - 22 с.
3. Бабыбина Т.Ф. Формирование личности ребенка старшего дошкольного возраста в
процессе ознакомления с национальной культурой: дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2001. -
229с.
4. Батурина Г. И. Народная педагогика в воспитании дошкольников / Г. И. Батурина, Г. Ф.
Кузина. - М.: РАО: Проф. образование, 1995. - 72 с.
5. Безрукова Л.В. Формирование ценностного отношения к окружающему миру у старших
дошкольников: автореф. дис. ... канд. пед. Наук / Л.В. Безрукова; Урал. гос. пед. ун-т. -
Екатеринбург, 1999. - 22 с.
6. Белобородова Н.С. Формирование родиноведческих понятий у детей старшего
дошкольного и младшего школьного возраста в образовательном процессе: автореф. дис. ... канд.
пед. наук. - Уфа, 1999. - 19 с.
7. Виноградова Н.Ф. Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю у
детей 5-7 лет / Н.Ф. Виноградова, РШ. Файзуллина //Психолого-педагогические проблемы
нравственного воспитания детей дошкольного возраста. - М., 1983. - С. 24-29.
8. Ильина Л.Ю. Окружающий мир и формирование целостного представления о мире у
дошкольников / Л.Ю. Ильина // Нач. шк.: плюс до и после. - 2003. - № 12. - С. 60-62.
9. Казаева Е.А. Воспитание основ гражданственности у детей старшего дошкольного
возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.А. Казаева. - Екатеринбург, 2000. - 22 с.
7
10. Киященко Н.И. Современные концепции эстетического воспитания. - М.: РАН. Ин-т
философии, 2013. - 65 с.
11. Комарова, Т. С. Народное искусство в воспитании детей / Т. С. Комарова.- М.: Рос. пед.
агентство, 1997.
12. Левшина Н.И., Градусова Л.В. Формирование коммуникативной компетентности детей
дошкольного возраста в игровой деятельности //Детский сад: теория и практика. 2014, №6.
13. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. Формирование личности
ребенка в общении. - Питер; СПб: 2009.
14. Морозова И.А., Пушкарева М. А. Ознакомление с окружающим миром: конспекты занятий.
- М., 2006.
15. Павлова Е.Д. Искусство как средство эстетического воспитания // Искусство и образование.
- 2007. - № 5. - С. 52-60.
16. Пантелеева, Л. В. Музей и дети / Л. В. Пантелеева.- М.: Изд-во «Карапуз», 2000.
17. Парамонова Л.А. Творческое художественное конструирование /Дошкольное воспитание. -
2004. - № 10.
18. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка-дошкольника. Ближние и
дальние горизонты. - М.: ООО «Образовательные проекты», ООО «Обруч», 2013.