Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В современном мире остро стоит проблема эстетического развития, которое тесно связано со всеми сторонами воспитания. Через формирование эстетических чувств, эстетической отзывчивости, начальных эстетических и этических понятий и оценок оно усиливает воспитательный эффект других сторон воспитания. Все это помогает обеспечить комплексный подход и ведет к гармоничному развитию детей [1].
О том, что образование школьников должно быть направлено на «формирование общей культуры», в том числе развитие эстетических качеств, сказано в Новом законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года (ст.64, п.1).
В школе необходимо не только давать предметные знания, но и учить детей замечать прекрасное вокруг себя, видеть красоту окружающего мира искусства. Так же очень важно приобщать детей к деятельности в области искусства, воспитывать у них потребность и привычки посильно вносить элементы прекрасного в быт, природу, общественные отношения, формировать основы эстетического вкуса детей и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления в жизни, развивать художественно-творческие способности детей. Оптимальные условия для организации эстетического воспитания школьников среднего звена складываются во время внеурочной деятельности [3].
Проблематика исследования. Вопрос организации эстетического воспитания школьников является центральным звеном общего воспитания учащихся. Это связано с тем, что именно эстетическое развитие лежит в основе передачи красоты окружающего мира. Широкие возможности для организации эстетического воспитания складываются во время внеурочной деятельности. Несмотря на достаточную теоретическую проработанность проблемы, в практике работы большинства учреждений во время внеурочной деятельности не проводится систематическая работа по развитию эстетических навыков учащихся [2].
Цель исследования: разработать методику эстетического воспитания учащихся средних классов во время внеурочной деятельности.
Объект исследования: процесс развития эстетических качеств учащихся средних классов.
Предмет исследования: эстетическое воспитание учащихся средних классов во время внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что организация эстетического воспитания во время внеурочной деятельности в средних классах, будет способствовать эстетическому воспитанию детей среднего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать роль эстетического воспитания в развитии личности учащихся средних классов.
2. Рассмотреть особенности организации внеурочной деятельности в средней школе.
3. Рассмотреть методические основы эстетического воспитания учащихся средних классов.
4. Представить методические разработки для организации эстетического воспитания учащихся средних классов в рамках внеурочной деятельности.
5. Оценить эффективность представленных методических разработок.
Методы исследования. В качестве теоретических методов исследования выступили сравнительно-аналитический, индуктивный и дедуктивный методы, обобщение, анализ, систематизация, классификация литературных источников. В качестве практических методов применялись такие методы, как наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование, обобщение педагогического опыта, методические разработки по теме. Также применялись математико-статистические методы обработки данных.
Научная новизна. Полученные результаты формулируют новые обобщения в области школьного образования, социологии, психологии, педагогики. Приведены методические разработки, касающиеся эстетического воспитания учащихся средних классов посредством обучения основам декоративно-прикладного искусства на примере темы «Городецкая роспись».
Теоретическая и практическая значимость. Представленные результаты могут служить концептуальной и методологической основой для организации и совершенствования процесса обучения и воспитания детей, для обеспечения духовно-нравственного, эстетического воспитания детей, приобщения их к искусству, для организации внеурочной деятельности учащихся средних классов.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Роль эстетического воспитания в развитии личности учащихся средних классов
Эстетическое воспитание крайне важно для обучения, воспитания и всестороннего развития школьников. Оно оказывает нравственное, преобразующее воздействие на человека [2]. Еще со школьного возраста необходимо способствовать эстетическому воспитанию и развитию школьников, развивать у них эстетические навыки и качества.
В основе эстетического воспитания лежит умение видеть и воспринимать красоту окружающего мира, понимать и ценить искусство. Ряд ученых отмечают положительное воздействие искусства, эстетики на сознание и психику человека. Искусство способствует расслаблению, снятию усталости, глубинной релаксации, позволяет отвлечься от повседневных проблем и заглянуть в самые потаенные уголки своей души. Искусство оказывает оздоровительное воздействие на организм, снимает стресс, излишнюю эмоциональную нагрузку, предотвращает эмоциональное выгорание, хронический стресс, синдром хронической усталости, некоторые психические и неврологические расстройства [3].
Организация эстетического воспитания в школе, связана с необходимостью развивать детей всесторонне, обеспечивать высокий уровень культуры, способствовать гармоничному развитию общества в целом и каждого отдельного ребенка [4].
Искусство обладает способностью пробуждать и воспитывать в человеке глубокие человеческие чувства и эмоции, осознанность, чувство ответственности. Начиная со школьного возраста, внутренний мир ребенка необходимо обогащать чувством прекрасного, добра, любви. При этом происходит развитие личности ребенка, формирование различных качеств. Под действием эстетических чувств происходит формирование определенного отношения к тому или иному явлению окружающей реальности, происходит нравственное и эстетическое воспитание. Эстетическое воспитание школьников направлено именно на формирование положительного отношения к окружающим, доброжелательности [5].
Необходимо стремиться к гармоничному развитию ребенка, поскольку именно оно является основой для формирования личности ребенка. Гармоничное развитие во многом определяется успешным решением воспитательных задач. Среди этих задач ведущее место отводится вопросам нравственного и эстетического воспитания. В первую очередь необходимо стремиться сформировать у ребенка эстетические чувства, в основе которых лежит понимание красоты, умение отличать красивое от уродливого. Из этих элементарных навыков в дальнейшем формируется более углубленного понимание и чувствование мира, умение отличать добро от зла, желание противостоять злу [6].
Ребенка нельзя научить правде, красоте, любви. Это можно только чувствовать. При этом подобные чувства формируются на основе эмоционального восприятия действительности, эмоционального протеста против ужасного, некрасивого, зла, лжи и насилия. Дети, обладающие развитыми эстетическими чувствами, умеют ценить красоту, добро, видят и ценят прекрасное в людях и окружающем мире. Таким людям не свойственна агрессия, ненависть, они не склонны к ксенофобии и экстремистским действиям, ценят справедливость, доброжелательны. Такие люди обладают высоко развитыми патриотическими чувствами, любовью к Родине, близким, слабым.
Под эстетическими чувствами подразумевают чувство красоты, способность человека проявлять эмоциональное восхищение красотой и утонченностью, осуществлять поиск гармонии. Также под эстетическими
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азарова Г.П. Детское творчество в школе. – М: Просвещение, 2015. – С.112-114.
2. Алексахин Н.Н. Художественные промыслы России. Учеб.пособие. М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2015г. - 176с.
3. Алехин А. Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для Учителя. – М.: Просвещение, 1984.
4. Афонькин С., Кошелев В. Вырезаем и складываем. – СПб.: ООО Издательский Дом «Кристалл». – 2016. - С.120-127.
5. Белкин А.С. Нравственное воспитание учащихся. - М: Академия, 2015.-С.173-175
6. Большая книга игр и поделок/пер. с нем. Ю. Бема. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2016.
7. Большая Российская энциклопедия [Текст] / Ю.С. Осипов; под ред. Ю.С. Осипова. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2017. – 561с.,
8. Волконский Д.Н., Задоя И.А., Моерман В.А. Уроки детского творчества. – М.: Наука, 1989. – С.12-25.
9. Герчук Ю. Я. Что такое орнамент? – М.: Галарт, 2017.
10. Даль В.И.Толковый словарь живого великорусского языка (однотомная версия). – СПБ. : «Ленинградское издательство», 2009. 896 с.
11. Данкевич,Е.В., Жакова О.В. Большая книга поделок для девочек и мальчиков. ООО «Издательство «Кристал»», М.: ЗАО «Издательский дДром Оникс», 2017.
12. Дейнека А. Рисунок и композиция // Учитесь рисовать. М., 1961.
13. Дорожин, Ю.Г. Городецкая роспись [Текст]: рабочая тетрадь по основам народного искусства / худож. Р. Миневич.- М. : Мозаика - Синтез, 2016г.- 22с.
14. Дорожин, Ю.Г. Узоры Северной Двины [Текст]: рабочая тетрадь по основам народного искусства / худож. О.Знатных. - М.: Мозаика-Синтез, 2012г.- 24с.
15. Евсеев, И.С. Роспись посуды и аксессуаров [Текст]: И.С. Евсеев.- Ростов н/Д : Феникс, 2016.- 252 с.
16. Живописная система В. Э. Борисова - Мусатова. М.,1980.
17. Иванова Т.Ф. Детское творчество. – М: Просвещение, 1987. – С.130-133
18. Крупская Н. К. О задачах художественного воспитания. - Пед. соч. М„ 1959, т. 3, с. 317
19. Кузин В. С. Психология живописи. Учебное пособие для вузов. – М,: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21век», 2015.
20. Литова З.А. Планирование и организация внеклассной работы по трудовому обучению. – М: Просвещение, 2017. – С.213-216
21. Лыкова И.А. Великая книга о лепке, аппликации, лесных поделках, живых игрушках, вкусных рецептах. Из-во «Карапуз». – 2016. - С. 246-250
22. Семенишина Н.В. Декоративно-прикладное искусство в школе. – М.: Из-во «Просвещение», 2016. – С. 160-169.
23. Смоленцева А. Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких. – М: Просвещение, 2017. – С. 129-130
24. Хворостян А.С. Декаративно-прикладное искусство. – М.: Из-во «Просвещение», 2016. – С. 160-169.
25. Шпикалова, Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования [Текст]: пособие для учителей / Т.Я. Шпикалова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 2017. – 192 с.,