Фрагмент для ознакомления
2
Развитие артистизма учащихся на уроках классического танца
В современное время наблюдается многообразие педагогических подходов, которые в перспективе дальнейшей разработки требуют более тщательного рассмотрения и выявления специфики профессионального хореографического образования, имеющих многовековую традицию и определенные каноны
Как полагает исследователь В.В. Сериков, педагогический подход ‒ это научно обоснованный выбор характера воздействия в процессе организуемого учителем взаимообщения с учащимися, производимый в целях максимального развития личности как субъекта окружающей действительности . Это взаимообусловленный процесс, где главное значение имеют:
1) организация учебного процесса (педагог – обучающийся – педагог);
2) всестороннее и гармоничное развитие обучающегося.
При этом следует указать и на такие обстоятельства, как создание необходимых условий для учебы, состоящих из подготовки места работы, оснащения необходимым светои звукооборудованием, сочетания учебы с отдыхом (здоровьесберегающее образование), медицинское и психологического наблюдения за обучающимися, их обеспечения проживанием и питанием.
К специфике отечественного хореографического образования исследователи относят особые требования к подготовке артистов балета с его содержанием, технологией и контролем .
Балет – это высокое искусство, требующее гармоничного развития физических и психических свойств, музыкальных способностей личности, высокого технического уровня исполнительского мастерства.
На протяжении всей истории балетного театра как самостоятельного вида театрального искусства вопрос о сценической выразительности, о создании полноценного художественного образа танцовщиком-актёром всегда стоял остро и злободневно, поскольку всегда связывался с самим процессом становления, развития и дальнейшими перспективами этого вида театра.
На разных этапах становления подход к этому вопросу менялся в соответствии с развитием самих выразительных средств хореографического искусства. И среди немаловажных факторов здесь играло и играет большую роль соотношение танца и пантомимы. Это соотношение менялось в зависимости от смены художественных направлений и соответствующих им структурных особенностей балетных спектаклей, композиционных приёмов хореографов, от стремительного развития техники и лексики классического танца, обогащения танцевального языка балетного спектакля. Всё это ставило перед артистами балета новые сложные исполнительские задачи.
В настоящее время проблема выразительности, проблема создания полноценного художественного образа средствами технически совершенной, развёрнутой танцевальной формы, как и в балетах классического наследия, так и в постановках современных хореографов, повернулись другой стороной той же медали. Танец на балетной сцене сейчас имеет огромную популярность у зрителей, в частности, многократно возросло значение мужского танца, который и по своему месту в современных спектаклях, и по техническим «рекордам», которые ставят танцовщики-мужчины, достиг, казалось бы, ранее не предполагаемого уровня. Мужские партии укрупняются и усложняются и в новых редакциях балетов наследия. Женский танец также зрительно технически усложнился и переживает увлечение безмерным использованием, к месту или не к месту, гипертрофированного шага.
Однако вопрос о выразительности самого танца, его образности зачастую стоит с прежней остротой. Очень часто и теперь «pas de deux нужна для успеха». По меткому замечанию одного популярного балетного критика, «на современной сцене зачастую можно видеть спортсменов, а не артистов» .
При этом, особенно в мужском танце, можно увидеть головоломные «трюки», вставляемые в классические вариации, которые полностью разрушают хореографический образ и к тому же антиэстетичны.
Таким образом, несмотря на огромные успехи, достигнутые в развитии техники современного классического танца, вопрос о его образной выразительности в настоящее время по-прежнему актуален. Но уже не по причине его ухода на второй план в спектакле, как во времена «драмбалета», а по причине всё более частого его использования «спортсменами» от балетной сцены для демонстрации своих технических возможностей.
Не касаясь ряда других весьма сложных причин, по которым на балетной сцене стирается грань между спортивным выступлением и воплощением художественного образа в развёрнутых, технически сложных хореографических формах, остановимся лишь на существующих в настоящее время методах обучения актёрскому мастерству в хореографическом училище.
Как овладеть танцевальным текстом, чтобы с его помощью передавать все оттенки, всю глубину переживаний персонажа, его внутренний мир, стремления и т.д., пользуясь виртуозной техникой, делая её главным носителем художественного смысла, а не разрушать хореографический образ «обыгрыванием» того или иного движения или комбинации? Такой примитивный приём создаёт на сцене нетерпимую фальшь.
Главными профессиональными требованиями в обучении классическому танцу являются – выворотность ног, большой шаг, гибкость тела, устойчивость, координация, а также музыкальность
Фрагмент для ознакомления
3
1. Базарова, Н.П. Азбука классического танца. Первые три года обучения [Текст]: учебное пособие / Н.П. Базарова, В.П. Мей. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Лань, 2006
2. Ваганова А. Я. Основы классического танца. – Москва : Искусство, 1980
3. Ваганова, А.Я. Основы классического танца / А.Я. Ваганова. – Москва: Искусство, 1980. – 192 с.
4. Валукин, Е.П. Система мужского классического танца [Текст] / Е.П. Валукин. – М.: ГИТИС, 1999
5. Захаров, Р. В. Сочинение танца : страницы педагогического опыта / Р. В. Захаров. – Москва: Искусство, 1983. – 224 с.
6. Кабурнеева, Е.О. Становление и развитие педагогических традиций хореографического образования в России [Текст]: дис. … канд. пед. наук / Е.О. Кабурнеева. – М., 2011
7. Никифорова, А.В. Мои мысли об обучении учащихся от I-х классов до I курса [Текст] / А.В. Никифорова // Вестник Новосибирского государственного хореографического училища. – Новосибирск: Типография SWEF, 2000. – С. 13–15
8. Никифорова, А.В. Советы педагога классического танца [Текст] / А.В. Никифорова. – СПб.: Искусство России, 2002
9. Прудникова Л. В. Развитие артистизма учащихся на уроках классического танца: психолого-педагогический аспект // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2011. – № 6–7. – С 153–155
10. Сериков, В.В. Личностный подход в образовании: Концепция и технология [Текст] / В.В. Сериков. – Волгоград: Перемена. 1994
11. Тарасов Н. И. 95 уроков классического танца / авт.-сост. И. Л. Кузнецов. – Москва : ГИТИС ; Санкт-Петербург : Академия русского балета имени А. Я. Вагановой, 2016
12. Тарасов, Н. И. Классический танец. Школа мужского исполнительства / Н.И. Тарасов. – Москва: Искусство, 1981. – 479 с.
13. Фомкин, А.В. Исторические традиции современного балетного образования (на материале деятельности Танцевальной Ея императорского Величества школы – Академии русского балета им. А.Я. Вагановой): [Текст]: дис. … канд. пед. наук / А.В. Фомкин. – СПб., 2009