Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблема развития речи у младшего поколения всегда является актуальной.
Каждый житель нашей Родины - носитель русского языка, «великого и
могучего», разнообразного, богатейшего. Правильно построенная, развитая
речь гарантирует ребенку раннего возраста успешность общения,
2
возможность быть понятым. Как правило, именно в раннем возрасте каждый
ребенок впервые сталкивается с необходимостью использования речи,
поскольку дети зависимы от общения со взрослыми и сверстниками. В стенах
дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) от ребенка требуются
любые изъяснения о своих потребностях, которые помогали бы воспитателю
его понять. Развития правильной речи в раннем возрасте требует
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (ФГОС ДО) [17]. От уровня словарного запаса ребенка раннего
возраста зависит успешность его обучения в ДОУ.
Глава 1. Теоретические аспекты развития речи детей дошкольного возраста
1.1. Особенности развития речи детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком
разговорного языка, становления и развития всех сторон речи –
фонематической, лексической, грамматической. Полноценное владение
родным языком в дошкольном возрасте является необходимым условием
решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания
детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет
начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им
пользоваться в дальнейшем.
Развитие речи дошкольников происходит в течение нескольких возрастных
периодов. Самым главным периодом считается возраст с одного года до
четырех лет, когда ребенок овладевает основными закономерностями языка.
Речевое развитие детей рассматривается, как развитие умений понимать и
пользоваться языком: развитие фонематического слуха, звукового анализа,
словаря, грамматических категорий, развитие коммуникативных умений,
навыков и умений связной речи. Среди многих важных задач воспитания и
обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному
языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных.
1. Особенности развития речи детей 2- 3 лет.
К концу года ребенка можно уже говорить о речевом развитии, поскольку
формируются основы понимания, ребенок начинает пользоваться
несколькими простыми словами. Речевое обращение взрослого к ребенку
может успокоить его, побудить выполнить несложные действия.
3
Второй год жизни – период интенсивного формирования речи. Связи между
предметом, действием и словами, их обозначающими, формируются в 6 – 10
раз быстрее, чем в конце первого года жизни. К двум годам активный
словарь ребенка вырастает до 200 – 300 слов. Ребенок понимает обращенную
к нему речь и сам начинает говорить. Именно в 2года речь становится
главным средством, которое использует ребенок для общения с близкими
людьми.
Младший возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в
это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, со
сверстниками и с окружающим его предметным миром. К 2годам дети
практически овладевают навыками употребления форм единственного и
множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов,
используют некоторые падежные окончания. В это время понимание речи
взрослого значительно превосходит произносимые возможности.
В возрасте 2 – 3 лет наступает пик в развитии речи ребенка. Он начинает
активно слушать, причем запоминает и анализирует информацию. На
протяжении 2-го и 3-го года жизни ребенка происходит значительное
накопление активного и пассивного словаря, вместе с расширением которого
происходит и усвоение звуков речи.
На третьем году жизни дети рассматривают в книжках картинки, слушают
истории. У них увеличивается не только запас общеупотребительных слов,
но и появляется стремление к словотворчеству – изобретаются новые слова.
К 3м годам возникает потребность к самостоятельности, стремление
действовать независимо от взрослых, развивается самооценка. Это находит
отражение в речевом поведении, в выборе лексических и эмоциональновыразительных средств. Ребенок начинает говорит о себе в первом лице. К
этому времени активный словарь ребенка включает до 1500 слов. Вместо
простой двухсложной фразы он начинает использовать развернутые
предложения из 5 – 8 слов, овладев множественным числом
существительных и глаголов.
1.2. Методика развития речи детей дошкольного возраста в процессе
пальчиковых игр и упражнений
4
Работа по развитию детской речи должна быть комплексной и решать задачи
связанные со всеми сторонами речевого развития – фонематической,
лексической, грамматической. Всестороннее влияние на речь ребенка
является обязательным условием развития речи. Но стихийное развитие речи
не может поднять ребенка на высокий уровень, необходима помощь
взрослого, т.е. целенаправленное обучение и общение. Кроме того, взрослый
пробуждает у ребенка интерес к языку и побуждает его к творчеству.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте –
одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его
успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе
развития речи ребенка отражается на его поведении, а также на его
деятельности в разных его формах.
Современное и полноценное овладение речью является первым важнейшим
условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего
правильного ее развития. Современное – значит начатое с первых дней
жизни ребенка. Полноценное – значит достаточное по объему языкового
материала, побуждающее ребенка к овладению речью в мере его
возможностей на каждой возрастной ступени.
Учителя, логопеды и родители, занимаясь развитием речи ребенка
дошкольного возраста, должны уделить должное внимание и развитию
мелкой моторики его рук. Пальчиковая игра является очень ценным приемом
в работе по развитию речи ребенка. При заучивании текста игры, даже
небольшого четверостишья, способствует обогащению активного словаря
ребенка, учит правильному употреблению незнакомых слов. Платонова Н.
дает ряд методических рекомендаций для быстрого и качественного
становления речи посредством пальчиковых игр. Рассмотрим их подробнее
[12].
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование развития речи детей
дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений
2.1. Выявление уровня развития речи детей дошкольного возраста на
констатирующем этапе
5
Цель эмпирического исследования: повысить уровень развития речи детей
дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) подобрать экспериментальную группу (ЭГ);
2) провести констатирующий эксперимент с использованием
диагностических методик;
3) разработать методические рекомендации по повышению уровня
развития речи детей дошкольного возраста и апробировать их в ЭГ;
4) провести контрольную диагностику по используемым ранее
методикам, сделать выводы об эффективности предложенных методических
рекомендациях.
Исследование организовано на базе ДОУ «МАДОУ № 76» города Томска. В
исследовании приняли участие 10 детей в возрасте от трех до четырех лет.
Исследование проводилось поэтапно:
1) констатирующий эксперимент по выявлению начального уровня
развития речи у испытуемых ЭГ;
2) формирующий эксперимент по повышению уровня развития речи у
детей из ЭГ;
3) контрольный эксперимент по выявлению конечного уровня развития
речи у испытуемых ЭГ.
При выполнении заданий экспериментатору следует обращать особое
внимание на умение ребенка выполнять действие по словесной инструкции;
на то, какой рукой ребенок берет предметы и как он «работает» руками
(использует обе руки или только одну); на ловкость или неумелость действий
с маленькими предметами; эмоциональные возгласы и слова, произносимые
во время выполнения заданий. Если, выполнив задание или один из его
этапов, ребенок сознательно произносит любой возглас или использует
указательный жест в значении «Посмотри, как у меня получилось!», это
обязательно отмечается в протоколе обследования. Если ребенок молча
выполняет действия, экспериментатору следует попытаться активизировать
его речь, произнося любые эмоционально окрашенные, простые слова,
поглаживая его по головке или помогая ему выполнить задание [15, стр. 10].
6
2.2. Система работы педагога на формирующем этапе
Второй этап эксперимента предполагает работу по развитию речи детей
дошкольного возраста. С целью повышения уровня развития речи, в ЭГ
апробируем цикл занятий «Играем пальчиками».
Цель занятий: повышение уровня развития речи, координации движений
пальцев, кистей рук у детей дошкольного возраста посредством
пальчиковых игр.
Задачи:
1) создать условия для развития речи и мелкой моторики;
2) содействовать развитию речи, мелкой моторики, тактильной
чувствительности детей;
3) развивать слухо-зрительно-моторную координацию;
4) создавать на занятиях условия физической и психологической
безопасности;
Тематическое планирование включает в себя 30 занятий, рассчитанных на
сентябрь – октябрь 2018 г. Продолжительность занятий 10 минут. По
договоренности с руководством учебного заведения занятия проводились
после НОД ежедневно только с детьми, входящими в ЭГ. Занятия
проводились в отдельном помещении.
Ожидаемые результаты:
1) уровень развития речи у испытуемых повысится;
2) дети станут свободнее ориентироваться в пространстве;
3) дети научатся выполнять задания по словесной и зрительной
инструкции;
4) дети научатся быстро и правильно выполнять задания, требующие
координированных движений рук;
5) дети научатся самостоятельно оценивать правильность выполнения
задания.
7
Тематическое планирование программы представлено в таблице 6.
Планирование составляется согласно требованиям ФГОС, подборки игр
соответствуют текущим тематическим неделям. Задания проводятся по
методике, описанной в теоретической главе. Сначала детям предлагаются
простые игры, затем более сложные, каждую игру повторяем несколько раз,
используя все отведенное время для занятия. За неделю добиваемся
запоминания стихотворений. Каждое занятие начинается гимнастикой
«Дружба» и заканчивается аплодисментами самим себе. Новые игры
добавляются ежедневно, постепенно.
Заключение
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.
В первой главе исследования в теоретическом аспекте описаны особенности
развития речи детей дошкольного возраста, представлена методика развития
речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и
упражнений с учетом возраста дошкольников.
Работа по развитию детской речи должна быть комплексной и решать задачи
связанные со всеми сторонами речевого развития – фонематической,
лексической, грамматической.
Всестороннее влияние на речь ребенка является обязательным условием
развития речи.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аркин, Е. Дошкольный возраст / Е. Аркин – Москва: Наука, 2007. – 94
с.
2. Большакова, С.Е. Формирование мелкой моторики рук / С.Е.
Большакова - Москва: Сфера, 2008. – 59 с.
3. Белоусова, И.В. Картотека подвижных игр и пальчиковой гимнастики
по теме «Овощи и фрукты». – Социальная сеть работников образования /
И.В. Белоусова – 2016. – [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
8
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/12/01/kartoteka-podvizhnyh-igr-ipalchikovoy-gimnastiki-po-teme-ovoshchi (дата обращения 18.04.2019)
4. Вильчаковский, Э.С. Исследование формирования основных
двигательных навыков у детей дошкольного возраста / Э.С. Вильчаковский –
Харьков: Арест, 2010. - 20 с.
5. Выготский, Л.С. Проблема возрастной периодизации детского
развития. — Вопросы психологии / Л.С. Выготский – Москва: Академия,
2016. — С. 114 - 123.
6. Гареева, Н.Р. Коррекция развития мелкой моторики у детей с речевыми
нарушениями / Дошкольное воспитание. – 2002. - №6. – 480 с.
7. Гвоздев, А.Н. От первых слов до первого класса. Дневник научных
наблюдений. - Саратов: Издательство Саратовского университета. – 2015. –
127 с.
8. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе
детского сада. Планы занятий / В.В Гербова – [Электронный ресурс]. Режим
доступа: https://educ.wikireading.ru/1446 (дата обращения 20.04.2019)
9. Картункова, О.В. Нетрадиционные методы развития мелкой моторики
у детей дошкольного возраста / О.В. Картункова - [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/netradicionye-metody-razvitijamelkoi-motoriki-u-detei-doshkolnogo-vozrasta.html (дата обращения 1.05.2019)
10. Карасюк, Н.Н. Значение пальчиковых игр для развития речи
дошкольников. – Москва: Дошкольная педагогика. – 2014. – С. 14-17.
11. Копанова, Е.М. Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного
возраста / Е.М. Копанова - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.maam.ru/detskijsad/-rol-palchikovyh-igr-v-razviti-detei-doshkolnogovozrasta.html (дата обращения 3.05.2019)
12. Платонова, Н. Игры с пальчиками и методика их проведения с детьми
раннего и дошкольного возраста.- 2019. – [Электронный ресурс] / Режим
доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/igry-s-palchikami-i-metodika-ihprovedenija-s-detmi-ranego-i-doshkolnogo-vozrasta.html
13. Резинова, А.Н. Осенняя пальчиковая гимнастика. – 2017. –
[Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/osenjapalchikovaja-gimnastika.html
9
14. Старовойтова, Е.А. Пальчиковая гимнастика к лексической теме «Дом
и его части». - 2012. – [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://drujhnaia.blogspot.ru/2012/11/blog-post_21.html
15. Стребелева, Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития
детей раннего и дошкольного возраста. Методическое пособие. – Москва:
Просвещение. – 2005. – 88 с.
16. Трошина, О.Н. Пальчиковые игры по тематическим разделам. –
Социальная сеть работников образования. – 2015. – [Электронный ресурс] /
Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitierechi/2015/02/02/palchikovye-igry-po-tematicheskim-razdelam
17. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования. [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://iroipk.ykt.ru/fgosdo/fgos_do.pdf
18. Шанина С.А., Гаврилова А.С. Пальчиковые упражнения для развития
речи и мышления ребенка. – Москва: ООО Группа Компаний «РИПОЛ
классик». - 2008. – 249 с.
19. Шарикова Е.Н. Пальчиковые игры. – Москва: Стрекоза. – 2014. – 64 с.
20. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — Москва:
Педагогика. - 2019. – 460 с.
21. Юзбекова Е.А. Ступеньки творчества: Место игры в интеллектуальном
развитии дошкольника: метод. рекомендации для воспитателей ДОУ и
родителей. – Москва: ЛИНКА-ПРЕСС.- 2006. – 128 с.
22. Яструбинская Е.А. Влияние театрализованной игры на развитие речи и
мелкой моторики пальцев рук дошкольников / Практическая психология и
логопедия. - 2006. - № 4. - С. 25–33.