Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы определена тем, что в последнее время увеличивается число детей с
задержкой психического развития, сокращенно ЗПР. Способствует этому увеличение количества
детей, рождающихся с перинатальной энцефалопатией ПЭП; ухудшение здоровья детей из-за
ухудшающейся экологической обстановки; тяжелого психологического климата в некоторых
семьях. Такие дети не готовы к обучению в школе и испытывают трудности в усвоении
общеобразовательных программ, имеют отклонения интеллектуального и личностного развития,
частичное отставание в развитии психических функций, или высокую степень педагогической
запущенности.
При ЗПР у детей имеют место все виды нарушений речи, наблюдающиеся так же, как и у детей с
нормальным интеллектом.
Характерным признаком у детей с ЗПР является сочетание различных дефектов речи. Многие
проявления неразвитой речи связаны с общими особенностями этих детей.
У большинства детей с ЗПР имеются нарушения и внутренней, и внешней речи. У детей с ЗПР, так
же, как и у детей с нормальным развитием, произношение зависит и от анатомического строения
артикуляционного аппарата, и от умения ребенка чувствовать свое тело, органы артикуляции,
управлять ими, еще и от зрелости речевых зон коры головного мозга. Речи таких детей также
свойственны бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического
строя речи, наличие аграмматизмов.
3
1. Теоретическое изучение проблемы речевых нарушений у детей с задержкой психического
развития старшего дошкольного возраста
Причинами речевых нарушений можно назвать несколько факторов. Патологии беременности;
асфиксии; родовые травмы; ослабление здоровья детей, особенно в ранний возраст; различные
социальные причины.
Под причиной нарушений речи понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего
вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого
расстройства и без которых последнее не может возникнуть
Причины речевых нарушений подразделяются на внешние и внутренние, в более подробной
классификации - органические (анатомо-физиологические, морфологические), функциональные
(психогенные), социально-психологические и психоневрологические причины. - органические
причины: недоразвитие и поражение мозга во внутриутробном периоде, в момент родов или
после рождения. Выделены органические центральные (поражения мозга) и органические
периферические причины (поражения органа слуха, расщепление нёба и другие морфологические
изменения артикуляционного аппарата).
Перинатальная патология может быть из-за заболеваний матери во время беременности,
инфекций, интоксикаций, токсикоза беременности, различной акушерской патологии (это узкий
таз, долгие роды, стремительные роды, преждевременное отхождение вод, обвитие пуповиной,
неправильное положение плода и др.). Также относятся: асфиксия и родовая травма;
иммунологическая несовместимость крови матери и плода (например, по резус-фактору);
заболевание женщины краснухой, цитомегалией, токсоплазмозом и другими вирусными
инфекциями во время беременности; недоношенность плода; наследственно-дегенеративные
заболевания нервной системы обусловленые изменениями на генетическом уровне. Нарушения
внутриутробного развития плода - эмбриопатии - могут возникать в связи с вирусными
заболеваниями, приемом лекарственных препаратов, ионизирующей радиацией, вибрацией,
употреблением алкоголя и курением во время беременности.
Возможны также:
функциональные причины: нарушения соотношения процессов возбуждения и торможения в
центральной нервной системе. К функциональным нарушениям речи относятся также нарушения,
связанные с неблагоприятными воздействиями на организм ребенка. Это общая физическая
ослабленность, незрелость, обусловленная недоношенностью или внутриутробной патологией,
заболевания внутренних органов, рахит, нарушения обмена веществ, травмы головы.
психоневрологические причины: умственная отсталость, нарушения памяти, внимания и другие
расстройства психических функций
социально - психологические причины: различные неблагоприятные влияния окружающей среды;
различные психические травмы (испуг, переживания в связи с разлукой с близкими, длительная
психотравмирующая ситуация в семье и т. д.)
Социальными причинами можно назвать снижение уровня языковой культуры общества в целом.
Дети слышат вокруг себя неправильную речь, нелитературные выражения, неправильную речь в
программах телевидения и т.п.
Отмечается взаимодействие органических и функциональных, центральных и периферических
причин. Причины, вызывающие нарушения речи, очень сложны и переплетены. Часто встречаются
сочетания неблагоприятного окружения, наследственной
4
предрасположенности, врожденных аномалий, повреждения мозга или нарушения созревания
мозга под влиянием неблагоприятных факторов.
2. Практическое изучение влияния эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного
возраста с ЗПР на речевые нарушения
Диагностика звукопроизношения детей 6 года жизни с ЗПР проводилась на базе детского сада …
Для обследования было взято 30 детей с ЗПР (дети старшей группы).
Ход исследования:
1. Констатирующий эксперимент. Изучение нарушений слоговой структуры слова у группы детей с
ЗПР.
2. Формирующий эксперимент. Проведение коррекции выявленных нарушений слоговой
структуры слова с помощью логопедической работы.
3. Контрольный эксперимент.
Использовались методы: наблюдение, беседа, опытно - педагогическая работа.
Для обследования речи детей с задержкой психического развития принято применять методики,
разработанные для изучения детей с ЗПР. Среди множества методик, мною была выбрана
методика М.Ф. Фомичевой.
Проводя диагностику по методике М.Ф. Фомичевой перед нами ставилась цель выявить
нарушения звукопроизношения и найти оптимальный вариант для формирования у детей
правильного и четкого произношения звуков речи.
Повторное изучение нарушений слоговой структуры слова у группы детей с ЗПР с целью
выявления различий с результатами констатирующего эксперимента и эффективности
коррекционной работы.
Констатирующий эксперимент был проведен в середине учебного года (ноябрь), в течение
учебного года проводилась коррекционная работа с логопедом и в конце учебного года (апрель)
был проведен контрольный эксперимент. Для достижения поставленной цели использовались
следующие методы: изучение научной и методической литературы по теме исследования,
наблюдение за детьми, беседа, тестирование. Обследование включало в себя 3 этапа
обследования.
1 этап. Наблюдение за свободным общением ребенка. Оценка коммуникативных умений условно
проводится с учетом следующих критериев: контактность: умение устанавливать и поддерживать
зрительный контакт, коммуникативная активность, средства общения, способность воспринимать
и выполнять речевую инструкцию, умение вступать и вести диалог, характер общения.
2 этап. Обследование звукопроизношения поводилось по методике О.Б. Иншаковой («Альбом для
логопеда»).
В основу обследования слоговой структуры слов положена методика А.К. Марковой, которая
предлагает изучать у детей про¬изношение слов с различной слоговой структурой в зависимости
от их возрастающей сложности.
5
В заданиях с 1 по 16 детям предлагается самостоятельно на¬зывать все картинки, расположенные
по группам. Логопед оценивает умение ребенка произносить слова, сложность которых
постепенно увеличивается по количеству слогов, стечений согласных звуков и наличию звуков
трудных для произношения. В результате выявляются индивидуальные возможности каждого
ребенка. Особое внимание обращается на то, как произносятся сложные по слоговой структуре
слова в различных словосочетаниях и предложениях. Определив уро¬вень сложности слоговой
структуры слов для произношения каждого ребенка, логопед может правильно подбирать
речевой материал для проведения коррекционных занятий.
3. Методические рекомендации по преодолению речевых нарушений у детей старшего
дошкольного возраста с ЗПР
После того, как была проведена первичная диагностика, была применена разработанная
программа развития просодической стороны речи с использованием логоритмических занятий.
Всего было проведено 9 занятий 2 раза в неделю в течение 1 месяца.
Контрольная диагностика проводилась с использованием той же методики, что и при первичном
обследовании.
При наблюдении за свободным общением детей в группе сверстников выявило, что общение
стало носить внеситуативный характер. В группе появились новые постоянные партнеры по
общению. Кроме привычных партнеров по общению активно вступают в контакт с другими детьми
из группы. Контактирование со взрослыми стало более активным, уверенным. Со взрослыми
контактируют по своей инициативе. Диалог поддерживают самостоятельно. Беседа стала носить
более активный характер, испытуемые проявляют инициативу, рассказывая интересные моменты
самостоятельно в виде монолога. В речи появились предложения со сложной подчинительной
связью.
Заключение
На основе изученной литературы по этим вопросам, приходим к выводу, что речь и, в частности,
звукопроизношение - это есть результат согласованной деятельности многих областей головного
мозга. Есть речь сенсорная, т.е. понимание того, что говорят другие, и речь моторная -
произнесение звуков самим человеком. Они очень тесно взаимосвязаны.
Недостаточная сформированность речевого или фонематического слуха, т. е. способности
воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи (фонемы), вызывает недостатки
звукопроизношения. Также важную роль в образовании звуков играют органы полости рта: язык,
твердое и мягкое небо, альвеолы, нижняя челюсть, губы, зубы.
Причины, вызывающие нарушения речи, очень сложны и переплетены. Часто встречаются
сочетания неблагоприятного окружения, наследственной предрасположенности, врожденных
аномалий, повреждения мозга или нарушения созревания мозга под влиянием неблагоприятных
факторов.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
6
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку
дошкольников. -М.: Академия, 2010. -400с.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия,2008. -159с.
3. Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у
детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного
учреждения. - СПб.: ДетствоПресс, 2009.
4. Бернштейн НА. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М.,2010.
5. Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.: Просвещение,2011. -255с.
6. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. -
М.,2009.
7. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. - М.:
Просвещение,2011.
8. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Г.А. Волкова.
- М.: Гуманит. издательский центр ВЛАДОС, 2009. - 272 с. - (Коррекционная педагогика).
9. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 2008
10. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с
нарушениями речи. - М.,2009.
11. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы со школьниками/ М.В.
Ермолаева. - 2-е изд. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2008. - 176 с. - (Библиотека школьного
психолога).
12. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М.,2011.
13. Жинкин Н. И. Механизмы речи. М.,2009. - 370 с.
14. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичёва Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у
дошкольников. - М.,2010.
15. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у
детей дошкольного возраста. М.: Просвещение,2011.
16. Исенина Е. И. Дословесный период развития речи у детей. Саратов,2011. - 164 с.
17. Катаева А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями
в развитии: Пособие для учителя/ А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. - М.: Гуманит. издательский центр
ВЛАДОС, 2009.
18. Ковшиков В. А. К вопросу о нарушении различных знаковых систем в речевой
деятельности детей с экспрессивной алалией // Изучение динамики речевых и нервнопсихических нарушений. Л.,2010. - с. 79-96.
19. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функции мозга ребенка. - М., 2012
20. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Коррекционная работа воспитателя в
подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН). - М., 2012
21. Метод. пособие для учителя-логопеда/ Р.И. Лалаева. - М.: Гуманит. издательский центр
ВЛАДОС, 2008. - 224 с.: ил. - (Коррекционная педагогика).
7
22. Леонтьев А. А. Слово в речевой деятельности: Некоторые проблемы общей теории
речевой деятельности. М.,2011. - 245 с.
23. Мухина В.С. Детская психология. -М.: ООО Апрель-Пресс, ЗАО ЭКСМО-Пресс,2011. -315с.
24. Народная педагогика и воспитание /Авт. -сост.: Широкова Е.Ф., Филиппова Ж.Т., Лейко
М.М., Шувалова М.Н. Барнаул: БГПУ,2012. -49с.
25. Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А. Сохина -М.: Просвещение,2011.
-223с.
26. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. -М.:
Просвещение,2009. -176с.
27. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). -М.:
Просвещение,2011. -159 с.
28. Ушакова О.С., Струнина Е. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего
дошкольного возраста // Дошк. воспитание.-2011.- №9.-С.71-78
29. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного
возраста. -М.: Просвещение,2008. -239с.
30. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. -М.: Просвещение
2010. -348с.