Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность данной темы заключается в том, что учитель в виду отсутствия системы работы по использованию таких мыслительных операций, как синтез и анализ, классификация и обобщение, аналогия и абстракция, не всегда знает, как правильно способствовать развитию у учащихся способности мыслить по законам логики.
Главной целью образования является формирование личности обучающихся; развитие у учеников умения самостоятельно ставить учебные цели; находить пути их осуществления; исполнять контроль и давать оценку своим знаниям и умениям. То есть в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования существенно расширилось представление о результатах образования, это не только предметные, но и личностные, и метапредметные результаты.
Достижение новых образовательных результатов предполагает формирование у младших школьников системы универсальных учебных действий. Усвоение учащимися УУД даёт им возможность самостоятельного успешного приобретения новых знаний, умений на основе ключевой компетенции «умения учиться».
Значительная роль в формировании универсальных учебных действий в начальной школе принадлежит внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность развивает у ребёнка личностные качества, формирует интерес к учёбе, помогает адаптироваться в школе, углубляет, обобщает и расширяет знания учащихся, побуждает интерес к самостоятельному обучению.
Педагогические аспекты формирования логического мышления в учебном процессе школьников нашли отражение в трудах Ю. К. Бабанского, В. П. Беспалько, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдов и др.
Объект исследования – учебная деятельность младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования – формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Цель курсовой работы – рассмотреть формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности по математике.
Задачи:
- определить понятия учебной деятельности, особенности формирования познавательной деятельности у обучающихся начальной школы.
- проанализировать требования нормативных документов по формированию познавательных УУД младших школьников.
- исследовать структуру и содержание различных видов внеурочной деятельности по математике.
Методы исследования. Изучение психолого-педагогической и методической литературы, Интернет-ресурсов.
Методологическую основу исследования составляют труды психологов и педагогов: С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, Н.В. Басовой, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, О.К. Тихомирова, Н.Ф. Талызиной, Н.Б. Истоминой.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Психолого - педагогические основания формирования познавательных УУД у младших школьников
1.1 Понятия учебной деятельности, особенности формирования познавательной деятельности у обучающихся начальной школы
Учебная деятельность – это деятельность индивида, в процессе которой он овладевает способами учебных действий. Кроме того, такой вид деятельности направлен на самого субъекта (ребенка) и помогает личностному развитию.
По Д. Б. Эльконину, учебная деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте. Также учебная деятельность представляет собой особую деятельность, которая должна побуждаться некими мотивами [22, с. 29].
Учение и обучение тесно связаны между собой и составляют двусторонний процесс, который заключается в:
1. Передаче знаний,
2. Усвоении знаний.
Выделим основные характеристики учебной деятельности:
1. Учебная деятельность направлена на овладение знаний посредством решения учебных задач.
2. Учебная деятельность направлена на усвоение общих способов учебных действий.
3. Учебная деятельность стоится от общего к частному.
4. Учебная деятельность способна изменить психические свойства личности ребенка и вывести их на более высокую ступень.
Цель учебной деятельности состоит в приобретении учеником знаний. Если же ребенок не имеет потребности в знаниях, то данная деятельность для него бессмысленна, только если он не преследует другую цель, например, для получения какой-либо профессии. Так, учебная деятельность может быть разной по смыслу в зависимости от субъекта учения:
1. Учебная деятельность может удовлетворять познавательную потребность.
2. Учебная деятельность может удовлетворять другие потребности (внешние социальные мотивы).
По мнению И. С. Якиманской, сущность учебной деятельности состоит в личностном развитии ученика. Продукт учебной деятельности – это актуальное структурированное знание, которое лежит в основе умения решать задачи различных областей наук и практики, требующие его применения[23, с. 12].
Продукты учебной деятельности в виде основной органичной части входят в индивидуальный опыт обучающегося. Дальнейшая деятельность человека, его успешность в профессиональной деятельности, в общении с другими людьми зависит от структурной организации индивидуального опыта, его прочности, глубины, системности.
Главным продуктом учебной деятельности является формирование у обучающегося теоретического сознания и мышления. Результат учебной деятельности. В результате учебного процесса происходит овладение определенными навыками, умениями и знаниями. Одним из важнейших результатов учебной деятельности является научение ребенка учиться самостоятельно.
Познавательные универсальные учебные действия определяются как универсальные действия, обеспечивающие организацию учебно-познавательной деятельности младшего школьника и тесно связаны с познавательным развитием обучающихся.
Под познавательным развитием личности понимается формирование у учащихся научной картины мира, развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью, овладение методологией познания, стратегиями и способностями познания и учения, развитие логического и творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии [21, с. 25].
По мнению Л.В. Лукиных «познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации» [11, с. 4].
Анализ данной формулировки позволяет выделить три аспекта:
Во-первых, познавательные УУД заключают в себе совокупность методов овладения информацией: «…это система способов познания окружающего мира…» [17, с. 4].
Во-вторых, познавательные УУД учат младших школьников работать и обрабатывать информацию самостоятельно, что немало важно для младшего школьника, так как ученик учиться решать сам учебные задачи и принимать решения: «…построения самостоятельного процесса поиска» [17, с. 4].
В-третьих, благодаря формированию познавательных УУД младший школьник учиться из большого потока информации выделять главные и нужные для него сведения, то есть младший школьник должен учиться анализировать и синтезировать информацию, а также применять ее на практике: «…исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации…» [17, с. 6].
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций, включая организацию, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивает тем, что УУД – это обобщение действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познании и мотивацию к обучению.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса [4].
Функции универсальных учебных действий:
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
1) личностный;
2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный;
4) коммуникативный.
В целях раскрытия темы данного исследования рассмотрим подробно понятие познавательных УУД.
В толковом словаре прилагательное «познавательный» означает способствующий познанию, расширению знаний. Согласно педагогическому энциклопедическому словарю, познание – это «творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире» [9]. Таким образом, под познавательными УУД будем понимать действия, способствующие получению знаний о мире.
К познавательным УУД относятся:
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационно- коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Альтовская С.А. Формирование познавательных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО / С.А. Альтовская // Образование и наука в современных условиях. – 2015 г. – № 4 – 43с.
2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. – М.: Просвещение, 2008. – 152 с.
3. Байбородова Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л.В. Байбородова. – М.: Просвещение, 2013. – 177 с.
4. Братчикова Ю.В. Формированаи познавательных универсальных учебных действий на основе игровых технологий во внеурочной деятельности / Ю.В. Братчикова, Н.В. Шестакова // Актуальные вопросы современной психологии. – 2017. – № 4. – С. 21 – 23.
5. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2016. – 96 с.
6. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. – М.: Инюр, 2006. – 113 с.
7. Егорова Т.В. Особенности формирования у младших школьников познавательных универсальных учебных действий на уроках математики [Текст] / Т.В. Егорова, С.В. Митрохина // Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы: Сборник статей XII Междунар. науч.-практ. конф. «Артемовские чтения». – Пенза: Изд-во ПГУ, 2016. – С. 116–119.
8. Елисеева Д.С. Познавательные универсальные учебные действия младшего школьника как педагогический феномен / Д.С. Елисеева // Вестник Южно – Уральского университета. – 2014 – № 4. – С. 20.
9. Истомина, Н.Б. К вопросу о развивающем учебнике математики для начальных классов [Текст] / Н.Б. Истомина, М. Дукарт // Начальная школа. – 2010. – №2. – С. 86-90.
10. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект Рос. акад. образования; / под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2014. - 180 с.
11. Лукиных Л.В. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе // Молодой учёный. – 2015. – № 10. – С. 15-20.
12. Медведская, В.Н. Формирование у первоклассников умение работать над задачей [Текст] / В.Н. Медведская // Начальная школа. – 2010. – № 10. – С. 36-37.
13. Орешкина И.В. Орешки для ума: логические задания для 3 класса [Текст] / И.В. Орешкина. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 63 с.
14. Педагогика лета. Ч. IV. Организация занятий художественным творчеством в образовательно-оздоровительном лагере: метод. пособие / Под ред. О.П. Савельевой, Л.Н. Ходуновой. – Магнитогорск: МаГУ, 2013. – 108 с.
15. Рубинштейн, С.П. Основы общей психологии / С.П. Рубинштейн.- СПб: ПитерКом,2008.-688с.
16. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения // Начальная школа. – 2012 г. – 302 с.
17. Семенов, Е.М. Развитие мышления на уроках математики [Текст] / Е.М. Семенов, Е.Д. Горбунова. – М. : Педагогика, 2016. – 356 с.
18. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся [Текст] Н.Ф. Талызина. – М.: Академия, 2013. – 426 с.
19. Фаустова, Н.П. К вопросу о математическом образовании в начальной школе [Текст] / Н.П. Фаустова // Начальная школа. – 2006. – №7. – С. 70.
20. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011.- 31 с.
21. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011.- 31 с.
22. Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Психология, 2001. – 148 с
23. Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе [Текст] / И. С. Якиманская. – М.: Педагогика, 2006. – 95с.