Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В образовательной системе еще не так давно было принято считать, что главной её задачей является передача накопленных знаний, выработанных навыков и умений из поколения в поколение. В ускоряющемся и изменяющемся мире, становится иным и видение образовательно-воспитательного процесса, целей обучения и формирования личности. К современному человеку предъявляется ряд новых требований, отвечающих запросам современного общества: грамотная постановка и достижение собственных целей, продуктивное выполнение своих функции в личных, профессиональных и образовательных областях, совершение осознанных действий в ситуациях выбора . Пожалуй, нет такого учителя, который бы не задавался бы вопросами: «Как заинтересовать детей своим предметом, стимулировать их познавательную активность? Как мотивировать ребенка к достижению им высоких результатов?» Каким образом показать значимость того или иного учебного предмета для его личностной и, в дальнейшем, профессиональной самореализации? Одной из главных проблем особенно школьного образования, остается проблема мотивации обучающихся к получению новых знаний, выработка детьми восприятия себя как полноправного, инициативного участника образовательного процесса.
Социальные преобразования, происходящие в нашей стране, создали определенные условия для перестроечных процессов в системе образования.
В соответствии с требованиями ФГОС нового поколения современный школьник является самостоятельным субъектом образовательной деятельности, что подразумевает воспитание творческой личности, умеющей учиться и развиваться самостоятельно. Именно такой подход позволяет реализовать технология развивающего обучения. Системы, которая ставит целью развитие познавательных процессов, личности ученика .
Анализ программ дошкольного и начального обучения показал, что сквозными линиями в дошкольном образовании и начальном образовании являются здоровьесбережение, педагогические технологии, основанные на деятельностном подходе к обучению, формирование математических представлений, ознакомление с разными видами искусства (живопись, музыка), конструированием, развитие всех сторон речи. Одним из основных средств овладения знаниями в дошкольном и начальном образовании является родной язык. Именно через язык, через речь дети познают окружающий мир. Развитие речи тесно связано с развитием сознания, развитием личности в целом. Изучая язык как систему, дошкольники и младшие школьники приобретают знания из всех разделов родного языка: фонетики, морфологии, лексики и синтаксиса. Эта работа начинается на первой ступени и продолжается в начальной и средней школе, при этом объем знаний детей постепенно увеличивается, умения совершенствуются.
Изучение фонетики русского языка является предпосылкой к осознанному усвоению всего курса русского языка в начальной школе. Именно фонетические знания являются важным условием процесса обучения письменной речи: чтению и письму. Хороший фонематический слух и развитый артикуляционный аппарат являются фундаментом грамотности детей. Овладевая фонетическими знаниями и умениями, дети учатся осознавать звучащее слово, вслушиваться в него, устанавливать последовательность звуков, определять ударные и безударные слоги, давать характеристику звукам и т.п. Все это позволяет сформировать орфографическую зоркость, помочь избежать пропусков, замены букв в письменной речи, точно понимать звучащую речь. При формировании фонетических знаний надо учитывать их связь с графикой, орфографией, орфоэпией, общим развитием речи детей. Таким образом, осознанные фонетические знания и умения составляют необходимую базу для обучения .
Вышесказанное определяет актуальность и выбор темы данного исследования: «Реализация принципов развивающего обучения при изучении звуковой стороны языка».
Проблема исследования: согласно исследователям в рамках педагогики и психологии (Божович Л.И., Выготский Л.С., Запорожец А.В., Кудрявцев В.Т., Слободчиков В.И., Школяр Л.В., Эльконин Д.Б., Занков Л.В. и др.) и практики дошкольного и начального обучения.
Проблему исследование составляет противоречие между этими явлениями, требующее разрешения в реализации наиболее эффективных развивающих методов обучения при всем их многообразии.
Объект исследования: эвристические методы обучения.
Предмет исследования: использование эвристических методов на занятиях литературного чтения в начальной школе.
Цель исследования: изучение особенностей реализации принципов развивающего обучения при изучении звуковой стороны языка
Задачи исследования:
- определение звуковой стороны языка;
- характеристика принципов развивающего обучения;
- описание особенностей реализации принципов развивающего обучения при изучении звуковой стороны языка
- анализ прикладных аспектов реализации принципов развивающего обучения при изучении звуковой стороны языка.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, теоретический анализ и синтез, наблюдение.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ ЯЗЫКА
1.1.Определение звуковой стороны языка
Русский язык обладает сложной звуковой системой, в связи с чем, анализу теории звучащей речи посвящены многие исследования. Именно на основе анализа звукового строя языка создается база для теоретического осмысления процессов, происходящих в языке. Ученые характеризуют звуковые единицы языка с точки зрения образования звука (это артикуляционные свойства языка), звучания (акустические свойства языка) и восприятия (перцептивные качества языка). Все эти единицы взаимосвязаны.
Фонетика – это наука о звуковой стороне языка, изучающая способы образования звуков речи, их отличительные признаки, их изменение в речевом потоке, их роль в функционировании языка как средства общения людей. Но основной частью фонетики является учение о звуках .
В зависимости от целей исследования различаются, с одной стороны – общая и частная фонетика, а с другой – фонетика описательная, историческая и сравнительная (сопоставительная).
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алексеева, М. М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина - М.: Посвещение. – 1998. – 219 с.
2. Андрианова Г.А., Хуторской А.В., Кулешова Г.М. Смыслы и цели образования: инновационный аспект. Сб. науч. трудов / Под ред. А.В. Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007.
3. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. – СПб.: Детство–пресс, 2005. – 48 с.
4. Бабина Г. В., Белякова Л. И., Идес Р. Е. Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия»): Учебно-методическое пособие / Под ред.Г. В. Бабиной. – М.: МПГУ, 2012. – 104 с.
5. Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте – М.: Мозаика – Синтез, 2009. – 324 с.
6. Гербова В.В. развитие речи в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2006. – 208 с.
7. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, – 112 с.
8. Журова Л.Е. Обучение дошкольников грамоте / Л.Е. Журова, Н.С., Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н.Невская – М.: Школьная пресса, 1998. – 144 с.
9. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. Книга для воспитателя детского сада. 2-е изд., исправленное. М.: «Просвещение». –1988. – 152 с.
10. Максимов В.И. Занимательная фонетика. – 4 изд. – СПб.: Златоуст, 2014. – 261
11. Маслов Ю.С. Введение в языкознание 2-е изд. М.: Высшая школа, 1987. – 272 с.
12. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3 – е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика -Синтез, 2005. – 208 с.
13. Сохин Ф.А. Развитие детей дошкольного возраста.: Пособие для воспитателя дет. сада./ Под ред. Ф.А . Сохина. – 2 – е изд., исправ. – М.: «Просвещение», 1979. – 223 с.
14. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). М.:Просвещение, 1981. – 111 с.
15. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. М.: Просвещение, 1991.– 128 с.
16. Щерба Л.В. языковая система и речевая деятельность – Л.: Наука, 1974. – 428 с.
17. Эльконин, Д. Б. Как учить детей читать /Д. Б. Эльконин– М.: .: Знание, 1976. - 64 с.
18. Эвристическое обучение. В 5 т. Т.3. Методика / Под ред. А.В. Хуторского. – М.:Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. – 208 с.