Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Переход ребенка к учебной деятельности повышает
требования к уровню развития фонетико-фонематической стороны речи,
связано это с необходимостью освоения письменной речи, освоения чтения,
необходимостью идентифицировать звуки с буквами и наоборот.
Проблемами коррекционной работы при системном нарушении речи и
анализом причин их возникновения занималось множество исследователей.
Среди них можно выделить работы Л.С. Волковой, Р.И. Лалаевой, Л.В.
Лопатиной, Р.Е. Ливиной, В.И. Селиверстова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичевой,
М.Е. Хватцева, Г.В. Чиркиной, С.Н. Шаховской и др.
Проблема развития речи в контексте развития когнитивных, психологических
2
функций рассмотрены в работах Г.М. Андреевой, Ю.Н. Емельянова, Ю.М.
Жукова, Л.А. Петровской, Е.В. Руденского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Гвоздева,
Л.С. Выготского и др.
Вопросами развития языкового строя речи отражены в работах Ю.Д.
Апресяна, Л.А. Введенской, Т.А. Ладыженской, Д.С. Лихачева, М. Р. Львова,
Л. Г. Павловой, К.Д. Ушинского, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, М.М.
Алексеевой, В.И. Яшиной, Ф.А. Сохина, А.М. Бородича и др.
Несмотря на то, что множество исследователей занимались вопросами
исследования особенностей развития речи в онтогенезе, проблема
особенностей развития речи при наличии диагноза дислалия изучена
недостаточно.
1. Теоретическое изучение проблемы дислалии у младших школьников
1.1. Причины возникновения дислалии
В самом общем понимании, дислалия – это нарушение речи, обусловленное
неправильным произношением отдельных звуков.
Речевое расстройство характеризуется отсутствием нарушения иннервации
речевого аппарата и нормальным функционированием коры головного мозга,
что само по себе говорит о возможности коррекционного воздействия и
благоприятном прогнозе. Вместе с тем, относиться к дислалии беспечно не
стоит, так как дети привыкают произносить звуки определенным образом, не
замечая своего дефекта.
Данные привычки сохраняются на всю жизнь и влекут за собой, в лучшем
случае насмешки сверстников и комплексы неполноценности, а в худшем –
формирование более сложных патологий.
Так, звукообразование – сложный процесс, в котором участвует:
струя воздуха;
голосовые складки;
артикуляционный аппарат (губы, зубы, небо, альвеолы, язык).
3
При смыкании органов артикуляции образуется преграда, проходя которую,
струя воздуха из легких образует звук. Все звуки речи делятся на глухие и
звонкие по принципу задействования в их образовании голосовых складок.
Так, если для образования звука смыкаются голосовые складки, он получается
звонким. Это можно ощутить, приложив руку к горлу во время
изолированного произнесения согласного звука. Если он звонкий, то есть
произошло смыкание голосовых складок, гортань вибрирует, если нет – горло
остается спокойным.
В зависимости от места преграды, проходя которую струя воздуха образует
звук, последние классифицируют на: губные; зубные; передне и
заднеязычные.
По характеру звука принято различать: свистящие; шипящие; сонсорные. При
этом нарушение звукообразование может быть в любом месте, что повлечет
ту или иную форму дислалии. Так, от вибрации языка у альвеол образуется
звук «Р», изгибая корень языка к небу, люди произносят «Г» и «Х». Если
мышцы языка столь слабы, что он не может подняться и вибрировать, чистого
звучания не будет. При слабости мышц губ дети не способны растягивать их в
полуулыбки и произносить все мягкие звуки, выговаривать «В», «Ф», «З»,
«С».
1.2. Диагностика дислалии
Для достоверности постановки диагноза дислалия необходим правильный
сбор анамнеза. Необходим тщательный опрос матери ребенка и правильно
провести работу с самим ребенком. У матери необходимо узнать были ли в
семье нарушения связанные с речью или с речевым аппаратом. Нужно
учитывать все данные, начиная от самого момента зачатия малыша, учитывать
от какой беременности ребенок, особенности протекания беременности,
выяснить были ли у матери заболевания во время беременности, учитывать,
как проходили роды. Далее собрать данные по поводу психомоторного
4
развития ребенка, состояние слуха и зрения, состояния опорно-двигательной
системы. Также необходимо обратить внимание на то, нет ли болей различной
локализации, будь то голова, шея, ротовая полость, потому что нарушения
могут быть связанны именно с болью, нужно учитывать этот факт.
Затем необходим тщательный осмотр органов речи, оценить подвижность,
провести с ребенком серию упражнений. Логопед должен оценить
правильность звуковоспроизведения, и выявить наличие дефектных звуков, а
затем дифференцировать их с помощью дидактического материала. Оценить
характеристику нарушения, будь то замена звука, или их смешение, и так же
выяснить в каких позициях слов или словосочетания находится дефект (в
начале, середине, или в конце).
Провести оценку фонематического слуха – способность ребенка
дифференцировать коррелирующие фонемы. Немаловажным аспектом в
диагностике дислалии является осмотр узких специалистов, таких как
стоматолог, детский невролог, отоларинголог.
Необходимо исключить наличие тугоухости и оценить работу слухового
аппарата. Особое внимание должен уделить невролог, так как наличие
дополнительных симптомов может говорить о более серьезной патологии,
тщательно провести полную неврологическую проверку, наличие рефлексов,
памяти, восприятия, чувствительности.
Необходимо прохождение дополнительных методов обследования, для
исключения патологий связанных с головным мозгом, так как, дефект может
быть заложен именно в этом органе, нужно исключить наличие
патологического очага, нарушающего связи, между центрами речи и речевым
органном. Для этого используют компьютерную томографию или ядерный
магнитный резонанс. Затем нужно провести дифференциальную диагностику
дислалии с дизартрией.
1.3. Дидактические игры в коррекции дислалии
5
За последние годы медицинская и педагогическая статистика, а также
непосредственная практика работы в дошкольных учреждениях
подтверждают неуклонный рост детей с нарушением речевого развития.
Самым распространённым дефектом произношения в дошкольном возрасте
считают дислалию. Основной целью коррекционной работы при дислалии
является формирование умений и навыков правильного воспроизведения
звуков речи. Система коррекционной работы по воспитанию правильного
звукопроизношения строится на основе психолого-педагогического подхода и
игровой форме обучения – как ведущей на ступени детства. Запорожец А.В.,
оценивая роль дидактической игры, справедливо указывал, что необходимо
добиваться того, чтобы игра была не только формой усвоения отдельных
знаний и умений, но и способствовала общему развитию ребенка, служила
формированию его способностей.
Дидактическая игра — это активная учебная деятельность по имитационному
моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Это одно из средств
воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Разнообразные игровые
ситуации, созданные логопедом, побуждают ребенка к своеобразному
речевому общению, отвлекают его внимание от речевых дефектов,
предоставляют богатые возможности для осуществления целенаправленной
деятельности.
Игровые приемы освобождают детей от утомления, длительной
неподвижности на логопедических занятиях, помогают чередовать виды
речевой работы и повышают эффективность коррекционной работы. Нами
была предпринята попытка создания серии авторских дидактических игр,
направленных на коррекцию звукопроизношения у дошкольников и
апробация их. Игры состоят из следующих компонентов.
2. Практическое изучение использования дидактических игр для коррекции
дислалии у младших школьников
6
Исследование проводилось на базе МБОУ № 27 «Рябинка», г.
Новочебоксарск.
В эксперименте принимали участия 15 детей младшего школьного возраста с
различными нарушениями звукопроизношения.
Экспериментальное исследование включало три этапа: констатирующий,
формирующий, контрольный.
Цель исследования: выявить особенности нарушения звукопроизношения у
детей младшего школьного возраста.
На констатирующем этапе была проведена работа по выявлению актуального
уровня развития произношения шипящих, свистящих и сонорных звуков у
детей с дислалией, диагностика проводилась по методике Р.И. Лалаевой,
включала в себя: обследование восприятия звуков; дифференциации звуков;
восприятие звуков в словах (позиция звука в начале, середине и конце слова).
При обследовании 15 детей были выявлены нарушения в строении
артикуляционного аппарата у 5 человек. Мы поделили группу на 2 подгруппы.
Группа с детьми, имеющими нарушения (группа А), где нет нарушений эта
группа «Б»
У Светланы С. недостаточно подвижен при обследовании язык. Этот дефект
вызван неумением удержать, язык в нужном положении и быстрого перехода
от одного движения к другому.
У Светланы С. при выполнении ряд упражнений по подражанию были
затруднения. Девочка не могла:
— удержать широко распластанный язык на нижней губе (2-3 сек.);
— облизать широким языком верхнюю, нижнюю губу (по подражанию, по
инструкции);
— произвести круговые движения широко распластанным языком по верхней
и нижней губам;
— удерживать кончик языка у правого, левого углов рта (2-3 сек.);
— пощелкать языком (3-5 раз);
— пощелкать языком («погонять лошадок»);
7
— имитировать языком положение «трубочки»;
— произвести 2—3 движения из перечисленных попеременно.
Нарушения строения артикуляционного аппарата у дошкольников с дислалией
(группа «А»).
После проведенного нами исследования было выявлено, что дети у которых
артикуляционный аппарат был нарушен, продемонстрировали низкий и
средний уровни. Так низкий уровень у Светланы С. У нее есть упражнения,
где она не справилась. В связи с этим мы в формирующем этапе проведем ряд
упражнений для исправления артикуляционного аппарата.
Заключение
При освоении ребенком учебной деятельности к нему повышается уровень
требования, что проявляется в требовании к уровню развития фонетикофонематической стороны речи. Нарушения звукопроизношения могут
привести к сложностям освоения письменной речи, освоения чтения,
сложностями идентификации звуков с буквами и наоборот.
Нами было проведено исследование особенностей звукопроизношения
младших школьников с дислалией и проанализированы возможности развития
звукопроизношения.
В ходе исследования нами были изучены проблемы особенностей
формирования звукопроизношения у младших школьников с дислалией.
На основании проведенного исследования звукопроизношения младших
школьников с дислалией нами было выявлено наличие нарушений
звукопроизношения [c], [ш], [л], [p]. В ход данного исследования нами были
выявлены группы детей для последующей целенаправленной деятельности по
формированию звукопроизношения. В ходе исследования нами было
выявлено наличие потребности коррекции звукопроизношения и постановку
звукопроизношения у младших школьников с дислалией.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
8
1. Аджи, А. В. Конспекты интегрированных занятий в подготовительной
группе детского сада. Познавательное развитие. Развитие речи. Обучение
грамоте / А.В. Аджи. - М.: ТЦ "Учитель", 2006. - 336 c.
2. Возрастная психолингвистика. - М.: Лабиринт, 2004. - 320 c.
3. Выготский, Л. С. Мышление и речь . Изд. 5, испр. / Л. С. Выготский. -
М. : Лабиринт, 1999. - 352 с.
4. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе
детского сада / В.В. Гербова, А.И. Максаков. - М.: Просвещение, 1986. - 128 c.
5. Горелов, И. Н. Избранные труды по психолингвистике / И.Н. Горелов. -
М.: Лабиринт, 2003. - 320 c.
6. Ефимов, О. И. 15 мифов о детской речи. Диалоги невролога и логопеда
о детской речи / О.И. Ефимов, В.Л. Ефимова. - М.: Диля, 2016. - 224 c.
7. Залевская, А. А. Введение в психолингвистику / А.А. Залевская. - М.:
РГГУ, 2007. - 566 c.
8. Зуева, Л. Н. Занимательные упражнения по развитию речи. Логопедия
для дошкольников. Альбом 1. Звуки С, 3, Ц / Л.Н. Зуева, Н.Ю. Костылева, О.П.
Солошенко. - М.: АСТ, Астрель, 2003. - 590 c.
9. Ильина, И. С. Адаптация ребенка к детскому саду. Общение, речь,
эмоциональное развитие / И.С. Ильина. - М.: Академия развития, 2008. - 144 c.
10. Карелина И.Б. Диффренциальная диагностика стертых форм дизартрии
и сложной дислалии //Дефектология, № 5, 2015
11. Левина, Р. Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей //
Логопедия. Методическое наследие. / Под ред. Л. С. Волковой. - М. : Владос,
2008. - Кн.5
12. Светлова, И.Е. Домашний логопед. Эффективная программа
самостоятельных занятий родителей с ребенком по звукопроизношению / И.Е.
Светлова. - М.: Эксмо, 2003. - 256 c.
13. Слобин, Д. Д. Слобин. Психолингвистика. Дж. Грин. Психолингвистика.
Хомский и психология / Д. Слобин, Дж. Грин. - М.: Либроком, 2009. - 352 c.
9
14. Цейтлин, С.Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в
детской речи / С.Н. Цейтлин. - М.: Книга по Требованию, 2011. - 592 c