Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы. Дошкольный возраст - это время, когда начинает формироваться личность. За эти годы ребёнок приобретает многое из того, что остается с ним надолго, определяя его как личность и последующее интеллектуальное развитие. Одной из центральных задач развития личности является формирование самосознания, понимания того, кто «я» и какое место занимаю в обществе.
Проблема формирования самооценки ее роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребёнка-дошкольника является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики, поскольку дает представление не только об общих закономерностях развития психики детей и ее отдельных сторонах, но и об особенностях становления личности дошкольника. Именно самооценка позволяет сохранить устойчивость личности независимо от меняющихся ситуаций, обеспечивая возможность оставаться самим собой.
Проблемой формирования самооценки исследовали такие ученые как: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Л.И. Божович, О.А. Шаграева, А.И. Липкина, А.В. Захарова, А.Ф.Лазурский, Л.В.Бороздина, М.И. Лисина, В.В. Столин, А.Г. Спиркин, И.И. Чеснокова и многие другие авторы.
. Формирование самооценки происходит в процессе межличностного взаимодействия, поэтому образовательная средадошкольного учреждения оказывает значительное влияние на формирование самооценки растущей личности.
В настоящее время все более очевидно влияние самооценки дошкольника на его поведение, межличностные контакты и проявление самостоятельности, инициативности в разных видах детской деятельности. Известно, что детская оценка и самооценка формируются только при общении ребёнка с другими людьми. Старший дошкольник сам начинает искать оценку своих действий, подкрепление правильности или неправильности познаваемой им действительности. В формировании детских оценок и самооценок большую роль играет оценка воспитателем, его родными, а также сверстниками. Оценочные рассуждения педагогов действий и результатов детей-дошкольников позволяют наметить некоторые тенденции и особенности в формировании детской оценки и самооценки.
Объект исследования: самооценка, выраженная в суждениях детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс формирования самооценки у детей дошкольного возраста.
Цель работы заключается в анализе самооценочных суждений у детей старшего дошкольного возраста и определении уровня их самооценки.
Задачи исследования:
1. Обзор подходов к изучению самооценки детей дошкольного возраста в научной литературе.
2. Характеристика показателей и методов диагностики самооценочных суждений в старшем дошкольном возрасте
3. Экспериментальное изучение самооценочных суждений детей старшего дошкольного возраста в детском саду.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования (анализ и обобщение педагогической и психологической литературы); эмпирические методы исследования (педагогическое наблюдение, тест, опрос), методы математической статистики.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМ ДИАГНОСТИКИ
1.1. Подходы к изучению самооценки детей дошкольного возраста в научной литературе
Проблема изучения самооценки является актуальной для многих представителей разных наук, например - психологии, социологии, философии и пр. В соответствии с этим происходит различное толкование понятия самооценки, однако большинство авторов при этом выделяет общее, это - оценка личности самого себя, своих возможностей, способностей, действий и поведения, а также оценка себя среди других людей, путем одобрения или неодобрения себя и своей личности в целом.
В отечественной психологии изучение и определение самооценки были рассмотрены в работах Б.Г. Ананьева, Л. И. Божович, С.Л. Рубинштейн, B.C. Мухина, А.Г. Спиркина и другие. В работах зарубежных психологов самооценкой занимались Р. Бернс, Э. Эриксон, К. Роджерс и другие.
В связи с разным определением и изучением понятия сформировались различные подходы к исследованию самооценки. Во-первых, это исследование отдельных аспектов самооценки, как центральный компонент личности, отражающий своеобразие внутреннего мира индивида, и во- вторых, это исследование понятия как системного качества личности, которое принимает участие в регуляции поведения человека и его деятельности. [3]
Процесс формирования общей самооценки неравномерен, это связанно с тем, что частные оценки себя, на основе которых и формируется глобальная оценка личности, могут находиться на разных этапах адекватности и устойчивости. Помимо этого, они могут по-разному взаимодействовать между собой, а именно быть согласованными или наоборот, взаимодополнять друг друга или быть противоречивыми. [6]
Помимо частной и общей самооценки выделяют актуальную и потенциальную самооценку. Это выражается в том, что при актуальной самооценки оценивается то, что уже достигнуто, а в потенциальную входит то, на что способен человек. В свою очередь второе часто называют уровнем притязаний.
Самооценка есть один из важнейших свойств личности. Она связана с самосознанием и включает критический взгляд на самого себя, осознание существенности своей роли в обществе и важности личной деятельности. Самооценка - это самостоятельное оценивание своих чувств, действий и манеры вести себя в обществе. [9]
Основу самооценки составляет осознание собственных черт характера и поведения. Также на образование самооценки влияет и общественное мнение, которое связано с общепринятыми нормами и правилами.
При этом высокая оценка характерна для детей, чьи родители заинтересованы в своем ребёнке, относятся к нему с теплотой и нежностью, любят их.
Рефлексия интеллектуальная понимается как рефлексия мышления. Ребёнок не просто лучше и на более длительный срок запоминает, но и он уже способен задумываться о том, как он это совершает.
На психологическое развитие ребёнка и формирование его индивидуальных качеств влияет стиль поведения взрослых – тоталитарный, попустительский или демократичный. Ясно, что ребёнку комфортнее развиваться при демократическом стиле руководства.
Уже с 6 лет дети очень много времени проводят со своими сверстниками, обычно одного пола. В игре развиваются соперничество, сотрудничество, формируются знания о правилах одиночной и групповой работы-игры. Ребёнок понимает понятия справедливость, несправедливость, равенство, лидерство, подчинение, предательство, верность и т.п. Все эти понятия также формируют индивидуальные качества ребёнка. Например, острое понимание справедливости, верности, равенства развивает у ребёнка ответственность, что в дальнейшем положительным образом скажется на его мотивации. [15]
Кроме того, эмоциональное развитие ребёнка теперь в большей степени зависит от опыта, который он получает уже не в домашней обстановке. Например, страхи ребёнка отражаются в восприятии им окружающего мира. Вымышленные страхи сменяются более осознанными, например, такими как страх наказания, боязнь уколов, страх грозы, страх показаться перед сверстниками в неприглядном виде, страх перед неудачей, боязнь критики со стороны педагога, боязнь быть отвергнутым родителями или сверстниками и т.п. [4]
Существуют различные классификации видов самооценки, рассмотрим одну из них. Самооценка бывает: адекватная устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения. Исследования М.В. Матюхина и др. показали, что у детей встречаются все вышеперечисленные виды самооценок
Формирование подлинной самооценки представляет собой сложный процесс, который А.А. Аркушенко разделил процесс на два этапа:
1. самооценка подвергается внешним действиям;
2. в сферу самооценки включается его внутреннее состояние, личностные качества. [1]
Адекватная самооценка проявляется в чувстве значимости себя, такие дети с интересом ищут разнообразные пути решения проблем, стремятся поддерживать отношения в коллективе. В случае неудачи они не опускают руки, а стараются исправиться и продолжать двигаться и развиваться дальше.
Обучающиеся с завышенной самооценкой часто переоценивают себя и ставят себе недостижимые цели. Часто после неудачи они продолжают настаивать на своем или меняют задачу на самую легкую. Они проявляют критичность к работам других детей. [5]
Неадекватная заниженная самооценка выражается как в поведении, так и в личностных чертах. Такие обучающиеся склонны выбирать для себя
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аркушенко А.В., Ларина О.А. Психология развития и возрастная психология. - М.: Эксмо, 2008. - 344 с.
2. Беккер И. Л., Дубовицская С. В. Воспитывающая среда как фактор становления и развития личности //Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. - 2011. - № 24. С. 631 -638.
3. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание - М.: Прогресс, 1986. - 280 с
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб: Питер, 2009. - С. 137-140.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991. - 536 с.
6. Казанская, К.О. Детская и возрастная психология. - М.: А-Приор, 2010. - 160с
7. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики // Сравнительная психология и зоопсихология: хрестоматия / сост. Г. В. Калягина. - СПб., 2001. - С. 21-49
8. Лисина, М.И. Формирование личности ребёнка в общении. - СПб.: Питер, 2009. - 320 с.
9. Молчанова, О.Н. Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования. - Москва: Флинта, 2010. -392 с.
10. Мухина, В.С. Возрастная психология. - М.: ACADEMIA, 1999. - 456 с.
11. Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А. А. Бодалева. - М. Изд- во « Когито - Центр» - 2011. - С. 35¬ -36.
12. Сизаева В. Э., Лисинецская А. А. Проблема детско-родительских отношений и их влияние на представления о своей семье // Наука и современность. - 2012. - № 15. - С. 162- 166.
13. Смирнова Е. О., Соколова М. В. Структура и динамика родительского отношения в онтогенезе ребёнка // Вопросы психологии. - 2009. - № 2. - С. 57-68.
14. Тулупова О.В. Основные подходы к изучению детско-родительских отношений в зарубежной психолого-педагогической литературе. // Перспективы науки. - - № 1(52). - С. 157 - 159.
15. Чупина В. Б. Особенности влияния социокультурной среды на самооценку и самореализационный потенциал человека // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2007. - №1.- С.108- 111.