Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Профессиональный рост персонала организации выступает в качестве важнейшего условия для успешного функционирования любой организации. Данное утверждение особенно справедливо в современных условиях, для которых характерно ускорение научно-технического прогресса, значительно усиливающее процесс устаревания имеющихся у персонала профессиональных знаний и навыков. Несоответствие имеющейся квалификации персонала растущим потребно-стям компании вполне очевидно отрицательно сказывается на результатах ее деятельности. При этом инвестирование в повышение квалификации кадров играет большую роль, чем инвестиро-вание в улучшение производственных мощностей.
Все более возрастающее значение процесса профессионального обучения для организаций и предприятий, а также значительное расширение потребностей в нем, в последние годы стало причиной того, что ведущие компании взяли на себя повышение квалификации собственных со-трудников.
При этом организация профессионального обучения стала одной из главнейших функций управ-ления персоналом, а ее бюджет - наибольшей (после заработной платы) статьей расходов мно-гих компаний.
О важности профессионального роста и повышения квалификации для современных предприя-тий и организаций свидетельствует также то, что цели в этой области в обязательном порядке включаются в личные планы (от выполнения которых зависит размер вознаграждения) высших руководителей многих корпораций: президентов, региональных вице-президентов, директоров национальных компаний.
Таким образом, актуальность темы данного исследования обусловлена определяющей ролью и значимостью повышения квалификации персонала для успешного функционирования любой организации.
Цель данной работы – совершенствование организации повышения квалификации персонала в ООО «Синергия».
Для реализации поставленной цели в работе предусмотрено решение следующих задач:
- осуществить анализ теоретических основ организации повышения квалификации работников предприятия;
- провести анализ и оценку эффективности системы повышения квалификации работников ООО «Синергия»;
- разработать возможные направления по совершенствованию системы повышения квалифика-ции персонала в исследуемой организации.
Объект исследования – ООО «Синергия», основным видом деятельности которого является ка-питальное строительство, реконструкция и ремонт объектов топливного и энергетического ком-плексов, магистральных трубопроводов, химических производств, других объектов промыш-ленного и гражданского назначения.
Предметом исследования является действующая в ООО «Синергия» система повышения квали-фикации персонала.
Степень научной разработанности проблемы организации системы повышения квалификации персонала предприятий весьма высока. Изучению данных вопросов посвящено множество тру-дов как отечественных, так и зарубежных специалистов в области управления кадрами.
Методическую основу работы составили научные труды отечественных и зарубежных специали-стов в области управления персоналом, таких, как Армстронг М., Базаров Т.Ю, Мейган М., Тра-вин В.В., Зайцева Т.В. и др.
Методы исследования, использовавшиеся работе - факторный анализ, синтез, прогнозирование, статистическая обработка результатов, дедукция и т.д.
Информационной базой исследования стали нормативно-правовые акты, справочная и методи-ческая литература, работы специалистов данной области, информация периодической печати, интернет-сайтов, а также иные источники, относящиеся к исследуемым вопросам.
Курсовая работа состоит и введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Практическая значимость работы заключается в том, что отдельные её положения могут быть использованы специалистами в деятельности ООО «Синергия» и других коммерческих органи-заций при разработке и реализации системы повышения квалификации персонала на предприя-тиях различных форм собственности.
1 Теоретические основы повышения квалификации кадров на предприятии
1.1 Сущность, значение и принципы повышения квалификации персонала на предприятии
В современных условиях получение высоких результатов в управлении организацией представ-ляется возможным только в том случае, если ее работники обладают соответствующими знани-ями и умениями.
На основании имеющихся теоретических и практических знаний в сфере работы с персоналом организаций были сформулированы важнейшие нормы и правила, соблюдение которых призва-но в максимальной степени способствовать его развитию.
Одним из наиболее существенных моментов в управлении профессиональным развитием пер-сонала организации является определение ее потребностей в этой области, что обусловлено постоянно меняющимися условиями функционирования предприятия, появлением новых тех-нологий, развитием методов работы и т.д. [14].
Важное значение для определения направлений профессионального развития отдельно взятого работника имеет уровень его квалификации.
Современные авторы под квалификацией работника понимают уровень его профессиональной подготовки для выполнения определенных служебных обязанностей. В понятие квалификации входят имеющиеся у работника знания, опыт работы, различные профессиональные навыки.
На начальном этапе определение достигнутого уровня квалификации происходит при окончании студентом выпускного курса учебного заведения, когда он пишет и защищает свою выпускную квалификационную работу. Она является научно-исследовательским трудом выпускника, позво-ляющим судить о его научных и практических навыках и присвоить ему по окончании учебного заведения определенную квалификацию.
Далее квалификацию работнику присваивают специальные органы по месту службы при поступ-лении выпускника на работу.
Для определения качества рабочей силы предприятия и квалификационного уровня отдельно взятого работника специальная аттестационная комиссия оценивает сложность той или иной ра-боты и присваивает работнику квалификационный разряд.
На промышленных предприятиях в России приняты 6 разрядов для определения квалификации работников. Первый – самый низкий, шестой – самый высокий. В научно-исследовательских ин-ститутах квалификация персонала определяется с помощью присвоения работнику той или иной категории, которая напрямую влияет на оклад работника.
Для определения оклада используются тарифные коэффициенты квалификации работников, ко-торые представляют собой числа от 0 до 1, на который умножается оклад работника высшей ка-тегории. Здесь работник (например, инженер) первой категории – это самый квалифицирован-ный работник в данной должности, вторая категория – это менее квалифицированный персонал и т.д. [14]
В процессе трудовой деятельности работник может повышать уровень своей квалификации. Это может быть обусловлено как личной потребностью в росте профессиональных качеств, так и требованиями со стороны работодателя.
Каждая из сторон имеет свое видение этого вопроса, которое определяется ее положением в организации, а также ролью, которую она играет в процессе профессионального развития.
Традиционно популярными методами для определения и регистрации потребностей организа-ции в профессиональном развитии собственного персонала являются аттестация работников и подготовка индивидуальных планов их развития.
Отдельные планы развития сотрудников, сведенные воедино, становятся программой повыше-ния квалификации всего персонала организации. Данная программа в первую очередь опреде-ляет цели необходимого профессионального развития, а также средства их достижения и бюд-жет.
В последние годы набирают популярность различные методы психологического тестирования (так называемые центры оценки персонала), при помощи которых для сотрудников определя-ется степень развития тех или иных профессиональных навыков.
В итоге определяется перечень знаний и умений, которые необходимо получить сотрудникам, определяются методы овладения этими знаниями и умениями, утверждается программа разви-тия персонала.
Вопросы подготовки и повышения квалификации персонала в Российской Федерации регулиру-ются положениями Трудового кодекса РФ. В соответствии с положениями ст.196 Трудового ко-декса РФ, в обязанности работодателя входит создание работникам необходимых условий для совмещения труда с обучением. Для работников их права на профессиональную подготовку и повышение квалификации регламентируются положениями статьи 197 Трудового кодекса РФ.
Кроме того, если непременным требованием к осуществлению работником трудовой деятель-ности в рамках занимаемой должности является профессионализм, работодатель обязан повы-шать квалификацию такого работника. Необходимость профессиональной подготовки и пере-подготовки кадров определяется руководителем самостоятельно исходя из нужд каждой кон-кретной организации.
С точки зрения руководителей организации и ее сотрудников, цели подготовки и повышения квалификации существенно различаются.
Основные цели подготовки и повышения квалификации представлены на рис.1.
Рисунок 1 — Цели повышения квалификации персонала
С точки же зрения сотрудника организации, наиболее существенными целями повышения ква-лификации являются:
- поддержание актуального уровня профессиональной квалификации (при этом, чем выше про-фессиональная квалификация сотрудника, тем более он востребован не только в организации, но и на рынке труда);
- развитие собственных способностей, расширение кругозора, приобретение новых знаний, умений и навыков;
- создание комфортной среды для личной и профессиональной жизни через повышение уровня социального окружения.
1.2 Формы и методы повышения квалификации персонала
Традиционно выделяются две основные формы повышения квалификации персонала: обучение с использованием внутренних ресурсов организации (без отрыва от производства) и обучение с использованием внешних ресурсов – в специализированных учебных заведениях, центрах под-готовки кадров и т.д. (с отрывом от производства) [15].
Основными методами подготовки и повышения квалификации без отрыва от производства яв-ляются инструктаж, ротация, ученичество и наставничество.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (Электронный ресурс) // Консультант Плюс с учетом поправок, внесенных Законами РФ о по-правках к Конституции РФ от 30.12.2017 N 6-ФКЗ, от 30.12.2017 N 7-ФКЗ.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ: (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) Электронный ресурс) // Консультант Плюс. (ред. от 27.12.2015).
3. Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) от 30.12.2001 №197-ФЗ (Электронный ре-сурс) / Консультант Плюс (в редакции от 25.11.2015).
4. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» 08.02.1998 №14-ФЗ (Электронный ресурс) / Консультант Плюс (с изменениями, внесенными Федеральным зако-ном от 19.07.2015 №205- ФЗ).
5. Амстронг М. Менеджмент: методы и приемы: пер. с 3-го англ. изд. О. О. Чистякова. Киев: Знання-Прес, 2016. – 512 c.
6. Аршолоева О.Х. Основы кадровой политики и кадрового планирования. - Улан-Удэ: Бу-рятский государственный университет, 2015. — 164 с.
7. Базаров Т. Ю., Управление персоналом: Учебник для вузов / Т. Ю. Базаров, Б. Л. Еремин. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2017. - 423с.
8. Бородулина А. В. Управление и развитие персонала. Перспективы построения карьеры в научно-образовательной сфере [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: мате-риалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 161-163.
9. Бусоедов И. А., Гребенюк Т. А. Сущность и понятие деловой карьеры // Молодой ученый. — 2017. — №10.
10. Воробьева Л.Е., Воробьева О.В. Система непрерывного кадрового планирования: про-блемы и перспективы формирования // Известия Волгоградского государственного педагогиче-ского университета. - 2016. - том 67, № 3. - с. 119-125. 63
11. Горемыкин В.А. Планирование на предприятии: учебное пособие. – М.: Юрайт, 2015. – 207 c.
12. Давыдов, А. В. Управление трудовыми ресурсами: [учеб.пособие] / А. В. Давыдов, А. П. Дементьев ; ред. В. Б. Полосаткин ; Сиб. гос. ун-т путей сообщ. - Новосибирск: СГУПС, 2016. - 131 с.
13. Дубенко Ю. В., Дышкант Е. Е. Эффективность применения программных средств для обу-чения и повышения квалификации персонала промышленных предприятий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 20. – С. 1106–1110. – URL: http://e- koncept.ru/2017/54485.htm.
14. Иванкин, Н. К. Управление трудовыми ресурсами [Текст]: учебное пособие/ Н. К. Иван-кин. - Омск, 2016. - 92 с.
15. Кабушкин Н. Н. Основы кадрового менеджмента / Н. Н. Кабушкин. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 378 с.
16. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: учеб. / А.Я. Кибанов // М.: ИНФРА-М, 2016. – 440с.
17. Кибанов А.Я., Ивановская Л.В., Митрофанова Е.А. Управление персоналом: учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: РИОР, 2017. – 288 с.
18. Кибанов А.Я., Каштанова Е.В. Управление деловой карьерой, служебно-профессиональным продвижением. – Серия: Управление персона- лом. Теория и практика. – М.: Проспект, 2014. – 64 с.
19. Кораблев Т.А. Повышение квалификации персонала [Электронный ресурс]. URL: http://www.hr-director.ru/article/62990-red-povyshenie-kvalifikatsii-personala (дата обращения 17.06.2019).
20. Стебеняева Т.В.. Юрятина Н.Н. Современные методы повышения квалификации персона-ла как составная часть системы поддержания конкурентоспособности продукции компании [Электронный ресурс]: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-metody-povysheniya-kvalifikatsii- personala-kak-sostavnaya-chast-sistemy-podderzhaniya-konkurentosposobnosti- produktsii (дата обращения 17.06.2019).
21. Шейл П. Преимущества повышения квалификации [Электронный ресурс]. URL: http://www.ubo.ru/articles/?cat&pub=1272 (дата обращения 17.06.2019).