Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Самооценка – это оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств. Она представляет собой наиболее существенную и наиболее изучаемую в психологической науке сторону личностного самосознания. При помощи самооценки осуществляется регуляция личностного поведения. Самооценка представляет собой одну из ключевых потребностей в самоутверждении.
Проблема самооценки и ее роли в структуре личности в настоящее время является чрезвычайно актуальной для психологической науки. Разработке данной проблемы посвятили свои исследования К.А. Абульханова-Славская 1, Л.С. Выготский 8, В.В Столин 16 и многие другие психологи. В отечественной и зарубежной психологической литературе самооценка рассматривается в качестве эмоционального компонента самосознания, который, одновременно, опирается на самопознание, а также формирует ключевые предпосылки к формированию саморегуляции и саморазвития. При этом многие исследователи отмечают, что критическим в развитии самооценки является подростковый возраст, что обусловлено неоднозначностью и противоречивостью развития детей на данном возрастном этапе. Специфика развития личности в данный период во многом определяет и дальнейший жизненный путь. В подростковом возрасте весьма четко выявляются все особенности психической сферы ребенка и проявляются результаты родительского воспитания. Кроме того, самооценка выступает в качестве ведущего компонента структуры самосознания подростка. Это обуславливает развитие в его сознании совершенно новых психологических образований – рефлексии на себя, на других, на социум.
Общеизвестным является тот факт, что первым социализирующим институтом является семья, влияние которой на развитие ребенка является самым длительным и всеобъемлющим. В настоящее время роль семьи, взаимоотношений ребенка и родителей приобретает большое значение. Это обуславливается тем, что в последние года можно отметить увеличение числа неполных семей, что обусловлено несколькими причинами: расторжение брака и воспитание ребенка одним из родителей, внебрачное рождение детей, смерть одного из родителей и т.д.
Таким образом, актуальность темы исследования, наличие различного рода теоретических и практических аспектов по вопросу развития самооценки подростков в связи с воспитанием в полной и неполной семье обусловили выбор тематики курсовой работы.
Объект исследования – особенности самооценки детей подросткового возраста.
Предмет исследования – различия в особенностях самооценки у подростков, воспитывающихся в полных и неполных семьях
Цель исследования – провести исследование различий в особенностях самооценки у подростков, воспитывающихся в полных и неполных семьях.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты проблемы самооценки детей подросткового возраста, воспитывающихся в полных и неполных семьях.
2. Провести эмпирическое исследование самооценки детей подросткового возраста, воспитывающихся в полных и неполных семьях.
Гипотеза исследования: у детей подросткового возраста, воспитывающихся в полных и неполных семьях, существуют статистически достоверные различия в особенностях самооценки.
Проблема исследования заключается в том, что вопросам формирования самооценки подростков уделяется особое внимание, как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Однако, вместе с тем сравнительных исследований становления самооценки в полных и неполных семьях достаточно небольшое количество, несмотря на то, что семья является одним из ключевых факторов формирования личности в подростковом возрасте.
База исследования: исследование проводилось на базе МБОУ «Симская общеобразовательная средняя школа». В исследовании приняло участие 30 учащихся, из них 15 воспитывается в полных семьях и 15 – в неполных семьях.
Практическая значимость исследования состоит в разработке рекомендаций родителям по воспитанию детей в полных и неполных семьях.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы самооценки детей подросткового возраста, воспитывающихся в полных и неполных семьях
1.1 Основные направления изучения самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов
Самооценка является центральной конструкцией в клинической, личностной, социальной психологии и психологии развития. Ее роль в психологическом функционировании изучалась более века. Конструкция самооценки породила исследовательскую литературу такого масштаба и богатства, что обобщить все данные достаточно сложно.
За короткую историю психологии немногие личностные конструкции получили большее теоретическое и эмпирическое внимание, чем самооценка. В 2004 году Гейне и Леман заявили, что за последние 35 лет было опубликовано более 18 000 исследований, посвященных самооценке. Между тем, интерес психологов к самооценке вырос за последние годы в геометрической прогрессии. Исследования по самооценке имеют долгую плодотворную историю в психологии 9, с. 11.
Значение самооценки часто преувеличивается в той мере, в которой низкая самооценка рассматривается как причина всего зла, а высокая самооценка - как причина всего добра. Каждый должен любить себя выше или, по крайней мере, в равной мере с любым другим человеком. Это объясняет золотое правило, встречающееся в большинстве религий: «любить других так же, как любишь себя» 21, с. 45.
Розенберг, один из пионеров в этой области, заявлял, что самооценка относится к индивидуальной общей положительной оценке личности. Он также утверждал, что высокая самооценка состоит в том, что человек уважает себя и считает себя достойным. В том же ключе Седикидес и Гресс утверждали, что самооценка относится к восприятию или субъективной оценке индивида собственной самооценки, чувству собственного достоинства и уверенности в себе и степени, в которой индивид придерживается позитивных или негативных взглядов на самостоятельно. Самоуважение связано с личными убеждениями в отношении навыков, способностей и социальных отношений.
Самооценка также определяется как глобальный барометр «Я-концепции», включающей когнитивные оценки общей самооценки и аффективных переживаний себя, которые связаны с этими глобальными оценками. В то же время, что самооценка включает в себя оценку себя, после чего следует эмоциональная реакция на себя. Оценочные и аффективные элементы присутствуют во всех существующих определениях и теориях самооценки.
Браун, Даттон и Кук выделили три способа использования термина «самооценка»:
- глобальная самооценка или черта характера для обозначения того, как люди типично относятся к себе, то есть чувства привязанности к себе;
- самооценка для обозначения того, как люди оценивают свои различные способности и качества;
- чувство самооценки для обозначения мгновенных эмоциональных состояний, например, у человека выросла самооценка после большого продвижения по службе, или его самооценка резко упала после развода.
Таким образом, самооценка – это удовлетворенность собой либо хорошее мнение о своем достоинстве или ценности 21, с. 54.
Хьюитт стремился трансформировать взгляд на самооценку от универсальной психологической черты и мотивирующей силы к социально сконструированной эмоции, основанной на настроении. Эта точка зрения была основана на определении Смита-Ловина о самооценке как рефлексивной эмоции, которая со временем развилась в социальных процессах, которые люди учатся переживать и обсуждать, возникающие в предсказуемых социальных обстоятельствах, и подлежащие социальному контролю. Таким образом, самооценку можно определить как оценку и описательную концептуализацию, которую индивиды создают и поддерживают в отношении самих себя 21, с. 38.
Самооценка широко изучается современной психологической наукой и практикой: разработаны определения данного понятия, подходы к ее теоретическому изучению, имеются определенные сведения о видах и уровнях развития самооценки, созданы диагностические методики, направленные на ее исследование.
Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.
Проблема личности является одной из самых востребованных как в отече¬ственной, так и в зарубежной психологии. К изучению различных ее проявлений обращались такие классики психологии как Б.Г. Ананьев [3], Л.И. Божович [6], Л.С. Выготский [7], А.Н. Леонтьев [13], С.Л. Рубинштейн [15] и мн. другие. При этом значительное внимание уделялось рассмотрению самооценки как важнейшему личностному образованию.
Что касается подходов к изучению самооценки в психологии, то их выделяется несколько:
1) личностный подход, рассматривающий самооценку как важнейший компонент самосознания личности;
2) структурно-целостный подход, который рассматривает самооценку как один из компонентов целостной структуры личности и одновременно как сложное системное по своей природе образование: она целостна и в то же время многоаспектна, имеет многоуровневое строение и иерархическую структуру, включена во множество межсистемных связей с другими психическими образованиями, в разные виды деятельности;
3) деятельностный подход – подход, предполагающий рассмотрение самооценки как фактора, влияющего на качество результатов деятельности личности (в том числе профессиональной);
4) динамический подход используется при рассмотрении самооценки в процессе возрастного изменения индивида во взаимосвязи со становлением личности;
5) психопатологический подход – самооценка рассматривается как показатель психического здоровья человека как личности;
6) функциональный подход предполагает рассмотрение самооценки как одной из основных функций личности.
Самооценка – это ментальная картина, обычно довольно устойчивая к изменениям, которая отображает не только детали, потенциально доступные для объективного исследования другими людьми (рост, вес, цвет волос и т. д.), Но также элементы суждений, которые этот человек узнал о себе либо из личного опыта, либо усвоив различные установки 13, с. 45.
Самооценка может относиться к самому себе или к определенным аспектам самости, таким как отношение людей к своему социальному положению, расовой или этнической принадлежности, физическим характеристикам, спортивным навыкам, работе или учебе. Теоретики выделили много различий в отношении различных типов самооценки, например, условная и безусловная; явная и скрытая; подлинная и ложная; стабильная или нестабильная; глобальная или частная. Что касается размерности самооценки, некоторые авторы воспринимают ее как унитарную глобальную черту, тогда как другие рассматривают ее как многомерную черту с независимыми подкомпонентами (производительность, социальная и физическая самооценка).
Самооценка состоит из двух компонентов:
- потребность считать себя эффективным, доверять своей способности мыслить, учиться, выбирать и принимать правильные решения, а также
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности. – М: Просвещение, 2017. – 320 с.
2. Агапов В.С. Становление Я-концепции личности: теория и практика. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2018. – 224 с.
3. Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. – М.: Высшая школа, 2012. – С.101-124.
4. Белоконь М.А. Личность, самооценка, эталон в профессиональном ста-новлении субъектов обучения: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. – Краснодар: КубГУ, 2014. – 18 с.
5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М: Наука, 2016. – 310 с.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д.И. Фельдштейна. – 2-е изд. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2014. – 352 с.
7. Винокуров А. И. Взаимосвязь индивидных и личностных характеристик человека: Автореф. дис. …канд. психол. наук: 19.00.01 // Санкт-Петербург. гос. ун-т. – СПб., 2016. – 24 с.
8. Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. Хрестоматия по вниманию. – М.: Академия 2017. –186 с.
9. Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии. – 2019. – №1. – С.11-24.
10. Исаев В.И. Возрастная психология // Вопросы психологии. – 2018. – №5. – С. 17–21.
11. Куперсмит С. Предпосылки самооценки. – М: Пресс, 2013. – 193 с.
12. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. – М: Наука, 2014. – 343 с.
13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М: Просвещение, 2013. – 304 с.
14. Липкина А.И. Психология самооценки школьника: Автореф. дисс. ... докт. психол. наук. – М.: Академич, 2016. – 35 с.
15. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. – М.: Наука, 2012. – 54 с.
16. Столин В.В. Самосознание личности. – М.: Изд–во МГУ, 2010. – 360 с.
17. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Практикум. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 704 с.
18. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. – М: Высшая школа, 2011. – 300 с.
19. Чеснокова И.И. Проблема самосознания психологии. – М: Академия, 2017. – 425 с.
20. Шорохова Е.В. Проблема «Я» и самосознания. – М: Речь, 2016. – 120 с.
21. Шандриков В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения. – М.: Наука, 2015. – 656 с.
22. Якунин В.А. Педагогическая психология: учебное пособие. – СПб: Питер, 2014. – 230 с.