Фрагмент для ознакомления
2
Целью исследования является выявление нарушения письма у учащихся старших классов с общеобразовательной школы и студентов СПО.
В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:
1. изучить литературные данные, касающиеся проблемы формирования письма;
2. определить методику экспериментального исследования письма у старших школьников и студентов;
3. провести экспериментальное исследование, направленное на выявление особенностей нарушения письма у старших школьников и студентов;
4. проанализировать полученные экспериментальные данные;
Экспериментальное исследование проводилось на базе логопедического пункта при общеобразовательной школе № 315 и г. Павловска и факультете бизнеса и права Петровского колледжа. В эксперименте принимали участие 28 учащихся 2-х классов (10 и 11) и 22 студента 1 курса колледжа. Из них 24 школьника и студента ранее посещали логопедический пункт, составили экспериментальную группу, остальные 26 учеников и студентов - контрольную группу.
2.2. Теоретические основы методики исследования процесса письма у старших школьников и студентов
В ходе исследования использовались следующие методы:
• беседа,
• метод эксперимента,
• метод изучения продуктов деятельности.
Метод беседы использовался как составная часть эксперимента.
Основное место в системе используемых методов исследования письма занимал метод анализа продуктов деятельности, который подразумевал тщательный анализ письменных работ учащихся и выявление специфических ошибок.
Содержание методик констатирующего эксперимента.
В процессе исследования использовались адаптированнные диагностики состояния письменной речи школьников и студентов И.В. Прищеповой [37], нейропсихологические методики обследования Ахутиной Т.В. [4], а также речевые пробы из методики исследования письма Р.И. Лалаевой и Л.В. Венедиктовой [23].
В методику констатирующего исследования были включены следующие разделы:
1. Исследование активного словаря.
2. Исследование языкового анализа и синтеза.
3. Исследование фонематического анализа, синтеза, представлений.
4. Исследование процесса письма.
2.3. Анализ полученных результатов
2.3.1. Состояние активного словаря
Общие сравнительные количественные данные исследования активного словаря в экспериментальной и контрольной группах приведены в таблице 1.
Таблица 1
Количественные результаты исследования активного словаря
Задание Количество участников
Уровни
высокий выше среднего средний ниже среднего низкий
Контр груп Эксп груп Контр груп Эксп груп Контр груп Эксп груп Контр груп Эксп груп Контр груп Эксп груп
1. Исследование объема и качества номинативного словаря.
100%
21%
0%
21%
0%
50%
0%
7%
0%
0%
2. Исследование умения называть действия по предъявленному предмету.
100%
14%
0%
36%
0%
43%
0%
7%
0%
0%
3. Исследование умения подбирать определения к слову, обозначающему предмет.
93%
0%
7%
43%
0%
43%
0%
14%
0%
0%
Из таблицы видно, что объем активного словаря учащихся и студентов контрольной группы соответствует возрасту, уровень обобщения высокий, словарный запас богат родо-видовыми понятиями. По результатам исследования, наиболее сформированной у участников экспериментальной группы оказалась номинативная и глагольная лексика. Часть студентов и учеников этой категории выполняли предъявляемые задания на высоком уровне и уровне выше среднего.
При выполнении задания на подбор действия к предмету ученики ЭГ чаще всего неточно подбирали слова. Ученики и студенты экспериментальной группы недостаточно дифференцировали некоторые действия, используя глаголы более общего значения.
При подборе определений к словам, обозначающим предмет, ученики и студенты из экспериментальной группы чаще всего называли прилагательные, характеризующие предмет по цвету и величине, реже называли форму предмета, характеризовали предмет по какому-либо одному признаку, нуждались в помощи со стороны экспериментатора. Испытуемые не дифференцировали качества предметов, затруднялись в выделении существенных признаков.
2.3.2. Состояние языкового анализа и синтеза
Общие сравнительные количественные данные исследования языкового анализа и синтеза в экспериментальной и контрольной группах приведены в таблице 2.
Таблица 2
Количественные результаты исследования языкового анализа и синтеза
Задание Количество участников
Уровни
высокий выше среднего средний ниже среднего низкий
Контр груп Эксп груп Контр груп Эксп груп Контр груп Эксп груп Контр груп Эксп груп Контр груп Эксп груп
1. Анализ структуры предложения.
93%
0%
7%
14%
0%
6%
0%
50%
0%
0%
2. Слоговой анализ и синтез:
а) деления слов на слоги;
б) оставление слов из слогов.
86%
100%
0%
0%
14%
0%
7%
14%
0%
0%
43%
36%
0%
0%
50%
50%
0%
0%
0%
0%
Основные сложности при выполнении данного задания у экспериментальной группы вызывали предложения с предлогами. В связи с фонетическим особенностями предлогов, затруднялось их выделение. Длина предложения так же влияла на количество ошибок. Наиболее сложным для испытуемых оказался анализ предложений, состоящих из шести и более слов.
Таким образом, анализируя результаты исследования, мы можем сделать вывод о том, что характер затруднений и количество ошибок у экспериментальной группы зависит от факторов: звукоголосовая структура
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
Электронные ресурсы
1. Федеральный Закон об образовании в Российской Федерации ФЗ №237 от29.12.2012,[Электронный ресурс]:URL: http://www.rg/ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
2. Федеральные государственные стандарты ВПО третьего поколения [Электронная версия]:URL:http://www.edu.ru/db/cgibin/portal/spe/oks_ofgos.plx
3. Распоряжение правительства Комитета по образованию СПб №1263-р от 05.05.2012 [Элктронный ресурс]:URL:http://kobr.spb.ru/oy/ Диссертации
4. Попова Е.Ф. Оптимизация формирования предпосылок письма у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: диссертация кандидата педагогических наук. [Текст] / Е.В. Попова.-М.: Эксмо, 2010.–220 с.
Книги
5. Ананьев Б.Г. Пространственное различение. Ленингр. – Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 2005.-186с.
6. Бодуэн де Куртенэ И.А. Об отношениии русского письма к русскому языку.[Текст]/ И.А. Бодуэн де Курнетэ–СПб., 2002.-132 с.
7. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика каррекция задержки психического развития у детей. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с ЗПР[Текст]/Н.Ю.Борякова – М.: ГномПресс, 2002.–64 с.
8. Безруких М.М. Обучение первоначальному письму. Методическое пособие к прописям, // М.: Просвещение, 2002
9. Бабанский Ю. О дидактических основах повышения эффективности обучения// Народное образование.–2006.-№ 11. С.105-111
10. Власова Т.А. Задержка психического развития детей и пути её преодаления.[Текст]/Т.А.Власова–М.: Просвещение, 1990.-15 с.
11. Волкова Л.С. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол.факультетов пед.вузов В 5 кн. [Текст] / Под ред. Л.С.Волковой: Кн. IV: Нарушение письма: Дислексия. Дисграфия.–М.: ВЛАДОС, 2007.–528 с.
12. Волкова Л.С., С.Н. Шаховская, Логопедия // Под ред. Л.С.. Волковой, С.Н. Шаховской.–М.: Владос, 2011.–680с.
13. Выготский Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выгодский // Собр.соч. Т.2.–М.:Политиздат, 1982.-352 с.
14. Гурьянов Е.В. Псхология обучения письму: Формирование графических навыков письма./ Е.В. Гурьянов; Акаде.пед.наук РСФСР – М.: из-во института психологии, 1989.-312 с.
15. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: дети с ОНР. Кн. для логопеда.[Текст]/ Л.Н. Ефименкова–М., Просвещение, 2005.–112 с.
16. Жаренкова Г.И. Понимание грамматических отношений с детьми с ОНР: сб.науч.раб.[Текст]/Г.И. Жаренкова–М.: Эксмо-пресс, 2005.254 с.
17. Ковшиков В.А. Экспессивная аллалия.[Текст]/В.А. Ковшиков – СПб.:Эксм, 2001.–95 с.
18. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебно-методическое пособие.[Текст]/ А.Н. Корнев-СПб.:МиМ,1997.-286с.
19. Кудрявцева М.З., Городилова В.И. Чтение и письмо Сб упражнений.[Текст]/М.З.Кудрявцева, Городилова В.И.-М.:Аквариум, Спб.:Дельта,1995.-261 с.
20. Левина Р.Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом[Текст]/ Р.Е. Левина; под ред. Л.С. Волковой – М.: Просвещение, 1997.–400 с.
21. Лубовский В.И. Дети с задержкой психического развития [Текст] / В.И. Лубовский, Н.А. Цыпина, под ред. Т.-А. Власовой, М.: Просвещение 2004. – 256 с.
22. Лурия А. Р. Психологическое содержание процесса письма// Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. II / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстовой.–М.: Просвещение, 2-12.-158с.
23. С.С. Ляпидевский, С.Н. Шаховская Нарушения речи и голоса у детей / Под ред.С.С. Ляпидевского, С.Н. Шаховской.–М.: Просвещение, 2013.–144 с.
24. Мастюкова Е.Н. Ребёнок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция.[Текст]/ Е.М. Мастюкова,-М.: Просвещение, 2002.–95 с.
25. Новоторцева Н.В. Обучение письму в детском саду. [Текст] / Н.В. Новотворцев-М.: Академияразвития, 212.–160 с.
26. Озерецкий Н.И. методика исследования моторики [Текст] / Н.И. Озерецкий, М.О. Гуревич–Л.: Госмедиздат, 2010.–159 с.
27. Русский язык: Энциклопедия [Текст]-М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия»-2003.-704 с.
28. Садовникова И.Н. Нарушения письма и их преодоление у младших школьников: уч.пособие.[Текст]/ И.Н. Садовникова–М. : Владос. 2007.–256 с.
29. Семёнович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб.пособие для высш.учеб.заведений. [Текст] / А.В. Семёнович-М.: Академия, 2002.–232 с.
30. Серебрякова Н.В., Лалаева Н.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников[Текст]/Н.В. Серебрякова, Р.И. Лалаева-М. : Союз, 2009.–160 с.
31. Сиротюк А.Л. В инструментальную копилку практикующего логопеда, Ж. Логопед №2[Текст]/ А.Л. Сиротюк-М.: Сфера, 2006.–128 с.
32. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения / А.Л. Сиротюк.–М.: Академия, 2013.–254с.
33. Спирова Л.Ф. Формирование фонематического анализа у детей с нарушениями речи. // Развитие психики в условиях сенсорных дефектов. [Текст]/ Л.Ф. Спирова–М.: Просвещение, 2006–165 с.
34. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста (клиника олигофрении)[Текст]/ Г.Е. Сухарева–М.: Медицина, 1965.-337 с.
35. Тригер Р.Д. Владимирова Е.В. Подготовка дошкольника к обучению граммоте[Текст]/ Р.Д. Тригер-М.: Владос, 2010.–139 с.
36. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. [Текст]/ У.В. Ульенкова–М. : Просвещение, 1990.-184 с.
37. Филичева Т.Б. Особенности речевого развития дошкольников.[Текст] / Т.Б. Филичева //Практическая психология и логопедия, №1 (24)-2007.–15-19 с.
38. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. // М.: Просвещение, 2009.—223 с.: ил.
39. Филичева Т.Б. Особенности формирование речи у детей дошкольного возраста.[Текст]/ Т.Б. Филичева-.–Монография-. М., 2000.–254 с.
40. Фомичева М.Ф.; Волосовец Т.В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб.пособие для студ.сред.пед.учеб, заведений [Текст] / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец и д.р.; Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Академия, 2002.–200 с.
41. Хватцев Н.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. / М.Е. Хватцев.–М.: Москва, 2001.–207 с.
42. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селевёрстова. -М.: Просвещение, 2011.– 459с.
43. Цветкова Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение: учеб.пособие-3-е изд. / Л.С. Цветкова. – М.: Московский психологосоциальный институт, 2007.–184 с.
44. Чиркина Г. В. и др. Коррекция нарушений речи. Программа для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида. – М.: Просвещение, 2013.–157с.
45. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте [Текст] / Д.Б. Эльконин.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.–115 с.
46. Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся. - М., 2008.С. 100-111.
47. Яковлев С.Б., Степкова О.В. Особенности пространственного восприятия у дошкольника с общим недоразвитием речи. / Логопедические технологии в коррекционном-развивающем образовании. Сборник научно-методических трудов с международным участием. [Текст] / С.Б. Яковлев, О.В. СтепковаСПб.: РГПУ им А.И. Герцена, 2008.–272 с.
48. Ястребова А.В. Как помочь детям с недостатками речевого развития. [Текст]/ А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова.-М.: Астра, 1999.–84 с.