Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность изучения педагогических основ развития познавательной активности у школьников в настоящее время приобретает огромный интерес в педагогике и психологии. Важность данного вопроса определяется тем, что в настоящее время, в связи с изменением системы возрастных ценностей и новообразований, характеризующих тот или иной период развития человека, совершенствование его мыслительных операций приобретает особую значимость.
В связи с этим, особую значимость приобретает проблема формирования у детей мышления, являющегося важным в процессе обучения в школе. Учёными (Л.С. Выгодский, Н.С. Магомедова) был отмечен тот факт, что в настоящее время, в связи с изменением жизненного уклада человека к детям школьного возраста предъявляются новые требования, связанные с овладением ими разнонаправленными умениями и навыками. При этом всё более возрастающие требования в своей основе характеризуют единый механизм психолого-педагогического становления и развития детей. Это объясняется тем, что большинство существующих образовательных программ ориентировано, прежде всего, на несколько основных моментов формирования мыслительных особенностей детей:
1.На возможность передачи общественно необходимой суммы знаний;
2.на их количественный прирост;
3.на отработку того, что ребенок уже умеет делать.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что важную роль в формировании основ психолого-педагогического становления и развития детей играет именно уровень сформированности познавательной активности, степень развитости основных мыслительных действий и операций, имеющих значение для дальнейшего обучения в школе. Благодаря сформированности мышления, возможно развитие у ребёнка основных мыслительных действий и операций, влияющих на закрепление в сознании тех или иных важных познавательных навыков, связанных с умением использовать получаемую информацию. В данном аспекте особую важность приобретает формирование логического мышления и основных интеллектуальных операций, без которых обучение в школе практически невозможно.
Это объясняется тем, что при помощи логических умений, характеризующих мыслительный потенциал каждого ребёнка, происходит усвоение тех или иных знаний, необходимых при школьном обучении.
Объекты умозаключений способствуют формированию у ребёнка умения формулировать четкие определения, обосновывать суждения, развивают логическую интуицию, позволяют постичь механизм логических построений и учат их применению на практике. При соблюдении в учебном процессе психолого-педагогических требований развития познавательной активности, использования развивающих логику заданий, игр, упражнений, основы логики будут заложены своевременно.
Для развития познавательной активности учащихся необходимо использование определённых педагогических подходов.
Объект исследования: познавательная активность обучающихся.
Предмет исследования: использование актуальных методов в развитии познавательной активности учащихся.
Цель работы: проанализировать опыт школы № 1912 г. Зеленограда
Задачи:
1. Рассмотреть развитие познавательной активности обучающихся как предмет исследования.
2. Определить формы и методы развития познавательной активности школьников.
3. Проанализировать опыт школы № 1912 г. Зеленограда по развитию познавательной активности обучающихся.
5. Сделать выводы по результатам проведённого анализа.
Методологические основы исследования: единство используемых подходов к управлению образовательным учреждением и к организации учебно-воспитательного процесса, разработанных отечественными психологами и педагогами:
- личностно ориентированного (С. Л. Рубинштейн, В. В. Серикова),
- системного (В. В. Давыдов, Д Б. Эльконин, Л. В. Занков, Л. С Выготский),
- средового (Ю. С. Мануйлов, В. П. Зинченко).
Теоретические основы исследования. Теоретическими основами данного исследования послужили различные работы отечественных учёных (В. В. Давыдова, Л. С. Выготского, Г. А. Цукермана, Л. В. Куликова, В. В. Сериковой, Л. В. Занкова, С. Л. Рубинштена и др.) в области организации педагогического процесса, истории развития педагогических теорий.
Методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы и нормативной документации по исследуемой проблеме, наблюдение, анализ педагогических процессов.
Структура работы: данная курсовая работа содержит в себе введение, две главы основной части, заключение, список используемых источников, приложение.
Глава 1. Теоретические основы развития познавательной активности обучающихся
1.1. Развитие познавательной активности обучающихся как предмет исследования
Познавательная активность представляет собой психическое состояние, свойство личности, характеризующееся стремлением к познанию, психическим напряжением, проявлением волевых усилий к процессу получения знаний [15].
Познавательная активность детей всегда привлекала внимание педагогов, психологов и социологов, стремящихся провести качественную исследовательскую работу. Значительные различия в способностях людей к определённым видам деятельности было осознано ещё с древних времён. Было понятно, что различные качества каждого человека целесообразно использовать в зависимости от их сформированности. Так, примерно 2500 лет назад, в V веке до н.э., крупнейший китайский философ и политический деятель, основатель школы моистов Мо-Цзы (479-400 гг. до н.э.) указывал на необходимость привлечения к управлению государством наиболее способных к этому людей [5].
Другой великий китайский философ Конфуций (VI-V вв. до н.э.) предложил отбирать детей, проявляющих значительные творческие способности, и готовить их к последующей деятельности [5].
Очень интересной и познавательной оказалась изданная в 1575 г. научная работа испанского врача Хуана Уарте (1530-1592) «Исследование способностей к наукам», где он проанализировал, «какими качествами обладает та природа, которая делает человека способным к одной науке и не способным к другой, какие виды дарования имеются в человеческом роде, какие искусства и науки соответствуют каждому дарованию, по каким признакам можно узнать соответствующее дарование» [2].
С.Л. Рубинштейн, рассматривая познавательную активность как «общую умственную способность», подчёркивал, что влияние наследственности и окружающей среды не могут рассматриваться отдельно, поскольку они тесно связаны между собой [23].
В первой половине 70-х гг. ХХ века психология индивидуальных различий в той её части, которая исследует высшие уровни интеллектуальных способностей (Дж. Гилфорд, 1971), становится практической наукой. Экспериментальная деятельность становится частью образовательного процесса. Это произошло в связи с полученными результатами исследований, в которых говорится, что интеллектуально одарёнными является незначительное количество людей (2,5 до 20%). Согласно тестам на определение общей одарённости эти показатели несколько выше: талантливая часть населения «составляет около 20%» (Хавигхерст, 1958).
К настоящему времени появилось множество исследований, посвящённых проблеме невыявленных или заблокированных системой школьного образования интеллектуальных и творческих качеств [24].
Согласно исследованиям П.Торренса (1962 г.), около 30% отчисляемых из образовательных организаций за неуспеваемость или неспособность к обучению составляют дети одарённые и даже сверходарённые. В конце 70-х – начале 80-х гг. ХХ века происходит очень быстрое развитие совсем новой прикладной области психологии – психология талантливых, но не успевающих в учёбе детей, в которой изучаются причины задержек в развитии талантов в детские годы, а также возможности оказания им психологической помощи (Т.Ньюлэнд, 1976; X.Пассов, 1981; Д.Рензулли, 1978; Т.Танненбаум, 1983; В.Волвилл, 1973; П.Дженес и П.Робинсон, 1986, и др.) [15].
Работы Дж. Гилфорда показали, что к моменту окончания школы дети испытывают действие различных стрессоров, поскольку они вынуждены прятать свою познавательную активность от сверстников, чтобы избежать непонимания. Исследования С.Майлз (1975), С.Ладжоула и С.Шора (1981) показали, что такие инциденты, как попытки суицида, у одарённых детей возникают в 2,5 раза чаще, чем у их обычных сверстников [10].
Н. Ф. Талызина выделяет два вида познавательной активности:
1. Специальная, проявляющаяся в определённом виде человеческой деятельности.
2. Общая, охватывающая широкий спектр видов деятельности [14].
К сожалению, блокировка познавательной активности может привести к различным проблемам. Вот основные из них:
1) Трудности в осуществлении конструктивного общения с родителями, педагогами, знакомыми.
2) Не проявление внимания со стороны родителей, педагогов и других значимых для ребёнка людей к развитию его одарённости в определённой сфере;
3) несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская/ под ред.А.Г. Асмолова, 2-е изд. - М.: Просвещение, 2012. – С.27-31.
2. Воровщиков С.Г. Внутришкольная система учебно-методического сопровождения развития учебно-познавательной компетентности учащихся.//Интернет-журнал «Эйдос».–2011. №6.
3. Воровщиков С.Г. Теория и практика метапредметного образования: поиски решения проблем / С.Г. Воровщиков, В.А. Гольдберг, С.С. Виноградова и др. – М.: «5 за знания», 2017. – С.364.
4. Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать: Управленческий аспект: Страницы, написанные консультантом по управлению и директором школы. — 3-е изд. — М.: 5 зазнания,2007. – С.352.
5. Воровщиков С.Г.Специфика учебно-познавательной деятельности как разновидности учения школьников// Преподаватель. ХХI век. – 2009. – № 4. – С. 16-28
6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений/ Л.С. Выготский. - М.: издательский центр "Смысл", 2013. - 486с.
7. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.- М., Интор, 1996 –544с.
8. Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе // Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы.- М.: Сентябрь, 2001. – 240с.
9. Орлова Е.В. Управление развитием общеучебных умений учащихся основной школы: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01/ Московск. пед. гос. ун-т – М., 2005. – 23 с. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учебник для академического бакалавриата / Л. Ф. Обухова. — М. : Издательство Юрайт, 2019. – С.448
10. Островерх О.С., Л.М.Романова и др. Формирование индивидуальных учебных действий у первоклассников или как научить младших школьников работать с черновиком.- Красноярск, ИПиПР, 2004.
11. Развитие исследовательских умений младших школьников/ Н.Б. Шумакова, Н.И.Авдеева, Е.В. Климанова; под ред. Н.Б.Шумаковой. – М.: Просвещение, 2011. – С.157
12. Свиридова О.И., Лутошкина В.Н. Урочно-занятийная форма взаимодействия учителя и детей как условие развития учебной самостоятельности младших школьников // Сб. Педагогика развития: возрастная динамика и ступени образования. Ч.2 – Красноярск, 1997.- с.113-118
13. Сидорова, И.В. Развитие мотивация учащихся к самореализации на уроках и во внеурочной деятельности: пособие для учителей/ И.В. Сидорова, К.С. Ананьева. - Спб.: Питер, 2011
14. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной активности деятельности младших школьников. – М.: Просвещение, 1988. – С. 175
15. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. – Ярославль: Академия развития, 2006. – С.240
16. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении: Научно-методическое пособие. – М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. – С.73
17. Хуторской А.В.. Метапредметный подход в обучении: Научно-методическое пособие. – М.: Изд-во «Эйдос»; Изд-во Института образования человека, 2012. – С. 41
18. Цукерман Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников? // Вопросы психологии.- 1998.- № 5 – с.71-76.
19. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания.- том 2/ Под общ. Ред. Л.И.Семиной.- М.: Изд-во «Бонфи», 2002.- 408с.
20. Эльконин Б.Д., Островерх О.С. и др. Формирование индивидуального учебного действия младшего школьника // «Завуч», №6, 2002.- с.23-30.