Фрагмент для ознакомления
2
Введение Актуальность темы. В настоящее время, в условиях стремительно меняющейся действительности формирование духовно-нравственных ценностей является одним из важнейших вопросов психологии, педагогики, социологии и философии. Работа, проводимая в этом направлении, позволяет успешно решать такие актуальные проблемы,
2
как понимание школьниками ценностных духовных ориентиров (совести, долга, чести), определять формы и методы психологопедагогического воздействия в процессе становления мировоззрения и самовоспитания учащихся. Ключевым моментом, от которого в основном зависит эффективность проводимых в данном направлении исследований с младшими школьниками, зависит от верно поставленных целей классным руководителем, грамотно подобранных экспериментальных методик и, разумеется, от личности самого учителя начальных классно, организующего эту деятельность. Следует отметить большие сложности в формировании духовнонравственных ценностей для детей младшего школьного возраста. Вопервых, эти сложности связаны с общественными установками, согласно которым приоритет отдаётся материальным ценностям. Духовные ценности при этом либо становятся второстепенными, либо вовсе отрицаются. В связи с этим можно наблюдать распущенность людей, их откровенные насмешки над культурными традициями, что, несомненно, является признаком деградации социума. Во-вторых, психофизиологические особенности младших школьников, связанные как с особенностями развития их организма, так и с кардинальным преобразованием сферы сознания при начале школьного образования, требуют особого подхода при формировании морально-нравственных ценностей.
Глава 1. Проблема нравственного воспитания в истории и теории педагогики 1.1. Понятие и сущность нравственного воспитания в педагогике
Морально-нравственное воспитание предъявляет высокие требования к педагогическим условиям, в рамках которых и формируются данные
3
качества. Наиболее значимым условием организации воспитательного процесса, по мнению В.И. Андреева, является системность моральнонравственного воспитания [18]. В современных условиях российского образования эта системность может нарушаться ввиду разных причин. Например, действующие в нашей стране общественно-политические факторы негативно отразились на воспитательной системе в образовательных организациях. Результатом нарушения системности воспитания стал всплеск преступности несовершеннолетних, высокие показатели различных видов агрессии, наркомании и других негативных явлений в обществе. В современных образовательных организациях идёт процесс освобождения от идейно-политического аспекта в воспитании и повышение уровня психологической работы с целью формированию потребности детей в саморазвитии, начиная с младшего школьного возраста [11, 23]. Необходимость модернизации образования поставила перед образовательными организациями серьёзные воспитательные задачи. Успешность их решения находится в прямой зависимости от грамотного определения и профессионального объяснения реального уровня воспитанности современных детей, что требует выявления критериев морально-нравственной направленности воспитания. На их основе станет возможным выбор его содержания, общей направленности и принципах педагогики и психологии [6]. Создание программ становления и развития нравственной устойчивости личности, определённых возможностями и социокультурными особенностями конкретного региона, его традициями и перспективами развития рассматривается как условие совершенствования моральнонравственного воспитания школьников. Создание педагогами условий формирования духовно-нравственных качеств у младших школьников, диагностика и укрепление их в
4
сознании - основная цель, которая определяет функции основных компонентов разрабатываемой системы. Исходя из данной цели, происходит выбор задач функционирования системы формирования нравственных ценностей у детей, таких как: комплексное определение уровня развития нравственных качеств у младших школьников; совершенствование их сознания с опорой на нравственные ценности; профилактика отчуждения от нравственных и моральных норм [8, 24]. Система развития морально-нравственных качеств у младших школьников обуславливает необходимость применения следующих принципов: 1. Принцип интеграции педагогических форм, методов и приёмов, направленных на формирование нравственных качеств у младших школьников; 2. Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей физического и психического развития детей в конкретной образовательной организации; 3. Принцип объединения психолого-педагогического и социально-культурного аспектов деятельности педагогических работников; 4. Принцип комплексного и системного характера деятельности педагогов; 5. Принцип единства деятельности образовательной семьи и организации; 6. Принцип народности в выборе условий и содержания воспитательной работы [17]. Важными факторами нравственного воспитания младших школьников в образовательном пространстве являются: 1) системность в создании условий в образовательной организации;
5
2) диагностика уровня развития нравственных представлений у детей на основе выделенных критериев с целью их дальнейшего совершенствования и разработки системы; 3) направленность содержания образования и воспитания младших школьников на их нравственное развитие и воспитание; 4) обеспечение единства морального и нравственного развития, при котором достигается позитивное воздействие учебно-воспитательного процесса; 5) применение традиционных и инновационных методов и форм деятельности, ориентированных на формирование подросткового самосознания; 6) совместная деятельность педагогического коллектива школы, учащихся, семьи, ориентированная на повышение духовнонравственной культуры всех участников этого процесса [12, 14]. Деятельность каждого педагога должна быть направлена на формирование целостности личности младшего школьника, прежде всего его морально-нравственных качеств. Это значимый и при этом самый сложный компонент всей воспитательной системы общеобразовательной организации. В деятельности и общении необходимо создать самые многообразные отношения подростков к миру, к людям, которые позволят сформировать его нравственные устои [15]. 1.2. Подходы к нравственному воспитанию школьников в истории педагогики и психологии
В отечественной педагогике и психологии понятие «нравственное воспитание» рассматривается на протяжении длительного времени. Проблема нравственного воспитания рассматривалась такими величайшими деятелями, как Л. Н. Толстой, Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский и др.
6
Н. И. Пирогов, который являлся попечителем Одесского и Киевского учебных округов, предъявлял к педагогам самые высокие требования, считал необходимым создание учительских институтов. При этом, по мнению Н. И. Пирогова, большое значение для воспитания учащихся имеет уровень нравственного развития самого педагога, который организует взаимодействие с детьми. Отечественные педагоги-новаторы рассматривали нравственное воспитание в обыденном сознании. Обыденное сознание, по мнению Л.С. Выготского, является основой житейских представлений, формирующихся в детстве до появления научных понятий. Учёный при этом указывает на возникновение житейских понятий в результате анализа ребёнком собственного опыта [15]. А. Н. Леонтьев и Л. С. Выготский провели анализ формирования личностного сознания и его связи с общественным сознанием. В своей культурно-исторической теории Л.С. Выготский показал формирование индивидуального сознания на основе общественного, при этом последнее выступает в качестве источника структуры индивидуального сознания. Исходя из данной концепции, сознание не только связано с деятельностью, но и появляется в существующей деятельности. Совершенствование общественных отношений влечёт за собой не только повышения уровня существующей деятельности. Выделяясь из группы, личность имеет собственное понимание жизненных целей, которое может не совпадать с общественным. Однако А.Н. Леонтьев отмечал, что сама личность не производит понятия и постулаты, а усваивает их в процессе коммуникаций с другими индивидами, после чего переосмысливает их по отношению к себе. С. Л. Рубинштейн выдвинул принцип единства сознания и деятельности, согласно которому психика человека отражается в его деятельности и должна изучаться через эту деятельность. Ведущим фактором личности учёный считал активность, реализуемую посредством субъективности сознания [15].
7
Большую роль нравственному воспитанию учащихся придавали педагоги В. В. Давыдов и Д. Б. Эльконин – авторы концепции развивающего обучения. Согласно их убеждению, воспитание нравственных качеств является одной из важнейших целей развивающего обучения. При этом нравственные качества личности должны закладываться именно в младшем школьном возрасте. На их основе формируется мотивация к обучению, к развитию собственной личности, к умению устанавливать конструктивные отношения. В последние десятилетия среди зарубежных психологов и педагогов при анализе формирования нравственного компонента личности большое место занимает представление о мета-чертах личности. Мета-черты представляют собой комплексные, наиболее общие черты, присущие личности на различных этапах её жизненного цикла. Метачерты существуют не обособленно. Их взаимодействие определяет качество жизни определённой личности, её возможности для совершенствования и духовного роста [24]. Термин «Мета-черты» начал своё использование в русле концепции «Большой пятёрки». «Большая пятёрка» продолжила линию исследований, начатую Г. Айзенком, Г Олпортом, Р. Кеттелом, которые выдвигали гипотезы о том, что духовное развитие личности характеризуется степенью индивидуальных различий человека в мере и форме адаптации к социальной среде с учётом биологических свойств индивида [24].
Глава 2. Анализ методических аспектов деятельности классного руководителя по организации духовно-нравственного воспитания младших школьников 2.1. Содержание деятельности классного руководителя по организации духовно-нравственного воспитания младших школьников
8
Учебно-воспитательный процесс является важным компонентом нравственного воспитания младших школьников. Успешность развития системы духовно-нравственных ценностей детей в образовательных организациях зависят от ряда факторов: 1. Личности классного руководителя. Современный педагог начальных классов должен иметь не только соответствующий внешний облик, но и обладать необходимыми качествами личности: доброжелательным отношением к окружающим, ответственностью, самоорганизацией, законопослушностью, стремлением к саморазвитию и личностному росту и др. При этом учитель должен являться авторитетом для учащихся. Для этого необходимо иметь развитые волевые качества, разделять позитивные увлечения младших школьников. Только в таких условиях возможно показать значимость развития морально-нравственных ценностей [23]. 2. Рефлексивной деятельности детей. Вся система учебных занятий, содержание образования должны быть направлены на формирование самосознания школьников. Именно эта направленность определяет духовную атмосферу детского коллектива не только во время учебно-воспитательного процесса, но и вне его. Таким образом, происходит не только личностное развитие каждого, но и сплочение и совершенствование коллектива детей как значимой социальнопсихологической группы [2]. 3. Форм, методов и приёмов образовательной деятельности. В процессе обучения необходимо использовать как традиционные, так и нестандартные методы и формы. Инновационный компонент при этом также должен приобщать детей к современным вопросам морали и нравственности. Приближенность учебных занятий к условиям жизни также должна обеспечить установку школьников на осознание нравственных ценностей [4].
9
В процессе духовно-нравственного воспитания учащихся во время учебной деятельности важно учитывать ценность мотивов и полезность результатов поведения, т.е. весь совокупный результат поступка, поведения. Иногда в образовательной практике принимают во внимание лишь результаты, в то время как эти результаты могут быть достигнуты разными способами и по-разному оцениваться. Например, в одном случае ребёнок помогает в учёбе своему сверстнику посредством подсказки, а в другом серьезной систематической подготовкой [9].
2.2. Рекомендации классным руководителям по осуществлению духовнонравственного воспитания младших школьников Возраст учащихся: 8 – 10 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Нормативно-правовые основания Федеральный Закон от 29.12.2012г. No 27 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. No 1726-р). Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г. No1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Новизна и актуальность программы. В современных условиях действия социальных и психологических стрессоров особенно остро отмечается их влияние на подростков в связи с их анатомо-физиологическими и психологическими особенностями.
10
Формирование в подростковой среде морально-нравственных ценностей способствует снижению деструктивного воздействия указанных стрессоров. При этом оно должно осуществляться целесообразно и рационально. Это становится возможным только после проведения различных психологических методик с подростками, которые определяют их личностные качества, эмоциональные состояния, морально-нравственные характеристики в данный период времени и др. Адресат программы Программа рассчитана на один год обучения на детей от 8 до 10 лет. Количество детей в группе -15-20 человек. Объём и срок освоения программы Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 2 раза в неделю из расчета 180 часов. Отличительные особенности Данная программа написана с учётом проведённых психологических методик. Она содержит в себе как традиционные элементы воспитательной работы, так и инновационный компонент. Характерной чертой её является фрагментарная структура. Для освоения программы предусмотрена групповая форма занятий на базе ООШ. Цель и задачи программы. Цель программы: оказание целесообразной квалифицированной психологической помощи младшим школьникам при формировании их духовно-нравственных качеств на основе полученных результатов психологических исследований. Исходя из цели, определим задачи данной программы: 1. Определить основные направления оказания психологической помощи младшим школьникам при формировании и развитии их морально-нравственных ценностей на основе психологического наблюдения и проведённых психологических методик.
11
2. Оптимизировать основные формы, приёмы и методы психологической работы с детьми при развитии их моральнонравственных качеств. 3. Выявить возможности дополнительного образования как благоприятного фактора развития духовно-нравственных качеств младших шккольников и включить данный компонент в разрабатываемую программу. 4. Провести психолого-просветительское мероприятие, способствующее формированию морально-нравственных ценностей младших школьников. Направления деятельности классного руководителя: • Диагностика духовно-нравственных качеств и возможностей обучающихся. • Создание эстетически организованной среды. • Воспитание у обучающихся средствами психологии морально-нравственных принципов и ценностей, а также этических норм культуры действий, поведения и общения. • Развитие интереса к исследовательской деятельности, чувства прекрасного в окружающем мире и навыков самообразования в данной области. Формы подведения итогов: 1. Участие в мероприятиях школы 2. Проведение семинаров и мастер-классов 3. Проведение выставки 4.Создание объектов духовной ценности 4. Организация конференции на морально-нравственную тематику Условия реализации программы Для достижения цели, задач и содержания программы необходимо опираться на следующие принципы:
12
1. принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей; 2. принцип наглядности; 3. принцип доступности и посильности; 4. принцип обучения владению культуры действий; 5. принцип развития чувства прекрасного.
Заключение
Помощь классного руководителя младшим школьникам при формировании их духовно-нравственных ценностей является актуальным и перспективным направлением отечественной и зарубежной педагогики и психологии. Работа, проводимая в этой сфере, должна отвечать современным требованиям социального, политического, экономического, культурного, научного развития. При этом для эффективной помощи детям следует учитывать особенности их развития, интересы, значимые виды деятельности, мотивы тех или иных действий, т.е. весь комплекс различных факторов, оказывающий влияние на становление их личности. В данной работе проведён анализ как отечественных, так и зарубежных источников, охватывающих совокупность факторов, воздействующих на развитие младших школьников, определяющих возможности их духовно-нравственного становления.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Авво, Б. В. Новые стратегии профессиональной ориентации поддержки программ «обучение для карьеры». -2013. -№ 2. С. 89-93 2. Андреев, В.И. Педагогика. - Казань, 2017. - 608 с.
13
3. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. - СПб.: Питер, 2017. - 400 с. 4. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. - М.: Просвещение, 2015. - 513 с. 5. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений. – М., 2013. - 486с. 6. Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса. – М., 2013. – 282 с. 7. Деркач, В. И. Оптимизация управления деятельностью персонала образовательных систем. - М.: Итар-Тасс, 2015. - 152 c. 8. Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения. – Ханты-мансийск, 2014. С. 49-57 9. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока. - М.: Просвещение, 2017. - 144 с. 10. Крючкова, И. В. Инновационная практика достижения результатов образования школьников в условиях реализации новых ФГОС. - М, 2015. - 388 c. 11. Куликов Л.В. Психологические исследования: Методические рекомендации по проведению.- СПб.: Речь, 2001,-184 с. 12. Лизинский, В.М. Практическое воспитание в школе. Часть 1, 2. М, 2002 г.- 160 с. 13. Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития. - М.: Наука, 2017. - 278 с. 14. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 2015. - 640 с. 15. Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Школьная Пресса, 2012. - 336 с. 16. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 2016. - 687 с.
14
17. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: Система заданий/ под ред.А.Г. Асмолова, О.А. Карабановой. - М.: Просвещение, 2012. - 160с. 18. Шиховцова, Н.Н. Система воспитания как условие становления личности. – Воронеж, 2011. – С. 136-140. 19. Шиховцова, Н.Н. О формировании социальнонравственных ценностей /Н.Н. Шиховцова. - Москва - Владикавказ: МПА-Пресс, 2006. – С. 87-93. 20. Шиховцова, Н.Н. Формирование нравственных ценностей у младших школьников во внеклассной работе. – М.: изд-во НИР РАО, 2006. – С. 110 - 119. 21. Шиховцова, Н.Н. Нравственное воспитание учащихся в контексте системного анализа. – Карачаевск, 2013. - С. 114-122. 22. Шиховцова, Н.Н. Формирование нравственных ценностей у детей в новых социокультурных условиях. – Казань, 2007. – С. 111-119. 23. Эльконин, Д.Б. Система развивающего обучения: пособие для студентов педагогических вузов. – М, 2011. - 260 с. 24. Strus, W., Cieciuch, J., Rowinscy, T. The Circumplex of Personality Metatraits:A Synthesizing Model of Personality Based on the Big Five / Rewiew of General Psyhology, 2014, , Vol. 18, No. 4, 273.