Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Учебная деятельность всегда предполагает контроль за усвоением получаемых знаний (экзамены, зачеты, коллоквиумы, семинары и другие формы). Её эффективность зависит о большого многообразия факторов, но субъективные среди них имеют самое важное значение. Все субъективные факторы эффективности деятельности зависят от мотивации, компетенции или же от психического состояния. Психические состояния студентов в процессе контроля могут оказать значительное влияние на результат его деятельности.
Одной из составляющих учебного процесса является экзаменационная сессия. Студентам медицинских ВУЗов предъявляются повышенные требования, которые не всегда соответствуют психоэмоциональной готовности, уровню психического и физического здоровья учащегося [1]. Сессия представляет собой наиболее значимый стрессогенный фактор для студентов. Этот период требует от студента максимального сосредоточения сил на подготовке к сдаче экзаменов. Обучение в медицинском ВУЗе предполагает изучение большого количества материала и особую интенсификацию умственного труда в это время. В результате студенты сталкиваются с риском развития пограничных нервно-психических состояний и заболеваемости психосоматического типа, ухудшения качества жизни.
Проблема изменения психических состояний в период сессии имеет важное практическое значение. Преподаватель, обладая психологическими умениями, может способствовать более эффективному прохождению процесса учебной деятельности. А со стороны студента - понимание своих психических состояний и умение регулировать их позволяет им улучшить эффективность учебной деятельности, избежать множества стрессогенных ситуаций или, по крайней мере, смягчить их воздействия и разрешить их с наименьшими потерями для себя.
В настоящее время проблема психических состояний представляет собой активно изучаемую областью психологии. В своих трудах её рассматривали А. Г. Гримак, Н. Д. Данилова,А. И. Еремеева, Е. Г. Ильин, Э. И. Киршбаум, Л. В. Винокурова, Г.Ш.Габдреева, М. М. Гарифуллина, Ю. М. Десятникова, Э. Л. Носенко, Н.Б.Пасынкова, Н. М. Пейсахов А. О. Прохоров, В. П. Шарай, А. Г. Ковалев, А.Б.Леонова, В. Л. Марищук, Ю. Е. Сосновикова и др. Но, несмотря на это на сегодняшний день проблема изменения психических состояний учащихся в период сессии недостаточно разработана.
Изучение психических состояний является актуальным в практическом плане, так как они (эти состояния) влияют на эффективность учебной деятельности студентов.
Проблема исследования состоит в выяснении вопроса, какие психические состояния являются доминирующими в период экзаменационной сессии, как изменяется их выраженность по мере приближения самого экзамена.
Цель: изучить психологическое состояние здоровья, адаптации организма и качество жизни студентов-медиков в период сессии.
Объект исследования: психические состояния студентов.
Предмет исследования: особенности психического состояния студентов-медиков в период сессии.
Гипотеза исследования. Возможно, психические состояния студентов в период экзаменационной сессии характеризуется возникновением отрицательных психических состояний: тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности.
Задачи:
- изучить теоретические и прикладные исследования проблемы психических состояний студентов в период сессии в психологической литературе.
- определить диагностические методики исследования психических состояний студентов в период экзаменационной сессии
- исследовать особенности проявления психических состояний до начала и в период экзаменационной сессии.
- провести качественный анализ полученных результатов.
Методическое обеспечение составили следующие методики:
1.Личностный опросник В. В. Бойко для диагностики уровня ФЭВ
2.тест Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина
Исследование проводилось в три этапа:
1. Изучение теоретических основ и тем, связанных с ним.
2. Эмпирическое исследование психических состояний студентов-медиков до и после сессии.
3. Качественный анализ полученных данных.
Экспериментальную выборку составили группа студентов в составе 16 человек.
Объем и структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, двух приложений.
Глава I. Теоретические основы исследования психологического состояния студентов-медиков во время сессии
Современные представления о психологическом и физиологическом состоянии студентов до и во время сессии
Жизнь современных студентов наполнена различными стрессовыми ситуациями, поэтому обучающиеся часто находятся в состоянии стресса, тревоги и испытывают нервно-психическое напряжение. Чаще всего причиной такого состояния является наличие большого количества информации во время обучения, отсутствия системы, организации учебного процесса и особенно в период сессии. К тому же интенсивность современной жизни провоцирует на психологическом уровне возникновение негативных эмоциональных переживаний и стрессовых реакций.
Состояние эмоционального напряжение обычно свойственно студентам за несколько дней до начала сессии и, особенно в течение самого экзаменационного периода. Он сопровождается постоянным непрерывным стрессом, который может перейти в невроз. Невроз представляет собой нервно-психические расстройства, которые возникают из-за острых и хронических психологических травм и характеризующихся отсутствием качественных изменений психической деятельности[1]. Для клинической картины таких расстройств характерны астенические, навязчивые или истерические состояния, а также временное снижение умственной и физической работоспособности.[7]
Выделяют 3 группы студентов: 1ая группа обладает невротическими расстройствами, 2я группа - с риском их развития, у 3ей группы не наблюдаются психологические расстройства. На протяжении всего обучения студенты с выраженными невротическими расстройствами не способны организовать свой режим, что приводит к дополнительной нагрузке на центральную нервную систему, и, как правило, к общей утомляемости, нарушению внимания, памяти и ухудшению работ
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1.Александер Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение / Пер. с англ. С.Могилевского. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 352 с. (Серия «Психология без границ») – www.koob.ru.
2. Ахмерова С.Г., Горбушина С.Н., Горбунова В.Ю., Валиахметов Ф.Ф. Психофизическое благополучие и методы коррекции стрессовых состояний. – Уфа, 1999.
3. Бароненко В.А., Рапопорт Л.Д. Здоровье и физическая культура студента: Учебное пособие. — М.: Альфа-М, 2005.
4. Верещагин В.Ю. Философские проблемы теории адаптации человека. - Владивосток, 2008. - 302 с.
5. Давиденко Д.Н., Щедрин Ю.Н., Щеголев В.А. Здоровье и образ жизни студента: Учебное пособие. — СПб.: СПбГУИТМО, 2005.
6. Дорофеева, Н.В. Учет психофизиологических и психодинамических особенностей студентов в образовательном процессе [Текст] / Н.В. Дорофеева // Пед. образование и наука. - 2011. - № 11. - С. 86-88.
7. Жуков, Д. А. Биология поведения. Гуморальные механизмы [Текст] / Д. А.Жуков.- СПб.: изд-во Речь, 2007.-443 с.
8. Кавецкий А. С., Петрашевская О. С., Ситкевич Ю. С., Никитин А. М., Спесивцева В. С. Состояние здоровья, адаптации организма и качество жизни студентов медицинского вуза во время сессии // Молодой ученый. — 2018. — №13
9. Мазуров, В.И. Гормональные механизмы регуляции процессов адаптации человека к экстремальным воздействиям внешней среды [Текст]/ В.И. Мазуров, С.Б. Шустов // Мед. акад. Журнал.-2008.-№ 1.С. 29-39.
10. Маколкин В.И. Внутренние болезни. Учебник для студентов. 5-е издание. М.: Медицина, 2005. (гриф УМО)
11. Немов, Р.С. Общая психология: Краткий курс [Текст] / Р.С. Немов. - СПб.: Питер, 2007. - 304 с.
12. Психологические и психофизиологические особенности студентов /Под ред. Н.М. Пейсахова. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2007. - 261 с.
13. Психология современного студента: Учебное пособие. / Под ред. И.В. Тюряниной. — Архангельск: АГТУ, 2007.
14. Яковлев, Г.А. Стресс и поведение [Текст]/ Г.А. Яковлев// междун. междисципл. конф. по биологии психиатрии от 26 октября, 2007 г./ Директор школы. - 2007.- №7. С.134-141.
15.Яковлева, Б.П. Психическая нагрузка в современном образовательном процессе [Текст] / Б.П. Яковлева, О.Г. Литовченко // Психологичекая наука и образование. - 2007. - № 4. - С. 16 – 22
Интернет-ресурсы
16.Лешукова Е. Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактки/Е.Лешукова//Интернет:http://home.perm.ru~dmitry/archive/p010.htm#
17. Модели эмоционального выгорания // Интернет-журнал Пси-Фактор. Режим доступа http://psyfactor.org/personal/personal12-01.htm Просекова, В.М. Динамика профессионального самосознания психолога-практика / В.М. Просекова // Журнал практического психолога. - 2002. - № 6. - С. 29-49.