Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. На сегодняшний день развития балетного искусства техника и выразительность представляют собой основные компоненты хореографических композиций. Именно их единством определяется эмоциональная окраску, восприятие, образность произведения. Значительное внимание уделяется общей физической подготовке, овладению техникой хореографических элементов, организации взаимодействия исполнителей.
Изучение классического танца является сложным процессом, который требует от учеников и педагогов постоянного труда. Экзерсис, который основан на классическом танце, доказал право на первое место в освоение классического танцевального искусства.
Степень научной разработанности проблемы. В работах многочисленных исследователей отмечается, что руки выполняют две важнейшие функции в хореографических композициях: создание выразительности и обеспечение техничности исполнения элементов.
Особенности преподавания классического танца изложены в трудах таких известных педагогов как А.Я. Ваганова и В.С. Костровицкая. При этом педагогический метод А.Я. Вагановой является ведущим и основополагающим методом всей русской хореографической школы.
Объект исследования – методика классического танца.
Предмет исследования – функции рук в классическом танце.
Цель работы: проанализировать две функции рук в классическом танце: как средство выразительности и как помощь при исполнении элементов.
Задачи:
1. Рассмотреть значение выразительности в создании хореографической композиции
2. Определить роль рук в обеспечении выразительности классического танца.
3. Охарактеризовать помощь рук при исполнении элементов классического танца.
Методы исследования: анализ научных работ по классической хореографии, анализ деятельности ведущих хореографов.
Структура работы: данная курсовая работа содержит в себе введение, две главы основной части, заключение, список используемых источников, приложение.
Глава 1. Руки как средство выразительности в классическом танце
1.1 Сущность выразительности в классическом танце
Технические особенности классического танца постепенно усложняются, однако, в процессе совершенствование технических элементов, иногда страдают такие особенности танца, кантиленность, выразительность и одухотворенность пластики, что является отличительной особенностью русского балета 15 с.14.
Художественное развитие в классическом танце нужно рассматривать в качестве сверхзадачи обучения, а обучение технике, в свою очередь, как обязательное условие достижения окончательной цели – воспитание балетного исполнителя 6, с. 90.
Вопросы развития танцевальной выразительности существовали на различных этапах развития хореографии и находились в тесной взаимосвязи с постоянным ростом техничности танцевального исполнения. Практика известных мастеров, которая представлена в исследованиях и практических рекомендациях, дает возможность рассуждать о том, что существуют устойчивые традиции к решению художественных и творческих задач обучения танцора балета 11, с. 34.
Проблема экспрессии (выразительности) может быть определена с точки зрения традиций отечественной балетной педагогики и в связи технических и выразительных аспектов подготовки исполнителей классического танца. В данном смысле понятие выразительности необходимо анализировать в качестве одной из черт балетного исполнителя, которая проявляется в том, что он способен передать посредством танцевально-выразительных средств содержание танца. Данное качество балетного исполнителя выступает в качестве единства творческих, психофизических и коммуникативных свойств балетного исполнителя 13 с. 12.
Для достижения экспрессивного эффекта в классическом танце, используются следующие выразительные средства: пластика тела, танцевальные движения-действия, танцевальные позы и жесты, динамика пластика, темп, ритм, пространственная амплитуда исполнения движений, их направление и расположение. Все вышеперечисленные элементы выразительных средств имеют те или иные знаковые функции 9, с. 44.
Во время становления отечественной балетной школы методы и приемы обучения классическому танцу, куда входит и танцевальная выразительность, определялись непосредственно педагогами, в зависимости от их индивидуального опыта 1 с. 210.
Заключение
Техника и выразительность традиционно считаются важнейшими компонентами классического танца. Деятельность рук исполнителя при этом имеет большое значение. Движения рук в классическом танце очень разнообразны по пластическому рисунку, ритму и характеру. Но все они опираются на единую пространственную систему движения, нарушение которой лишает классический танец и технического, и эмоционального апломба.
Одним из наиболее известных педагогов русского классического балета является А.Я. Ваганова, которая уделяла постановке рук колоссальное внимание. Руки должны не только завершать художественный облик танцовщика, быть выразительными, легкими, «певучими», но и активно помогать в больших прыжках и турах. Ее ученики имели «стальной» апломб, находили опору в корпусе, брали запас силы (форс) для туров и прыжков руками.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что в классическом танце выделяют две функции рук: руки-помощники: они содействуют устойчивости тела, помогают во всех видах прыжков и вращений, дают «форс» вращениям, содействуют их силе и координируют темп и руки – пластическое выражение эмоций, выразительные руки придают законченность, одухотворенность позе и всей фигуре танцующего.
Кисть руки должна быть всегда собранной, не случайной по форме. Группировка пальцев в кисти: пальцы свободно и мягко слегка закруглены в суставах, а большой палец примыкает к среднему суставу третьего пальца сбоку, но не соприкасается с ним.
В воспитании рук одним из самых сложных моментов является необходимая закругленность локтя и кисти в запястье. Закругленность минимальная, не утрированная, иначе ломается линия всей руки. Опущенная кисть или локоть, или поднятое вверх плечо нарушают правильную линию всей руки.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников
1. Базарова, Н. П. Азбука классического танца / Н. П. Базарова, В. П. Мей. – 6-е изд. – СПб. : Лань : Планета музыки, 2015. – 240 с.
2. Балет. Танец. Хореография : краткий словарь танцевальных терминов и понятий / сост. Н. А. Александрова. – СПб. : Лань : Планета музыки, 2008. – 416 с.
3. Блок, Л. Д. Классический танец. История и современность. – Л. : Искусство, 1987. – 560 с.
4. Ваганова, А. Я. Основы классического танца. – 9-е изд., стер. – СПб. : Лань: Планета музыки, 2015. – 192 с.
5. Вихрева, Н. А. Классический танец для начинающих. – М. : Театралис, 2004. – 111с. – ISBN 5-9900077-6-0.
6. Вихрева Н.А. Значение термина классического танца, как носителя информации // Театр, Живопись, Кино, Музыка. - 2008.- № 3.-С.85-101.
7. Гатауов Т.Т. Многообразие оттенков движений и жестов в исполнительской технике артистов балета // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 2(2). - Электронный ресурс. – Режим доступа: https://nauchforum.ru/
journal/stud/2/18825 (дата обращения: 14.09.2019).
8. Захаров, Р.В. Беседы о танце/ Р.В. Захаров. - М. : Профиздат, 1963. - 71 с.
9. Костровицкая, В. С. 100 уроков классического танца : (с 1 по 8 класс). – 3-е изд. – СПб. : Лань : Планета музыки, 2009. – 320 с
10. Костровицкая, В. С. Классический танец. Слитные движения. Руки : учеб. пособие. – СПб. : Лань : Планета Музыки, 2009. – 128 с.
11. Методика преподавания классического танца : программа дисциплины / Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой. – СПб. : Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, 2011. – 72 с.
12. Мориц, В. Э. Методика классического тренажа / В. Э. Мориц, Н. И. Тарасов, А. И. Чекрыгин. – 2-е изд., испр. – СПб. : Лань : Планета музыки, 2009. – 384 с.
13. Нарская, Т. Б. Методика преподавания классического танца : программа / Т. Б. Нарская ; ЧГАКИ. – Челябинск, 2002. – 31 с.
14. Рогульская, Т. Н. Особенности художественного мира А. А. Горского/ Т.Н. Рогульская/ // Огарев-online. – 2016. – №11. – Электронный ресурс - Режим доступа: http://journal.mrsu.ru/arts/osobennosti-xudozhestvennogo-mira-a-a-gorskogo - (дата обращения: 15.09.2019).
15. Силкин, П. А. Русская школа классического танца. Агриппина Яковлевна Ваганова: монография. – СПб. : Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, 2012. – 137 с.
16. Тарасов, Н.И. Классический танец Школа мужского исполнительства / Н.И. Тарасов. – Москва-Санкт-Петербург-Краснодар, 2005. – 234 с.
17. Чеккетти, Г. Полный учебник классического танца. – М. : АСТ : Астрель, 2007. – 504 с.