Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Идея правового государства и его принципы являются одной из фундаментальных ценностей нашего общества. Стабильный прогресс общества возможен лишь при сохранении конституционно закрепленного баланса взаимоотношений различных органов власти. На практике выполнить такое условие возможно только при наличии системы эффективного конституционного контроля. Высший закон – Конституция – правового государства является его правовой основой и подразумевает функцию охраны самой Конституции.
Конституционный контроль в любом государстве непосредственно связан с наличием высшего закона – Конституции, сохранением конституционно закрепленных норм и принципов, обеспечивающих установленный баланс полномочий высших органов власти. Главная миссия конституционного контроля заключается в обеспечении верховенства и стабильности конституции, сохранении конституционного разделения властей и гарантировании защиты конституционно закрепленных прав и свобод человека и гражданина. В России эта миссия возложена на Конституционный Суд РФ.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения в сфере конституционного контроля в Республике Испании и в России.
В качестве предмета выступают нормы конституционного права, регулирующие конституционный контроль в Республике Испании и в России.
Целью курсовой работы является сравнительная характеристика конституционного контроля в Республике Испании и в России.
Обозначенная цель обуславливают постановку и решение следующих задач:
– раскрыть понятие, сущность и содержание конституционного контроля в России;
– исследовать Конституционный Суд Российской Федерации как орган конституционного контроля;
– проанализировать конституционный контроль в Республике Испании;
– провести сравнительный анализ конституционного контроля контроль в Испании и в России.
Методологическую основу исследования составляет совокупность различных методов, применяемых для познания исследуемой материи. В работе использовались общенаучные методы – диалектический, системный, формально-логический, социологический; специальные методы – сравнительного правоведения, функциональный, историко-юридический, правового моделирования.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Конституционный контроль в России
1.1. Понятие, сущность и содержание конституционного контроля в России
В странах, где конституция является высшим юридическим законом, должен соблюдаться обязательный контроль, который должен не допускать применение законов и других нормативно-правовых актов, противоречащих конституции. Обычно этим занимаются специализированные органы государственной власти, задача которых заключается в осуществление специализированного конституционного контроля (надзора), который в свою очередь подразумевает защиту конституции юридическими средствами. Существуют еще и другие инструменты контроля, например: прокурорский надзор, гарантом конституции выступает президент. В Российской Федерации функцию конституционного контроля (надзора) выполняет Конституционный суд РФ.
В теории права понятие «конституционный контроль» непосредственно связывается с наличием конституции, сохранением конституционно закрепленных норм и принципов, обеспечивающих установленный баланс полномочий высших органов власти. Важное значение имеет решение проблемы обеспечения конституционных гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина. Главная миссия конституционного контроля заключается в обеспечении верховенства и стабильности конституции, сохранении конституционного разделения властей и гарантировании защиты конституционно закрепленных прав и свобод человека.
Конституция обладает высшей юридической силой в правовой системе государства, служит юридическим основанием и фундаментом для всех нормативно-правовых актов и законодательства в целом, а ее основополагающие постулаты распространяются на всю систему общественных и социальных отношений. На всей территории государства конституция декларирует и обосновывает обязательное соответствие «любого закона, договора, судебного или административного акта конституции государства» .
В практике правовой системы государства соблюдение конституционных норм требует специальных правовых и организационных гарантий. Соответствие нормативно-правовых актов конституции обеспечивается с помощью особых структур, институтов и инструментов. Одним из таких «инструментов» выступают специализированные органы конституционного контроля. Если в стране принимаются правовые акты, которые не соответствуют основному закону, или возникают спорные ситуации в сфере применения конституции и текущего законодательства, эти проблемы конституционно-правового регулирования призваны разрешать органы конституционного контроля.
Осуществление конституционного контроля проходит в двух направлениях. Необходимо (и законодательно требуется) соответствие нормативно-правовых актов текущего законодательства основным положениям конституции; особое внимание следует уделять реализации конституционных норм с точки зрения их правоприменения. И в том, и в другом случае речь идет о конституционно-правовом регулировании.
Существуют различные интерпретации понятия «контроль». В юридической науке одни авторы полагают, что «контроль» и «надзор» являются тождественными явлениями, другие считают эти понятия «самостоятельными и различными по своей природе правовыми формами обеспечения законности» .
Понятия «контроль» и «надзор» объединяет роль в обеспечении соответствия текущего законодательства конституции. Однако, на наш взгляд, присутствуют определенные (и в практическом применении существенные) различия. Например, органы, выполняющие функции надзора, не могут вынести окончательного решения в вопросе о неконституционности правового акта или действия (даже при условии выявления факта неконституционности в ходе надзорной деятельности), а главное – они не могут устранять такое нарушение. «Парламент страны уполномочен лишь проверять конституционность проектов правовых актов в ходе подготовки, обсуждения, принятий законов. Президент имеет право приостанавливать действие нормативных актов органов исполнительной власти субъектов, если они противоречат Конституции РФ «. На прокуратуру возложены функции общего надзора за конституционным правоприменением.
Для обеспечения конституционно-правового регулирования именно конституционный контроль предполагает возможность аннулирования актов, которые не соответствуют конституции. Орган конституционного контроля выносит решение о совершенном действии (или бездействии) и принимает меры к устранению конституционного несоответствия. В этом проявляется правовая ценность, центральная роль и эффективность конституционного контроля. Решения являются юридически обязательными и влекут отмену правовых актов, которые были предметом соответствия (на практике или несоответствия) Конституции РФ. Конституционный Суд РФ выполняет такую задачу по контролю соблюдения норм Конституции РФ. Именно он принимает окончательные решения, которые инициируют определенные правовые последствия решения суда. В обеспечении конституционно-правового регулирования конституционный контроль предполагает постоянную процессуальную деятельность.
Конституционный Суд РФ не осуществляет (и не уполномочен инициировать) постоянный контроль нормативных актов, но он выполняет эту задачу в отношении нормативно-правовых актов.
Другая задача конституционного контроля, которую реализуют в процессе контроля Конституционный Суд РФ и отчасти Парламент страны в своей законотворческой деятельности – толкование Конституции РФ и иных нормативных актов. Толкование осуществляется в ходе судебного конституционного контроля при необходимости прояснить ситуацию только при наличии соответствующего запроса .
В России существуют общефедеральная система права и правовые системы субъектов Федерации, следовательно, конституционный контроль
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. N 31. Ст. 4398.
2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 25.07.1994. N 13. Ст. 1447.
3. Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 N 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 24.12.2001. N 52 (1 ч.). Ст. 4916.
4. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 18.06.2017) «О референдуме Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 05.07.2004. N 27. Ст. 2710.
5. Постановление Конституционного Суда РФ от 04.04.2002 N 8-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с запросами Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Совета Республики Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея» // Вестник Конституционного Суда РФ. N 5. 2002
6. Абзалова Д.И. Значение института судебного конституционного контроля, правовые и практические основы определения субъектов конституционного контроля // Актуальные проблемы теории и практики конституционного судопроизводства. 2019. № 14. С. 38-44.
7. Айрапетян А.А. Конституционный контроль: анализ американской и европейской модели // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 2 (82). С. 34.
8. Берко М.Н. Конституционный контроль - основное направление деятельности конституционного суда Российской Федерации // Экономика и право: современные интеграционные процессы: сборник научных трудов Международной студенческой научно-практической конференции, приуроченной к 20-летию Ставропольского филиала МПГУ. Ставропольский филиал МПГУ. Ставрополь, 2018. С. 21-24.
9. Боженко А.М. Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля // Черные дыры в Российском законодательстве. 2018. № 2. С. 57.
10. Бондаренко В.В. Формы конституционного контроля и надзора в России и зарубежных государствах // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 9: Исследования молодых ученых. 2018. № 16. С. 114-115.
11. Брежнев О.В. Обязательный судебный конституционный контроль в России: проблемы теории и практики // Актуальные проблемы российского права. 2019. № 3 (100). С. 67-74.
12. Газзаев Г.В. Конституционный контроль и надзор в зарубежных странах в современный период // Экономика и социум. 2018. № 5 (48). С. 285-292.
13. Гимадиева Р.Н. Судебный конституционный контроль: зарубежный опыт правового регулирования // Студенческий форум. 2018. № 1 (22). С. 60-61.
14. Драчевский Д.А. Конституционный судебный контроль // Юридическая наука. 2018. № 4. С. 7-13.
15. Ибаев Р.К. Конституционный контроль в зарубежных странах // Приоритетные направления развития современной науки Материалы IV Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией М.И. Абакарова. 2018. С. 102-105.
16. Кононенко Д.В., Бондаренко В.В. Формы конституционного контроля: характеристика и применение // Наука сегодня: теоретические и практические аспекты: материалы международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2018. С. 65-67.
17. Конституционный контроль в зарубежных странах: учеб. пособие / [авт. : И.А. Алебастрова и др.] ; отв. ред. В.В. Маклаков. 2-е изд., испр. и доп. М. : Норма : Инфра-М, 2010. – 671 с.
18. Мархиева Х.А. К вопросу о конституционном контроле в Российской Федерации // Актуальные проблемы конституционного и международного права Материалы Третьей ежегодной конференции. Ставрополь, 2019. С. 126-128.
19. Молокаева О.Х. Судебный конституционный контроль в Российской Федерации // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 4: Государство и право. Реферативный журнал. 2019. № 1. С. 61-65.
20. Мухлынин Д.Н. К вопросу об особенностях осуществления в России конституционного контроля // Образование. Наука. Научные кадры. 2019. № 2. С. 59-60.
21. Никифорова С.А. Конституционный контроль как элемент реализации конституции в российской федерации // Проблемы и перспективы развития науки в России и мире: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. Стерлитамак, 2019. С. 218-220.
22. Протасов Г.В. Конституционный контроль в обеспечении конституционно-правового регулирования // Конституционно-правовые проблемы эффективности публичной власти: теория и практика по материалам Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 25-летию Конституции Российской Федерации. Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина. 2018. С. 197-199.
23. Романов А.Н., Обласова Е.Г. Плюсы и минусы конституционного контроля в мировой практике // Аллея науки. 2018. Т. 5. № 5 (21). С. 883-889.
24. Сайботалова Л.Р. Судебный конституционный контроль в Российской Федерации и зарубежных странах: сравнительный анализ // Аллея науки. 2018. Т. 4. № 1 (17). С. 698-701.
25. Ситдикова Р.Р. Судебный конституционный контроль в зарубежных странах // Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники: сборник статей Международной научно-практической конференции. 2018. С. 159-163.
26. Хусаинова А.М. Конституционный контроль: его место, значение, органы в правовой системе стран общего права // Аллея науки. 2018. Т. 2. № 9 (25). С. 629-636.
27. Черкашина С.Л. Особенности зарубежного законодательства о судоустройстве. Конституционный контроль // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. № 1. С. 59-64.
28. Шарнина Л.А. Конституционный судебный контроль в России: итоги развития // Мир юридической науки. 2017. № 5. С. 14-21.
29. Шашкова А.В. Конституционное правосудие в Испании на примере процедуры АМПАРО // Право и государство: теория и практика. 2017. № 5 (149). С. 49-54.
30. Шустров Д.Г. Конституционный контроль за поправками к конституции в зарубежных странах. Москва, 2019. 189 с.