Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателей. Поэтому должна быть полная согласованность требований дошкольного и семейного.
Чтобы научить ребенка культурному духу, детей учат осваивать ряд действий, выполняемых в определенной последовательности (правильно сидеть за столом, не разговаривать, жевать пищу с закрытым ртом, пользоваться инструментами для еды, салфетка и т. д.). Для постепенного формирования необходимых навыков. Они практикуют одни и те же действия под постоянным контролем.
Повышение культурных и гигиенических навыков у детей играет решающую роль для их здоровья. С первых дней жизни в формировании культурно-гигиенических навыков происходит усвоение правил и норм поведения, вхождение ребенка в мир взрослых. Этот процесс нельзя отложить на потом; Период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятен для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.
Культурные и гигиенические навыки лежат в основе первого вида трудовой деятельности, доступной ребенку - забота о себе.
Здесь важна постепенность: когда вы осваиваете простые составляющие навыка, вводите новые, более сложные. При обучении использовать отображение самого действия, ознакомить со способами его реализации.
По мере приобретения навыка прямая помощь взрослого уменьшается, а доля самостоятельного участия ребенка увеличивается. Дети до трех лет испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют действия со взрослым, а затем самостоятельно.
Нежный голос, спокойное и дружелюбное отношение настраивают ребенка на общение Рифмы, песни делают процесс формирования навыка более привлекательным. Они могут постоянно сопровождать любые действия малыша. Главное, чтобы дети были заинтересованы, и чтобы они могли видеть результаты своих действий.
Следующее условие - единство требований взрослых.
Обязанность родителей - постоянно укреплять гигиенические навыки, воспитываемые ребенком в детском саду.
Важно, чтобы взрослые давали ребенку пример, они сами всегда им следуют.
● Ребенок за столом.
Питание - это сложный процесс, в котором должно происходить четкое взаимодействие рук, глаз и рта. К трем годам навык использования ложки закреплен, мы можем предположить, что обучение действиям по еде уже состоялось. Дальнейшее мастерство будет отточено.
Важно обеспечить правильное сидение ребенка за столом.
Желательно, чтобы трапеза проходила на уровне высокого сервиса: ставили на стол хлебницу, бумажные салфетки в салфетницах, красивые блюда. Все это привлекает внимание ребенка и повышает аппетит.
Целью исследования является изучение формирования культурно- гигиенических навыков у младших дошкольников по средствам приёмов и упражнений
Объектом исследования является процесс формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.
Предметом исследования является влияние игрового метода на формирование навыков личной гигиены у детей дошкольного возраста.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО СРЕДСТВАМ ИГРОВЫХ ПРИЁМОВ И УПРАЖНЕНИЙ.
1.1 Характеристика(существенность понятия)
Сохранение и укрепление здоровья невозможно без соблюдения правил гигиены. Ученые и другие сыграли большую роль в развитии детской гигиены. Их работы содержат информацию не только о диагностике и лечении детских болезней, но и об уходе, питании, закаливании и воспитании здоровых детей. Основываясь на исследованиях этих ученых, сотрудники дошкольных учреждений взяли за основу воспитание культурно-гигиенических навыков. В каждой возрастной группе это задание выполняется в соответствии с образовательными программами детского сада. Обучение детей определенному навыку требует времени, поэтому задача его формирования может касаться не одного, а нескольких лет жизни ребенка.[5]
Программа обучения и воспитания в детском саду направлена на создание в детском саду среды, способствующей формированию культурно-гигиенических навыков. Дошкольный возраст - важный период, когда формируется человеческая личность, закладываются прочные основы физического здоровья.
Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Навыки - это способность ребенка выполнять определенные действия на основе полученных знаний.
Навык - это автоматизированное действие, сформированное в результате многократных повторений и упражнений.
Навыки закрепляются в результате многократного выполнения действия, в результате выполнения упражнений по его правильному выполнению.[4]
УЛЬТУРНЫЕ И ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ (ХГН) - это автоматизированные компоненты сознательных действий, разработанные в результате повторения одного и того же действия в одних и тех же условиях.
Культурные и гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста, при формировании культурных и гигиенических навыков это не просто усвоение правил и норм поведения, но чрезвычайно важный процесс социализации и гуманизации ребенка.
ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ
Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией умственного развития, как развитие воли. Чтобы выполнить действие, получить качественный результат, сделать все в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия.
Культурные и гигиенические навыки являются очень важной частью культуры поведения. Необходимость в чистоте, поддержании чистоты лица, тела, волос, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно следуют этим правилам, то они проявляют уважение к другим, и возникает мысль, что неаккуратный человек, который не знает, как ухаживать за собой, своей внешностью, действиями, как правило, не будет одобрен другими.
Кроме того, развитие навыков личной и общественной гигиены у детей играет решающую роль в защите их здоровья и способствует правильному поведению в повседневной жизни, в общественных местах. В процессе ежедневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а их гигиенические навыки постоянно совершенствовались с возрастом.
Эта программа предназначена для работы с детьми младшей группы (1,5-3 года) и взаимодействия с родителями по развитию у детей культурных и гигиенических навыков. Его содержание соответствует современным тенденциям российского дошкольного образования и федеральным государственным образовательным стандартам.
Цель: развить культурно-гигиенические навыки у детей младшего школьного возраста (1,5–3 года) в повседневной жизни в детском саду и в семье.
Задачи:
Учебные задачи:
· Способствовать пониманию детьми и родителями необходимости соблюдать личную гигиену;
· Внедрить алгоритм культурно-гигиенических навыков;
· Чтобы научить детей следить за своей внешностью, продолжайте формироваться умения правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; высушите после стирки, повесьте полотенце на место, используйте расческу и носовой платок;
Задачи развития:
· Развитие эмоциональных качеств;
· Развитие осознанности и наблюдательности, творческого воображения;
Учебные задачи:
· Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, опрятными;
· Для формирования простейших поведенческих навыков за столом: правильно используйте стол и чайные ложки, вилку, салфетку; Не рубите хлеб, не жуйте пищу с закрытым ртом, не разговаривайте с полным ртом.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белостоцкая Е.М., Виноградова Т.Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет. - М .: Просвещение,2017.
2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М .: Просвещение, 2015.
3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в д / с: Пособие для воспитателя детского сада. - М .: Просвещение, 2018.
4. Буре Р.С., Островская А.Ф. Педагог и дети. - М .: Образование, 2016.
5. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. - М .: 2017.
6. Педагог по работе с семьей / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М .: Просвещение, 2015.
7. Н. Голицина. Перспективное планирование учебного процесса в дошкольном учреждении. - Scriptoria 2003, 2017.
8. Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Мы засыпаем, мы едим, мама и папа слушают. - СПб., 2017.
9. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Педагогическая практика в детском саду. - М .: Издать. Центр "Академия", 2014.
10. В И. Логинова и соавт. - Санкт-Петербург: авария, 2014.
11. Запорожец А. В. Психология и педагогика дошкольной игры. М., 2014.
12. Зебзеева В. А. Организация режимных процессов в дошкольных учреждениях. - М .: Сфера, 2017.
13. Игра дошкольника / Под ред. С.А. Новоселова. - М .: Просвещение, 2015.
14. История дошкольной педагогики в России: читатель. С.В. Лыков, Л.М. Волобуев; Издание С.Ф. Егорова. - М .: Издательский центр "Академия", 2014.
15. Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. - М .: 2015
16. Крупская Н. К. О дошкольном воспитании. - М .: Просвещение, 2016.
17. Кулик Г. И., Сергиенко Н. Н. Школа здорового человека. - М .: ТЦ Сфера, 2016. - (Программа развития).
18. Лихачев А. А. Встреча с Мойдодыром. // Дошкольное образование №9 - 2014. с.56
19. Мчедлидзе Н.Б., Лебеденко А.А., Гребенщикова Е.А. История дошкольной зарубежной педагогики. - М .: Просвещение, 2014.
20. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком - М., Педагогика, 2015.
21. Мухина В. С. Возрастная психология. - М .: Академия, 2016.
22. Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. - М .: Просвещение, 2016.
23. Печора А. В. Развивающие игры для дошкольников. М .: ВАКО, 2018.
24. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильева и соавт. - М .: Мозайка - Синтез, 2017.
25. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. М., 2015.
26. Урунтаева Г.А., Афонкина Ю.А. Как познакомить малыша с гигиеной и уходом за собой. - М .: Просвещение, 2015.
27. Урунтаева Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника - М., 2016.
28. Усов А. П. Воспитание в детском саду, 3-е изд. М., 2014.