Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сегодня законодательство о коренных малочисленных народах со-ставляют три базовых федеральных закона – «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 30 апреля 1999 г., «О территориях традиционного природопользования коренных малочислен-ных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 7 мая 2001 г., «Об общих принципах организации общин коренных ма-лочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 20 июля 2000 г; существуют и некоторые другие норма-тивные правовые акты. Так, в 2009 году Распоряжением Правительства РФ № 631-р были утверждены перечни мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ и перечень видов их хозяйственной деятельности.
Специальные правовые нормы, касающиеся коренных малочислен-ных народов, содержатся в Лесном, Земельном, Налоговом кодексах Рос-сийской Федерации и федеральных законах о культуре, о языках, о живот-ном мире, о недрах, об особо охраняемых природных территориях и иных. Однако многие нормы федеральных законов, направленные на обеспечение прав коренных народов, либо имеют декларативный харак-тер, либо требуют детализации в подзаконных актах, либо отменены. Так, в 2004 году был отменен Федеральный закон «Об основах государствен-ного регулирования социально-экономического развития Севера Россий-ской Федерации», что, по сути, означает отказ государства от проведения особой, «северной», политики, учитывающей специфические особенности районов Севера, были исключены многие нормы специализированных ак-тов о коренных малочисленных народах Севера, Сибири и Дальнего Во-стока.
В настоящее время ряд полномочий органов местного самоуправле-ния установлен в федеральных законах. Статьей 7 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ» установлены полномочия органов местного самоуправления по защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов ма-лочисленных народов.
Установленная федеральным законодательством компетенция орга-нов местного самоуправления в области обеспечения прав и свобод корен-ных малочисленных народов Севера конкретизируется, дополняется в за-конах субъектов РФ.
Все вышесказанное обуславливает актуальность темы данного исследования, целью которого является изучение государственной полити-ки в сфере обеспечения прав коренных малочисленных народов Севера на примере ЯНАО.
Для достижения цели был поставлен ряд следующих задач:
- Изучить институциональные аспекты. Нормативно-правовые акты законодательной и исполнительной власти Ямало-Ненецкого автономного округа по обеспечению прав коренных малочисленных народов Севера;
- рассмотреть функции и механизмы взаимодействия органов власти на федеральном, региональном и местном уровне в области социально-экономической поддержки коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа.
- предложить пути решения проблем по совершенствованию системы государственного управления в области жизнеобеспечения коренных ма-лочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе.
Структура работы включает три главы, введение, заключение, спи-сок литературы и приложение.
1.Институциональные аспекты. Нормативно-правовые акты законо-дательной и исполнительной власти Ямало-Ненецкого автономного округа по обеспечению прав коренных малочисленных народов Севе-ра
Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО) занимает 769,3 тыс. кв. км., это 5 по территории субъект Российской Федерации. По данным 01.01.2018, на этой территории проживает 539,7 тыс. человек (70 место в РФ), среднедушевые денежные доходы (в месяц) составляли 58 040 руб. (2 место в РФ), по уровню занятости регион занимал 3е место в РФ.
Почти 84% жителей ЯНАО – горожане, но только столица округа, Салехард, может считаться средним городом, имея население около 50 тыс. человек. Салехард, – единственный на планете город, расположенный на широте Северного Полярного круга.
В настоящее время на территории ЯНАО существует 7 муниципаль-ных районов, 6 городов, 4 поселка городского типа, 80 сельских населен-ных пунктов. Система государственного управления на территории Тю-менской области обладает спецификой, характерной для сложноустроен-ного субъекта Российской федерации: в состав Тюменской области входят ЯНАО и ХМАО – Югра.
Законодательные органы власти субъектов Российской Федерации – три законодательных собрания, реализующие свои полномочия по разра-ботке и принятию региональных законов на подведомственной террито-рии.
Законодательное Собрание ЯНАО и Дума ХМАО – Югры принима-ют законы, действующие на территории соответствующего субъекта феде-рации. Специфика областных законов в том, что они, как и иные решения Тюменской областной Думы, принимаются для исполнения на территории области без автономных округов [13].
При этом выборы депутатов областной Думы проводятся на терри-тории всей Тюменской области, включая автономные округа. То же каса-ется деятельности исполнительных органов власти: во всех трёх субъектах выстроена собственная система исполнительных органов, реализация пол-номочий осуществляется ими самостоятельно.
В настоящее время Россия идет по пути создания правового государ-ства и гражданского общества, однако инициатива в этом процессе при-надлежит государству, а не обществу. Эта традиционная для России исто-рическая практика не может быть вполне успешной. Большое значение в связи с этим имеет становление правосубъектности составляющих граж-данское общество социальных общностей, к которым могут быть отнесены коренные малочисленные народы. Права коренных малочисленных наро-дов являются коллективными правами. В международном праве признаны следующие права коренных малочисленных народов:
– право пользоваться своей культурой [10];
– полное и беспрепятственное участие коренных народов во всех ас-пектах жизни общества, в частности в вопросах, затрагивающих их инте-ресы [10];
– право на участие в управлении [13].
В соответствии с нормами международного права государство, на территории которого проживают коренные малочисленные народы, обя-зано:
– поощрять создание благоприятных условий, позволяющих обеспе-чить лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам, возможности поддерживать и развивать свою культуру, а также сохранять основные элементы их самобытности, а именно: религию, язык, традиции и культур-ное наследие [16];
– воздерживаться от любых политических или практических дей-ствий, имеющих целью ассимиляцию лиц, принадлежащих к националь-ным меньшинствам, вопреки их воле, и защищать этих лиц от любых дей-ствий, направленных на такую ассимиляцию [16];
– обеспечить полное и свободное участие коренных народов во всех аспектах жизни общества, в частности, в решении затрагивающих их во-просов [10].
В отношении проблемы реализации права коренных народов Ямало-Ненецкого автономного округа на пользование своей культурой следует, на исходить из того, что центральным звеном их культуры является олене-водство. Оленеводство для ненцев и северных ханты – это не просто один из многих видов хозяйственной деятельности, а ядро традиционной этно-культуры. Не будет оленей – не будет и традиционной этнокультуры.
Традиционная хозяйственная культура формировалась в определен-ных природно-климатических условиях, следовательно, возможность пользования территориями традиционного проживания является необхо-димым условием ее сохранения. Вместе с тем в условиях интенсивного ве-дения нефте- и газодобычи тундровым землям наносится серьезный эколо-гический ущерб.
Реализация прав коренных народов на землю является поэтому клю-чевым моментом в правовом обеспечении их жизнедеятельности.
Для представительной власти Ямало- Ненецкого автономного округа 2017 год является особенным. Во-первых, 85 лет назад в г. Салехарде (Обдорске) работал особо значимый и судьбоносный для ямальской исто-рии Первый съезд Советов Ямальского (Ненецкого) национального окру-га, в соответствии с решениями которого была введена принципиально но-вая система управления и функционирования территории, заложены осно-вы деятельности представительной и исполнительной власти региона. Во-вторых, 20 лет назад в муниципальных образованиях автономного округа состоялись первые заседания местных представительных органов.
В настоящее время интересы избирателей в Ямало-Ненецком авто-номном округе представляют более 600 депутатов в представительных ор-ганах 55 муниципальных образований и 22 депутата в региональном пар-ламенте.
В сентябре 2015 года состоялись выборы депутатов Законодательно-го Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа шестого созыва, в ре-зультате которых в окружной парламент пришли работать депутаты, об-ладающие активностью и твёрдой гражданской позицией, профессиона-лизмом и опытом. Они способны отстаивать права и интересы своих изби-рателей, разви