Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современная жизнь предъявляет к здоровью человека высокие требования. Значимость вопросов состояния здоровья человека в настоящий момент не может вызывать сомнений. Снижения уровня здоровья людей порождает большую озабоченность во всех структурах власти. Одной из причин такого является недостаточное наличие и использование эффективных форм, средств и методик физического воспитания, направленных на развитие физических качеств.
Физическое состояние человека – это хорошее состояние функциональных систем человека, развитые физические качества, хорошая физическая подготовка, словом все то, что необходимо для физического развития и физической подготовленности, необходимых для оптимальной жизни и деятельности.
По свидетельству многих научных данных, можно сказать, что в настоящее время увеличено число заболеваний, которые связаны с воздействием на организм индивида инволюционных, социально-экономических, экологических, производственных и др. факторов. Лечебная физическая культура при многих заболеваниях является эффективным средством на пути к выздоровлению.
В настоящее время большинство людей знают лечебную физкультуру (далее – ЛФК) по некоторым конкретным предметам и элементам. Чаще всего это массаж, который если и можно отнести к физическим упражнениям, то только к пассивным.
В целом, ЛФК – это система применения самых разнообразных средств физкультуры для профилактики, лечения и реабилитации.
Существует очень широкий спектр:
-профилактика,
-лечение,
-реабилитация.
Это означает, что лечебная физическая гимнастика может, например, помочь укрепить опорно-двигательный аппарат, то есть мышцы, кости, суставы и связки для того, чтобы предотвратить травмы и заболевания, может обеспечить наиболее эффективный процесс лечения, если что-то произойдет, и может помочь восстановить все свои функции после окончания лечения. И как в профилактике, и в лечении, и в реабилитации ЛФК действует и прямо, и опосредованно, одновременно оказывая положительное воздействие на многие другие системы и функции организма.
Объект исследования: лечебная физкультура, формы и методы.
Предмет исследования: лечебная физическая культура.
Цель исследования: изучить и проанализировать лечебную физическую культуру.
Задачи исследования:
1. Ознакомиться с научной литературой по данной теме исследования.
2.Изучить основы лечебной физической культуры.
3.Изучить и проанализировать формы и методы занятий лечебной физической культуры.
Практическая значимость исследования: практическая значимость заключается в том, что подробно раскрыты теоретический материал по теме исследования.
Методологическая основа исследования: В процессе работы были использованы методы теоретического анализа, изучение материалов научных и периодических изданий по проблеме исследования.
Структура работы: обусловлена целью и задачами исследования, а также необходимостью последовательного изложения материала.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения , списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1 Общие основы лечебной физкультуры
Лечебная физическая культура (ЛФК) – это комплекс дозированных физических упражнений на фоне правильного поставленного дыхания, направленных на лечение, восстановление и профилактику заболеваний опорно-двигательного аппарата (ОДА), нервной системы и внутренних органов. Врач назначает необходимый комплекс физических упражнений в соответствии с заболеванием пациента и его функциональными возможностями. Выполняются упражнения строго под присмотром врача или инструктора ЛФК в учреждениях здравоохранения (при необходимости - дома) [7].
Двигательная функция - основная функция человеческого организма. Тот, кто постоянно совершенствует ее, совершенствует свой организм [3,12].
Одна из важнейших задач физической культуры состоит именно в том, чтобы помочь конкретному человеку выработать высокую устойчивость к действию комплекса неблагоприятных факторов окружающей среды[10, 12].
Занятия ЛФК оказывают лечебный эффект только при правильном, регулярном, длительном применении физических упражнений. Для этой цели, существуют методы проведения занятий, показания и противопоказания к их применению, учет эффективности, гигиенические требования к местам работы.
Лечебная физкультура долгое время практиковалась как средство от всех болезней, вырабатывались специальные упражнения и методики дыхания. Основоположником ЛФК считается египетский жрец и врачеватель Гермес Трисмегист. Египтяне в те времена воспринимали Гермеса Трисмегиста олицетворением Универсального Ума, а жители Греции видели в нем великого из всех философов, римляне думали, что он Посланец Бога. Исследователи нашли папирусы Гермеса, где в одной из книг была описана целая система оздоровления.
Данная система оздоровления содержала в себе кроме физических упражнений дыхательные упражнения, особую диету, соблюдение режима труда и отдыха. По мнению Гермеса здоровое - это состояние человека, которое является нормой, а болезнь является результатом отказа человека следовать Природе [13,16].
Физические упражнения с целью лечения и профилактики применялись в глубокой древности, за 2 тыс. лет до н. э. в Китае, Индии.
В Древнем Риме и Древней Греции физические упражнения и массаж были неотъемлемыми в быту, военном деле, при лечении. Гиппократ (460-370 до н. э.) описал применение физических упражнений и массажа при заболеваниях легких, сердца, нарушениях обмена веществ и др. Ибн Сина (Авиценна, 980-1037 описал в своих трудах методику применения физических упражнений для больных и здоровых, разделяя нагрузки на сильные и слабые, большие и малые, быстрые и медленные.
В эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.) упражнения пропагандировались как средство достижения гармонического развития [2].
От других видов гимнастики, лечебная физкультура отличается, как и от спорта – не содержанием, а целью и мерой. И лечебная физкультура, и обычная физкультура, и спорт используют одинаковые средства для достижения своих целей – физические упражнения. Разница, почему и как это делается.
На сегодняшний день лечебная физическая культура является официальным способом лечения параличей, искривления позвоночника, ортопедических заболеваний, нервов и болезней внутренних органов.
Традиционная и нетрадиционная медицина полностью её поддерживает. Такую физическую культуру нельзя путать с обычной физкультурой. Она направлена в определённый участок мышц, для скорейшего выздоровления. Это могут быть болезни позвоночника, сердца, лёгких и раковые заболевания.
Лечебная физкультура является не только средством предупреждения болезней и раннего старения, но и метод лечения. При многих заболеваниях наряду с различными способами, средствами и лекарствами применяется лечебная физкультура. Лечебная физкультура включает движения и упражнения, а также использование природных факторов - воздуха, солнца, воды. И в наше время справедлива мысль, высказанная учеными столетие назад: «Движение, как таковое, может по своему действию заменить любое лечебное средство, но все лечебные средства не могут заменить действие движения».
Болезнь обычно ограничивает деятельность человека, его работоспособность, вызывает угнетение процессов в коре головного мозга, поэтому после выздоровления необходима лечебная физкультура, которая помогает устранять последствия болезни. Лечебная физкультура включает применение специально подобранных упражнений в сочетании с массажем и закаливанием.
Объектом воздействия ЛФК является больной со всеми особенностями функционального состояния его организма [15].
Этим определяется различие применяемых средств, формы методов в практике ЛФК.
Существует несколько групп лечебной физической культуры.
Цель ЛФК:
Учебные:
- обучение основам лечебной физкультуры;
- совершенствование навыков владения индивидуальными
упражнениями с предметом и без предмета;
- обучение всем видам дыхательных упражнений;
- увеличение жизненной емкости легких.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Адаптивная физическая культура для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата : пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования / П. И. Новицкий.- Учреждение образования "Витебский государственный университет им. П. М. Машерова".-2019.-86 с.
2. Барановская Т. Г. Функции музыки в системе межкультурной коммуникации / Т. Г. Барановская // Культура, наука, образование в современном мире : материалы науч. конф. г. Гродно, 11–12 мая 2011 г. – Гродно, 2011.
3. Дамскер И.С., Шлык Н.И. Лечебная физическая культура в домашних условиях. Устинов, 2005. –189 c.
4. Дубровский В.И. Лечебная физкультура и врачебный контроль. – М.: ООО «Медицинское информационное агенство», 2011. –162 c.
5. Дьяконова Н.А. Практика занятий леченой физической культурой в ВУЗ: Основные принципы, средства и методы/Н.А. Дьяконова //Южный федеральный университет.-2018.-№5.-С.1079-1085.
6. Лечебная физическая культура / под общ. ред. С.Н. Попова. М.: Физкультура и спорт, 2012. Медицинская реабилитация: руководство для врачей / под ред. В.А. Епифанова. М.: МЕДпресс–информ, 2005. – 258c.
7. Лечебная физическая культура: справочник / под ред. В.А. Епифанова. М.: Медицина, 2011. –269c.
8. Лечебная физкультура / И.А. Калюжнова, О.В. Перепелова. – Изд. 3–е. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. –320 c.
9. Лечебная физкультура и врачебный контроль / под ред. В.А. Епифанова, Г.А. Апанасенко. М.: Медицина, 2010. –425 c.
10. Ловейко И. Д. Лечебная физкультура у детей при сердечно– сосудистой патологии. Л.: Медицина, 2012. – 144 с.
11. Лукомский И. В. Физиотерапия. Лечебная физкультура. Массаж: учебник / И. В. Лукомский, И. С. Сикорский, В. С. Улащик ; под ред. В. С. Улащик. - Минск : Вышэйшая школа, 2010. -310с.
12. Маргазин, В.А. Лечебная физическая культура (ЛФК) при заболеваниях сердечно–сосудистой и дыхательной систем / В.А. Маргазин. – СПб.: СпецЛит, 2015.–145 c.
13. Милюкова И.В., Евдокимова Т.А. Лечебная физкультура: новейший справочник / под общ. ред. Т.А. Евдокимовой. СПб: Сова; М.: Эксмо, 2009. –252c.
14. Никитенко, Т. А. Методика лечебной гимнастики при контрактурах голеностопного суства после переломов в восстановительном периоде / Т. А. Никитенко. Омск : Издательство ОмГУ, 2014. - С .104-107
15. Савченко Т. И. Организационные основы медицинской реабилитации [Текст] / Т. И. Савченко // Главный врач. – 2015. – № 3. –c. 58
16. Сергиевич А. А. Занятия физкультурой при нарушениях опорно-двигательного аппарата : учебное пособие / А. А. Сергиевич ; [рец.: канд. пед. наук В. Г. Турманидзе, канд. пед. наук С. Н. Якименко] ; Ом. гос. ун-т им. Ф. М. Достоевского. - 2-е изд., стер. - Омск : Издательство ОмГУ, 2015. - 83 с.
17. Смирнова Ю. В. Музыкальное сопровождение занятий физической культурой как социально-педагогическая проблема / Ю. В. Смирнова, Р. М. Кадыров // Теория и практика физической культуры. – 2011. – № 8. – С. 50–51.
18. Соколова Н.Г. Практическое руководство по лечебной физкультуре. – Изд. 2–е, стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. –250 c.
19. Современные тенденции в развитии и апробации методик лечебной физкультуры : теория и практика : сборник статей Всероссийской студенческой конференции, Омск, 12-13 ноября 2014 г. / Ом. гос. ун-т им. Ф. М. Достоевского ; [ред.: В. Г. Турманидзе, канд. пед. наук, М. Х. Спатаева, канд. пед. наук, Н. В. Лунина, канд. биол. наук ; рец.: канд. пед. наук Л. В. Харченко, канд. пед. наук Т. В. Синельникова]. - Омск : Издательство ОмГУ, 2014. - 139 с.
20. Тихонова В.И. Организация и методика проведения занятий по физической культуре в специальных медицинских группах: учеб. метод. пособие для студ. педагогических вузов / В.И. Тихонова. – Минск: БГПУ, 2018. - 131с
21. Шпак Н.И. Лечебная физическая культура при деформациях и заболеваниях опорно-двигательного аппарата у детей: учебно-методическое пособие / Сост. Н. И. Шлык, И. И. Шумихина, А. П. Жужгов; отв. ред. Н. И. Шлык. - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2014. - 168 с.