Фрагмент для ознакомления
2
Глава 2. Исследование состояния развития познавательных функций у детей с умеренной умственной отсталостью
2.1 Цель, задачи, методика организации констатирующего эксперимента
Особенностью эмоциональной сферы детей с умеренной умственной отсталостью является недоразвитие более сложных и дифференцированных эмоций. Для детей характерна слабая переключаемость, инертность и стереотипность эмоций. Дети умеренной умственной отсталостью долгое время не понимают эмоциональных состояний, не проявляют личного отношения к происходящему. С трудом формируются абстрактные понятия добра и зла, прогнозирование последствий своих поступков.
Дети с умеренной умственной отсталостью с трудом осмысливают наблюдаемое в жизни, обладают малым запасом нравственных представлений для анализа норм и правил поведения.
Формирование деятельности детей с умеренной умственной отсталостью отличается качественным своеобразием, которое в первую очередь обуславливается низким уровнем развития предметных, игровых действий детей. Игровые действия носят отражательный характер, действия не сопровождаются речью, они действуют, молча, с большим трудом овладевают речевым содержанием, без которого невозможны режиссерские игры.
Исследование проводилось индивидуально в первой половине дня. Учитывалось соматическое и психическое состояние ребенка в момент обследования. Само обследование было представлено как игра. Результаты по каждому ребенку заносились в протокол обследования, которые потом обобщались и заносились в таблицу. На основании полученных результатов происходила количественно-качественная обработка.
В эксперименте участвовали 20 детей в возрасте 5,2 - 6,6 лет, которые были распределены в группы по 10 человек в старшей и подготовительной группах детского сада.
Списочный состав детей приведен в приложении (Приложение 1)
С целью обследования свойств внимания распределение и переключение были использованы следующие тестовые методики:
1) «Зачеркни фигуру»;
2) Видоизмененная методика, направленная на переключение и распределение внимания (по Р.С. Немову);
3) Красно – черная таблица.
Содержание методик:
Методика 1. «Зачеркни фигуру».
Цель: выявление уровня развития устойчивости, объема познавательной активности ребенка.
Описание методики: ребенку предлагается выполнить задание в два этапа. На первом этапе ребенок по образцу вписывает знаки в геометрические фигуры. На втором этапе зачеркивает и обводит определенные предметы из четырех по указанию взрослого.
Уровень развития произвольного внимания определяется по сумме результатов трех отдельно обработанных этапов работы.
Оборудование: два листа:
изображение геометрических фигур (Приложение 2 А);
образ реальных предметов - рыбка, воздушный шарик, яблоко и арбуз (Приложение 2 Б);
Инструкция: «На этом рисунке изображены геометрические фигуры. Сейчас я нарисую знаки в каждой из четырех верхних фигур. Ты должен расставить такие же знаки во всех остальных фигурах листа. Ты можешь сверять свои действия с образцом».
«На листе нарисованы рыбки, яблоки, воздушные шарики и арбузы. Прошу тебя зачеркнуть всех рыбок, а яблоки обвести кружком».
Во время эксперимента необходимо обратить внимание на поведение испытуемого:
отвлекался от работы или нет;
как часто требовалось напоминание о необходимости продолжить работу;
часто ли испытуемый сверял свои действия с образцом;
пытался ли проверять себя; если да, то как.
Фиксируемые параметры: 1) время заполнения каждой карточки; 2) количество допущенных ошибок при заполнении каждой карточки (пропуск нужной фигуры, ошибочный значок, лишние значки.
Обработка результатов:
Чтобы оценить уровень развития произвольного внимания ребенка необходимо подсчитать среднее время заполнения карточки по формуле:
t = (t1 + t2 + t3) : 3
где t - среднее арифметическое время заполнения одной карточки, в секундах;
t1 - время заполнения 1-й карточки, и t2,3 соответственно карточек 2 и 3.
Аналогично необходимо подсчитать среднюю величину количества ошибок:
h = (h1 + h2 + h3) : 3
где h - среднее арифметическое количество ошибок;
h1, h2, h3 - количество ошибок по результатам соответствующих этапов экспериментов.
Нормативы уровня развития произвольного внимания
Уровень развития произвольного внимания Время заполнения Количество ошибок
Высокий – 5 баллов 1мин.15сек. -
Выше среднего – 4 балла 1мин.45сек. 2
Средний – 3 балла 1мин.55сек. 3
ниже среднего- 2 балла 2мин.10сек. 6
Низкий – 1 балл Более 2мин.10сек. Более 6
Методика 2 «Расставь знаки» Переключение и распределение внимания (видоизмененная методика Немова Р. С.):
Процедура: Перед началом работы дошкольнику показывают таблицу, в которой находятся геометрические фигуры:
квадраты, ромбы, круги и треугольники, затем объясняют, что в квадраты ребенку придется ставить значок галочку (V), в треугольники он будет ставить черточку (—), ,в ромб будет ставить точку (.), а в круг—плюс (+) (Приложение 3).
Ребенок работает 2 минуты.
Общий показатель познавательной активности определяется по формуле: S=(0,5N – 2,8n)/120
S — показатель познавательной активности;
N — количество фигур, которые просмотрел ребенок;
п — количество ошибок, допущенных во время выполнения задания. Ошибками считаются неправильно проставленные знаки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими знаками, геометрические фигуры.
Оценка результатов:
10 баллов - показатель S больше чем 1,00.
8-9 баллов - показатель S находится в пределах от 0,75 до 1,00.
6-7 баллов показатель S располагается в пределах от 0,50 до 0,75.
4-5 баллов — показатель S находится в интервале от 0,25 до 0,50.
0-3 балла — показатель S находится в пределах от 0,00 до 0,25.
Выводы об уровне развития
10 баллов – высокий.
8-9 баллов – выше среднего.
6-7 баллов – средний.
4-5 баллов – ниже среднего.
0-3 балла – низкий.
Методика 3. Красно-черная таблица
Цель: оценка познавательной активности.
Процедура: исследование проводится с помощью специальных бланков, на которых 10 красных и 10 черных чисел. Испытуемый должен вначале отыскать черные числа в порядке возрастания, затем красные числа в убывающем порядке.
Третье задание заключается в попеременном поиске черных чисел в возрастающем и красных чисел в убывающем порядке. Основной показатель – время выполнения.
Первые два задания выполняются с использованием одного бланка, третье задание – на другом бланке.
Инструкция: «На этой таблице красные числа от 1до 10 и черные числа от 1 до 10 расположены не по порядку. Ты должен показывать и называть черные числа в возрастающем порядке, а красные – в убывающем одновременно, по очереди: 1 – черное, 10 – красное, 2 – черное, 9 – красное и так далее» (Приложение 4).
Обработка результатов теста
Учитывается время выполнения каждой серии и ошибки. Время выполнения третьего задания не равно сумме времен, затраченных на
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алексеева М.М. Методика развития речи дошкольников. М.: 2006. – 317 с.
2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. М.: 2005. – 195с.
3. Бабаева Т.И. Использование элементов национальной культуры в воспитании и подготовке дошкольников к школе в детском саду. Сыктывкар, 1991. - 50 с.
4. Бабанский Ю. К. Активность и самостоятельность учащихся в обучении. - М.: Педагогика, 2003. – 374 с.
5. Бородич А. М. Методика развития речи детей, М., 1981 г.
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М, 2004. – 156 с.
7. Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики: Уч. пос. для студ. высш. пед. учеб. зав./ Гонеев Александр Дмитриевич, Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В.; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 1999. - 280 с.
8. Доскин В. А., Голубева Л. Г. Растем здоровыми: Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры. - М.: Просвещение, 2003. – 280 с.
9. Запорожец А.В., Маркова Т.А. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста. – М.: 2008. – 180 с.
10. Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. М.: ТЦ Сфера, 2009. – 280 с.
11. Коняева Н.П., Никандрова Т.С. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития. Владос, 2010. – 200 с.
12. Народное искусство в воспитании детей / под ред. Т.С. Комаровой. –М.: Педагогическое общество России, 2000. –256с.
13. Педагогика и психология игры. Межвузовский сборник научных трудов. – Новосибирск: НГПИ, 2005.
14. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник.— Изд. П 24 2-е, испр. и доп. /Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Ми- хальской; сост. А. А. Князьков. — М.: Флинта, Наука, 1998. — 312 с.
15. Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика / Д.Э. Розенталь, Голуб И.Б. – М.: Книга по Требо- ванию, 2013. – 207 с
16. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. М.: Владос, 2006.- 367 с.
17. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - М., 2001. – 280 с.
18. Ушинский К.Д. Опыт педагогической антропологии. / Педагогическая антропология: Человек как предмет воспитания. Ч. 1. - М.: Изд-во УРАО, 2002.
19. Усова А.П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. - М., Просвещение, 2005.
20. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей /А.П. Усова. – М., 1976.
21. Ушинский, К. Д. Воспитание человека / К. Д. Ушинский. - М. :Издат. Дом «Карапуз», 2000. - 256 с.
22. Фатихова, Л. Ф. Формирование обще интеллектуальных умений в процессе подготовки умственно отсталых детей в школе : автореф. дисс... канд пед наук. - Екатеринбург, 2003. -23 с
23. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. - М., 1961.
24. Хамитова И. Семейная история: влияние на переживание женщиной беременности и родов. // Московский психотерапевтический журнал. 2001. №3.
25. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. /Под ред. В.И.Логиновой..- М.,1990.
26. Шатрова, С.А. Роль воспитателя в формировании выразительности речи у дошкольников [Текст] // Развитие языковых и творческих способностей в реальном детстве : материалы междунар. науч.-практ. конф., посвященной 85-летию Ф.А. Сохина, 19–20 февраля 2013 г. / под ред. О. С. Ушаковой, В.И. Яшиной. – М.: НИИ шк. технологий, 2013.
27. Шевченко В. Рассказывайте детям сказки. //Хрестоматия к курсу «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста». - Пермь, 2001.- с. 484
28. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: ВЛАДОС, 1999.
29. Якобсон П. М.Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности / Психологический журнал. 1981. № 4. с. 142–147.
30. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3). Методическое пособие для воспитателей и родителей. - М.: Мозаика-синтез, 2013. - 72 с.