Фрагмент для ознакомления
1
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………3
1. Значение обучения и повышения квалификации кадров в современных условиях……………………………………………………………………………5
1.1. Роль подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в организации……………………………………………………………5
1.2. Основные формы обучения, повышения квалификации и подготовки кадров………………………………………………………………………………7
1.3. Современные технологии и методы внутрикорпоративного обучения персонала………………………………………………………………11
2. Анализ системы обучения и повышения квалификации кадров…..15
2.1. Общая характеристика основных показателей деятельности организации……………………………………………………………………..15
2.2. Анализ количественного и качественного состава персонала…..18
2.3. Анализ основных этапов, методов и затрат на обучение и повышение квалификации кадров………………………………………………21
2.4. Направления улучшения организации обучения и повышения квалификации работников……………………………………………………..29
Заключение……………………………………………………………….33
Список литературы………………………………………………………37
Фрагмент для ознакомления
2
По данным таблицы 3 видно, что за 2013-2015 гг. численность персонала возросла на 2,84 %. Рост численности происходил по всем категориям персонала.
Главным принципом отбора персонала в гостинице «Молодежная» - нужный человек в нужное время и место. Основывается этот принцип в основном на системе планирования персонала в силу немалой текучести кадров и потребности в высококвалифицированных работниках. Структура персонала гостиницы «Молодежная» по уровню образования представлена на рисунке 4.
Рисунок 4 - Структура персонала гостиницы «Молодежная» по уровню образования
По данным рисунка видно, что 21 % персонала имеют высшее образование, 59% работников гостиницы «Молодежная» имеют средне специальное образование, 18% персонала имеют среднетехническое образование и 2% имеют лишь среднее образования.
Распределение персонала гостиницы «Молодежная» по возрасту можно увидеть на рисунке 5.
Рисунок 5 - Распределение персонала гостиницы «Молодежная» по возрасту
Работники гостиницы находятся в относительно молодом возрасте. С одной стороны – это косвенный фактор активной трудовой деятельности, с другой – люди в молодом возрасте не имеют большого опыта работы и, как правило, требуют дополнительного обучения.
Рисунок 6 - Структура персонала гостиницы «Молодежная» по гендерному признаку
Большая часть сотрудников гостиницы – женщины.
Обратив свое внимание на рисунок 7, который отражает структуру персонала гостиницы «Молодежная» по стажу работы, можно наглядно убедиться, как от него зависит текучесть кадров на предприятии.
Рисунок 7 - Структура персонала гостиницы «Молодежная» по стажу работы
Текучесть кадров в гостинице «Молодежная» за 2015 г. составила 10%, это означает - риск того, что сотрудник может сменить место работы, велик. Кроме того, 66% персонала, работающего в гостинице, имеют возраст от 18 до 35 лет, то есть находятся в наиболее рискованный возраст перехода на другую работу.
2.3. Анализ основных этапов, методов и затрат на обучение и повышение квалификации кадров
Основными целями обучения технического персонала в гостинице являются:
1) систематическое обновление знаний сотрудников, то есть непрерывное
повышение профессионального мастерства, овладение смежным направлением. Основной задачей в рамках данной цели является формирование штатного состава ключевых сотрудников и обеспечение ротации персонала;
2) повышение профессионального рейтинга сотрудников гостиничного предприятия и на рынке труда. Обучение в данном случае может рассматриваться в качестве основы для создания системы внутрикорпоративного маркетинга.
Основные задачи, которые решают руководители в области обучения персонала состоят в следующем:
1) выработка стратегии в формировании квалифицированных кадров;
2) определение потребности в обучении кадров по отдельным его видам;
3) правильный выбор форм и методов подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
4) выбор программно-методического и материально-технического обеспечения процесса обучения как важного условия качества обучения;
5) изыскание средств для финансирования всех видов обучения в необходимом количестве и с требуемым качеством.
Все многообразие используемых в гостинице методов обучения можно
разбить на три большие группы (рис. 9).
Рисунок 8 - Методы обучения в гостинице «Молодежная»
Традиционные методы обучения являются достаточно эффективными и
наиболее распространенными. Активные методы обучения большое внимание уделяют именно практической отработке передаваемых слушателям знаний, навыков и умений. Методы профессионального обучения характеризуются тем, что обучение проводится не в аудитории, а в процессе выполнения обучающимися профессиональной деятельности. Инструктажи проводятся перед началом работы и непосредственно в ходе работы. Сотрудник также имеет возможность самостоятельно в затруднительных ситуациях обратиться к прописанной инструкции. Наставничество - занятия опытного сотрудника или непосредственного руководителя со своим персоналом в ходе ежедневной работы, обучение
основным приемам выполнения рабочих заданий. Делегирование - передача сотруднику четко очерченной области задач с полномочиями принятия решения по оговоренному кругу вопросов. При этом менеджер обучает подчиненных, дает консультации.
Обучение персонала в гостинице имеет несколько направлений (табл. 4).
Таблица 4
Направления обучения персонала в гостинице «Молодежная»
Наименование обучения 2013 2014 2015
количество
обученных/человек
1 2 3 4
При найме (адаптационные программы) 12 16 20
По результатам аттестации персонала, выявившей недостаточную квалификацию сотрудника 4 2 3
При назначении сотрудника на новую должность или при переводе его на другой участок работы 7 9 4
Развивающее обучение для сотрудников, желающих повысить свой профессиональный или общий уровень развития, для поддержания рабочих умений и навыков и повышения эффективности выполнения работником
текущей работы 69 107 88
При изменении технологий работы 11 0 0
Итого 103 134 115
По данным таблицы видно, что, главным образом, в гостинице применяется развивающее обучение для сотрудников, желающих повысить свой профессиональный или общий уровень развития, для поддержания рабочих умений и навыков и повышения эффективности выполнения работником текущей работы.
Источниками информации о потребностях в профессиональном обучении являются:
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. – СПб: Питер, 2009.
2. Веснин В. Теория организации. – М.: Проспект, 2014.
3. Голышенкова О. Развитие корпоративного образования в контексте мировых трендов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.conf-edu.ru.
4. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001.
5. Добровинский А. П. Управление персоналом в организации. - М: ТПУ, 2011.
6. Колодкина И. Г. Управление инновационным развитием персонала предприятия. – Пермь: Пермский гос. ун-т, 2007.
7. Кольчугина Т. А. Анализ проблемы подготовки кадров для гостиничной отрасли и поиск путей ее решения // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2015. № 2. С. 333-336.
8. Макринова Е.И., Трунова С.Е. Обучающаяся организация как современная концепция развития персонала гостиницы // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. С. 410.
9. Минзов А. С., Мельникова О. И. Корпоративные университеты: проблемы создания и тенденции развития // Вестник Московского энергетического университета. – 2012. – № 4.
10. Мухина М. Г. Корпоративное обучение персонала отеля как основа формирования культуры сервиса в индустрии гостеприимства // В сборнике: Интеграция науки, образования и бизнеса в целях развития туризма и сервиса: проблемы и перспективы. Современные формы организации и эффективные технологии подготовки специалистов сферы сервиса и туризма в условиях инновационной экономики Материалы международной научно-практической и методической конференций профессорско-преподавательского состава и аспирантов. Белгородский университет кооперации, экономики и права. Белгород, 2014. С. 107-114.
11. Печерскоя Э. П., Астафьева О. В. Основные аспекты стратегического развития системы бизнес-образования экономического университета // Вести. Самар. гос. экон. ун-та. - 2009. - № 4. - С. 13-16.
12. Романова Г. М., Банников С. А. Организация процесса подготовки кадров для сферы гостеприимства с помощью сетевого взаимодействия вузов в целях проведения крупных массовых мероприятий (на примере Олимпийских игр 2014 года в г. Сочи) // Туризм: право и экономика, 2012, № 4.
13. Романова Л. М., Баль Н. В. Управление инновационным развитием предприятий индустрии гостеприимства // Вестник СГУТиКД. 2009. № 3. С. 55-57.
14. Романова Г. М., Угрюмов Е. С., Вербин Ю. И. Управление развитием персонала в гостиничном бизнесе при подготовке к крупным спортивным мероприятиям на примере г.Сочи // European Researcher, 2013, Vol.(64), № 12-1.
15. Селюков М. В., Рогова А. В. Целевое развитие персонала как фактор успешной деятельности организаций в сфере гостеприимства // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 4. С. 154.
16. Слободской А. Л. Обучение персонала организаций. – СПб: Изд-во СПбГЭУ, 2013.
17. Солтицкая Т. Тренинг продаж. – СПб: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2008.
18. Стеблянский Н. В. Построение системы бизнес-образования в корпоративных структурах на основе компетентностного подхода. - Тамбов, 2010. – С. 112.
19. Учиткина Е. Стоимость и эффективность человеческих ресурсов, инвестиции в развитие персонала и оценка эффективности обучения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://training360.ru/wp-content/uploads/effect_human_resources.pdf
20. Шешкня С. Как эффективно управлять свободными людьми. Коучинг. – М.: Альпина Паблишер, 2013.
21. Чернова Ю. К. Управление персоналом предпри¬ятия на основе внутрифирменного обучения: монография / Ю. К. Чернова, О. И. Антипова, С. Д. Сыротюк. – Тольятти: Касандра, 2012.
22. Чернова Ю. К. Методы и модели управление ин¬теллектуальными ресурсами для эффективного менед¬жмента / Ю. К. Чернова, О. И. Антипова – Тольятти: ТГУ, 2009.