Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Игра – естественная и самая любимая деятельность дошкольников. В процессе игры ребенок чувствует себя комфортно, в игре он развивается, познает мир, общается. Играя с детьми, мы обязательно должны быть доброжелательными и отзывчивыми. Дети очень легко заряжаются эмоциями, как хорошими, так и плохими.
Значение игры заключается в том, что дети в непринужденной форме, воссоздавая мир взрослых, усваивают моральные нормы, получают представление о профессиональных и семейных ролях. Игра обеспечивает развитие у дошкольников двигательных, умственных и речевых навыков. Эти игры эмоционально насыщены и доставляют каждому ребёнку радость, удовольствие уже самим своим процессом.
Самые любимые игры у детей те, где дети могут двигаться много и свободно. Но такие игры действуют возбуждающе на детей, поэтому предпочтение им отдать лучше на прогулке, в спортзале и конечно не перед сном. Подвижные игры дают эмоциональный настрой, бодрость духа, способствуют выплеску эмоций.
В группе двигаться детям тоже очень хочется. И я думаю, что здесь выход – это игры с музыкальным сопровождением. Музыка, как известно, творит чудеса: может взбодрить, а может успокоить. Можно подбирать игры различные по виду двигательной активности, с проговариванием слов и уже со словами. Музыкальные игры способствует психо-эмоциональному комфорту детей. В такие игры можно играть после сна, перед зарядкой, если остались в группе без прогулки или по желанию детей.
У детей, как и у взрослых, бывает разное настроение. А отсюда и выбор игры. Бывает что, просто хочется заняться чем-то спокойным. Тогда выбор таких игр, как мозайка, строительные, настольные, дидактические. Так же такие игры помогают переключать детей на спокойное и комфортное состояние.
Актуальность исследования. Актуальность освоения педагогами современных образовательных технологий, которые непосредственно относятся к учебно-воспитательному процессу в учебных заведениях, обусловлена рядом проблем и противоречий практики. Учителю необходимо преобразовывать учебный процесс в радостный, охотно выполняемый. Одним из путей достижения этого является разнообразие педагогических технологий, применяемых в педагогическом процессе. Более всего интересна для учащихся либо поисковая, исследовательская деятельность, либо деятельность, предполагающая свободный выбор задания, так как именно в этом случае учащиеся чаще всего достигают успеха.
Таким образом, актуальность темы определяется:
•Необходимостью игровой деятельности для выявления правильного развития вектора дошкольника.
• Необходимостью формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся
• Зависимостью процесса обучения от развития познавательных универсальных учебных действий
Объект исследования: дети дошкольного возраста.
Предмет исследования: игровая деятельность детей дошкольного возраста.
Цель: изучить теоретические и эмпирические основы игровой деятельности детей дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической научной литературы; организация целенаправленной опытной работы; изучение, анализ, обобщение массового опыта в школе по выявлению реального состояния проблемы в практике.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что результаты его могут быть использованы в практической деятельности воспитателей ДОУ
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1.Глава. Теоретические основы игровой деятельности детей дошкольного возраста.
1.1.Игровая деятельность и её развитие в дошкольном возрасте.
Игра, как писал великий психолог Л. С. Выготский, ведет за собой развитие.
В дошкольном возрасте игра занимает ведущую роль в деятельности ребенка, оказывая огромное эффективное воздействие на формирование личности, а также решая актуальные проблемы педагогики и психологии: нравственное воспитание, физическое воспитание, развитие коммуникативных качеств, воспитание воли, развитие памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи, формирование социальных качеств, художественно-эстетического вкуса, создание положительного эмоционального настроя, снятие напряженности, решение конфликтных ситуаций через игру и многое другое. К. Д. Ушинский, высоко оценивая значение игры для развития, отмечал, что «в игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов».
Главная задача взрослого – помочь, направить, подсказать правильный вариант, правильное решение, создать необходимую развивающую среду, поскольку окружающая действительность оказывает огромное значение на развитие дошкольника, являясь отражением его игр. Важно, чтобы ребенок чувствовал свободу действий при выборе игры, характере действий, испытывал удовольствие, здесь не может быть навязываний, запретов, приказов. Необходимо педагогически целесообразно создавать внешнюю обстановку, правильно подбирать игрушки, заинтересовать ребенка.
Разнообразные по виду и содержанию игры позволяют осуществить различные подходы к ребенку, отыскать пути гармоничного развития.
Существует множество разнообразных игр: подвижные, дидактические, познавательные, сюжетно-ролевые и др. По мере роста и развития ребенка игра тоже проходит определенный путь развития от манипуляций с предметами до игр с сюжетом, правилами.
Важное место в формировании и пополнении знаний и представлений об окружающей действительности отведено сюжетно-ролевым играм. Формирование такой деятельности проходит через предметную. Возникновение ролевой игры связано с формированием предметной деятельности в раннем возрасте. Сюжетно-ролевая игра по своему характеру – деятельность отражательная. Основной источник – окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Здесь дети могут проявлять наибольшую эмоциональность, активность, самостоятельно и творчески решать самые разнообразные задачи. Основой сюжетно-ролевой игры является воображаемая ситуация, в которой ребенок берет на себя роль взрослого и действует в созданной им самим игровой обстановке. Принимая на себя роль, ребенок обогащает, углубляет собственную личность. Такие игры помогают детям налаживать взаимодействие в совместной игре либо развивают умение действовать индивидуально, побуждают разворачивать несложный сюжет, формируют представления, знакомят с различными правилами, обогащают словарь, развивают речь. Например, предлагая побывать в роли людей той или иной профессии, мы развиваем интерес и уважение к различным благородным профессиям, формируем представления о жизни и деятельности людей, тем самым происходит ознакомление дошкольников с социумом.
Еще одним средством гармоничного развития личности ребенка является подвижная игра. Проведение подвижных игр решает комплекс педагогических задач. Физическое воспитание: оздоровление ребенка, развитие двигательных умений и навыков, формирование быстроты, ловкости, координации движений. Умственное развитие: умение действовать в соответствии с правилами, развитие памяти, обогащение словаря, развитие речи при заучивании считалок, стихов и т. д. Нравственное воспитание: коллективные действия, подчинение требованиям, формирование честности, дисциплинированности, справедливости, сопереживания. Решение всех перечисленных задач обусловлено спецификой подвижных игр, которая состоит в молниеносной, мгновенной реакции ребенка на сигналы.
В дошкольном возрасте используют два вида подвижных игр: сюжетные и игровые упражнения. Основой сюжетных подвижных игр является способность к имитации. Ребенок младшего школьного возраста использует собственное представление об окружающем мире (действия людей, животных, птиц, воспроизводит движения, характерные для того или иного образа: летает, как птичка, машет крылышками, тяжело и неуклюже передвигается, как медвежата и т. д. Движения, которые выполняют дети во время игры, тесно связаны с сюжетом. Большинство сюжетных игр коллективные, в них ребенок учится согласовывать свои действия с действиями других игроков, не капризничать, действовать организованно, как того требуют правила. На пятом году жизни характер игровой деятельности детей меняется. Им важно не только воспроизвести движения, важен результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желания. Тем не менее подражательность и имитация продолжает присутствовать и в старшем дошкольном возрасте. Постепенно ребенок начинает придумывать свой игровой сюжет, начинает ставить самостоятельные задачи, придумывает правила, что способствует развитию творческих способностей.
Игровые упражнения характеризуются конкретностью двигательных задач в соответствии с возрастными особенностями и физической подготовкой детей. Если в сюжетных подвижных играх основное внимание игроков направлено на создание образов, достижения определенной цели и точное выполнение правил, что часто приводит к игнорированию четкости в выполнении движений, то во время игровых упражнений дошкольники должны безукоризненно выполнять основные движения (попадать мячом в цель, пролезать под веревкой и т. п.).
Каждую игру необходимо четко продумать, учитывая индивидуальные особенности детей. Продуманная методика проведения игр помогает воспитать ребенка здоровым, бодрым, жизнерадостным, способным самостоятельно решать поставленные перед ним задачи. Умелое руководство воспитателя любой игрой и использование разнообразных приемов детской активизации является залогом успеха. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. С одной стороны, игровая деятельность носит характер самостоятельной деятельности детей, с другой – присутствие педагогического руководства обеспечивает совместную деятельность. Совместная игра дает возможность обмена знаниями, активного речевого обмена, доставляет радость, проявления положительных эмоций. Именно умелое вмешательство педагога
Фрагмент для ознакомления
3
1. Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников / Г.Г. Григорьева. - М.: Academia, 1999. - 272 c.
2. Громова О. Е., Соломатина Г. Н. Лексические темы по развитию речи детей 3-4 лет. – М.: сфера, 2005. – 182 с.
3. Казакова, Т. Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников / Т.Г. Казакова. - М.: Просвещение, 1980. - 176 c.
4. Комарова, Л. А. Автоматизация звуков Ч, Щ в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л.А. Комарова. - М.: Гном, 2014. - 708 c.
5. Лободина, Н.В. Занятия в группе продлённого дня. 1-4 классы. Проблемно-ценностное общение, познавательно-игровая деятельность / Н.В. Лободина. - М.: Учитель, 2015. - 539 c.
6. Лыкова, И. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников / И. Лыкова. - М.: Карапуз, 2008. - 930 c.
7. Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников / З.А. Михайлова. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 652 c.
8. Новиков, А. Введение в методологию игровой деятельности / А. Новиков. - М.: Эгвес, 2005. - 191 c.
9. Панфилова, А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога / А.П. Панфилова. - М.: Academia, 2008. - 368 c.
10. Рябко, Н. Б. Занятия по изобразительной деятельности дошкольника. Бумажная пластика / Н.Б. Рябко. - М.: Педагогическое общество России, 2007. - 993 c.
11. Солнцева В. А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников. – М.: АСТ, 2011. – 165 с.
12. Терегулова Ю. В. Пальчиковая гимнастика с детьми 3-5 лет. (Книга с видеофильмом). М.: ООО «Рид Групп», 2011. – 143 с.
13. Ткаченко Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. – М.: ЭКСМО, 2010. – 234 с.
14. Узорова О. В. Игры с пальчиками. – М.: Астрель, 2008. – 154 с.
15. Цвынтaрный В. В. Игрaeм пaльчикaми и рaзвивaeм рeчь. – СПб.: Речь, 2010. – 32 с.
16. Шмелева Е. Б. Пальчиковые игры. Пособие по развитию мелкой моторики и речи у детей 2-4 лет. М.: Ювента, 2008. – 48 с.
17. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Просвещение, 1989. - 483 с