Фрагмент для ознакомления
2
Таким образом, роль креативного мышления исследователя сегодня и всегда состоит в познании определенных законов развития природы и космоса, а также общества в их взаимодействии и воздействии на природу на основе определенного использования знаний для постоянного получения важных и полезных для общества результатов. Пока ещё соответствующие законы далеко не открыты, поэтому человек сегодня может лишь или описывать явления, или собирать и систематизировать факты, но он не все может объяснить или предсказать. Путь современного познания мира определяется в процессе от живого созерцания уже к абстрактному мышлению, в свою очередь от последнего уже непосредственно к практике. Процесс познания, таким образом, включает определенное накопление фактов. Однако без систематизации и обобщения, которое происходит в процессе мышления, без некоего логического осмысления фактов сегодня не может существовать ни одна наука в мире. По степени абстрактности и обобщенности креативного мышления можно выделить мышление:
1. Теоретическое.
2. Эмпирическое.
3. Фактологическое [8].
Теоретическое мышление характеризуется стремлением к глобальному абстрактному обобщению, а также поиску закономерностей, для формирования теории, в которой определяются общие признаки объективности, а также те или иные выводы и результаты исследования, выражающиеся в универсальности положений и различных формулировках. Однако теоретическое мышление, как правило, опасно своеобразным «отлетом» от окружающей действительности, неким абстрагированием, которое в итоге ведет к потере исследователем сущности, а также особенностей явления, обретению теоретического схематизма или неоправданному глобализма. Эмпирическое мышление в отличие от теоретического отдает приоритет для эксперимента и опыта, ограничивает, таким образом, обобщение практическим опытом, оно опирается в своих оценках, как правило, только на определенные результаты опыта.
Таким образом, наличие опыта уже рассматривается исследователем как высшая форма доказательства, а также аргументации. Фактологический тип креативного мышления проявляется уже в оценке, а также систематизации определенных фактов, которые служат основой для построении всей логики, проводимого исследования и подведения итогов на основании конкретных фактов [8]. Однако такое мышление может сопровождатся искусственным преувеличением значения того или иного факта, из-за этого стать недостаточно глубоким, так как понимание роли факта в установлении сущности явления будет им преивеличено. В данном случае уже возникает опасность некоей замены научного объяснения бездоказательной фактологией, которая, обычно ограничивается лишь существующими фактами, однако далеко не всегда стимулирует научный поиск, распознавание, а уже затем глубокое осмысление фактов.
Таким образом, подводя итоги отметим, что мышление каждого исследователя можно оценивать с позиции механизма его протекания, другими словами через совокупность средств, которые происходят в процессе мышления, и благодаря которым в ходе этого процесса рождаются различные идеи, а также выстраиваются выводы, формируются мнения, выдвигаются гипотезы, находятся веские аргументы, и в целом реализуются полученные знания[8] .
Одаренный ребенок всегда эклектичен, а также любознателен и он постоянно стремится объединять данные из различных областей знания. Они, как правило, предпочитают новые и весьма сложные вещи по отношению к привычным и простым, таким образом их восприятие мира непрерывно обновляется. Обычно творческие люди, как раз, сохраняют детские способности к искреннему удивлению, а также восхищению, например, обычный цветок может вызывать у них такой же восторг, как совершенное ими, какое-либо революционное открытие. Как правило, это мечтатели, которые могут сойти даже за сумасшедших, потому что они стремятся претворять в жизнь свои на первый взгляд: «бредовые идеи», одновременно у них происходит процесс принятия и интеграции иррациональных аспектов своего поведения.
Личность одаренного ребенка обладает соответствующими задатками, способностями, а также собственным темпераментом и характером. Но главная характеристика это увлеченность делом, без которого не возможно совершения открытия. Высокая увлеченность делом может приводить и к не очень желательному стремлению доводить все до полного совершенства. Завышенные личные стандарты и чувство неудовлетворенности, возникающее тогда, когда результаты оказываются хуже запланированных, приводят к некоторой уязвимости, связываемой с высокой преданностью делу [11].
Творческие люди предпочитают новые вещи привычным и простым. Их восприятие мира непрерывно обновляется. Дети с высоким уровнем развития творческих способностей опережают других в коллективе и силе восприятия окружающих событий и явлений – они больше улавливают и понимают, могут следить одновременно за несколькими событиями. Такого ребенка нередко сравнивают с губкой, впитывающей самую разнообразную информацию и ощущения. Однако данная способность к восприятию нередко сопровождается уязвимостью, вызываемой повышенной чувствительностью. Благодаря широте восприятия и чувствительности высокотворческие дети глубоко переживают социальную несправедливость. Как подчеркивает Л.Холлингсуорт, «человек, восприятие которого хронически опережает его возможности, всегда находится под стрессом» [11].
В ходе творческой активности креативы могут быть склонны к психофизиологическому истощению, потому что творческая мотивация работает по механизму положительной обратной связи, а рациональный контроль эмоционального состояния при творческом процессе ослаблен. Поэтому единственным ограничителем творчества является истощение психофизиологических ресурсов, что неизбежно приводит к крайним эмоциональным состояниям. Одаренные дети, чьи реальные достижения ниже их возможностей, переживают серьезные проблемы в личностной и эмоциональной сфере, а также в сфере межличностных отношений. Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способности к классификации помогают творческому ребенку в раннем детстве накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее. Большой словарный запас позволяет таким детям свободно и четко излагать. Однако ради удовольствия они часто изобретают собственные слова. Для творческих детей весьма характерно живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, изобретательность, богатая фантазия. Для того чтобы несколько упорядочить иногда противоположные черты творческих личностей, В.Н. Дружинин предлагает рассматривать присутствие тех или иных свойств у творческого человека с точки зрения отношений уровня его интеллекта и креативности [8].
В том случае, когда высокий интеллект сочетается с высоким уровнем креативности, творческий человек чаще всего хорошо адаптирован к среде, активен, эмоционально уравновешен, независим и др. При сочетании креативности с невысоким интеллектом человек чаще всего невротичен, тревожен, плохо адаптирован к требованиям социального окружения. Сочетание интеллекта и креативности предрасполагает к выбору разных сфер социальной активности.
2.2. Стратегии и стили познавательной деятельности одаренных детей
Исследовательская задача – это такая творческая задача, для решения которой важно выполнить одну или несколько исследовательских операций. Познавательная стратегия это последовательность мыслительных операций, направленных на реализацию результата в познавательной деятельности. Под познавательной стратегией понимается комплексная динамическая организация познавательных процессов, которая состоит из чёткой последовательности:
1. Репрезентация цели
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Банщиков В. М., Гуськов В. С., Мягков И. Ф. Мышление // Медицинская психология. — Москва: Медицина, 2007. – 180 с.
2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – Москва: Academa, 2007 – 316с.
3. Гатанов Ю.Б. Модель структуры интеллекта Дж. Гилфорда. М. 2010. 28 0с.
4. Де Боно Э. Серьезное творческое мышление / Пер. с англ. Д.Я. Онацской. Мн.: Попурри, 2009. - 416 с.
5. Дьюи Дж. Реконструкция в философии / Пер. с англ. М. Занадворова, М. Шикова. М.: Логос, 2011. - 168 с.
6. Делез Ж., Гватарри Ф. Что такое философия? / Пер. с фр. и послесл. С.Н. Зенкина. М.: Ин-т экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2008. - 288 с.
7. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие - М.: ИНФРА-М, 2007.-256 с.
8. Краткий психологический словарь под ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2009 – 505с.
9. Лебедев А.В. ПАРМЕНИД (рус.). Новая философская энциклопедия. Институт Философии РАН. М. 2011 . – 280 с.
10. Леонтьев Д. А. Современная психология мотивации. Сборник. — Смысл, 2011. — С. 29-37.
11. Маклаков А. Г. Мышление // Общая психология. — Санкт-Петербург: Питер, 2001., 320 с.
12. Маланов, С. В. Психологические механизмы мышления человека: мышление в науке и учебной деятельности / С. В. Маланов — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2010 – 180 с.
13. Николаева Е.И. Психология детского творчества. – Санкт-Петербург: «Речь», 2009 - 180 с.
14. Роу А.Дж. Креативное мышление / Пер. с англ. В.А. Островского. М.: НТ Пресс, 2007. - 176 с.
15. Словарь под ред. Копорулиной В.Н. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2010 – 639с.
16. Станович К. «Рациональное мышление. Что не измеряют тесты способностей». М. 2012. - 278 с.
17. Станислав Райх «Психодиагностика креативности (обзорная статья)» Киев. 2011 - 180 с.
18. Тихомиров О.К. Психология мышления. М. 2011, - 180 с.
19. Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии / Пер. с англ.; Общ. ред. и вступ. ст. М.А. Кисселя. М.: Прогресс, 2010. 718 с.