Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Речевая функция - одна из важнейших психических функций человека. В процессе развития речи формируются высшие формы познавательной деятельности, способность к концептуальному мышлению. Развитие речевой функции является одним из важнейших условий успешного воспитания ребенка, поскольку речь является средством общения, средством приобретения способности к вербальному общению создает предпосылки для конкретно человеческих социальных контактов, благодаря которым представления ребенка об окружающей действительности формируются и уточняются, а формы его отражения совершенствуются [1].
Рассматривая нарушения речи у детей, многие ученые отмечают их связь с состоянием других высших психических функций, в том числе памяти. Память является основой способностей человека, является условием для обучения, приобретения знаний, формирования навыков. Без памяти невозможно накапливать и сохранять человеческий опыт, его нормальное функционирование в обществе. Проблема диагностики памяти у детей с общим недоразвитием речи является одной из важнейших в организации их воспитания. Память является одной из наиболее сложных форм психической деятельности, которая в процессе своего развития тесно и непосредственно связана с речью, формирование которой у детей с общим недоразвитием речи является медленным и своеобразным.
Феноменологию памяти в психологии изучали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.С. Мухина, С.В. Липень, А.Л. Венгер, Ж.И. Шиф, В.И. Лубовский и др. Различные аспекты памяти детей с нарушениями речи рассматривали Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Р.Е. Левина и др. Проблема нашего исследования заключается в том, что в литературе в настоящее время недостаточно освещены особенности памяти детей с нарушениями речи, и не ведется целостный сравнительный анализ памяти нормально развивающихся детей и детей с нарушениями речи.
Объект исследования – слухоречевая память дошкольников с ОНР.
Предмет исследования – возрастная динамика слухоречевой памяти детей с общим недоразвитием речи.
Цель исследования – изучение динамики памяти детей с общим недоразвитием речи 3 уровня.
Гипотеза исследования: Трудности в развитии слухоречевой памяти у детей с нарушениями речи связаны с недостаточным формированием фонематического слуха. Преодоление этих трудностей, возможно при условии разработки системы корректирующих мер, включая игры и упражнения для развития фонематических процессов.
Задачи:
1. Теоретический анализ изучения проблемы развития слухоречевой памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи в психолого-педагогической литературе.
2. Определение уровня развития слухоречевой памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Выявить особенности развития памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Особенности формирования слухоречевой памяти у детей с общим недоразвитием речи
1.1 Значение, понятие и виды памяти
Впечатления, которые человек получает от окружающего его мира, оставляют определенный след, они сохраняются, фиксируются и, при необходимости, воспроизводятся возможности. Эти процессы называются памятью. «Без памяти», - писал С.Л. Рубинштейн, «мы были бы существами момента. Наше прошлое было бы мертвым для будущего. Настоящее, как оно течет, безвозвратно исчезнет в прошлом »[ 9, с. 45].
Память является психической функцией человека, приобретения знаний, формирования навыков. Без памяти нормальное функционирование ни личности, ни общества невозможно.
Память может быть определена как способность получать, хранить и воспроизводить жизненный опыт. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения - не что иное, как запечатанные, унаследованные или приобретенные в процессе индивидуального жизненного опыта. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогут адаптироваться к текущим быстро меняющимся жизненным событиям. [8].
У всех живых существ есть память, но она достигает самого высокого уровня своего развития у людей. Ни одно другое живое существо в мире не обладает такими мнемоническими способностями, которыми обладает человек. Организмы имеют только два типа памяти: генетическую и механическую. Первое проявляется в генетической передаче от поколения к поколению жизненных биологических, психологических и поведенческих свойств. Второе проявляется в форме способности учиться, приобретать жизненный опыт, который, кроме самого организма, нигде не может быть сохранен и исчезает с его уходом из жизни. Возможности запоминания у животных ограничены их органической структурой, они могут только запоминать и воспроизводить то, что может быть непосредственно получено методом условного рефлекса, операционного учения, без использования каких-либо мнемонических средств [2].