Фрагмент для ознакомления
2
принято решение о выплате пенсионерам дополнительно к пенсии конкретной суммы из собственных бюджетов либо предоставлении льготы по коммунально-бытовым платам. Так, на основании вступившего в силу с 1 января 2009 года Закона г. Москвы от 1 октября 2008 года № 46 в дополнение к федеральным установлены допмеры, которые осуществляются городскими органами исполнительной власти по социальной и материальной поддержке при безработице для категорий граждан, которые испытывают наибольшие трудности при поиске работы.
У некоторых субъектов нашего государства подобной возможности нет.
Опираясь на изложенное, административная правоспособность выступает только потенциальной возможностью гражданина воспользоваться данными ему правами и осуществить возложенные на него обязанности в области государственного управления.
Правоспособность субъекта административного права формирует только предпосылки для осуществления его правового статуса.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ПРАВОСПОСОБНОСТИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН
Объем административной правоспособности граждан устанавливается конституцией, законами, а также административно-правовыми положениями. Определенный объем их прав и обязанностей устанавливается в зависимости от ряда обстоятельств: возраста, образования, пола, состояния здоровья и прочее.
Иностранные граждане обладают в России особым административно-правовым статусом, отличным от того, который предоставлен российским гражданам, соответственно и категория правоспособности у этих лиц имеет свою специфику.
Прежде всего, необходимо установить обстоятельства наступления административной правоспособности иностранцев. Это нужно для уяснения момента, с которого у них возникают права, закрепленные в административном законодательстве. Большинство авторов придерживаются мнения, что такие права (как и все иные, например гражданские) появляются у индивидуальных субъектов с момента рождения.
Так, Н.Ю. Хаманева отмечала: «Она (правоспособность) возникает с момента рождения человека и прекращается с его смертью» . То же находим у Ц.А. Ямпольской , А.И. Иерусалимова , В.И. Новоселова , Е.В. Понизовой , Н.В. Мучкиной . Безусловно, появляясь на свет, ребенок получает совокупность прав, которыми в будущем он сможет воспользоваться. Помимо возможности быть собственником, наследником, будущим участником гражданско-правовых договоров, он получает право на защиту своих интересов органами публичной администрации, на обращение в эти органы, на информирование об их деятельности и прочие публичные права. Тем не менее, рождение вовсе не определяет всю возможную совокупность административных прав. Многие из них могут возникнуть лишь при наличии дополнительных обстоятельств (пол, возраст, здоровье, рост, гражданство и прочие) . В связи с этим С.Д. Хазанов предложил различать общую и специальную административную правоспособность граждан. Обоснованным является его мнение о том, что с момента рождения следует отсчитывать лишь общую правоспособность индивидуального субъекта, а специальная наступает только при установлении факта, с наличием которого связывается предоставление ему специального права . Иногда эти обстоятельства возникают с рождением (национальность), а иногда по прошествии определенного времени (рост, образование, заболевание, возраст). Часто факты, обусловливающие специальную правоспособность в сфере управления, вообще не зависят от возраста.
Момент возникновения административной правоспособности иностранцев и граждан России неодинаков. В связи с этим в литературе высказывались различные мнения. Иногда момент отсчета административной правоспособности определяется фактом прибытия иностранного гражданина на российскую территорию. Этой точки зрения придерживались Г.И. Петров , В.И. Новоселов. Последний утверждал: «Иностранцы, а также лица без гражданства, находясь на территории СССР, являются субъектами права, в том числе административного, и участниками отношений в советском государственном управлении, поскольку они осуществляют свои права, выполняют обязанности и вступают в связи с этим в правовые отношения с аппаратом государственного управления» . Сторонники другой точки зрения говорят о возникновении административной правоспособности иностранных граждан с момента обращения в российское заграничное представительство за визой. Такую правоспособность Л.Л. Попов назвал ограниченной, а Д.Н. Бахрах - частичной. Полной она становится с момента прибытия в Россию . Так, Д.Н. Бахрах замечал, что, обратившись в консульскую службу с просьбой о визе на въезд, иностранец вступает с этим органом в административно-правовые отношения, с этого времени он и приобретает частичную административную правоспособность, которая увеличивается после получения им визы, и особенно - по прибытии в Россию . Этот подход представляется более обоснованным, хотя и он не объясняет некоторых особенностей возникновения у данных лиц публичных прав.
Нет никакого основания отказываться от утверждения о возникновении общей административной правоспособности гражданина с момента рождения. В противном случае необходимо признать, что иностранные граждане вообще не обладают в Российской Федерации общей правоспособностью, а возникновение у них прав объяснять специфической ситуацией въезда на российскую территорию. Более того, непонятно, откуда в таком случае возникает право иностранцев на обращение в российские посольства и консульства. Если признать, что административная правоспособность возникает с момента въезда, то с выездом иностранного гражданина она должна прекращаться. То есть одновременно прекратятся и все обязанности российских органов публичной администрации по отношению к этому лицу, а также обязанности самого негражданина в сфере исполнительной власти. А это уже противоречит требованиям законодательства.
Утверждение о возникновении общей административной правоспособности с рождения вовсе не означает, что предоставление иностранным гражданам, не находящимся на российской территории, некоторых прав в сфере управления - это попытка распространить действие отечественного административного законодательства на иностранную территорию. Действительно, применение публичного права всегда ограничено территорией государства, утвердившего его нормы. В данном случае необходимо говорить о регламентации отношений с участием органов власти этого государства. Так, для вступления в отношения с российским государственным органом иностранцу вовсе не обязательно находиться в России. Например, документ может быть направлен в Российскую Федерацию по почте, наконец, иностранный гражданин вправе самостоятельно явиться в российское заграничное представительство. Немаловажным является замечание С.Д. Хазанова о наступлении общей правоспособности с момента рождения как гарантии стабильности правопорядка более высокого уровня. Такая правоспособность есть не просто гарантия участия человека в конкретных правоотношениях, но и гарантия его участия в абстрактных правоотношениях . Иными словами, именно наличие общей правоспособности, которая наступает с момента рождения, делает ребенка-иностранца субъектом российского права. В будущем он сможет воспользоваться своими правами, увеличить их количество или отказаться от их реализации. Но такой отказ вовсе не должен свидетельствовать об отсутствии прав. Он может говорить лишь об определенной степени правовой активности субъекта. Поэтому следует признать, что общая правоспособность иностранных граждан наступает с момента рождения, но ее объем крайне незначителен.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 18 июля 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // Российская газета. – № 159. - 1996.
3. Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах» // Ведомости СНД и ВС Российской Федерации. - 1993. - № 12. - Ст. 425.
Научная и учебная литература
4. Административное право Российской Федерации / Отв. ред. Н.Ю. Хамалева. - М., 2004. - С. 69.
5. Административное судопроизводство: Учебник для студентов высших учебных заведений по направлению "Юриспруденция" (специалист, бакалавр, магистр) / А.В. Абсалямов, Д.Б. Абушенко, С.К. Загайнова и др.; под ред. В.В. Яркова. М.: Статут, 2016. 560 с.
6. Адмиралова И.А. Статус граждан как субъектов административного права и роль полиции в его обеспечении // Административное и муниципальное право. 2014. № 5. С. 430 - 439.
7. Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России: Учебник. - М.: Зерцало, 2006. - С. 47.
8. Бахрах Д.Н. Субъекты административного права // Административное право и административный процесс: актуальные проблемы. - М.: Юрист, 2004. - С. 78.
9. Бахрах Д.Н. Субъекты советского административного права // Субъекты советского административного права: Межвузовский сборник научных трудов. Свердловск: Свердловский юридический институт, 1985 // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 05.04.2017.
10. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник. - М.: Норма, 2004. - С. 129.
11. Братановский С.Н. Административное право: Учебник. - М.: Директ-Медиа, 2013. - С. 68.
12. Братановский С.Н., Вулах М.Г. Административно-правовой статус граждан в сфере физической культуры и спорта // Спорт: экономика, право, управление. 2015. № 3. С. 14 - 19.
13. Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. М., 1950. С. 5 // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 05.04.2017.
14. Воеводин Л.Д. Конституционные права и обязанности советских граждан. М.: Изд-во МГУ, С. 6 // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 05.04.2017.
15. Гарашко А.Ю. Правоспособность в различных формах правовой жизни // История государства и права. 2015. № 22. С. 52 - 56.
16. Гражданское право: Учебник: в 2 т. / С.С. Алексеев, О.Г. Алексеева, К.П. Беляев и др.; под ред. Б.М. Гонгало. М.: Статут, 2016. Т. 1. 511 с.
17. Дядькин О.Н. Правовой статус лица, привлекаемого к административной ответственности (по материалам административной практики органов внутренних дел): Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2001. - С. 24.
18. Иерусалимов А.И. К вопросу о понятии административной правосубъектности советских граждан // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 05.04.2017.
19. Князев С.Д. Административно-правовой статус российских граждан: конституционно-правовые основы реформирования // Журнал российского права. 2004. № 2. С. 24.
20. Малахов В.П. Философия права. Идеи и предположения: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция» и «Философия». - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - С. 76 - 82.
21. Малахов В.П., Эриашвили Н.Д. Методологические и мировоззренческие проблемы современной юридической теории: Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2011. С. 74 - 90.
22. Малько А.В., Субочев В.В., Шериев А.М. Права, свободы и законные интересы: проблемы юридического обеспечения. - М., 2010 и др.
23. Матузов Н.И. Юридические обязанности и ответственность как элементы правового статуса личности // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 05.04.2017.
24. Мелехин А.В. Административное право Российской Федерации: Курс лекций // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 05.04.2017.
25. Мучкина Н.В. Административно-правовой статус граждан РФ, обеспечение его реализации органами внутренних дел: Автореф. ... дис. канд. юрид. наук. - М., 2002. - С. 10.
26. Новоселов В.И. Правовое положение граждан в отраслях государственного управления. Саратов: Издательство Саратовского университета, С. 150 // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 05.04.2017.
27. Патюлин В.А. Государство и личность в СССР. М., 1974. С. 198 – 199 // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 05.04.2017.
28. Петров Г.И. Советские административно-правовые отношения. Л.: Издательство Ленинградского университета, С. 46 // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 05.04.2017.
29. Понизова Е.В. Институт гражданства и административно-правовой статус гражданина // Административное и информационное право (состояние и перспективы развития). - М.: Академический правовой университет, 2003. - С. 69.
30. Серов А.С. Административно-процессуальная правосубъектность участников производства по делам об административных правонарушениях // Административное и муниципальное право. 2014. № 2. С. 158 - 164.
31. Хабибуллина О.В. К вопросу о понятии и содержании административно-правового статуса иностранцев в РФ // Административно-правовой статус гражданина. - М.: ИГиП РАН, 2004. - С. 235.
32. Хазанов С.Д. Административная правосубъектность граждан: теория, законодательство, правоприменение // Административно-правовой статус гражданина. - М.: ИГиП РАН, 2004. - С. 35, 40.
33. Хаманева Н.Ю. Административно-правовой статус граждан РФ. М., 2000. С. 12 // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 05.04.2017.
34. Чаннов С.Е. Состав административного правонарушения как основание административной ответственности // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращений 04.04.2017.
35. Шерстобоев О.Н. Теоретическая основа административной правоспособности иностранных граждан // Миграционное право. – 2007. - № 5.
36. Ямпольская Ц.А. О субъективных правах советских граждан и их гарантиях // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 05.04.2017.