Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Социальная сфера жизнедеятельности граждан оказывает немаловажное значение на формирование правосознания и правовой культуры общества. Процессы, которые негативно влияют на социум и его духовное развитие, способны отрицательно воздействовать на экономические, политические и другие события в государстве. Проституция, как порочный элемент социальной среды, пагубно влияет на гражданское общество, его устои и традиции. Прежде всего, данное явление истощает нравственность отдельных граждан, подрывает их здоровье.
Противодействие проституции осуществляется органами внутренних дел во взаимодействии с иными заинтересованными субъектами. Борьба с ней требует проведения комплекса мероприятий, направленных на выявление лиц, которые не только занимаются проституцией, но и способствуют указанному занятию (организаторы притонов, сутенеры).
Актуальность данной темы заключается в том, что проституция находится в самой тесной связи с другими негативными явлениями (наркомания, преступные группировки, сексуальные меньшинства и так далее). Она разрушает моральные устои общества и разлагает нравственность. Кроме того, проституция провоцирует нестабильность складывающейся оперативной обстановки и порождает рост преступности. Она создает предпосылки для вовлечения в криминальную среду несовершеннолетних, ранее не судимых лиц, которые впоследствии становятся асоциальными личностями и потенциальными преступниками. Занятие проституцией преследуется административным законодательством. Для обеспечения правопорядка и выявления фактов занятия проституцией необходимо получение определенных теоретических знаний. Кроме того, исследование состава административного правонарушения («Занятие проституцией»), позволяет выявить проблемные вопросы как теоретического, так и практического характера.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с охраной нравственности общества в сфере половых отношений.
Предметом настоящей работы выступает совокупность процессов, которые позволяют определить характеристики и специфику занятия проституцией с административно-правовой точки зрения.
Целью исследования является комплексный анализ административно-правовых норм, предусматривающих ответственность за занятие проституцией. Указанная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
- рассмотрение исторических аспектов привлечения к ответственности лиц за занятие проституцией;
- детальный анализ признаков состава правонарушения, предусмотренного статьей 6.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
- изучение ответственности за совершение вышеуказанного правонарушения;
- рассмотрение судебной практики по делам, связанным с занятием проституцией.
Методологическую основу исследования составляют научные методы: нормативно - логический, социологический, а также методы комплексного анализа и синтеза, аналогия, индукция и дедукция.
Теоретической базой курсовой работы являются нормативные правовые акты, общетеоретические и специальные труды отечественных авторов, научные статьи.
Структура работы представлена введением, тремя главами, заключением и списком использованной литературы.
1. Исторические аспекты привлечения к ответственности лиц за занятие проституцией
В древности проституция получила широкое распространение в Западной Европе и на Востоке. О проституции на Руси не приходится говорить, так как исторические источники не дают достаточных оснований полагать о ее существовании. Также отсутствуют летописи, которые точно указывают время её зарождения в истории России. Вместе с тем, история фиксирует факты о том, что в допетровскую эпоху лица, которые занимались проституцией, старались выбирать знатных и богатых мужчин. Конкуренция была большой, стоимость услуг зависела от обеспеченности мужчин. Проституция не была признана официально, поэтому достаточных данных о ее существовании нет.
Следует отметить изменение ситуации во времена правления Петра І. В обществе были признаны женщины, которые назывались содержанками. Все мероприятия проходили в сопровождении таких лиц. Женщины-содержанки удовлетворяли потребности клиентов (в том числе и сексуальные). Они посещали совместно различного рода мероприятия, сопровождали мужчин по требованию. Все эти нововведения прививались сначала в Санкт-Петербурге, а затем распространились и на другие города.
При Николае І проституция была признана легальной. В целях сохранения здоровья населения, император приказал создать врачебно-полицейские комитеты, которые осуществляли контроль за бродячими проститутками. Их задачей являлось выявление таких проституток без установленных медицинских билетов. Для предупреждения сифилиса комитеты приняли решение о ведении расчетных книжек в публичных домах. В них указывались наименование заведения и номера проституток, что означало пройденный надзор. Каждому посетителю домов выдавались билеты, в которых указывались номера женщин для дальнейшего отслеживания возможного наличия заболевания.
В начале ХХ века произошло сокращение публичных домов, в связи с чем появились вольнопромышляющие проститутки. Их количество увеличилось, и комитеты не могли полностью отслеживать их деятельность. Также возросло количество нелегальных заведений.
Сложившаяся ситуация требовала применения мер в отношении проституток и лиц, организующих притоны. Так, в Уголовном уложении России 1903 года являлись наказуемыми деяния, связанные с вовлечением в занятие проституцией, но только те, которые сопровождались насилием над личностью, с применением угроз жизни и здоровью, причинением телесных повреждений и так далее (статья 526). Санкция - лишение свободы на срок не менее трех месяцев.
Если склонение к занятию проституцией сопровождалось выездом жертвы за пределы России, то виновное лицо подлежало отбыванию наказания в исправительном доме сроком до трех лет. Лицо, осуществляющее вовлечение женщин в занятие проституцией, наказывалось заключением в исправительном доме. Было наказуемо и покушение на совершение этого преступления.
Уголовное уложение 1903 года предусматривало ответственность за занятие проституцией только женщин. Лица мужского пола не могли получить статус «проститутки», хотя исторические факты свидетельствуют о том, что проституция среди мужчин имела место.
Уголовная ответственность за занятие проституцией обусловила принятие довольно-таки суровых мер наказания к указанной категории лиц. Виновное лицо подвергалось лишению свободы и тюремному заключению. Административные меры к лицам данной категории не применялись.
Политика во времена развития РСФСР и СССР была направлена на искоренение проституции, поэтому само по себе явление было признано позорным и наказание осуществлялось в рамках уголовного процесса.
С развитием новой экономической политики явление проституции не изживает себя. Более того услугами сексуального характера пользовались практически все слои общества. Как показывают статистические данные, проститутки оказывали услуги, которыми пользовались от 40 % до 60 % мужчин .
Учитывая складывающуюся ситуацию в 1923 г. органами власти принят циркуляр о борьбе с проституцией, в соответствии с которым последних подвергали обязательному медицинскому освидетельствованию, полицейские проводили мероприятия по отлавливанию лиц данной категории для оказания предупредительного и профилактического воздействия.
В 1929 г. было принято решение проституток направлять в специальные учреждения принудительного трудового перевоспитания. Одной из самых крупных являлась колония, расположенная в Троице-Сергиевом монастыре. С 1937 г. такие учреждения были включены в систему ГУЛАГа.
В 30-е гг. наказание за занятие проституцией варьировалось от административных высылок до лишения свободы по политическим обвинениям. Более того к проституции начинают относиться как к классовому врагу. Вместе с тем, сведения о проституции практически не указываются в средствах массовой информации. Создается иллюзия полного искоренения данного явления.
Продолжение борьбы с проституцией осуществлялось во времена правления Сталина. Несмотря на жесткие меры политики, притоны по-прежнему работали. Однако, принято было считать, что проституция не должна и не может существовать в социалистическом обществе. Это паразитическое явление, которое по своей социальной сущности находится за пределами советского общества.
Уголовный кодекс РСФСР 1960 года (как и предшествующие ему кодексы) не выделял специальной главы о преступлениях против здоровья населения и общественной нравственности. Данная статья была включена в главу «Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения». Официально считалось, что проституция изживает себя. На самом деле существовали притоны и проститутки, деятельность которых всяческим образом конспирировалась .
Административная ответственность в России за занятие проституцией была введена в конце XX в. на основании Указа Президиума ВС РСФСР от 29.05.1987 «О внесении изменений и дополнений в законодательство РСФСР об ответственности за административные правонарушения». Согласно данному акту к лицам, занимающихся проституцией, могли быть применены административные меры: задержание, личный досмотр, досмотр и изъятие вещей (п. 2). Также нарушители закона направлялись на медицинское освидетельствование (п.3) .
В 1987 г. соответствующая статья была внесена в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (утв. ВС РСФСР 20.06.1984, ред. от 20.03.2001). Так, лицо, занимающееся проституцией, подлежало административной ответственности. Правонарушитель подвергался наказанию в виде штрафа размером 100 рублей. При повторном совершении правонарушения в течение года с момента привлечения к ответственности налагался штраф в сумме до 200 рублей (ст.164.2) .
Несмотря на предпринимаемые меры органов власти СССР, после его распада занятие проституцией стало распространенным видом нелегальной деятельности. Требовались корректировки в действующее законодательство. Вместе с тем, с принятием Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 04.11.2019, далее – КоАП РФ) занятие проституцией по-прежнему осталось административно-наказуемым деянием (ст. 6.11) . Была оставлена лишь первая часть статьи, которая не изменила свое содержание (диспозицию) и действует в настоящее время.
Подводя итог вышесказанному, следует вывод о том, что проституция является одним из древних явлений, которое в процессе исторических перемен и признавалось легальным, и выступало криминальным. Несмотря на это, во все времена проституция оказывала негативное влияние на общество, его мировоззрение и нравственность. Признание её легальной в определенные периоды сопровождалось рядом сопутствующих негативных явлений, таких как распространение заболеваний, пере
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
Нормативные правовые акты
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 04.11.2019) // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
3. Приказ МВД Российской Федерации от 17.01.2006 №19 (ред. от 28.11.2017) «Об утверждении Инструкции о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http: // www.consultant.ru/document/ (дата обращения: 16.11.2019).
4. «Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» (утв. ВС РСФСР 20.06.1984, ред. от 20.03.2001) // «Ведомости Верховного Совета РСФСР», 1984, №27, ст. 909.
5. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 29.05.1987 «О внесении изменений и дополнений в законодательство РСФСР об ответственности за административные правонарушения» // Ведомости ВС РСФСР, 1987, № 23, ст. 800.
6. Постановление Московского городского суда от 21.09.2012 № 4а-1772/12 по делу М. [Электронный ресурс] // URL: http://mos-gorsud.ru/inf/adm/asv/?sf4 (дата обращения: 15.11.2019).
Научная и иная литература
7. Блох И.С. История проституции / под ред. И.С. Блох. СПб.: Аст-Пресс, 1994. С. 185.
8. Бриллиантов А.В., Долженкова, Г.Д., Иванова, Я.Е. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. А.В. Бриллиантова. М.: Проспект, 2010. С. 1392.
9. Гилинский Я. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». Монография. СПб.: Издательский дом «Алиф-пресс», 2013. С. 650.
10. Герасимов Н.В. Определение проституции в уголовном праве России // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищего. - 2010. - № 1. - С. 12 - 20.
11. Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Издание второе, переработанное и дополненное / под ред. И.И. Веремеенко, Н.Г. Салищева, Е.Н. Сидоренко. М.: ООО «ТК «Велби», 2002. С. 580.
12. Красуля С.Н. От жриц любви до обитательниц борделей / под ред. С.Н. Красуля. М.: Юрид. лит., 1991. С. 440.
13. Лебина Н.Б., Шкаровский М.В. Кнутом или законом. М.: Прогресс-Академия, 1994. С. 132 - 178.
14. Мепаришвили Г.Д. О неприкосновенности личной документации граждан в уголовном процессе // Государство и право. - 2008. - № 1. С.56 - 62.
15. Подгайнова Я. Коррекция понятия проституции // Мировой судья. - 2009. - № 5. - С. 15 - 23.
16. Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях / под ред. А.Н. Гуева. М.: «ИНФРА-М», 2002. С. 240.
17. Правовая навигационная система «Кодексы и законы» [Электронный ресурс] // URL: https://www.zakonrf.info/koap/6.11/ (дата обращения: 17.11.2019).
18. Шергин А.П. Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях / под ред. А.П. Шергина. М.: ПБОЮЛ, 2002. С. 360.