Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Внимание старших дошкольников связано с реализацией психической функции в развитии интеллекта и речи. На сегодняшний день внимание занимает особенную роль в жизнедеятельности. Способность управлять вниманием складывается на протяжении всего дошкольного детства и продолжается в младшем школьном возрасте. Развитие внимания проходит путь прогрессивного развития, приобретая более богатое содержание и сложные формы его проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания.
Развитие внимания дошкольника связано с появлением у него новых интересов, направленности, мотивов и потребностей и установок. Интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства. Изменения сферы внимания связаны с развитием мотивационной и познавательной сферы личности и самосознания.
Проблема диагностики и развития процессов внимания у старших дошкольников происходит в группе и представляется достаточно актуальной на сегодня проблемой, и вызывает огромный интерес к изучению у психологов и педагогов, социальных педагогов. Однако вопросы изучения внимания как психического процесса и свойства психических процессов,его проявлений вне других процессов (слушать, смотреть, думать, делать) требует дополнительного изучения.
Объект исследования – внимание старших дошкольников как избирательная направленность восприятия на объект.
Предмет исследования – использование дидактической игры в развитии внимания старших дошкольников.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально подтвердить возможность развития внимания у старших дошкольников посредством использования дидактических игр.
Задачи исследования:
1) Определить сущность понятия «внимание», его структуру, виды и свойства;
2) Рассмотреть проблему диагностики внимания старших дошкольников в психолого-педагогической литературе и выявить способы диагностики внимания;
3) Рассмотреть различные способы развития внимания у старших дошкольников и разработать программу развития внимания у старших дошкольников посредством использования дидактических игр;
4) Экспериментальным путем проверить эффективность разработанной программы развития внимания у старших дошкольников посредством использования дидактических игр.
Методы исследования:
– теоретические: анализ литературы по проблеме исследования;
– эмпирические: тестирование по методике «Найди и вычеркни» Р.С. Немова, методике «Домик» (Р.Р. Калининой).
Гипотеза исследования: развитие внимания старших дошкольников будет эффективным в том случае, если с детьми проводится необходимая игровая деятельность, дидактические упражнения, включающие тренировку памяти, логического мышления, сообразительности.
Теоретической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых в области развития внимания старших дошкольников, в частности, Аткинсон Р., Березанской Н.Б., Ю.М. Забродина, Дормашева Ю.Б., Петровского А.В., Немова С.Р., Нурковой В.В., Рубинштейн С.Л., Романов В.Я., Смит М.
База исследования: МБДОУ № 2, старшая группа «Солнышко».
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы работы могут найти свое применение в преподавании учебных курсов в вузах по таким дисциплинам, как «Педагогика», «Психология», на лекциях и семинарах.
Структура работы отвечает общей логике исследования и состоит из введения, основной части, включающей две главы, заключения, литературы и приложений.
Глава I Теоретические аспекты использования дидактической игры в развитии внимания старших дошкольников
1.1 Сущность понятия «внимание», его структура, виды и свойства
Внимание – понятие в когнитивной психологии, означающее избирательную направленность восприятия на определённые объекты. Это особое состояние сознания, при котором субъект (ребёнок) способен сосредоточить познавательные процессы (мышление, восприятие, воображение, память) на конкретных предметах, имеющих личностную или ситуативную значимость. Внимание – это сосредоточенность человека на предметах и явлениях, наиболее важных для него [2].
Любая деятельность человека не может быть целенаправленной и продуктивной, когда данный человек не сосредоточен на том, что он делает.
Внимание индивида обладает направленностью. Так, направленность является избирательным характером психической деятельности, преднамеренным или непреднамеренным выбором ее объектов [26, с. 18].
Следует учитывать и такие характеристики внимания, как сосредоточенность, углубленность в деятельность [19, с. 19]. Если задача сложная, то более интенсивно и тяжелее станет внимание человека к решению такой задачи.
Сосредоточенность также имеет тесную связь с отвлечением от постороннего. Чем больше индивид сосредоточен на выполнении какой-либо задачи (проблемы), тем в меньшей степени он замечает окружающую среду.
Итак, при внимательном отношении к какому-либо предмету (данный предмет) занимает центральную позицию в сознании человека, остальное же воспринимается слабо. В этой связи, отражение более ясное, отчетливое [23, с. 58].
Внимание зачастую выражается в мимике, в позах, движениях. Внимательный слушатель различается от невнимательного. У невнимательного человека рассеянный и отвлеченный взгляд. Иногда внимание ориентировано на мысли и образы, которые находятся в сознании человека. Данное свидетельствует об интеллектуальном внимании.
Если индивид проявляет достаточно высокую сосредоточенность на физических действиях, следует говорить о моторном внимании. Данное свидетельствует о том, что внимание не имеет собственного познавательного содержания.
Трактовок понятия «внимание» существует множество, каждый автор понимает его по-разному. Проблема внимания рассматривается с точки зрения различных подходов. Ряд психологов утверждает, что внимание не самостоятельный психический процесс, а является ключевым элементом иных, наиболее сложных психических процессов. Иные психологи считали, что внимание – отдельный психический процесс, имеющий свои закономерности[2].
По мнению В.Вундта, внимание – фиксационная точка сознания или поле ясного видения. С точки зрения Э. Титчинера, внимание – это свойство ощущения. Д. Милль изучал внимание в качестве результата эмоций. В. Блок рассматривал внимание как уровень бодрствования [20, с. 10].
По мнению Ф.Н. Гоноблина, внимание можно сопоставить с центральным и боковым полями зрения. Если смотреть на точку, которая представляет собой центр двух кругов, то меньший круг видно яснее. Малый круг наглядно изображает зону внимания[21, с. 3].
Согласно современным психологам, внимание - концентрация сознания на одном объекте при отвлечении от иных объектов.
Интерес к проблеме внимания остается актуальным и по сей день. Внимание рассматривается и как психическое явление, а также в трактовке разных форм и уровней внимания и пр. Раньше внимание определялось только в качестве сенсорного феномена.
С точки зрения С. Л. Рубинштейна, внимание - фактор, обеспечивающий селективность протекания всех познавательных процессов[19, с. 27]. А. Р. Лурия [22, с. 58] рассматривает внимание как фактор, способствующий селективности протекания психических процессов.
По концепции П.Я.Гальперина[8, с. 169]:
- внимание – один из моментов исследовательской деятельности. Внимание - психологическое действие, ориентированное на содержание образа, мысли, иного феномена, который имеется в определенный момент в психике человека;
- внимание - контроль за этим содержанием. В каждом действии индивида имеется ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Последняя и представлена вниманием;
- внимание не обладает особым результатом;
- все конкретные акты внимания - результат формирования новых умственных действий [6 с. 44].
Структура внимания – это свойства внимания по разным его основаниям[7, с. 35]:
1) внимание произвольное и непроизвольное;
2)устойчивость, концентрация, распределение, переключение, отвлекаемость и объем внимания.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что внимание – это фактор, способствующий селективности протекания любых психических процессов, как познавательных, так и аффективно-волевых (А. Р. Лурия).
Помимо этого, рассмотрели различные взгляды ученых в вопросе определения понятия внимания, дали определение структуре внимания.
Следует выделить два ключевых вида внимания: непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание - более простой вид внимания, устанавливается и поддерживается вне зависимости от сознательного намерения человека. Непроизвольное внимание — наиболее низкая форма внимания, возникающая по итогу влияния раздражителя на какой-либо из анализаторов [9, с. 18]. Возникновение связывается с разными причинами, которые условно следует выделить в категории.
К первой группе причин относятся характер и качество раздражителя (сила или интенсивность, новизна). Ко второй группе причин относятся те внешние раздражители, которые соответствуют внутреннему состоянию человека, и прежде всего имеющимся у него потребностям. Третья группа причин связана с общей направленностью личности.
В отличие от непроизвольного произвольное внимание управляется сознательной целью [9, с. 25]. Оно тесно связано с волей человека и выработалось в результате трудовых усилий, поэтому его называют еще волевым, активным, преднамеренным. Причины произвольного внимания по своему происхождению не биологические, а социальные: оно не созревает в организме, а формируется у ребенка при его общении со взрослыми.
Произвольное внимание связано с чувствами, с интересами, с прежним опытом человека. Психологи выделяют еще один вид внимания, который носит целенаправленный характер и требует первоначальных волевых усилий. Такое внимание было названо Н.Ф. Добрыниным послепроизвольным[11, с. 52]. Данный тип внимания остается связан с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами.
Свойства внимания: концентрированность, объём, распределяемость, устойчивость, гибкость, переключаемость.
Концентрированность внимания – наличие связи с определенным объектом, выражает интенсивность этой связи. Концентрированность внимания определяется единством двух признаков – интенсивности и узости внимания.
Объем внимания взрослого человека достигает в среднем примерно до 4-5, максимум 6 объектов; у ребенка он равен в среднем не более 2-3 объектам. Речь при этом идет о числе друг от друга не зависимых, не связанных между собой объектов (чисел, букв и т.п.). Объем внимания является изменчивой величиной, зависящей от того, насколько связано между собой - то содержание, на котором сосредоточивается внимание, и от умения осмысленно связывать и структурировать материал[18, с. 16].
Распределение внимания зависит от ряда условий, прежде всего, от того, насколько связаны друг с другом различные объекты и насколько автоматизированы действия, между которыми должно распределяться внимание.
Устойчивость внимания определяется длительностью, в течение которой сохраняется концентрация внимания
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Беркинблит, М.Б., Фантазия и реальность [Текст]/М.Б. Беркинблит. - М., АСТ, 2009. 74с.
2. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций[Текст]/ Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1960. – 180 с.
3. Введение в психологию [Текст] / ред. А.В. Петровского. - 2-е изд. - М., Просвещение, 2015. - 120с.
4. Гальперин, П.Я. К проблеме внимания / под. ред. А.В. Петровского. М.,1987. – 215 с.
5. Гоноблин, Ф.Н. Внимание и его воспитание.- М.: Педагогика, 1972 . – 185 с.
6. Гильбух, Ю.З. Внимание [Текст]/Ю.З.Гильбух. - М., Знание, 2016. - 69с.
7. Добрынин, Н.Ф. Произвольное и непроизвольное внимание [Текст]/ Н.Ф.Добрынин. – М.: Просвещение, 1958. – 325с.
8. Дормашев, Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания [Текст]/Ю.Б.Дормашев. - Москва, 2015.- 225 с.
9. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды. В 2-х томах. М. Просвещение, 2016. - 145с.
10. Зинченко, П.И. Непроизвольное запоминание. - М.: АСТ, 2015. -141с.
11. Калинина, Р.Р. Психологические тесты внимания [Текст]/Р.Р.Калинина. - Спб., Фолио, 2016. – 120 с.
12. Комарова, Т.К. Психология внимания [Текст]: Учеб.-метод. пособие. - Гродно, 2017. – 125 с.
13. Коршунова, Л.С. Внимание и его роль в познании[Текст]/Л.С, Коршунова. - М.: МГУ, 2017. - 98с.
14. Литке, С.Г. Общая психология: учебное пособие/ С.Г. Литке. – Челябинск, 2016. - 188 с.
15. Лурия, А.Р. Умственные способности и возраст/А.Р. Лурия. - 2-е изд. - М., Педагогика, 2015. - 75 с.
16. Немов, Р.С. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2016. - 104 с.
17. Панфилова, М.А. Особенности развития детей с общим недоразвитием речи [Текст]/М.А, Панфилова. – М.: ГНОМ и Д, 2015. - 160 с.
18. Практикум по возрастной психологии [Текст] / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2016. - 688 с.
19. Пылаева, Н.М. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-6 лет[Текст]/Н.М. Пылаева: Методическое пособие. – М.: Теревинф, 2016. - 210 с.
20. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии[Текст]/С.Л.Рубинштейн. - СПб., Питер, 2009. - с.42.
21. Теплов, М.Б. Избранные труды. В 2-х т. - М., Просвещение, 2016. – 89 с.
22. Тихомирова, Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребёнка[Текст]/Л.Ф. Тихомирова. – М.: Рольф, 2016.- 160с.
23. Шуркова, Н.Е. Собрание пёстрых дел[Текст]/Н.Е. Шуркова. - 3-е изд. - М., Новая школа, 2016. - 77.
24. Выготский, Л.С. Внимание и творчество в детском возрасте [Текст] /Л.С. Выготский // Книга для учителя. - М., Просвещение, 2016. - 78с.
25. Гальперин П.Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа [Текст]/П.Я. Гальперин// «Вопросы психологии». - 2017. - № 6. - С.7-15.
26. Дьяченко, О.М., Кириллова, А.И. О некоторых особенностях развития внимания [Текст]/О.М. Дьяченко // «Вопросы психологии». - 2016. - № 2. - С. 7-16.
27. Лейтес, Н.С. Бывают выдающиеся дети [Текст]// «Семья и школа». - 2016. - № 3. - С. 3-18.
28. Лейтес, Н.С. Воспоминания, размышления, беседы [Текст]/Н.С. Лейтес // «Психологический журнал». - 2015. - № 1. - С. 14-16.
29. Лейтес, Н.С. Легко ли быть одарённым?/Н.С. Лейтес // «Семья и школа». - 2016. - № 6. - С. 34-36.
30. Моляко, В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одарённости и внимания/В.А. Моляко// «Вопросы психологии». - 2017. - № 5. - С. 86-95.
31. Чурикова, Н.И. Как вывести психологию внимания из теоретического тупика [Текст]/ Н.И. Чурикова// Вопросы психологии. - 2018. - № 5.- С.13-30.
32. Шадриков, В.Д. Психологическое описание человека (идеологические, теоретические и методологические проблемы) [Текст] // Психология. - 2015. -№ 10. - С.15-18.
33. Внимание дошкольников. [Электронный ресурс]. URL: https://spravochnick.ru/psihologiya/vnimanie/razvitie_vnimaniya/ (дата обращения: 25.11.2019)
34. Внимание: понятие, виды, свойства. [Электронный ресурс].URL: https://studfiles.net/preview/5254635/page:11/ (дата обращения: 25.11.2019)
35. Диагностика внимания. [Электронный ресурс]. URL: https://spravochnick.ru/psihologiya/vnimanie/razvitie_vnimaniya/ (дата обращения: 29.11.2019)
36. Игровые упражнения на развитие внимания. [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2015/03/31/ispolzovanie-igr-i-uprazhneniy-dlya-razvitiya-vnimaniya (дата обращения: 25.10.2019)
37. Игры на внимание. [Электронный ресурс].URL:http://fb.ru/article/128631/korrekturnaya-proba-burdona-opredelenie-ustoychivosti-vnimaniya(дата обращения: 25.11.2019)
38. Развитие внимания дошкольников. [Электронный ресурс]. URL:https://multiurok.ru/files/diaghnostika-vnimaniia-mladshikh-shkol-nikov.html(дата обращения: 25.11.2019)
39. Развитие мышления, внимания, памяти. [Электронный ресурс].URL:https://studfiles.net/preview/5254635/page:11/ (дата обращения: 24.11.2019)