Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современное законодательство в области образования направленно на воспитание активной личностной позиции школьников, умеющих в полной мере выразить себя и свою индивидуальность. На основе новых действующих нормативно-правовых актов, можно сказать о том, что образование двадцать первого века предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения, на формирование универсальных учебных действий, что способствует развитию у обучающихся востребованных в общественной жизни компетенций. Результативная подготовка детей обеспечивается использованием новых педагогических технологий, постоянным обновлением качества образования.
Основной целью современного российского образования является воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. На это нацелены ФГОС второго поколения, которые включают в себя не только освоение учащимися базовых национальных ценностей, основных понятий, относящихся к области знаний, но и формирование универсальных видов учебной деятельности, так необходимых для развития личности, её самореализации, готовности к непрерывному образованию, способной ставить цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Постоянное увеличение объема знаний, быстрое устаревание имеющихся сведений, необходимость ориентироваться во все возрастающем потоке информации заставляют нас искать источник новых знаний непосредственно внутри системы образования образовательных процессов.
Для формирования универсальных учебных действий у учащихся наиболее эффективной, как мне кажется, является технология развития критического мышления, которую используют на уроках истории.
Технология развития критического мышления «включает» учащихся в активный процесс познания и достижения истинных знаний, учит ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию.
Критическое мышление – способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.
Критическое мышление – самонаправляемое, самодисциплинируемое, самооценивающее и самокорректирующее мышление.
Актуальность нашего исследования определяется социальным заказом общества и государства на творческую, целеустремленную личность, обладающую критическим мышлением, способную создавать новые и преобразовывать уже имеющиеся способы организации учебной деятельности. Современные образовательные программы предусматривают большой объем информации для детей, однако применить эти знания очень проблематично. Поэтому, применение технологии развития критического мышления позволяет педагогу построить урок в форме групповых занятий, создать в классе атмосферу партнерства, совместного поиска решения проблемы.
Таким образом, использование данной технологии в образовательном процессе обеспечивает продуктивное развитие интеллектуальных способностей ребенка.
Образовательная технология развития критического мышления является одной из новых в отечественной дидактике. Разработанная в конце прошлого столетия американскими учеными К. Мередитом, Д. Стилом и Ч. Темплом, она предполагает формирование у учащихся определенной системы мыслительных и коммуникативных качеств, обеспечивающей эффективную работу с информационным материалом. Современные российские исследователи говорят о том, что технология развития критического мышления направлена на анализ информации с позиции логики, с тем, чтобы применять конечные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.
Сегодня к выпускнику школы общество предъявляет достаточно серьёзные требования. Он должен: уметь самостоятельно приобретать знания; применять их на практике для решения разнообразных проблем; самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем, однако, по многочисленным исследованиям, учащиеся образовательных организаций зачастую показывают противоположные умения. Исходя из вышесказанного, определяется противоречие и как следствие, проблема нашей исследовательской работы: с помощью каких методик и технологий сделать процесс обучения более результативным, как, используя возможности уроков права развить важные качества личности, которые требуются от учащихся образовательных организаций.
Степень разработанности. Вопросами развития критического мышления в школе занимались педагоги Г. Селевко, И.Б. Соколова , Ю.О. Шпичка , Кабанов А.А. И.В. Муштавинская , Н.Л.Жаркова , И.О. Загашев , С.И. Заир-Бек , Е.Л. Белкин. Данная технология направлена на совершенствование личности ученика, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение, а также склонность к рефлексии собственных мыслей и действий.
Поиск путей решения поставленной проблемы и предложение использования технологии критического мышления, как одного из способов устранения противоречия между социальным заказом общества и недостаточным уровнем разработанности педагогических средств, привели нас к исследованию данного вопроса.
Целью нашей работы является изучение психолого-педагогических аспектов развития критического мышления на уроках истории.
Объектом исследования выступает критическое мышление школьников среднего звена общеобразовательной организации.
Предмет работы: методические основы развития технологии критического мышления на уроках истории
В соответствии с поставленной проблемой, целью, объектом и предметом исследования, нами были обозначены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие критического мышления в научно-педагогической литературе.
2. Изучить роль и место критического мышления в государственных образовательных стандартах.
3. Выделить принципы и методы технологии критического мышления.
4. Изучить методику формирования критического мышления на основе использования интернет-сервисов.
В ходе исследования используются следующие методы:
• исторический метод;
• метод поиска и обработки информации;
• системный метод - взаимосвязь теории и практики исследуемой проблемы.
Практическая значимость исследования. Данная работа поможет учителям начальной школы, работающим над развитием критического мышления учащихся на уроках истории.
Теоретико-методологической основой исследования выступили работы Л.С. Выготского (2011), Н.Д. Гальсковой (2016), С.И. Заир-Бека (2014), Е.Н. Солововой (2016) и других ученых и педагогов-практиков.
Структура данной работы весьма традиционна и включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы.
Глава 1. Критическое мышление как один из видов интеллектуальной деятельности человека
1.1. Понятие критического мышления в научно-педагогической литературе
Целью модернизации образовательного процесса в России является достижение нового качества обучения, которое бы соответствовало социальному заказу. Одно из главных требований к условиям реализации общеобразовательных программ на современном уровне - проектирование учителем личностно ориентированного занятия. Основными условиями построения такого урока считаются приоритет индивидуальности, вариативность, открытость. Достичь поставленных задач помогают способы и средства, которые используются педагогами в ходе учебного процесса. В настоящее время все более актуальными в системе образования становятся приемы технологии развития критического мышления.
Исходя из вышеизложенного, первоначально, возникает необходимость в рассмотрении понятия «критическое мышление». Какое место оно может занимать в решении поставленной проблемы.
Рассматривая данный вопрос с исторической стороны, следует отметить, «что в основу критического мышления положены идеи и положения теории Жана Пиаже об этапах умственного развития ребенка; Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка; Карла Поппера и Р. Пола об основах формирования и развития критического мышления; Э. Браун и И. Бек о метакогнитивном учении».
Изучая выбранную тему, нами было выделено большое количество толкования термина. Например, в работе современного педагога, Овчаренко В.А. понятие «критическое мышление характеризуется, как способность ставить новые вопросы, вырабатывать различные аргументы и принимать продуманные решения». Такой вид мышления учит взаимопониманию, и взаимодействую между людьми, способствует лучшему усвоению различных взглядов, создавать основу для новых видов человеческой деятельности.
Способность мыслить «особенно» на протяжении всего существования человечества была очень важна. Сейчас, когда общество требует от учащихся образовательных организаций в любой ситуации найти быстрое решение, такое качество становится жизненно необходимым. В XXI веке лидирующую позицию в личности человека занимают такие особенности, как широта и взвешенность мысли, независимость и непредвзятость. Будущее нашей страны - это наши дети, и данное поколение должно отличаться умением оперативно ориентироваться в растущем информационном потоке, возможностью осмыслить и применить полученные знания на практике. Формировать такую личность современным педагогам помогает применение на уроках и во внеучебное время технологии развития критического мышления.
«Под критическим мышлением понимают самостоятельную познавательную деятельность человека, направленную на целенаправленное, обобщенное, опосредованное познание объективной действительности, открытие новых знаний, прогнозирование и оценку результатов деятельности в ходе решения проблем, на основе анализа и оценки информации, обоснованности суждений, достоверности знаний, при подсознательном использовании исходного минимума знаний и прошлого опыта, ориентируемого на предмет исследования с использованием рефлексии».
Итак, еще раз обобщим понятие «критическое мышление», приведем иные формулировки данного термина. «Р.Джонсон говорит о том, что человек умеющий мысли критически - это человек, обладающий умственной деятельностью, которая позволяет ему вынести здравое решение на поставленную проблему». Продолжая эту мысль можно сказать о том, что такой тип мышления применяется при решении задач, формулировании выводов, принятии решений.
Способность мыслить критически не дается человеку от рождения, это умственное направление, которое необходимо тренировать. Но уже здесь мы сталкиваемся с одной из самых важных проблем: практика развития критического мышления в средней школе осложняется отсутствием условий, главным из которых является разработка целостной концепции критического мышления. Мы выставляем требования детям, ожидаем от них положительных результатов освоения учебного материала, однако, как правильно это сделать, не поясняем. Современный школьник поглощает огромное количество нового материала, но анализировать его может не каждый. Поэтому, большая ответственность перекладываться на педагогов, которые должны отойти от шаблонного обучения детей, изучить алгоритмичный характер новых образовательных технологий и реализовывать их в современной школе.
Возвращаясь к названию параграфа, возникает необходимость описания критического мышления в соответствии со стандартами второго поколения, охарактеризовать данный вопрос с иной стороны.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования устанавливает требования к результатам освоения школьниками основной образовательной программы основного общего образования. Технология развития критического мышления соответствует философско-теоретическому комплексу личностных, метапредметных и предметных требований к результатам обучающихся, обозначенных в ФГОС.
Современные педагоги - Сачинская И.В. и Сорокина А.В. в своей работе по данной тематике подтверждают факты о том, что «формированию личностных, метапредметных и предметных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования в полной мере способствует технология развития критического мышления». Также, авторы характеризуют данную методику, как способ взаимодействия с идеями и информацией, направленный на развитие творческого потенциала подростков.
Таким образом, на основе вышеизложенной информации можно сделать следующие выводы: критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, отличительной чертой которого является высокий уровень восприятия информации и ее интерпретации. Также, этот тип мышления отражает не только познавательную, но и мотивационную сферу, самосознание личности. «Критическое мышление носит рефлексивный характер, он тесно связан с общением и психологией подростка».
Развитие критического мышления способствует прогрессивному обучению и воспитанию школьников, так как оно обеспечивает достижение поставленных целей при изучении основной образовательной программы основного общего образования и создает базу для успешного усвоения подростками новых знаний, умений и навыков.
Способность проецировать норму на конкретную ситуацию и видеть конкретное через призму нормы — совершенно уникальная способность, возникающая именно в сфере права и базирующаяся на особом типе мышления (критическое мышление). «Этот тип мышления обеспечивает анализ ситуаций открытого типа: в них нет эталонного решения, они связаны не только с традиционными мыслительными операциями, но и с ценностным выбором, с признанием множественности правильных решений. Материал для его развития присутствует и в других социально-гуманитарных науках, в первую очередь в некоторых областях философии». Но принципиальное отличие правовых курсов состоит в том, что мышление в них формируется внутри практических действий по анализу ситуаций, то есть формируется как сторона практического сознания.
1.2. Роль и место критического мышления в государственных образовательных стандартах
Образование в Российской Федерации можно охарактеризовать, как целенаправленный процесс обучения и воспитания, являющийся социальной ценностью и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства. Задачами данного процесса являются развитие интеллектуального, нравственного, творческого развития человека, достижения его образовательных потребностей и интересов.
В настоящее время много внимания уделяется совершенствованию системы образования. Это сложный процесс, результативность которого зависит не только от изменений содержания методической литературы, но и от внедрения новых педагогических технологий, форм и методов обучения.
Переход к новому федеральному государственному стандарту значительно изменил образовательный процесс в школах. «Теперь, обучение понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, которые составляют базисный уровень компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения нравственного и социального опыта».
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования заключается в их деятельностном характере, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой системно--деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в образовательной организации.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. (с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г.) Доступ из справочно - правовой системы «Гарант». URL: http://www.garant.ru/doc/constitution
2. Примерная образовательная программа среднего общего образования. Доступ из справочно - правовой системы «Гарант». URL: http: //ivo. garant.ru/#/document/70188902/paragraph/2064: 2
3. Федеральный закон РФ от 29.12.2018г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Доступ из справочно - правовой системы «Гарант». URL: http://base.garant.ru/70291362
4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2018г. №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования». Доступ из справочно - правовой системы «Гарант». URL: http: //ivo. garant.ru/#/document/70188902/paragraph/2064: 2
5. Абкаирова В.И. Технология развития критического мышления. [Электронный ресурс] // Книжная полка [сайт]. URL: http://my- school18.ucoz.ru/publ/uchitelju/2-1-0-4
6. Агафонова В.А. Взаимосвязь индивидуальных и возрастных особенностей детей среднего школьного возраста. [Электронный ресурс] // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. 2016. №2-1(8). С.102-103.
7. Джафарова Н.В. Технология развития критического мышления. [Электронный ресурс] // Мультиурок [сайт]. URL: https://multiurok.ru/djafarova/blog/tiekhnologhiia-razvitiia-kritichieskogho- myshlieniia-10.html
8. Джиоева А.Р. К проблеме психолого-педагогической организации технологии развития критического мышления. [Электронный ресурс] // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015. №3. С.36-38.
9. Дрягина Г.В., Немыкина Т.И. Основные требования и идеи ФГОС на уроке. [Электронный ресурс] // Открытый урок. 1 сентября [сайт]. URL: http://festival.1september.ru/articles/630735/
10. Дюльдина Ж.Н., Полякова Н.В. Исследование проблемы психолого-педагогических особенностей подросткового возраста. [Электронный ресурс] // Категория «социального» в современной педагогике и психологии. 2016. С.320-326.
11. Есипова О.А. Технологии и приемы развития критического мышления учащихся. [Электронный ресурс] // Инновационные процессы в образовании: стратегия, теория, практика развития. 2018. С.11-12.
12. Зайцева Т.А., Родичева А.А. Использование технологии критического мышления как метода повышения познавательной заинтересованности обучаемого. [Электронный ресурс] // Череповецкие научные чтения. 2016. С.79-82.
13. Знакомство с возрастными особенностями учеников. [Электронный ресурс] // Семинар для педагогов [сайт]. URL: http://www.gymn2.ru/assets/files/sps-vozrast-osobennosti.pdf
14. Зыкова Т.В., Шерихова И.Е., Храмова Ю.Н. Актуальное использование технологии развития критического мышления в учебном процессе. [Электронный ресурс] // Вестник Волжского университета ИМ.
15. Кабанов А.А. Педагогические средства, обеспечивающие развитие критического мышления учащихся в условиях внедрения ФГОС. [Электронный ресурс] // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. №8-4. С.54-58.
16. Курбанова Ф.А. Педагогические условия развития критического мышления школьников. [Электронный ресурс] // Наука. Образование. ичность. 2018. №1. С.81-87.
17. Маняхина С.А. Технология развития критического мышления на уроках общественно-научного цикла. [Электронный ресурс] // Современная педагогика [сайт]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/11/2837
18. Медникова О.Н. Технология развития критического мышления через чтение и письмо как средство развития рефлексивной деятельности учащихся. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. №6(159). С.17-20.
19. Наливайко Т.Е., Шинкорук М.В. Возрастные особенности социально¬- коммуникативного развития личности. [Электронный ресурс] // Ученые записки Комсомольского-на-амуре государственного технического университета. 2011. №3. С.54-59.
20. Немыкина Т.И., Дрягина Г.В., Блялина С.В., Ярославцева Н.А., ославцев А.С. Технология развития критического мышления. [Электронный ресурс] // Международный журнал экспериментального образования. 2018. № 4. - С. 73-74.
21. Немыкина Т.И., Дрягина Г.В., Блялина С.В., Ярославцева Н.А.,Ярославцев А.С. Технология развития критического мышления. [Электронный ресурс] // Международный журнал экспериментального образования. 2018. №4-1. С.73-74.
22. Овчаренко В.А., Репина И.А. Технология развития критического ления. [Электронный ресурс] // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2014. №27. С.47-51.
23. Павлова Е.А., Трофименко М.П. Технология развития критического мышления как одна из технологий формирования социально-коммуникативной компетентности. [Электронный ресурс] // Современные образовательные технологии и методы обучения в контексте реализации требований ФГОС и нового ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2018. С.187-198.
24. Понкратова Ю.Г. Развитие критического мышления как социально и личностно значимой способности современного школьника. [Электронный ресурс] // Северо - кавказский психологический вестник. 2018. С.52-56.
25. Притчина О.В. Роль технологии критического мышления в развитии творческих способностей обучающихся. [Электронный ресурс] // Развитие творческих способностей обучающихся в современном образовательном процессе. 2015.
26. Рузанкина Н.С. Педагогические возможности реализации технологии развития критического мышления на уроках права. [Электронный ресурс] // Вестник научных конференций. 2015. №1-5(1). С.122-123.
27. Самигуллина Э.Ф. Использование технологии развития критического мышления на занятиях по дисциплине «право». [Электронный ресурс] // Обучение и воспитание: методика и практика. 2018. №9. С.13-22. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21350986
28. Сачинская И.В., Сорокина А.В. Технология развития критического шления как эффективное условие реализации требований к результатам освоения основной образовательной программы ООО. [Электронный ресурс] // Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности. 2015. С.127-128.
29. Свирилина К.О. Возможности технологии развития критического мышления при формировании общеучебных универсальных учебных действий. [Электронный ресурс] // SCIENCE TIME. 2014г. №7. С.388-394. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21812740
30. Сидорова О.В. Практика использования технологии развития критического мышления. [Электронный ресурс] // Педагогическое мастерство [сайт]. URL: https://www.pedm.ru/categories/3/articles/1097
31. Титова Л.Д. Опыт использования приемов технологии развития критического мышления для работы с текстом на уроках истории и обществознания. [Электронный ресурс] // Профессиональный стандарт. Формирование трудовых ресурсов высокой квалификации. 2018. С.854¬863. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=20966941
32. Толбатова Е.В. Психолого-педагогические особенности организацииучебной деятельности школьников подросткового возраста. [Электронный ресурс] // Научный результат. Серия: педагогика и психология образования. 2015. №1(3). С.67-74.
33. Федотова Е.М. Развитие коммуникативной компетенции учащихся на основе приемов технологии развития критического мышления. [Электронный ресурс] // Вестник научных конференций. 2015. №2-6(2).
34. Федуркина Т.Ю. Формирование культуры мировоззрения современного школьника посредством критического мышления через диалогическое общение. [Электронный ресурс] // Демидовские чтения. 2015. С.312-315. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=26017556
35. Хохлова И.А. Приемы технологии развития критического мышления ак средство формирования познавательных УУД на уроках истории и обществознания. [Электронный ресурс] // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы. 2016. С.249-253.
36. Шарапова Е.П. Критическое мышление - умение обосновывать свою позицию или вежливый скептицизм?! [Электронный ресурс] // Методические ориентиры [сайт]. URL: https://docviewer.yandex.ru/view/200833624/?*
37. Шатохина О.Ф. Технология развития критического мышления как модель современного образования. [Электронный ресурс] // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы. 2015. С.143-147.
38. Соколова, И.Б. Апробация проекта программы «Чтение и письмо для развития критического мышления» / И.Б. Соколова // Начальная школа. - 2009. - №1. - С.79-84
39. Шпичка, Ю.О. Синквейн как прием технологии развития критического мышления/ Ю.О. Шпичка // Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2015. - №2. – С. 10 – 13
40. Муштавинская, И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя / И.В. Муштавинская // Учеб.метод. пособие.: КАРО; Санкт-Петербург; 2009. – 89 с
41. Жаркова, Н.Л. Использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо в начальной школе». [Электронный ресурс]: Режим доступа http://pandia.ru/text/78/568/56533.php.
42. Загашев, И.О. Учим детей мыслить критически [Текст] / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская – Санкт-Петербург: «Альянс «Дельта» совм. с издательством «Речь», 2013. – 192 с.
43. Заир-Бек, С.И., Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, - 2011. – С. 268.