Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Память – это общее обозначение комплекса познавательных способностей и высших психических функций, относящихся к накоплению, сохранению и воспроизведению знаний, умений и навыков. Память лежит в основе способностей каждого человека. Без нее невозможно функционирование личности и общества. Благодаря памяти и ее совершенствованию, человек достиг тех высот, на которых он находится сейчас. Дальнейший прогресс человечество возможен только при постоянном улучшении этой функции.
Проблема развития памяти у подростков заключается в том, что в связи с развитием логического мышления начинают развиваться другие виды памяти – словесно-логическая, формируются эффективные способы запоминания. Поэтому данная тема актуальна на данный момент.
Целью курсовой работы является выявление психологических особенностей памяти подростков.
Объект исследования: память как психологический феномен.
Предмет исследования: особенности памяти у подростков.
Гипотеза – у детей в подростковом возрасте явно выражена логическая и опосредованная память, но снижается уровень механической памяти.
Задачи исследования:
1) провести теоретический анализ проблемы развития памяти подростков;
2) провести эмпирическое исследование психологических особенностей памяти подростков;
3) разработать рекомендации для подростков по развитию словесно–логической памяти.
Методы исследования:
– теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
– эмпирические: психодиагностические методики: методика «Диагностика опосредованной памяти», методика на определение коэффициента логической и механической памяти;
- математические: расчет и анализ процентных соотношений, расчет критерия Спирмена.
Эмпирической базой для выполнения курсовой работы стала МБОУ СОШ с УИОП №66 г. Кирова. В данном исследовании принимали участие 21 человек, из них 14 девочек и 7 мальчиков в возрасте 12 – 13 лет.
ГЛАВА 1 Теоретическое исследование психологических особенностей памяти в подростковом возрасте
1.1 Анализ феномена памяти в психолого-педагогической литературе
Внимание исследователей и их интерес к исследованию феномена памяти появился вместе с пониманием людьми собственной предрасположенности к запоминанию и сохранению информации. Часто память объединяли с процессом бучением, то есть с накапливанием информации. Например, древние греки считали, что данные, в образе какой-либо материальной частицы проходят им в мозг и ввиду привычных методов сохранения информации оставляют след как на глине.[6,89]
Память в своём общем значении представляет собой классическую область психологического знания, процессы организации и сохранения прошлого опыта, которые позволяют его использовать снова в деятельности или возвращать в сферу сознания.
Среди первых существующих теорий памяти, не потерявшей своего значения до сегодняшнего дня, можно выделить ассоциативную теорию, которая появилась в XVII в. В основе этой теории лежит понятие об ассоциации – связи между отдельными психическими феноменами, а также между ними и явлениями (предметами) внешнего мира. [5,64] Согласно данной теории память представляет собой сложную систему кратковременных и долговременных ассоциаций по сходству и различию
Благодаря ассоциативной теории было открыто и проанализировано множеств различных закономерностей функционирования и механизмы памяти (например, законы Г. Эббингауза). Но спустя какое–то время с развитием эта теория столкнулась с проблемами, главной из которых была трудность объяснения избирательности человеческой памяти.[14,57]
Феномен памяти интересовал многих выдающихся психологов – П.П. Блонского, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, З.М. Истомину, О.С. Лебедеву, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурию, С.Л. Рубинштейна и других.
Аристотель в своих трудах придерживался точки зрения, что память – это «обладание образом, как подобием того, чего он образ». Т.М. Гобсс же считал, что «представление есть ослабевающая двигательная реакция в нервно–сенсорном аппарате на внешний толчок, а память – сознание этой реакции, своего рода шестое чувство».[12,44]
Начало изучению памяти как деятельности было положено работой французского ученого П. Жане. Согласно учёному, память представляет собой действие, определённым образом формирующееся в процессе социального, исторического развития, и которое ориентировано на запоминание, переработку и хранение материала. [5,60] Характер этого действия на разных ступенях развития памяти различен, но объединяющим для всех ступеней является борьба с отсутствием того, что было раньше, так как память по мнению Ж. Пиаже, имеет целью торжествовать над отсутствием прошлого. [1,27]
Согласно А.Р. Лурия, память представляет собой «запечатление (запись), сохранение и воспроизведение следов прежнего опыта, дающего человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта, после того как вызвавшие их явления исчезли».[3,18]
По определению Жана Пиаже, памятью является совокупность информации, которая приобретена мозгом и управляет поведением человека.[7,106]
В России приобрела популярность теория происхождения высших психических функций, согласно которой, образование связей–ассоциаций между различными представлениями, запоминание, хранение и воспроизведение материала объясняется тем, что делает ребёнок с этим материалом в процессе его мнемической обработки.[4,39]
После проведённых исследований А.А. Смирнов установил, что действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий запоминаются лучше те, которые связаны с преодолением препятствий, в том числе и сами эти препятствия. Именно А.А. Смирнов и П.И. Зинченко открыли новые законы памяти как осмысленной деятельности ребёнка. Согласно их данным память связана с личностью, её внутренним миром, интересами, стремлениями [11,137].
Память лежит в основе способностей человека и является условием приобретения знаний, формирования умений и навыков. Невозможно представить нормальное функционирование личности или всего общества без данного процесса. Память – это своего рода способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта, без обновления которого живые организмы не смогли бы адаптироваться к быстро меняющимся событиям окружающей жизни. Не храня воспоминания о том, что с ним было, организм не был бы способен развиваться и совершенствоваться дальше, потому что то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать, и оно бы утрачивалось. [10,60]
Стоит отметить работы выдающегося отечественного психолога Л.С. Выготского, согласно которому память относится к наиболее важным психическим процессам. Развитие памяти идет по биологическому и культурному пути. [14,74]
Согласно исследователям основными процессами памяти являются:
запоминание;
воспроизведение;
узнавание;
сохранение;
забывание материала.
Данные процессы соединяют отдельные самостоятельные мнемические действия. При изучении этих процессов, необходимо их рассматривать в единстве. Основная работа памяти начинается с процесса запоминания, то есть с фиксации представлений и чувств, которые появляются в мыслях во время приобретения впечатлений и восприятий.
Запоминание представляет собой процесс памяти, в котором происходит запечатление и дальнейшее сохранение воспринимаемой
человеком информации. Согласно активности процесса запоминания можно выделить существование произвольного запоминания и непроизвольного. [4, 43]
Воспроизведение является еще одним процессом памяти, благодаря которому актуализируется ранее закрепленная информация.[5,69] Данный процесс проходит на нескольких уровнях:
узнавание, которое возникает при вторичном восприятии информации;
воспоминание, осуществляющееся в отсутствие объекта восприятия;
припоминание, которое зависит от конкретности поставленных задач;
реминисценция (непроизвольное воспроизведение давно забытой информации);
сохранение – это удержание в памяти информации. [1,33]
Сохранение подразделяется на два вида: активное (простое систематическое повторение) и пассивное сохранение (сохраняемая информация не подвергается внутренним преобразованиям);
забывание – утрата из памяти информации. [11,18] Человек способен забыть конкретную форму информации, но её важное для субъекта содержание подвергается качественным изменениям и включается в опыт субъекта.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Аксюта, Максим Почему одни подростки трудны, а другие – нет. Воспитание с помощью окружения / Максим Аксюта , Татьяна Сандлер. – М.: В Круге, 2014. – 360 c.
2.Возрастная и педагогическая психология. – М.: Просвещение, 2015. – 256 c.
3.Григорович, Л. А. Проблема нравственного развития подростка: моногр. / Л.А. Григорович. – М.: НОУ ВПО Московский психолого–социальный университет, 2014. – 248 c.
4.Гребень Н.Ф Психологические тесты для психологов, педагогов, специалистов по работе с персоналом: учебное пособие, 2012. – 34 с.
5.Дмитриева, Н. Ю. Кризисы детского возраста. Воспитание подростков: моногр. / Н.Ю. Дмитриева. – М.: Феникс, 2016. - 160 c.
6.Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов – А. Карелин – М.: Эксмо, 2010 - 416с
7.Крайг Г. Психология памяти. СПб: Питер 2011
8.Лурия А.Р. – Маленькая книжка о большой памяти – М.: Изд. МГУ 2008г.
9.Матюгин И. Ю., Чакаберия Е. И., Рыбникова И. К., Слоненко Т. Б., Мазина Т. Н. Как развивать память. – Д.: Сталкер, 2011. – 448 с.
10.Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших учеб. заведений. Кн. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М: Просвещение, 2013.
11.Райс, Филип Психология подросткового возраста / Филип Райс, Ким Долджин. – М.: Питер, 2014. - 816 c.
12.Реан А.А. Психология подростка – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2009.
13.Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология, Издательство С. – Петербургского университета, 2011.
14.Столяренко Л.Д.– Основы психологии – Ростов н/Д: Феникс, 2009г.
15.Психология памяти / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2012.
16.Хальбвакс М. Социальные рамки памяти/ М. Хальбвакс – М.: Новое издательство, 2007 – 348с.
17.Хрестоматия по общей психологии: Психология