Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Вопросами формирования словаря у детей с общим недоразвитием речи, занимались такие учёные, как, Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, С.Н. Сазонова и др.
Изучением особенностей лексики детей с общим недоразвитием речи и созданием методик коррекционной работы занимались такие выдающиеся учёные Р.Е.Левина, Е.М. Мастюкова, В.И Селиверстова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Р.И. Лалаева и др.
Исследованием речевого развития занимались такие выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты как, Л.С. Выгоцкий, В.В.Виноградов, А. В. Запорожец, К.Д. Ушинский, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Ф.А. Сохин и др.
Все они отмечают, что у детей с общим недоразвитием речи имеются трудности в развитии связной речи, что, в свою очередь, не обеспечивает полноценный процесс общения, а значит, и не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельности, препятствует овладению знаниями.
Необходимость своевременного и качественного формирования словаря прилагательных у детей общего недоразвития речи описана в трудах авторов: Л. Н. Ефименковой, С. Н. Сазоновой, В. И. Яшиной, Т. А. Ткаченко, А. М. Бородич, Н. С. Жуковой и др.
В то же время овладение умением полно, связно, последовательно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни играет важную роль в развитии ребёнка, обеспечивает возможности для общения с взрослыми и детьми, усвоения основ наук в школе, формирования личностных качеств.
Вопросы формирования связной речи у детей с нормальным речевым развитием в целом в теории и практике изучены.
Однако и сегодня имеющиеся в специальной литературе сведения не в полной мере позволяют получить всестороннюю оценку речевых способностей детей с общим недоразвитием речи в разных формах речевых высказываний.
Кроме того, содержание коррекционно-логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи, в частности, по разделу формирование словаря прилагательных, недостаточно полно и подробно проработано. Все это позволяет считать проблему поиска и научного обоснования методического содержания работы по изучению и формированию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи актуальной, теоретически и практически значимой.
Цель исследования - изучение словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования - словарь прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - процесс развития словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
- изучить теоретические аспекты формирования словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с ОНР.
- провести экспериментальную работу по развитию активного словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Структура исследования. Работа состоит из оглавления, введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава I. Теоретические аспекты формирования словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с ОНР
1.1. Понятия словаря прилагательных
На значение обогащения словаря ребенка именами прилагательными указывал Н.С. Рождественский: «обогащение словаря ребенка рилагательными имеет важное значение потому, что с их помощью ребенок выделяет в предметах, лицах и явлениях те качества, которые осмысливаются им как наиболее важные для него по своей жизненной значимости в связи с его интересами и потребностями» [34].
Словарем имён прилагательных считается совокупность слов, которые обозначают признак предмета и отвечают на вопросы: Какой? Чей? Имена прилагательные могут обозначать размер, цвет, форму, вкус.
В. П. Канакиной [16] дано такое определение имени прилагательного: «прилагательное — это самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы: Какой? Чей? Каков?».
Автор считает, что с учетом содержательной стороны признаков в составе качественных прилагательных могут быть выделены различные тематические группы: признаки цвета и цветные оттенки; признаки пространства и места; нравственно-интеллектуальные признаки человека; признаки эмоционального состояния человека; признаки качества и другие признаки.
Под признаком в грамматике принято понимать свойства, принадлежность, количества, характеризующие предметы.
По значению и форме различают разряды прилагательных: относительные, качественные и притяжательные.
Имена прилагательные зависят от существительных, согласуются с ними, т.е. ставятся в том же числе, падеже, роде, что и существительные, к которым они относятся.
Начальная форма имён прилагательных - именительный падеж в единственном числе мужского рода. Имена прилагательные бывают в полной и в краткой форме (только качественные).
В предложении прилагательные в полной форме, как правило, бывают согласованными определениями, иногда являются именной частью составного сказуемого.
Прилагательные в краткой форме употребляются только как сказуемые. Качественные прилагательные имеют сравнительную и превосходную степень.
Понятие активного и пассивного запаса языка в лексико-графическую теорию и практику ввел Л.В. Щерба [47].
Словарь прилагательных бывает активный и пассивный. Активным словарем прилагательных – называют такие слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет. В активный словарь ребёнка входит общеупотребительная лексика, но иногда - ряд специфических слов, повседневное употребление которых объяснено условиями жизни ребёнка. Пассивный словарь прилагательных это такие слова, которые говорящий понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно шире активного, в него входят слова, о значении которых человек догадается по контексту. Если у взрослого в пассивный словарь чаще всего входят специальные термины, диалектизмы, архаизмы, то у ребёнка - часть слов общеупотребительной лексики, более сложных по содержанию.
Заключение
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.
Имена прилагательные появляются в детской речи позднее, чем существительные и глаголы.
Число прилагательных в речи дошкольника увеличивается в связи с обогащением представлений ребенка о различных качествах и признаках предметов, их действий; в связи с развитием наблюдательности ребенок замечает в предметах и явлениях все большее число различных признаков и качеств.
Организация и методика проведения эксперимента соответствовали цели, задачам и основным принципам исследования. Оно включает в себя дифференцированное изучение развития активного и пассивного словаря прилагательных, развития словаря антонимов прилагательных, умение образовывать прилагательные от существительных у детей данной категории.
Анализ результатов подтвердил несформированность словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Проведенное исследование определило необходимость разработки комплекса логопедической коррекционной работы.
Систематическое проведение мероприятий, разработанных в формирующем эксперименте в итоге деятельности способствует приобретению дошкольниками умения создавать развернутые высказывания, богатые прилагательными и даже небольшие рассказы о работах, их речь обогащается, приобретает образную окраску благодаря включению эпитетов, образных сравнений, поэтических строк и положительному эмоциональному отношению.
Проведение разработанного нами комплекса мероприятий, будет способствовать развитию уровня словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Архипова Е.Ф Семья ребенка с нарушениями речи// под ред Ткачевой В.В.Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья (Учебник). М.: Академия, 2014. - 272с.
2. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М., 2010. - 342с.
3. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. Т. 4 / Л.С. Выготский. - М., Педагогика, 2011. - 230с.
4. Волосовец, Т.В. Преодоление ОНР дошкольников / Т.В. Волосовец. - М., 2012. – 224 с.
5. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев - М., 2015. - 156с.
6. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Электронный ресурс] / Л.Н. Ефименкова // Электрон.б-ки. 2014.2-е изд. Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/1/0383/index.shtml
7. Жуковская, Р.И. Воспитание ребенка в игре / Р.И. Жуковская. - М., 2010. - 256с.
8. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2011. – 320 с.
9. Запорожец, А.В. Сенсорное воспитание дошкольников / А.В. Запорожец. - М. Просвещение, 2014. - 98 с.
10. Захарова, А. В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи / А. В. Захарова. - М.: Златоуст, 2009.
11. Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И. Селиверстовой. – М., 2010.
12. Исаева, Т. И. Особенности формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня на логопедических занятиях / Т. И. Исаева // Школьный логопед. - 2011. - № 4. - С. 17-30.
13. Краузе Е.Н. Практическая логопедия. Конспект занятий по развитию речи у детей дошкольного возраста. – СПб.: Корона-Принт, 2014.
14. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М: Учпедгиз, 2011. – 132 с.
15. Кубрякова, Е.С. Теория номинации и словообразования / Е.С.Кубрякова. – М.: Наука, 1987
16. Канакина, В. П. Русский язык : Учебник для 4 кл. нач. шк. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. - М. : Просвещение, 2016.
17. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Обследование звукопроизношения (пособие для логопедов). М., 2013.
18. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А.Леонтьев – М.,2008. – 240с.
19. Лисина, М.И. Развитие общения дошкольников / М.И. Лисина. - М., 2012.-140с.
20. Лурия, А.Р., Юдович, Ф.А. Речь и развитие психических процессов ребенка / А.Р.Лурия, Ф.А. Юдович. - М., 2015.-176с.
21. Лалаева, Р.И. Коррекция ОНР у дошкольников [Электронный ресурс] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова.// Электрон.б-ки. – 2011. Режим доступа: http:// http://pedlib.ru/Books/5/0231/index.shtml?from_page=43
22. Лалаева, Р. И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – СПб. : СОЮЗ, 2010. – 220 с.
23. Левина, Р.Е. Общее недоразвитие речи / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина // Основы теории и практики логопедии. – М., 2010.
24. Логинова, В.И. Формирование словаря /Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. - М., 2011.
25. Макарова, Н.В. Речь ребенка от рождения до 5 лет / Н. В. Макарова. - СПб. : КАРО, 2009.
26. Максаков, А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М.: Просвещение, 2014. – 160 с.
27. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева и др. – М.: Просвещение, 2012. – 240 с
28. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб.: Детство-пресс, 2016
29. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. - Ярославль: ТОО «Гринго», 2015. – 61 с.
30. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста : метод, пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей»/ под ред. Е. А. Стребелевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 2013. — 164 с.
31. Поваляева, М.А. Справочник логопеда - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2010. - 448с.
32. Практическое пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2009. - 244 с.
33. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн - М.: Педагогика, 2011.-260с
34. Речевое развитие младших школьников : Сб. статей // под ред. Н. С. Рождественского. - М. : Просвещение - 2008. - С. 222.
35. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками / Е.О. Смирнова. - М., 2013.- 198с.
36. Спирова, Л.Ф., Ястребова А.В. Обследование лексического и грамматического строя речи // Методы обследования нарушений речи у детей. - М., 2012.
37. Седых, Н.А. Воспитание правильной речи у детей. Практическая логопедия, М., 2015. – 279 с.
38. Сазонова, С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи / С.Н. Сазонова. – М.: Академия, 2014. – 144с.
39. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф.А.Сохин – М.: Педагогика, 2012. - 230с.
40. Ткаченко, Т. А. Если дошкольник плохо говорит / Т. А. Ткаченко. СПб. : Акцидент. - 2008. - 110 с.
41. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей / под ред. Ф. А. Сохина. - М. : Просвещение, 2010.
42. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста/ О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 287с.
43. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.2011 г.
44. Филичева, Т.Б. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста. 2012.- 178 с.
45. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи. – М.: Айрис-пресс, 2011.
46. Шаховская, С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи // Психолингвистика и современная логопедия. - М.: Экономика, 2013. - 240с.
47. Щерба, Л. В. Опыт общей теории лексикографии // Языковая система и речевая деятельность / под ред. Л. Р. Зиндера, М. И. Матусевич. - Л. : Наука, 2010.
48. Цейтлин, С.Н. Усвоение детьми лексических единиц / С.Н. Цейтлин. - СПб., 2011.
49. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 2012. - 270с.