Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Мир взаимозависим и взаимосвязан. Сейчас в мире около 200 государств, расположенных на 5 обитаемых континентах. 192 государства являются членами ООН. Не будет преувеличе-нием сказать, что самой главной мечтой всего человечества была и есть мечта о мире. Шагом к достижению целей мирного сосуществования государств стало создание международных орга-низаций универсального характера, и путь к этому не был быстрым и безболезненным.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что с момента создания Организации Объединенных Наций ее ключевой задачей стало содействие мирному и бесконфликтному развитию на планете. Отцы-основатели Организации согласились в том, что это будет возмож-ным только тогда, когда все народы получат равные права и возможности. Поэтому уже в первой главе Устава ООН был заложен принцип, ставший основанием всей существующей сегодня си-стемы международных отношений. В числе главных целей Организации ее Устав определяет развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равно-правия и самоопределения народов. Впервые в международно-правовой практике было провозглашено, что народ имеет право сам определять свою судьбу, и это право должно неукоснительно соблюдаться мировым сообществом. Впоследствии этот принцип был за-креплен во Всеобщей декларации прав человека, принятой в 1948 году и провозгласившей, что никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии.
Значимость темы исследования обусловлена тем, что приоритетными направлениями деятель-ности ООН были и остаются наиболее глобальные ценности человечества: обеспечение и поддержание международного мира и безопасности, разработка и реализация эффективных механизмов стабильного развития человечества и укрепления международного сотрудничества.
Степень разработанности темы исследования. ООН и её работа широко освещалась в науч-ной и методической литературе. Тем не менее, большинство работ зачастую касается срав-нительно давнего периода деятельности ООН (1980-1990 гг.), поэтому ощущается недостаток свежих исследований о работе и практике ООН.
В число авторов, которые были использованы для написания данной работы, мы включили таких, как Л.Г. Берлявский, В.Н. Горохов, П.Г. Зверев, Г.В. Игнатенко, Л.А. Лазутин, А.Б. Мезяев, Н.Е. Тюрина, М.В. Ларионова, С.А. Медведев, Б.М. Ашавский, М.М. Бирюков, В.Д. Бордунов, С.А. Егоров, А.А. Ковалева, С.В. Черниченко, К.А. Бекяшева, Н.И. Костенко, Е.А. Новикова, Д.В. Афанасьев, М. Визентин, М.Е. Глазкова, В.Н. Русинова, В.Н. Федорова, А.А. Щербович, и др. Од-нако, не смотря на имеющиеся источники, в целом можно сказать, что тема остается неразрабо-танной.
Объект исследования – Организация Объединенных Наций.
Предмет исследования – Правовой статус вооруженных сил ООН.
Цель исследования – изучить особенности правового статуса вооруженных сил ООН.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- Изучить место ООН в международном гуманитарном праве.
- Рассмотреть эволюцию механизмов применения норм МГП к миротворческим силам ООН.
- Исследовать особенности правового статуса вооруженных сил ООН.
- Проанализировать проблемы деятельности ООН на современном этапе и указать пути их ре-шения.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют диалектический метод познания, логический, сравнительно-правовой, конкретно-социологический, системно-функциональный и другие частные методы исследовательской работы.
Работа состоит их введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и библио-графического списка.
1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЁННЫХ НАЦИЙ
1.1 Международное гуманитарное право и Организация Объединённых Наций
Одной из главных целей Организации Объединённых Наций является поддержание мира и без-опасности. Это прописано в первом пункте первой главы устава организации.
Для того, чтобы эта цель была осуществима, необходим комплекс мер, который будет способ-ствовать её достижению. Одной из таких мер является использование миротворческих сил ООН.
Под миротворчеством понимается применение многонациональных сил под командованием ООН для ограничения и урегулирования конфликтов между 130 странами. Эти силы формируют-ся из добровольно предоставленного странами-членами ООН военного и гражданского контин-гента. Они выступают под командованием Генерального Секретаря.
Миротворческие силы выступают в качестве третьей, нейтральной стороны и призваны обеспе-чивать безопасность и политическую стабильность во время урегулирования конфликта. Миро-творцы следят за тем, чтобы потенциальный конфликт не перерос в открытое вооружённое столкновение, содействуют процессу установления мира, контролируют соблюдение прав всех сторон.
Основными принципами миротворчества являются неприменение силы за исключением случа-ев самообороны, нейтралитет и беспристрастность, а также осуществление деятельности только при согласии сторон конфликта.
Однако деятельность любой международной организации должна быть подчинена определён-ным нормам международного права, и ООН не является исключением, в том числе и в вопросах миротворчества.
Как правило в вопросах участия в урегулировании военных столкновений применяются нормы международного гуманитарного права. Однако здесь возникает противоречие.
С одной стороны, такое право применимо к участникам конфликта, с другой, как было сказано, миротворцы ООН не являются стороной конфликта, а значит к ним едва можно применить соот-ветствующие правовые нормы. Если же миротворцы непосредственно вмешиваются в конфликт, к ним уже могут быть применены нормы международного гуманитарного права, но в таком слу-чае возникает вопрос, могут ли они рассматриваться как миротворцы, подпадают ли они под это определение.
Прежде чем начать разговор о применимости норм международного гуманитарного права в ми-ротворческой деятельности ООН, необходимо сказать несколько слов непосредственно о дан-ной сфере права.
Под ней как правило понимается совокупность принципов и норм международного права, опре-деляющих недопустимые методы и средства ведения военных действий и защищающих жертв войны.
Стоит отметить, что международное гуманитарное право (МГП) во многом вышло из права вой-ны, сформировавшегося ещё в 17 веке, но впоследствии испытало на себе влияние устава ООН, прямо провозгласившего недопустимость военных действий. Это определило дальнейший фо-кус данной отрасли права .
Источниками МГП являются договорённости между государствами и конвенции, что позволяет говорить об обычае как об основном источнике данной отрасли права. Это создаёт определён-ные трудности при формировании правовых норм, так как признание того или иного обычая напрямую связано с юридической практикой той или иной страны, что лишает правила универ-сальности.
Тем не менее, данная сфера права постоянно развивается и на данный момент является одной из наиболее проработанных, выработав механизмы регулирования практически всех вопросов в своей отрасли. МГП регулирует методы ведения войны, не допуская попрание принципов гу-манности и нарушений прав человека. Данная отрасль права регулирует возможность примене-ния тех или иных видов вооружения при ведении боевых действий, обращение с ранеными, пленными, вопросы нейтралитета.
Всё это направлено на то, чтобы избежать лишней жестокости, бессмысленных потерь среди гражданского населения и военных, а также предотвратить возможные страдания людей. Кроме того, МГП помогает дальнейшему процессу мирного урегулирования конфликта и посткон-фликтного урегулирования, что крайне важно для деэскалации, полного преодоления всех воз-можных разногласий и последствий конфликта. Тем не менее, существуют некоторые сферы международно-гуманитарного права, которые по-прежнему нуждаются в регулировании.
Современное международное право - это право Устава ООН, воплотившего чаяния челове-чества, потрясенного жертвами Второй мировой войны. За годы, прошедшие со времени приня-тия Устава, существенно изменилась мировая система, на новую ступень поднялось ее един-ство в результате углубления взаимозависимости государств и народов. В сложившихся усло-виях по-новому должны решаться многие проблемы внешней политики, и прежде всего про-блема соотношения национальных и интеграционных процессов.
Организация Объединенных Наций действует на основе и в соответствии с положениями Устава ООН, принятого в 1945 г. в Сан-Франциско на Конференции Объединенных Наций.
Особое значение Устава состоит в том, что этот документ не только регулирует деятель-ность международной организации в сфере обеспечения международной безопасности, но и является своеобразным «фундаментом» для системы коллективной безопасности, равной для всех, а также своеобразным «кодексом поведения» государств в политической, военной, экологической и гуманитарной сферах. Подписанию Устава предшествовало несколько кон-ференций и совещаний. Так, на конференции министров иностранных дел СССР, США и Вели-кобритании в Москве в октябре 1943 г. была принята декларация, призывающая к скорей-шему созданию международной организации для поддержания мира и безопасности, основан-ной на принципе равенства всех входящих в нее государств.
Эта цель была подтверждена и на встрече руководителей США, СССР и Великобритании в Теге-ране в ноябре-декабре 1943 г. На конференции в Думбартон-Оксе (особняк в пригороде Ва-шингтона) в августе-октябре 1944 г. представители СССР, США, Великобритании и Китая под-готовили конкретные предложения по соз
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 года) (с учётом поправок, внесённых Законами Российской Федерации о поправках к Консти-туции Российской Федерации от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2 ФКЗ, от 21.07.2014 № 11- ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации – 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Постановление Совета Федерации Российской Федерации от 02.03.2016 № 95 - Совета Федерации "Об итогах парламентских слушаний "Повестка дня ООН в области развития на период после 2015 года - практические аспекты реализации" // Собрание законодательства Российской Федерации. – 14.03.2016. – № 11. – Ст. 1521.
3. Устав Организации Объединённых Наций (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранны-ми государствами. – 1956. – С. 14 - 47.
4. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. – № 12. – 10.12.1998.
5. Декларация четырех государств по вопросу о всеобщей безопасности (Принята в г. Москве 30.10.1943) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключен-ных СССР с иностранными государствами. – 1955. – 150 с.
6. Договор о нераспространении ядерного оружия (Подписан в г.г. Москве, Вашингтоне, Лондоне 01.07.1968) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заклю-ченных СССР с иностранными государствами. – 1973. – 200 с. З
7. Ашавский Б.М., Бирюков М.М., Бордунов В.Д. Международное право: учебник / Б.М. Ашавский, М.М. Бирюков, В.Д. Бордунов. – М.: Статут. – 2015. – 848 с.
8. Зверев П.Г. О разграничении международных и внутренних вооруженных конфликтов в контексте международного миротворчества ООН// Международное право и международные организации [International Law and International Organizations]. – 2015. – № 3. С. 347-364. DOI: 10.7256/2226-6305.2015.3.15225.
9. Зверев П.Г. Об индивидуальном иммунитете персонала миротворческих сил с позиций международного гуманитарного права/ Сборник статей Международной научно-практической конференции "Роль правовой науки в развитии общества", 22 августа 2014 г. С. 22-23. – Уфа: Аэтерна, 2014.
10. Зверев П.Г. Правовой статус персонала ООН и связанного с ней персонала во время миро-творческих операций и правовой режим их защиты// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. – № 1 (60). С. 57-59
11. Костенко Н.И. Значение Организации Объединенных Наций в решении проблем гос-подства права в конфликтных государствах / Н.И.
Костенко // Международное право и международные организации. – М.: Статут. – 2014. – № 2. – 320 с.
12. Ковалёв А.А. Международное право. Учебник. / А.А. Ковалев – М.: Омега-Л. – 2015. – 624 с.
13. Организация Объединённых Нации. ООН на страже мира и безопасности во всем мире. [электронный ресурс] – режим доступа: http://www.un.org/ru/aboutun/booklet/peaсe (дата об-ращения: 03.12.2019).
14. Организация Объединённых Нации. Устав ООН. [электронный ресурс] – режим доступа: http://www.un.org/ru/sections/un-charter/chapter-i/index.html // (дата обращения: 03.12.2019).
15. Организация Объединённых Нации. Что такое деятельность по поддержанию мира. [электронный ресурс] – режим доступа: https://peacekeeping.un.org/ru/what-ispeacekeeping (да-та обращения: 03.12.2019).
16. Русинова В.Н. Права человека в вооруженных конфликтах: проблемы соотношения норм международного гуманитарного права и международного права прав человека: моно-графия. / В.Н. Русинова. - М.: Статут. – 2016. – 384 с.
17. Фархутдинов И.З. Международное право о применении государством военной силы про-тив негосударственных участников / И.З.Фархутдинов // Евразийский юридический журнал. - 2016. - №7 (98). - С. 59-76.
18. Официальный сайт ООН. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.un.org/ru/index.html. (дата обращения 03.12.2019).
19. Официальный сайт ООН. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.un.org/ru/peacekeeping/operations/newhorizon.shtml. (дата обращения 03.12.2019).
20. Официальный сайт ООН. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://globalcompact.ru/news/utverzhdenyi-novyie-czeli-ustojchivogo-razvitiya. (дата обращения 03.12.2019).