Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования состоит в том, что подростковый период – сложное время как для родителя, так и для самого ребёнка. Конфликты между родителями и подростками не редко отражаются на всех дальнейших взаимоотношениях.
Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки.
В настоящее время перед образованием поставлены новые цели и задачи – формирование личности гражданина демократического правового общества. Все качества гражданина (активность, толерантность, способность к самоопределению и т. д.) связаны с функционированием определенных психологических механизмов личности как субъекта собственной жизнедеятельности и общественной жизни.
Современные образовательные организации не всегда способны воплотить в жизнь процесс профилактики конфликтного поведения детей подросткового возраста, так как в практике организации педагогического процесса эти вопросы не входят в количество приоритетных целей педагога.
Главным процессом подросткового возраста считается переход от юношества к взрослости. Все стороны развития подвергаются перестройке, появляются и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Данный преобразовательный процесс и определяет главные особенности личности подростков. По характеру происходящих в данном возрасте изменений, подростковый возраст в целом считается кризисным. Подростковый возраст – самый сложный и трудный из всех детских возрастов, который представляет собой период становления личности.
Многие известные психологи и педагоги (Т. В. Драгунова, Л. И. Божович, Л.С. Выготский, В. А. Лабунская, Д. И. Фельдштейн, Н. В. Гришина, Г. С. Абрамова, А. Н. Прихожан, Н. Н. Толстых), сходятся во мнении, что именно общение со сверстниками является для подростка наиболее значимым и во многом определяет все остальные стороны его поведения и деятельности, развития личности. Л.И. Божович отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то круг интересов старших подростков в основном обусловлен возможностью общения со сверстниками.
В настоящее время в психолого-педагогической науке и практике сформировалось противоречие между необходимостью профилактики межличностных конфликтов среди подростков и недостаточным методическим обеспечением этого процесса в образовательной организации.
Объект исследования – процесс профилактики межличностных конфликтов среди старших подростков в образовательной организации.
Предмет исследования – содержание профилактики межличностных конфликтов среди старших подростков в образовательной организации.
Цель исследования – на основе анализа теоретических и эмпирических данных разработать программу профилактики межличностных конфликтов среди старших подростков в образовательной организации.
Задачи исследования:
1. Раскрыть основные теоретические аспекты к понятию «межличностный конфликт» в психолого-педагогической литературе.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику подросткового возраста.
3. Провести экспериментальную работу по профилактике межличностных конфликтов в подростковой среде.
Для проведения исследования использовался комплекс методов:
– теоретические методы – анализ, синтез и обобщение;
– эмпирические методы - опрос, тестирование.
База исследования: МБОУ СОШ № 5 с углубленным изучением иностранного языка.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты профилактики межличностных
конфликтов в подростковой среде
1.1. Понятие межличностного конфликта
В психологии понятие «конфликт» используется достаточно широко. Конфликтом называют и межличностные проблемы, и внутриличностные переживания, и кризисные явления, и столкновение алгоритмов решения учебных задач обучающегося и др.
Б. И. Хасан, один из известных российских исследователей конфликта, дает следующее понятие конфликта: «Конфликт – это такая форма взаимодействия, в которой действия не способны сосуществовать в неизменном виде. Они взаимодетерминируют и взаимозаменяют друг друга, требуя для этого специальной организации» [25].
Н. В. Гришина [6] выделяет несколько типов поведенческого реагирования субъекта на трудную ситуацию. Первый активный тип реагирования на сложную ситуацию рассматривается как деятельная форма адаптации субъекта к сложной ситуации, активное преобразование среды.
Данная активность может носить как конструктивный характер (повышение уровня поисковой деятельности, расширение возможных вариантов решения проблемы, мобилизация сил на решение задачи – в целом повышение эффективности деятельности и общения), так и деструктивный (дезорганизация деятельности, спонтанные и импульсивные поиски выхода, разрушительные действия по отношению к другому или самому себе, ухудшение функционирования, нервные вспышки, истерические реакции).
Второй пассивный тип поведения, деятельности и общения в сложной ситуации может быть реализован также в двух формах: приспособление и как уход из ситуации. Приспособление рассматривается как отказ от отстаивания интересов и целей, снижение уровня претензий, уступка обстоятельствам, снижение эффективности деятельности до уровня, который соответствует изменившимся условиям. Однако уход из ситуации реализуется в таких поведенческих проявлениях, как: избегание взаимодействия, отказ от выполнения задачи, уход в фантазии, употребление алкоголя, наркотиков и т.д.
Один из основных признаков конфликта – характер и особенности участвующих в нем сторон. От того, кем представлены конфликтующие стороны, решающим образом зависят характеристики конфликта.
Важной особенностью конфликта считается характер потребности человека, за удовлетворение которой он борется. Согласно теории А. Маслоу, все потребности можно сгруппировать, выделив в них пять значений:
– физиологические потребности;
– потребность в безопасности и защищенности;
– социальные потребности;
– потребность необходимости в уважении;
– потребность самовыражения.
В случае неудовлетворения любой из данных потребностей человек может вступать в конфликт.
Важной чертой конфликта является интенсивность противодействия участвующих в нем сторон.
В западной конфликтологии эта черта именуется интенсивностью конфликта. По этому критерию выделяют конфликты низкой, средней и высочайшей интенсивности. Конфликт низкой интенсивности протекает в форме спора между оппонентами. Конфликт наивысшей интенсивности завершается телесным уничтожением одной из сторон [5].
А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов дают следующее определение: «Под конфликтом понимается более острый метод решения важных противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, содержащийся в противодействии субъектов конфликта и традиционно сопровождающийся негативными чувствами» [1].
Каждый конфликт имеет конструктивные и деструктивные функции. В зависимости от соотношения положительных и отрицательных компонентов в конфликтах их разделяют на конструктивные, имеющие положительные и отрицательные последствия одновременно, и деструктивные. Таким образом, конфликты можно систематизировать в зависимости от степени разработанности способов их разрешения.
Существуют различные обстоятельства возникновения и развития конфликтов: объективные, организационно-управленческие, социально-психологические и личные. Первые две группы причин носят в основном объективный характер, третья и четвертая – в основном, индивидуальный. К числу объективных обстоятельств возникновения конфликтов главным образом относятся те ситуации общественного взаимодействия людей, которые привели к столкновению их интересов, понятий, установок.
Объективные предпосылки приводят к созданию предконфликтной обстановки – объективного компонента предконфликтной ситуации.
Субъективные предпосылки конфликтов в основном связаны с индивидуальными психологическими чертами оппонентов, приводящими к тому, что они выбирают конкретно конфликтный, а не какой-нибудь иной метод разрешения создавшегося объективного противоречия.
Человек не идет на компромисс, не уступает, не избегает конфликта, не пробует вместе с оппонентом обоюдовыгодно разрешить возникшее противоречие, а избирает стратегию противодействия. Практически любой предконфликтной ситуации имеется возможность выбора конфликтного или одного из неконфликтных способов её разрешения.
Причины, в силу которых человек выбирает конфликт, в контексте всего вышесказанного носят в основном индивидуальный характер.
К числу социально-психологических причин возникновения конфликтов относятся причины, обусловленные конкретным взаимодействием людей, причиной их включения в общественные группы. Часть информации утаивается человеком, если ему невыгодно сообщать эту информацию, многое не усваивается собеседником в силу невнимательности. В результате человек расценивает услышанное, делая выводы, отличающиеся или прямо противоположные тому, что сказал собеседник. Таким образом, неверное понимание людьми друг друга может быть главной причиной конфликтов или усложняет разрешение социальных противоречий, появившихся по тем или иным причинам [24].
Второй традиционной социально-психологической причиной возникновения межличностных конфликтов является несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей, когда в ситуации межличностного общения человек или оба человека играют не те роли, какие ожидает от каждого из них партнер по взаимодействию [24].
Конфликт как многомерное явление имеет свою структуру. Структура конфликта понимается как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его единство, тождественность самому себе, отличие от других явлений общественной жизни, без которых он не может существовать как динамически взаимосвязанная целостная система и процесс. Кроме понятия «конфликт» нередко используется понятие «конфликтная ситуация. Конфликтная ситуация представляет собой часть конфликта, эпизод его развития, типичный «фотографический снимок» конфликта на определенный момент времени. Поэтому конструкция конфликта может рассматриваться и как конструкция конфликтной ситуации. Каждая конфликтная ситуация имеет объективное содержание и субъективный смысл, рассмотрим их более подробно [8].
В любом социальном конфликте, будь то межличностный или межгосударственный конфликт, главные действующие лица – люди. Они имеют все шансы выступать в конфликте как личные (к примеру, в семейном конфликте), официальные или юридические лица. Они имеют все шансы образовывать разные группировки и общественные группы вплоть до таких образований, как страны. К основным участникам (сторонам) конфликта относятся те субъекты конфликта, которые непосредственно производят активные (наступательные или защитные) действия друг против друга [22].
Противоборствующие стороны – главное звено любого конфликта. Когда одна из сторон выходит из конфликта, то он автоматически прекращается. Если в межличностном конфликте один из участников заменяется новым, то и сам конфликт меняется, начинается новый конфликт. Это происходит потому, что интересы и цели сторон в межличностном конфликте индивидуализированы.
Часто в конфликте выделяется сторона, которая первой начала конфликтные действия. Ее называют инициатором конфликта. В литературе можно встретить такой термин, как «зачинщик». Возможно, это не самое удачное определение, так как априори несет определенную отрицательную смысловую нагрузку. Если одна из сторон активизирует конфликт, то это еще не означает, что она неправа. Часто выделяют такую характеристику оппонента, как его ранг. Ранг оппонента – это степень возможностей оппонента по реализации собственных целей в конфликте, выражающаяся в сложности и влиятельности его структуры и связей. Это физические, социальные, материальные и интеллектуальные возможности, знания, навыки и умения оппонента, его социальный опыт конфликтного взаимодействия, широта его социальных связей, масштабы публичной и групповой помощи.
К группам помощи относятся силы, стоящие за оппонентами в конфликте, представленные отдельными индивидами или группами. Они могут коренным образом повлиять на развитие конфликта активными действиями, нахождением в зоне конфликта или безмолвным содействием [22]. Группы помощи могут быть представлены друзьями, субъектами, связанными с оппонентом какими-то обещаниями, коллегами по работе. В группу помощи могут входить руководители или подчиненные оппонентов. В межгрупповых и межгосударственных конфликтах – это стороны, различные межгосударственные объединения, общественные организации, средства массовой информации [22].
Другие соучастники. В данную группу входят субъекты, которые оказывают эпизодическое воздействие на ход и результаты конфликта. Это подстрекатели и организаторы. Подстрекатель – лицо, организация или правительство, подталкивающие того или иного участника к конфликту. Сам подстрекатель может потом в этом конфликте и не участвовать. Его задача – спровоцировать, развязать конфликт и его формирование. Организатор – лицо или группа, планирующие конфликт, разные пути обеспечения и защиты соучастников [22].
Основой любого конфликта всегда является возражение, в котором отражается столкновение интересов и целей сторон. Борьба, ведущаяся в конфликте, отображает стремление сторон разрешить это противоречие, как правило, в свою пользу. В ходе конфликта борьба может исчезать и обостряться, точно так же затухает и обостряется возражение. В большинстве случаев сущность противоречия в конфликте не видна, не лежит на поверхности. Участники конфликта оперируют таким понятием, как «объект конфликта», в котором отображается обыденное восприятие главного противоречия конфликта.
Объект конфликта – это объективно существующая или воображаемая неувязка, лежащая в основе конфликта. Это возражение, из-за разрешения которого стороны вступают в противоборство.
Еще одним непременным атрибутом конфликта является его предмет. Предметом конфликта может быть материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (мысль, норма, принцип) ценность, к обладанию или использованию которой стремятся оба оппонента. Чтобы стать предметом конфликта, ценность материальной, общественной или духовной сферы должен находиться на пересечении собственных, групповых, публичных или государственных интересов субъектов, которые стремятся к контролю над ним. Поэтому некоторые авторы считают, что предмет конфликта должен обязательно быть неделим. Однако предмет конфликта может быть как неделимым, так и делимым. Условием для конфликта является притязание на неделимость объекта, желание считать его неделимым и владеть им. Такое сознание расширяет диапазон вариантов разрешения конфликта, т. е. для конструктивного разрешения конфликта нужно изменять не только его объективные элементы, но и субъективные.
В контексте данного исследования для нас представляет интерес межличностный конфликт. Под межличностным конфликтом понимается открытое столкновение взаимодействующих субъектов на базе возникших противоречий в облике противоположных целей, не совместимых в какой-либо конкретной ситуации.
Межличностный конфликт происходит во взаимодействии между двумя и более лицами. В межличностных конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют отношения напрямую, лицом к лицу. Это один из самых распространенных типов конфликтов. Они могут происходить как между незнакомцами, так и между самыми близкими людьми.
В межличностном конфликте любая сторона стремится отстоять своё мнение, обосновать другой её неправоту, люди прибегают к обоюдным обвинениям, нападкам друг на друга, словесным оскорблениям и унижениям.
Такое поведение вызывает у субъектов конфликта острые отрицательные эмоции, которые обостряют отношения соучастников и провоцируют их на экстремальные поступки. В ситуации конфликта становится трудно управлять своими чувствами [1].
Межличностный конфликт выявляет отсутствие согласия в сложившейся системе взаимодействия между людьми. У них возникают противоположные представления, интересы, точки зрения, взгляды на одни и те же трудности, которые на определенном этапе взаимоотношений нарушают обычное взаимодействие, когда одна из сторон начинает целенаправленно действовать в ущерб другой, а та, в свою очередь, осознает, что эти действия ущемляют её интересы, и предпринимает ответные действия.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Анцупов А. Я., Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 551 с.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. - СПб.: «Питер», 2014. - 131 с.
3. Богданов Е. Н., Психология личности в конфликте: Учебное пособие / Е.Н. Богданов, В. Г. Зазыкин. - 2-е изд. СПб.: «Питер», 2014. - 244 с.
4. Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. М.: «Смысл», 2015. - 372 с.
5. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2015. - 504 с.
6. Гришина Н. В. Психология конфликта. - СПб.: «Питер», 2015. - 464 с.
7. Гришина Н. В. Психология межличностного конфликта. – СПб.: Питер, 2015. - 361 с.
8. Громова О. Н. Конфликтология: учебное пособие. М., 2014. - 42 с.
9. Дереклеева Н. И., Савченко М. Ю. Справочник классного руководителя: 5-9 классы. - М.: «ВАКО», 2014. - 416 с.
10. Загвязинский В. И., Атаханов Р. 3-14 Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2015. — 208 с.
11. Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие / М.Кле. - М.: Педагогика, 2014. - 176 с
12. Козлов В. В., Козлова А. А. Управление конфликтом. М.: Эксмо, 2014. -224 с.
13. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: «Сфера», 2016. - 464 с.
14. Лабунская В. А. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция. М.: «Академия», 2014. - 288 с.
15. Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). Ростов-на-Дону, 2015. - 135 с.
16. Левин К. Конфликт между аристотелевским и галилеевским способами мышления в современной психологии // Психологический журнал. - 2014. - № С. 134-158.
17. Немов Р. С. Психология. - Т. 1 М., 2014. - 496 с.
18. Основы конфликтологии: учебное пособие/ Под.ред. В.Н. Кудрявцева. М.: «Юристъ», 2014. - 200 с.
19. Парыгин Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб.: ИГУП, 2015. 592 с.
20. Петровская Л. А. Неадекватность восприятия как фактор социально- психологического конфликта// Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар: Изд-во Кубанского ун-та, 2015. С. 48-50.
21. Петровская Л. А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта// Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2015. - С. 126 - 143.
22. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Подросток в учебнике и жизни. М.: «Знание», 2014. - 80 с.
23. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Изд-во «Питер», 2015. - 720 с.
24. Хайтмайер, В. Апатия, настоянная на гневе / В. Хайтмайер // Профиль. – 2018. – № 14 – С. 64-6.
25. Хасан Б. И. Конструктивная психология конфликта. СПб.: «Питер», 2014. 250 с.