Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Интернет стал сегодня тем явлением, которое вопреки ситуации объединяет общество в его событиях, размышлениях и эмоциях. И язык, оказавшись в новых для него условиях компьютерно-сетевой опосредованности, приспосабливается к ней сам и приспосабливает ее к себе. Этот процесс ярко проявляется в речевой деятельности виртуальных коммуникантов и требует внимания и изучения. [11, стр. 5-6]
Виртуальная коммуникация, которая возникла благодаря быстрому развитию сети, породила особый язык - язык виртуального общения. Созданные в сети многочисленные чаты, открытые форумы и личные страницы - основные способы общения молодежи. Язык социальных сетей с каждым днём всё активнее проникает в нашу повседневную жизнь. Хорошо это или плохо? Какие изменения происходят в речи учащихся школы? Захотелось найти ответы на эти вопросы. В результате появилась данная работа - исследование по теме: «Влияние социальных сетей на речь школьников».
Актуальность проблемы в том, что приоритетным в сети Интернет становятся не красота и правильность языка, а скорость передачи и обратная связь. Сокращения, искажения слов, компьютерный сленг становятся нормальными и общепринятыми. Категорически против такого бездумного отношения к своему родному языку и мне хочется, чтобы люди, общаясь по Интернету, создавая свои комментарии в разных чатах, следили за языковой грамотностью, пытались сохранить нашу речь правильной и красивой. Ведь каков язык - такова и жизнь. Ещё в свое время Лев Николаевич Толстой говорил: «Язык - это орудие мышления. Обращаться с языком кое-как - значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно». [10, стр. 357]
Предметом исследования стал процесс влияния сети Интернет на речь учащихся.
Мной была выдвинута гипотеза, состоящая в том, что использование особых форм общения в социальных сетях негативно влияет на речь учащихся, вследствие чего школьники допускают много ошибок, как в устной, так и в письменной речи.
Цель работы: изучить особенности языка социальных сетей и их влияние на речь школьников, а также подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. изучить литературу по данной теме;
2. посетить различные сайты и форумы, на которых часто общаются ученики школы;
3. провести социологический опрос и анкетирование учащихся;
4. рассмотреть часто употребляемые учащимися графические изображения, сленговые выражения и сокращения слов;
5. выявить особенности влияния языка социальных сетей на грамотность учащихся, классифицировать типы ошибок;
6. исследовать представления учащихся по поднятой проблеме;
7. создать базу наиболее распространенных ошибок;
8. представить рекомендации по предупреждению негативного влияния социальных сетей на язык их пользователей.
Новизна исследования состоит в том, что данная работа является призывом не только для подростков, но и для взрослого населения. Люди должны задуматься над тем, что нужно беречь наш язык и не поддаваться негативному влиянию при общении в социальных сетях.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что собранный материал систематизирован и приведен в данной работе таким образом, что изучение влияния социальных сетей на речь учащихся становится возможным для любого желающего, поскольку все материалы доступны для понимания и интересны.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты данного исследования будут полезны как учащимся, так и их родителям с целью сохранения родного языка. Материал может быть использован как на уроках русского языка, так и во внеурочной работе по предмету.
Методы исследования:
1. теоретическое изучение литературы и Интернет - источников;
2. практический анализ информации в социальных сетях;
3. наблюдение, социологический опрос, анкетирование;
4. классификация ошибок и выяснение причин допущенных ошибок;
5. сбор, сравнение и анализ полученной информации.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
Глава 1. Теоретическая часть - социальные сети
1. История и сущность социальных сетей. Крупнейшие социальные сети
Русский писатель XIX века, философ и общественный деятель Владимир Одоевский в своем незаконченном утопическом романе «4338», написанном в 1837 году, предсказал появление современных блогов и Интернета в целом. В книге автор упомянул, что «... между знакомыми домами устроены магнитные телеграфы, с помощью которых люди, живущие на большом расстоянии, разговаривают друг с другом ...», а также о «домашних газетах», публикуемых «во многих домах». особенно между теми, у кого есть большие знакомые: эти газеты «заменяются обычной перепиской», они «обычно содержат уведомление о здоровье или болезни владельцев и другие домашние новости, затем различные мысли, замечания, небольшие изобретения и приглашения. «[2, с.168]
В словарях В.И. Даля и С.И. Ожегова нет определения социальных сетей и интернета, поэтому эти слова появились сравнительно недавно.
Термин «социальная сеть» был придуман в 1954 году Джеймсом Барнсом, социологом из Манчестера, в своей работе «Классы и встречи в норвежском островном приходе». Он разработал и дополнил изобретенное в 1930-х годах. подход к изучению отношений между людьми с использованием визуальных диаграмм, в которых отдельные лица представлены в виде точек, а отношения между ними - в виде линий. Таким образом, социальная сеть представляет собой универсальную коммуникационную систему, которая предназначена для удовлетворения глубоко укоренившихся потребностей людей, связанных с группированием членов социальных сетей в соответствии с определенными интересами. [1, с. 15]
Социальные сети имеют следующие характеристики:
1. создание личных профилей, в которых часто требуется указывать личные данные (место учебы и работы, хобби и т. д.);
2. предоставление практически полного спектра возможностей для обмена информацией (размещение фотографий, видео, текстовых записей, организация тематических сообществ, обмен личными сообщениями и т. д.);
3. возможность задавать и вести список других пользователей, с которыми у человека есть определенные отношения (например, дружба, родственные отношения, деловые и рабочие отношения и т. д.).
В настоящее время в Интернете существует более тысячи социальных сетей, из которых около 100 можно назвать крупными. Самыми успешными сегодня являются MySpace, Facebook, LinkedIn и Twitter (в Рунете - «Одноклассники» и «ВКонтакте»).
Можно сказать, что уровень развития социальных сетей достиг своего пика, практически каждый день появляются новые. В последнее время появились сайты для миллионеров и менеджеров, для любителей собак и любителей различных видов блюд национальной кухни, для инвалидов и медицинских работников, а также многих других.
83% всех пользователей Интернета используют социальные сети (1,3 миллиарда человек в мире). 76% российских интернет-пользователей (более 98 миллионов человек) зарегистрированы в самой популярной российской социальной сети ВКонтакте. Каждый третий пользователь интернета посещает ВКонтакте. Odnoklassniki, еще одна популярная русскоязычная сеть, имеет более 45 миллионов пользователей. 58% пользователей социальных сетей - молодые люди в возрасте от 15 до 25 лет.
Еще более красноречивой статистикой является время, проведенное пользователями в сети. За последние несколько лет количество часов, проведенных за посещением различных сайтов, утроилось. В 2017 году использование социальных сетей стало самым популярным видом деятельности среди интернет-аудитории. Согласно статистике, пяти минут нахождения в Интернете, одна минута проводится в какой-то социальной сети.
1.2. Языки социальных сетей
Особой популярностью в социальных сетях пользуются несколько так называемых языков.
Язык «падонкафф». Он стал одним из самых распространенных средств общения в Интернете, мгновенно завоевав народную любовь пользователей. Язык основан на фонетическом письме (как говорю, так и пишу). При этом в «неправильном» языке «падонкафф» довольно много правил: здесь вместо безударного о всегда ставят а («падонак»), -ться заменяют на -цца («нраицца»), а в некоторых словах жи и ши пишут через ы («жывотнайе») и так далее. В итоге получаются слова типа «превед, медвед», «жжош», «аффтар, выпей йаду» и др. В языке «падонкафф» также часто употребляется мат и определенные штампы, характерные для сленгов. Определить, где именно лежат истоки языка «падонкафф», точно невозможно. Предполагают, что его создали люди с высшим образованием, интеллигенция, которая захотела «поиграть» с традиционным языком, разнообразив общение новыми словами.
«Олбанский» язык. «Олбанский» (или «албанский») язык - то же самое, что и язык «падонкафф» (некоторые исследователи их не разделяют). Он также формировался по пути фонетизации, но в некоторые слова здесь добавляется и редукция основы. Иными словами, помимо того, чтобы писать слова так, как слышишь, их еще нужно и сократить. Так, на языке «падонкафф» «привет» будет «превед», а на «олбанском» - «прив». Вот некоторые слова из словаря «олбанского» языка и языка «падонкафф»: «аффтар» - автор текста, «афтар пешы исчо» - хотелось бы поподробнее ознакомиться с Вашим творчеством, «каммент» - комментарий, «криатифф» - креатив, «фтопку» - крайне низкая оценка произведения.
Язык геймеров. Геймер - человек, играющий в видеоигры. Те, кто играет в онлайн-игры, тоже используют для удобства свой, понятный только им язык. В напряженной интернет-борьбе нет времени на создание развернутых предложений и огромных диалогов. Поэтому геймеры вместо больших и сложных фраз пишут только первые буквы. К примеру, OMG означает «о боже мой!», LOL (laughing out loud) - «громко смеюсь», BB (bye-bye) - «всем пока». Все эти сокращения образованы в основном от английских слов и фраз. В Интернете играют люди из разных стран, а этот международный язык знают 90% пользователей.