Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Кардинальные социально-экономические и политические преобразования в нашей стране, происходящие с конца прошлого века, коренным образом изменили социокультурную ситуацию, в которой проходит развитие личности и определения ее идентичности. Характерными чертами этого периода являются изменения привычных условий существования людей: крах сложившихся представлений о жизни и ее ценности, разрушение привычных правил и норм взаимоотношений между людьми.
Данные задачи обусловливают необходимость модернизации общества, которую следует взять за основу для социокультурной модернизации всей системы образования. С целью уменьшения существующих рисков общественного развития во главу угла выносится проблема изучения процесса формирования личности в контексте ее социокультурной самоидентификации, что отражает социальные ожидания по развитию личности, семьи, общества, бизнеса и государства в целом.
Проблема социокультурной среды в формировании личности является комплексной и многогранной. Во-первых, это изучение сущности личности и ее социального окружения. Стоит отметить, что рассмотрение личности как объекта психолого-педагогического и социального анализа осуществляется еще с древности, но широкомасштабное ее исследования начинается со второй половины XIX века, что связано с появлением теорий Д. Мида, Т.Парсона, которые определяют личность как социально обусловленное «Я» человека, и как результат социализации. На социально-педагогическом уровне были выделены микро, мезо, макро - среды, как факторы становления личности, которые задают разный масштаб рассмотрения сферы действия социально-педагогических закономерностей в решении педагогических задач. В связи с этим формирование школьной социокультурной среды в настоящее время является актуальным вопросом, который получил в настоящее время некоторое освещение в науке. Так, определены структура, характеристика, роль среды в личностном развитии, его функции и способы организации (В.А. Ясвин). Изучением среды конкретного типа образовательного учреждения занимались Г. Ковалева, Н. Гейжан, Л. Редько др.
Объект исследования – индивидуальное развитие школьника.
Предмет исследования – роль социокультурной среды в индивидуальном развитии школьника.
Цель курсовой работы – изучить социокультурную среду как средство индивидуального развития школьника.
Задачи исследования:
1. Проанализировать сущность понятия индивидуального развития школьников и факторы развития личности.
2. Рассмотреть модель социокультурной среды в образовательном учреждении.
3. Провести диагностику и анализ результатов по формированию индивидуального развития школьников.
4. Организовать экспериментальную работу по формированию индивидуального развития школьников средствами социокультурной среды.
Глава 1. Теоретические основы индивидуального развития школьников
1.1. Сущность понятия индивидуального развития школьников и факторы развития личности
Личность с точки зрения психологии – это человек как носитель сознания. Личностью не рождаются, а становятся в процессе развития и деятельности, в процессе общения и взаимодействия, каждый индивид сравнивает себя с другими, идентифицирует свое «Я». Психологические свойства личности наиболее полно раскрываются в процессе деятельности, общении, взаимоотношениях а также во внешнем облике индивида .
Личности могут быть разными – гармонично развитыми и реакционными, прогрессивными и односторонними, высоконравственными и подлыми, однако, вместе с тем, каждая личность является неповторимой. Иногда свойство неповторимости также именуют как индивидуальность.
Тем не менее, понятия индивида, личности и индивидуальности не являются тождественными по содержанию: каждое из данных понятий в той или иной степени обусловливает специфический аспект индивидуальных особенностей деятельности личности.
Межличностные связи, которые формируют личность в группе, выступающие в форме общения или субъект-субъектных отношений вместе с субъект-объектными отношениями, которые характерны для предметной деятельности .
Личность индивида имеет только ей присущее сочетание черт и особенностей, которые образуют ее индивидуальность, представляющую сочетание психологических особенностей, составляющих своеобразие, отличающее человека от других.
Образ жизни в качестве социально-философского понятия проявляется во множестве свойств, которые присущи той или иной личности, социально устойчивое и социально типичное, характеризуя социальное содержание ее индивидуальности. Однако, если индивидуальность является уникальной формой существования и неповторимого проявления общего в жизни личности, то индивидуальное также является социальным проявлением. Следовательно, образ жизни личности является глубоко индивидуализированной взаимосвязью объективного положения индивида в социуме с внутренним миром человека, то есть является своеобразным единством типичного и уникального в поведении, взаимодействии и мышлении членов общества .
Необходимо отметить, что в психологии в настоящее время нет единого общепринятого понятия личности, так как каждое из направлений, или теорий определяет личность в различных аспектах. Следует отметить, что существуют некоторые общие черты, характеризующие определение личности в психологии:
личностные черты всегда соотносятся с поведением человека в социуме;
особенностями личности не являются и не влияют на взаимоотношения с людьми качества, физиологически и генетически обусловленные;
личностные качества представляют собой характеристику индивида, который является автором своей жизни;
к личностным качествам не относятся познавательные качества, а также индивидуальный стиль деятельности.
Рассмотрим особенности индивидуального развития личности в школьном возрасте.
Младший школьный возраст является благоприятным периодом для формирования качеств личности ученика. Это связано во многом с особенностями возраста, новой социальной ситуацией развития, переходом к новому социальному состояния ребенка в статус школьника. На основе учебной деятельности у ребенка формируется новый тип отношений с людьми, растет значимость межличностных и деловых отношений. Учебная деятельность как ведущая в обозначенном возрасте обязывает школьника к ответственной, общественно-контролируемой, целенаправленной деятельности, способствует воспитанию у детей таких качеств как коммуникабельность, коммуникативность, умение подчинять свои интересы интересам коллектива.
В данном возрасте активно развивается самосознание. Младший школьник осознает, что он является индивидуальностью, которая подвергается социальным влияниям: он должен учиться и в этом процессе преображать себя, овладевая общественными знаниями, понятиями, идеями, системой социальных ожиданий в отношении поведения и ценностных ориентаций; при этом школьник ощущает свою уникальность, свое «Я», стремится к одобрению среди взрослых и сверстников. В учебной деятельности у младшего школьника формируется самооценка, а также навыки самоконтроля и саморегуляции .
В младшем школьном возрасте развивается самопознание и личностная рефлексия как способность самостоятельно устанавливать границы своих возможностей. Рефлексия проявляется в возможности выделять особенности собственных действий и делать их предметом анализа.
Для развития воли младших школьников важна доступность цели оптимальная по сложности задача, тогда как слишком легкие или сложные задания тормозят развитие волевых качеств и действий. Условием развития волевых качеств является такая организация деятельности, при которой ребенок видит собственное продвижение к цели и осознает его как следствие собственных усилий.
У детей в младшем школьном возрасте складываются наиболее благоприятные условия для формирования положительных качеств личности. Младшим школьникам свойственны повышенная восприимчивость, доверчивое подчинение авторитету (учителю, родителям), конформизм, копирование и послушание, познавательная активность, отзывчивость, уязвимость, готовность к сопереживанию, готовность к сотрудничеству, стремление к достижениям, совершенству. Происходит формирование моральных идеалов, образцов поведения, ответственного отношения к нормам и правилам .
Однако для младшего школьника характерна неустойчивость нравственного сознания: сознательно принимая правила и обучая им других, он как будто сам утверждается в том, что действительно соответствует образцу, а при противоречии между образцом и собственным поведением легко утешает себя тем, что он сделал так случайно. Представление о формальном характере норм и правил препятствует нормальному становлению нравственной сферы. Поэтому условием морального развития ребенка является знание норм морали и понимание их ценности и необходимости.
В младшем школьном возрасте активно развивается мотивационная сфера, например, мотивы установления и сохранения положительных межличностных отношений с группой сверстников. Ведущими становятся познавательные потребности: четко выполнить требования учителя, в высокой оценке, в похвале со стороны взрослых, потребность быть лучшим учеником в классе, потребность во взаимодействии со сверстниками.
Огромное место в жизни младшего школьника занимают чувства как мотивы поведения. Развитие эмоциональной сферы в этот период определяется сдержанностью и осознанностью в проявлениях эмоций, повышением эмоциональной устойчивости. Ребенок уже более сдержанно выражает свои эмоции, особенно негативные, что связано с различением ситуаций, в которых возможно или невозможно проявлять свои чувства, то есть произвольность поведения постепенно начинает отражаться на сфере чувств. Тем не менее, в целом, для детей обозначенного возраста характерна уязвимость и отзывчивость .
Значительное влияние на формирование эмоций младших школьников имеет учебная деятельность, отношения с учителем и коллективом класса. Именно эмоциональное отношение к учителю является своеобразным сигналом в эмоциональной сфере ученика, при этом особенно важной для ребенка является функция учителя как арбитра: эмоциональная окраска, возникающая в результате оценки учителя, усиливает или ослабляет мотивы учения, меняет самооценку и уровень притязаний младшего школьника, поэтому равнодушие к учения и, прежде всего, к оценкам учителя в этом возрасте можно считать показателем отклонения .
Отмеченное указывает на важность младшего школьного возраста в развитии личностных качеств при условии систематического, целенаправленного обучения.
Далее после младшего школьного возраста школьник вступает в фазу подросткового возраста. Современная психология выделяет подростковый возраст в рамках онтогенеза от 10-11 до 15 лет. Данный возрастной период представляет собой начала перехода от детского возраста к юношескому. Также необходимо обратить внимание на то, что возрастные границы подросткового возраста являются относительными.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева А.В. Методология социально-культурной деятельности и современные социокультурные практики/ А.В. Андреева, Л.Н. Жуковская, С.В. Костылев и др. - Красноярск: СФУ, 2014. - 128 с.
2. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте/ Л.И. Божович – М.: Просвещение, 2011. – 464 с.
3. Васильева Г.А. Социально-культурная деятельность: Учебное пособие/ Г.А. Васильева; Институт культуры и социальных отношений международного университета бизнеса и новых технологий/института/.-Ярославль, 2014.- 213 с.
4. Воловик А.Ф. Педагогика досуга: учебник / А.Ф. Воловик. ―М.: Академия, 2018. –229 с.
5. Волкова О.В. Социокультурный аспект развития личности ребенка с ослабленным здоровьем [Электронный ресурс] / О.В. Волкова // Медицинская психология: электрон. науч. журн. – 2012. – N 6 (17). – URL: http://medpsy.ru (Дата обращения: 06.12. 2019).
6. Воронцов А.Б. Судьба учебной деятельности в подростковой школе: содержание, способы и форм / А.Б. Воронцов // Психологическая наука и образование. – 2015. – Т. 20. – № 3. – C. 56–69.
7. Галица Е. В. Социокультурный аспект качества современного образования / Е. В. Галица // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. – Уфа: Лето, 2013. – С. 1-3.
8. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. - Т. 2. – Гл. 5 –М.: Академия, 2011. – С. 118-184.
9. Грач И.С. Педагогика молодежного досуга / И.С. Грач // Образование. – 2013. – № 2. – С. 15 - 19.
10. Грицкевич Т.И. Тенденции реформирования отечественного образования: мыслимое и действительное в реализации национального проекта / Т.И. Грицкевич // Философия образования. – 2012. – № 3 (24). – С. 189-196.
11. Евладова Е. Б. Дополнительное образование детей: Учебное пособие /Е.Б. Евладова – М., Владос, 2015. – 204 с.
12. Жиенбаева Н. Б. Психологические особенности развития личности в младшем школьном возрасте / Н. Б. Жиенбаева, А. М. Измайлова // Молодой ученый. – 2018. – №11. – С. 116-119.
13. Исаева И.Ю. Досуговая педагогика : учеб. пособие /И.Ю. Исаева. – М. : Флинта : НОУ ВПО «МПСИ», 2010. – 200 с.
14. Леньков Р.В. Теория социального управления в высшей школе: Монография / Р.В. Леньков – М.:НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 91 с.
15. Мануйлов Ю.С. Основы средового подхода в работе учителя начальной школы/ Ю.С. Мануйлов // Основные пути гуманизации учебно-воспитательного процесса в начальных классах; материалы областной науч.-метод. конф./ Кустанай, 28-29 марта 1990 г. – Кустанай: КусПИ, 1990. – С. 26-33.
16. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов / В. С. Мухина. – 6-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 456 с.
17. Общая психология /под ред. А.В. Петровского. – М.: Наука, 2014. – 374 с.
18. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии / [отв. ред. Е. В. Шорохова] / С. Л. Рубинштейн. – 2-е изд. – М. : Педагогика, 2016. – 416 с.
19. Слепко, Ю.Н. Развитие психологической системы учебной деятельности в подростковом возрасте/ Ю.Н. Слепко // Ярославский педагогический вестник – 2017 – № 4. – С. 208-212.
20. Степанов Е.Н. Методология моделирования воспитательной системы образовательного учреждения / Е. Н. Степанов // Педагогика. – 2002. – № 4. – С. 14–19.
21. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / под. ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. – М. : Педагогическое общество России, 1999. – 264 с.
22. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. / А.В. Хуторской. – М.: Высш. шк., 2007. – 639 с.
23. Ширина О. А. Перечень личностных качеств младших школьников / О. А. Ширина // Молодой ученый. – 2017. – № 32. – С. 108–112.
24. Ширина О. А. Определение критериев и показателей сформированности личностных качеств у младших школьников / О. А. Ширина // Молодой ученый. – 2017. – №24. – С. 396–399.
25. Ясвин В.А. Образовательная