Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На современном этапе развития системы дошкольного образования наиболее важным является поиск новых форм воспитания и обучения, которые бы способствовали личностному росту дошкольника. Формирование личности ребенка, обучение детей творчески мыслить, воспитание активного отношения к получению знаний, развитие их интеллектуальных и творческих способностей, логического мышления, нравственное развитие, патриотизм, усвоение этических норм – задача, важность которых определяется требованиями времени.
В дошкольном возрасте дети начинают познавать мир с помощью мышления – общественно обусловленного психического процесса, который заключается в обобщенном и опосредованном отражении действительности. Его развитие у дошкольников зависит от развития воображения. Ребенок механически заменяет в игре одни предметы другими, придавая им несвойственных, но очерченных правилами игры новых функций. Позже предметы она заменяет образами, в связи с чем, отпадает необходимость практического действия с ними.
Возможность овладеть в дошкольном возрасте логическими операциями, способность к усвоению понятий означает, что это должно быть основной задачей умственного воспитания детей 18, с. 143.
Проблемами психологии развития мышления занимались и отечественные, и зарубежные ученые. В частности, данной проблеме посвящены исследования П. Я. Гальперина, Ж. Пиаже, Н. Н. Поддъякова, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Н. Ф. Талызиной, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, С. Л. Рубинштейна.
Так, известным психологом Л. С. Выготским впервые была сформулирована мысль о том, что логическое развитие детей дошкольного возраста состоит как в количественном запасе знаний, так и в уровне интеллектуальных процессов, то есть в качественных особенностях детского мышления [6, с. 34.
Исходя из актуальности проблемы, нами выбрана тема курсового исследования.
Цель исследования – провести исследование особенностей развития логического мышления детей дошкольного возраста.
Объект исследования – старшие дошкольники.
Предмет исследования – логическое мышление детей младшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Провести обзор литературы по проблеме исследования логического мышления детей дошкольного возраста.
2. Провести анализ развития мышления детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать методические рекомендации по развитию логического мышления старших дошкольников.
Гипотеза исследования: логическое мышление старших дошкольников имеет свою возрастную специфику, и эффективное его развитие осуществляется посредством конкретных педагогических условий.
Методы исследования: изучение и анализ научной и периодической литературы по исследуемой теме, проведение диагностических исследований.
Методики исследования: Что здесь лишнее?» [21]; «Раздели на группы» [21]; «Образец и правило» [21]; «Нелепицы» 21.
1. Теоретические основы развития мышления в старшем дошкольном возрасте
1.1 Мышление как психический процесс
Мысль включает в себя целенаправленный поток идей и ассоциаций, которые могут привести к ориентированному на реальность выводу. Хотя мышление является деятельностью, имеющей экзистенциальную ценность для человека, до сих пор нет единого мнения о том, как оно адекватно определяется или понимается 19, с. 48.
Поскольку мышление лежит в основе многих человеческих действий и взаимодействий, понимание его физических и метафизических истоков и его последствий было давней целью многих академических дисциплин, включая философию, лингвистику, психологию, неврологию, искусственный интеллект, биологию, социологию и когнитивистику [17, с. 67].
Мышление позволяет людям осмысливать, интерпретировать, представлять или моделировать мир, который они переживают, и делать предсказания об этом мире. Поэтому он полезен организму с потребностями, целями и желаниями, когда он строит планы или иным образом пытается достичь этих целей.
Психологи сосредоточились на мышлении как интеллектуальном усилии, направленном на поиск ответа на вопрос, или решении практической проблемы 26; 28.
Рассмотрим интерпретацию мышления в когнитивной психологии. Когнитивная психология – это раздел психологии, который исследует внутренние психические процессы. Подходы к мышлению, возникающие из этого подхода, известны как когнитивизм, который рассматривает то, как люди мысленно представляют обработку информации. Его основы были заложены в гештальтпсихологии М. Вертгеймера, В. Келера и К. Каффки [40], а также в работах Ж. Пиаже, который предложил теорию стадий, описывающих когнитивное развитие детей.
Заключение
Развитие логического мышления представляет собой мощное средство интеллектуального развития детей, их познавательных и творческих способностей. В свою очередь, наиболее благоприятный период развития логического мышления – старший дошкольный возраста, когда возникают и развиваются элементы логического мышления. Мышление является психологическим процессом познания, который связан с открытием субъективно новых знаний, решением задач и творческим преобразованием действительности.
До поступления в школу психическое развитие ребенка находится на достаточно высоком уровне. Ребенок старшего дошкольного возраста умеет распознавать предметы по указанным признакам, владеет простейшими умениями анализа, синтеза и классификации. Так как наглядность играет решающую роль в дошкольном возрасте, в учебном процессе необходимо работать с предметами и картинками. Главная задача воспитателей и родителей – развить логическое мышление в дошкольном возрасте, постепенно переходя к словесно-знаковой его форме. Именно этот тип умственной деятельности станет основным для успешного обучения в последующей жизни.
У старших дошкольников развитие логического мышления происходит на основе и параллельно с наглядно-образным мышлением. При этом способность к установлению причинно-следственных отношений и выделение существенных и несущественных признаков предметов и явлений представляет собой наиважнейшее условие. Следует отметить, что логические приемы и умение рассуждать на практике больше всего проявляется в счетной деятельности.
Развитие логического мышления проходит поэтапно. Каждая стадия соответствует возрасту и уровню общего развития и требует специальных тренировочных упражнений. Дошкольник не сможет сразу оперировать абстрактными понятиями в виде символов и знаков. Первым этапом развития логического мышления является его переход от предметно-действенной форме к наглядно-образной, когда манипуляции с предметами заменяются работой с их визуальным обозначением. Следующая стадия – переход к словесно-знакового мышления. Этот принцип лежит в основе системы развивающего обучения Эльконина-Давыдова, главная цель которой – интенсивное развитие теоретического мышления дошкольников.
В результате проведенного эмпирического исследования, был сделан вывод, что у большинства дошкольников уровень логического мышления находится на среднем уровне.
В связи с этим основным правилом активного развития мышления у детей является выполнение различных учебных заданий, как в детском саду, так и дома, ведь подготовка ребенка к школе – залог успешного обучения.
В результате можно сделать вывод, что успешность развития логического мышления у детей дошкольного возраста зависит от ряда психолого-педагогических условий, включающих в себя правильную организацию предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении (необходимо правильно педагогически целесообразно подбирать игры, игрушки игр, игрушек, развивающие материалы и оборудование); целенаправленность, последовательность и поэтапность обучения, а также использование дидактических игр в процессе развития дошкольников.
В свою очередь, общаясь с ребенком, родители должны учить устанавливать причинно-следственные связи, применять полученные знания на практике, стимулировать к мыслительным операциям – анализу, синтезу, сравнению, обобщению и т.д. Материал, пройденный в детском саду, необходимо анализировать и систематизировать.
Таким образом, исследование проблем развития логического мышления дошкольников имеет как теоретическую, так и практическую значимость и ценность для педагогической науки. Различные комплексы мероприятий и игр необходимо применять в дошкольной организации с целью развития логического мышления детей дошкольного возраста.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Белошистая А.В. Развитие логического мышления у дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений – М: ВЛАДОС, 2015. – 296 с.
2. Белошистая А.В. Развитие логического мышления у дошкольников как методическая проблема (теория и технология) // Дошкольное воспитание. – 2018. – №2. – С. 27-39.
3. Бурлаков Ю. А. Механизмы речи и мышления: учебно-методическое пособие. – М: Изд-во МГУ, 2015. – 64 с.
4. Василенко М.А. Развитие логических операций мышления старших дошкольников / В сборнике: Наука и молодежь-2019: взгляд в будущее. Международный научно-практический форум-2019. – С. 362-365.
5. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб: Питер, 2018. – 221 с.
6. Выготский, Л. С. Педагогическая психология. – М: Владос, 2015. – 420 с.
7. Гатауллина Р.Ф. Педагогические условия управления развитием логического мышления дошкольников // В сборнике: Современные вызовы психологии и педагогики Материалы Всероссийской научно-практической конференции (к 20-летию психологического факультета Нижнекамского филиала Казанского инновационного университета им. В.Г. Тимирясова (ИЭУП)). – 2017. – С. 19-22.
8. Гонина О.О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для прикладного бакалавриата. – М.: Юрайт, 2015. – 461 с.
9. Григорьева И. А. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр/ И. А. Григорьева, Т. А. Грузинцева // Молодой ученый. – 2016. – №12.6. –.С. 28-31
10. Грошева В.А. Проблема развития словесно-логического мышления дошкольников на современном этапе // В сборнике: Дошкольное детство актуальные вопросы образования и воспитания. Сборник научно-методических статей. Йошкар-Ола, 2018. – С. 67-70.
11. Дейниченко Л.Б. Наглядно-схематическое мышление как переходная форма от образного мышления к логическому в дошкольном возрасте // В сборнике: Проблема личности в контексте современной социальной ситуации развития детей, подростков и молодежи сборник материалов международной научно-практической конференции X Левитовские чтения в МГОУ. –2016. – С. 82-84.
12. Детство: примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб: ООО «Изд-во «Детство-Пресс», Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2016. – 321 с.
13. Ильясова К. К. Использование логических блоков Дьенеша в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста // Молодой ученый. – 2015 – С. 35-40.
14. Игры на развитие логического мышления для детей 5-6 лет в детском саду [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ped-kopilka.ru/igry-konkursyrazvlechenija/razvivayuschie-igry-dlja-doshkolnikov/igry-na-razvitielogicheskogo-myshlenija-dlja-detei-5-6-let-v-detskom-sadu.htm (дата обращения: 12.12.2019).
15. Кулагина И. Ю. Возрастная психология : Развитие человека от рождения до поздней зрелости : Учеб. пособие / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М. ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт-М», 2016. – 464 с.
16. Кушнарева И.А. Особенности развития элементов логического мышления у дошкольников // В сборнике: Исследование различных направлений развития психологии и педагогики. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян А.А.. 2015. – С. 93-94.
17. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст / Н. С. Лейтес. – М: Просвещение, 2015. – 240 с.
18. Маренникова С. Е. Развитие логического мышления у детей в дошкольном возрасте / С. Е. Маренникова, Н. В. Платова // Наука сегодня: фундаментальные и прикладные исследования : материалы междунар. науч.-практ. конф. – 2018. – С. 143-144.
19. Мисуна С. Развиваем логическое мышление // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 8. – С. 48-52.
20. Немов Р.С. Психология образования: учебник. – М.: ВЛАДОС, 2015. – 496 с.
21. Немов Р.С. Психология: - Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2017. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.
22. Новикова О.Н. Логическое мышление старших дошкольников Педагогическое мастерство и педагогические технологии. –2016. – № 3 (9). – С. 148-149.
23. Нуриева А.Р. Развитие основ логического мышления у старших дошкольников/ А.Р. Нуриева, И.Р. Мифтахова // В сборнике: Формирование инновационной экономики будущего Материалы международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Зарайский А.А.. 2018. – С. 83-85.
24. Обухова Л. В. Концепция Жана Пиаже: за и против. - М.: Просвещение, 2016. – 117 с.
25. Пичугина, Н. П. Развитие логического мышления дошкольников посредством игрового набора «Дары Фребеля» // Молодой ученый. – 2016. – №5. – С. 727-728.
26. Познавательные процессы и способности в обучении: учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. В.Д. Шадрикова. - М.: Педагогика, 2019. – 118 с.
27. Прудникова Н.К. Условия развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. – 2017. – №13. – С. 590-592.
28. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебник в 2 т. – Т.1. – М.: Педагогика, 2016. – 488с.
29. Савенков А. И. Развитие логического мышления. 6-7 лет. – Самара: Федоров, 2016. – 32 с.
30. Севастьянов О. Ф. Несостоявшийся диалог: Ж. Пиаже и Л. С. Выготский о природе эгоцентрической речи // Психологический журнал. – 2015. – №. 10. – С. 118.
31. Сыпченко М. В. Формирование основ логического мышления у детей старшего дошкольного возраста : опыт работы. – ст. Кавказская, 2016. – 67 с.
32. Терентьева Е. С. Развитие логического мышления посредством .42 решения нестандартных задач / Е. С. Терентьева, С. Н. Кабанова, И. Б. Фомичёва // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). – Пермь: Меркурий, 2015. – .С. 17-20.
33. Тихомирова Л.Ф. Логика. Дети 5-7Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2015. – 150 с.
34. Тихомирова Л. Ф. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: Академия развития, 2016. – 237 с.
35. Ткачук, Н. Ю. Особенности информационно-методической поддержки педагогов ДОУ // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). – СПб.: Свое издательство, 2016. – С. 82-84.
36. Узорова О. В. Развитие логического мышления / О. В. Узорова,
Е. А. Нефедова. – М.: Малыш, 2015. – 16 с.
37. Шаталова, Е. В. Педагогическая практика по теории и методике развития математических представлений у детей дошкольного возраста. – Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2015. - 75 с.
38. Шаудинис И. В. Развитие словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности // Вестник экспериментального образования. – 2017. – № 1. – С. 24-34.
39. Щетинина В.В. К вопросу о развитии познавательноисследовательской деятельности дошкольников; под ред. О.В. Дыбиной и др. // Проблемы дошкольного образования на современном этапе: сб. науч. статей. Вып.10; в 2-х частях, Ч.2. – Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2016. –143 с.
40. Юлов В.Ф. Мышление в контексте сознания. - М.: Академический проект, 2017. – 495 с.