Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что в настоящее время очень распространена и востребована профессия дизайнера, которая предполагает развитие высокого графического вкуса и графических умений.
Поэтому развитие графических умений у учащихся - наиважнейший аспект обучения. Графическая грамотность расширяет возможности обучающихся, развивает интеллектуальные, креативные, художественные, проектные, эмоциональночувственные способности человека, позволяющие профессионально развить память и внимание; абстрактно-логическое мышление; творческое и объемно-пространственное мышление и воображение; самоорганизацию, самоконтроль[1].
Делая что–либо своими руками, обучающиеся развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у школьников совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно в процессе обучения [11,с.98]. Творческие занятия не только развивают фантазию, но и дают школьнику множество практических навыков.
Актуальность исследования. Занятия на уроках технологии предоставляют широкие возможности для приобщения ребенка к общечеловеческим ценностям, привносят больший вклад в их духовное становление и благоприятно влияет на личностный рост каждого школьника. Успешное овладение любым видом деятельности, в том числе художественным, определяется как содержанием обучения, так и методикой преподавания.
Это обусловлено тем, что появилась необходимость в поиске новых методов и приемов, которые в свою очередь будут способствовать развитию образных представлений, графических умений и творческому мышлению на уроках технологии.
Противоречие заключается в высокой эффективности для развития личности и способностей на уроках технологий, у учащегося 4 класса графических умений и отсутствием разработанных программ на данную тему.
Проблема исследования будет звучать как: каковы особенности формирование графических умений у учащихся 4 классов на уроках технологии?
Это обусловило выбор темы нашейго исследования "Формирование графического навыка на уроках технологии младшего школьного возраста".
Цель: рассмотреть особенности формирования графических умений у учащихся 4 классов на уроках технологии.
Объект: формирование графических умений.
Предмет: формирование графических умений у учащихся 4 классов на уроках технологии.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие графических умений, его сущность и содержание
2. Выделить осоновные проявления и критерии сформированности графических умений у учащихся 4 класса
3. Рассмотреть особенности формирования графических умений у учащихся 4 классов на уроках технологии
4. Разработать модель формирования графических умений у учащихся 4 классов на уроках технологии
Научная новизна: выявлены такие особенности рисования учащихся как: отношение к конкретному содержанию деятельности на уроке, характер работы творческого воображения.
Теоретическая значимость исследования: Анализ научной литературы показывает, что проблемой формирования графических умений и осуществлению графической подготовки обучающихся занимались российские и зарубежные ученые, а именно: Б.Ф. Ломова, Ж. Пиаже, Н.Н. Ростовцева, М. Фростиг, Л.С. Выготского, А.В. Запорожного, Л. Тэдда, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной, Т.С. Комаровой.
Практическая значимость исследования: исследования заключается в разработке и экспериментальной апробации системы упражнений по формированию графических навыков у учащихся 4 классов на уроках технологий.
1. Теоретические основы формирования графического навыка на уроках технологии в начальных классах
1.1. Содержание понятия «графический навык»
Методологической основой концепции развития универсальных учебных действий является системно - деятельностный и компетентностный подход, который указывает на необходимость развития способности личности использовать полученные знания и навыки на практике и переносить имеющиеся навыки из одного вида деятельности в другой.
Под понятием «универсальные учебные действия» понимается способность субъекта активно осваивать новые знания и овладевать новыми умениями, которые становятся для него основой саморазвития и самосовершенствования.
Разработкой понятия и классификаций учебных умений и навыков, близких по смыслу к современному понятию «универсальных учебных действий» занимались многие педагоги и ученые (Ю.К. Бабанский, В.Ф Паламарчук, С.Г Воровщиков, Д.В. Татьянченко И.Э. Унт, А.В. Усова А.А. Бобров и др.).
Общеучебные умения и навыки очень часто в литературе обозначались различными, близкими по смыслу, понятиями: умение учебного труда, умения самостоятельной работы, интеллектуальные или познавательные умения общим для них являлось то, что все авторы указывали, что они способствуют развитию межпредметных связей, стимулируют гибкость познавательных процессов, рациональность мышления, развитие самостоятельности учащихся.
О взаимосвязи понятия универсальных учебных действий и общеучебных умений и навыков, можно сказать следующее.
Понятие «универсальных учебных действий шире», чем понятие общеучебных умений и навыков.
Оно является показательным не только для учебной деятельности, но и для других видов деятельности, поэтому они носят не межпредметный, а метапредметный характер.
Анализируя классификации общеучебных умений и навыков можно сделать следующие выводы: авторами использовались различные основания для классификации – это и уровень самостоятельности учащихся, и структура учебной деятельности, и различные виды деятельности.
Это не позволяло выработать какой - то единый подход к проблеме формирования общеучебных умений и навыков, а также часто не учитывались возрастные особенности младших школьников. Нельзя говорить о том, что общеучебные умения и навыки не важны.
Они входят в универсальные учебные действия и являются значимыми при овладении теоретическими знаниями. Освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности предполагает формирование умения учиться.
Универсальные учебные действия выполняют комплекс взаимосвязанных функций:
- возможность самостоятельного осуществлять все этапы учебной деятельности;
- формирование у учащихся стремления к постоянному получению новых и обновлению имеющихся знаний;
- формирование терпимости к иным культурам и общественным формациям, высокого уровня профессиональной и социальной мобильности;
- обеспечение результативность приобретения необходимых компетенций и усвоения знаний, умений, навыков в любой предметной области [2].
Несмотря на то, что мы говорим о формировании действий, однако реализовываться они будут через определённую систему умений и навыков. В педагогической теории достаточно длительное время рассматривался вопрос о соотнесении понятий «умение» и «навык».
Исходя из того, что профессиональная компетентность будущего дизайнера предполагает владение необходимой суммой специальных знаний, умений в сочетании с личными качествами, а так же их эффективное использование в решении творческих профессиональных задач, необходимо учитывать профессионально значимые способности к осуществлению профессиональной деятельности в области дизайна.
Одной из основных обязанностей дизайнера является разработка графической документации (эскизов) по дизайн-проектам, которая предполагает высокий уровень владения графическими умениями.
В комплексе с другими творческими умениями графических умений оказывают заметное развивающее воздействие на эстетическое, нравственное познавательное развитие ребёнка: влияют на его интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, развитие личностных качеств, способствуют формированию графического восприятия и воспитанию эстетических чувств.
Рисование как вид изобразительного творчества даёт возможность ребёнку изображать предметы и явления окружающей действительности, выражая их в графической форме. И если ребёнок не овладел графическими средствами изображения, он в дальнейшем будет испытывать трудности в передаче образов окружающего мира.
Проблемой формирования графических умений и навыков детей занимались отечественные и зарубежные педагоги и психологи (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Л. Тэдд, Н. П. Саккулина, Е. А. Флерина, Т. С. Комарова и другие, которые указывали на необходимость обучения детей дошкольного возраста технике рисования под руководством педагога.
Особого внимания заслуживает развитие у дошкольников целостного представления о предметах и явлениях действительности. Вещи в их повсе-дневном употреблении, писал Л. С. Выготский, повёрнуты к нам только нужными, практически важными сторонами. Эти «полезные» стороны маскируют от нас те свойства явления, которые «не практичны», не могут быть использованы. Благодаря искусству явление так таковое начинает существовать для человека без «маски», во всём своём совершенстве [2].
В структуру графических умений входят следующие компоненты:
1) графические знания;
2) графические навыки;
3) интеллектуальные умения;
4) моторные движения.
Графическое изображение строится на наличии графических умении их применять.
Знание и грамотное применение графических средств выразительности (точка, линия, пятно, штрих) позволяет выполнить стилизованный эскиз, показать в графике текстуру и фактуру материала. Графические приемы и техники, в свою очередь, помогают учащимся в необычной, стильной и оригинальной подаче эскиза.
Графические умения - определенные отработанные положения и движения пишущей и рисующей руки, основанные на знаниях и умениях профессиональных дисциплин и позволяющие изображать эскизы, чертежи, рисунки и т.д.
Вовремя и правильно сформированные графические умения - важное условие продвижения учащихся в обучении.
Таким образом, под графическими умениями мы понимаем реализацию субъектом умений в материале: эскизах, чертежах, рисунках, изделиях идеальных образов, представлений, фантазий, применяя при этом знания, приемы выполнения рисунка в графике. Большое значение для реализации усвоенных графических умений имеет творческая проектная деятельность, которая отражена в профессиональных компетенциях.
1.2. Особенности формирования графического навыка в начальных классах
Формирование графических умений - одно из важных составных частей технологического образования школьников, осуществляемая на уроках в большинстве учебных дисциплин, которые в отдельности дают элементы графических знаний, умений и навыков.
Цель формирования графических умений школьников конкретизируется в ее основных задачах:
1. Формирование представлений о графических средствах (языковых, компьютерных, ручных).
2. Изучение и овладение методами, способами, средствами графического отображения и чтения информации.
3. Формирование умений применять графические знания и умения в новых ситуациях для решения творческих, прикладных задач.
4. Ознакомление с содержанием и последовательностью этапов проектной деятельности в области конструирования и моделирования.
5. Формирование и развитие эстетического вкуса.
6. Овладение элементарными знаниями, умениями, умениями работы на персональном компьютере для получения различных графических изображении.
7. Развитие логического и образного мышления, что становится возможным благодаря широкому использованию графических и знаковых средств.
8. Закладывание основ алгоритмизации, структурирования деятельности, направленной на решение поставленной задачи.
Проблема формирования графических умений средних школьников не нова в педагогической теории и практике. Так психолого-педагогические исследования ряда ученых (А.В. Запорожец, И.Е. Игнатьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) свидетельствуют о достаточном развитии у детей 6-9 лет возможностей для усвоения элементов графической грамоты.
В работах отечественных ученых [6, 28, 36] обоснована действеность элементов графической грамоты как важного средства, способствующего воспитанию, развитию и общению на уроках технологии; доказана возможность обучения средних школьников элементам графической грамоты, определены отдельные средства и методы, направленные на усвоение младшими школьниками графических знаний, умений, навыков.
Авторы отмечают доступность уже для учащихся 1 класса изготовления изделий по чертежу, способствующие по мнению Э.А. Фарапоновой, "... самостоятельным решениям простейших трудовых конструктивно-технических задач" [13, с.63].
В современном образовательном стандарте определен обязательный минимум содержания графических умений средних школьников на уроках технологии: «...Поиск, преобразование, хранение и применение информации для решения технических и технологических задач. Определение формы, размеров, последовательности изготовления изделий по рисункам, схемам, эскизам, чертежам.
Разметка деталей по шаблонам и с применением разметочных инструментов.
Использование измерений для решения практических задач.
Изготовление плоскостных и объемных изделий, декоративных композиций из различных материалов по образцам, рисункам, эскизам, чертежам.
Сборка моделей и макетов несложных объектов из деталей конструктора по образцу, рисунку, схеме; создание моделей по собственному замыслу». При этом у учащихся должны быть сформированы следующие ведущие графические умения:
• «получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
• изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу».
Следует отметить, что на различных этапах развития личности графическая культура человека будет иметь различный уровень и субъектный характер.
Так для младшего школьного возраста следует говорить об основах данного вида культуры, имеющих пропедевтическую направленность.
Однако считаем целесообразным выделить в графических умениях следующие взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты, выполняющие определенную и неподменяемую друг другом функцию:
- когнитивный (графические знания),
- операционно-практический (графические умения),
- креативный (опыт создания оригинальных графических средств или оригинальных материальных продуктов на их основе)
- эмоционально-ценностный (мотивационно-ценостные и эмоционально-волевые отношения и качества личности).
Специфика графических умений, на наш взгляд, заключается в том, что ее ядром является знаково-символическая система, на основе которой человек может создавать различного рода графические изображения, являющиеся универсальными информационными средствами, необходимыми для его эффективной созидательной деятельности по созданию материальных продуктов.
КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ОПЕРАЦИОННО-ПРАКТИЧЕСКИЙ
КОМПОНЕНТ
ГРАФИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЙ
КОМПОНЕНТ
КРЕАТИВНЫЙ
КОМПОНЕНТ
Рис. 1. Компоненты содержания графических умений личности в общетеоретическом плане
Различные психолого-педагогические аспекты проблемы формирования знаково-символической деятельности раскрыты в работах Л. Валлона, Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, Дж. Брунера, П.Я. Гальперина, М.В. Гамезо, Г.А. Глотовой, В.В. Давыдова, О.М. Дьяченко, А.З. Зака, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, B.C. Мухиной, Ж.Пиаже, Н.Г. Салминой, Е.Е. Сапоговой, Н.Ф. Талызиной, Л.М. Фридмана, Д.Б. Эльконина и других ученых.
В исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов отмечается, что развитие личности происходит через усвоение предшествующего социокультурного опыта человечества, включающего в себя в том числе и различные знаково-символические системы, которые являются не только средствами кодирования и декодирования информации, но и представляют собой систему ориентиров, необходимых для преобразовательной деятельности человека в окружающем его мире, а также средством его социализации и образования в целом.
Знаково-символическая деятельность (по определению Н.Г. Салминой) – деятельность по оперированию различного рода знаково-символическими средствами, в ходе которой индивид осознает семиотические закономерности перевода и представления различного рода воспринимаемой информации [18].
Как известно, семиотические функции человека закладываются задолго до поступления ребенка в школу и являются особо значимыми при переходе к систематическому обучению, основанному на применении различных знаково-символических средств.
Развитию семиотической функции дошкольника посвящены работы Г.А. Глотовой, B.C. Мухиной, Н.Г. Салминой, Т.П. Будяковой, А.В. Запорожца, Ж.Пиаже и других исследователей. Они отмечают, что уровень овладения знаково-символическими системами является одним из критериев готовности ребенка к школе [41].
Современный дошкольник владеет умениями устной речи, основами рисования, имеет представлении о различных сферах общественной жизни, в том числе некоторых средствах искусства и производства, владеет целым рядом коммуникационных умений и навыков.
Уровень развития у будущего школьника знаково-символической деятельности влияет на степень его активности, самостоятельности, творчества, быстроту включения в обучение.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в учебную деятельность, которая становится основополагающей на этом этапе развития человека.
В ее рамках происходит развитие ведущих новообразований характерных для младшего школьного возраста - произвольность, внутренний план действий, теоретическое мышление, рефлексия.
Систематическое обучение влияет на перестройку познавательных процессов ребенка, т. е. формирование их произвольности, продуктивности, устойчивости; целенаправленного наблюдения, восприятия; произвольного внимания и запоминания; переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и словесно-логическому мышлению на уровне конкретных понятий.
Формирование знаково-символической деятельности и семиотических функций в младшем школьном возрасте имеет свои качественные особенности. В процессе обучения младшие школьники усваивают различные знаково-символические системы, отражающие специфику изучаемых учебных дисциплин.
Учащиеся постепенно средствами различных учебных предметов осваивают все компоненты этого вида деятельности - кодирование и декодирование, схематизация, замещение, моделирование [18].
Если в дошкольном возрасте, дети в основном оперировали словом в устной речи, ученики средней школы систематически и целеноправленно приобретают опыт в использовании письменной речи, знакомятся и применяют на практике графические знаки и символы, составляющие языки различных наук.
Это позволяет им быстро и грамотно обрабатывать и усваивать информацию в ее различных видах (буквенно-цифровая символика, язык графических построений и др.).
В процессе овладения различными способами преобразования и фиксации информации на основе знаково-символических средств у школьников возникает и совершенствуется внутренний план интеллектуальной деятельности, развивается воображение, совершенствуются умственные действия.
Л.А. Матвеева отмечает, что знаково-символическая деятельность в средней школе развивается по трем основным направлениям:
1) происходит расширение круга знаковых систем, доступных и используемых на данном возрастном этапе и уровень овладения этими системами;
2) увеличивается степень самостоятельности учащихся в выборе и использовании знаково-символических систем;
3) развитие данного вида деятельности идет по линии увеличения степени осознанности выбора и использования знаковых средств в соответствии с целями решаемой учебной задачи [9].
Однако Н.Г. Салмина подчеркивает, что в средней школе важно не простое использование знаково-символических средств в учебно