Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Индивидом является человек, взятый как «особь», единичный представитель вида «гомо сапиенс». Личностью называется социальная трактовка индивида, которая включает в себя обретение им совокупности социокультурных ролей и связанная с набором ценностных ориентаций. Личность связана с врожденными качествами человека, развитыми и приобретенными в обществе. Это также и совокупность знаний, навыков, ценностей, целей. Когда мы говорим об индивидуальности, то предполагаем культурологическое видение индивида, при котором акцент делается на неповторимость, оригинальность, незаменимость индивида [15].
Овладение человеком набором определенных ролей связано с усвоением норм социума. Именно благодаря им социум предъявляет своим представителям те требования, которым должно соответствовать их поведение. Социализацией называется процесс усвоения личностью поведенческих образцов, социальных ролей и норм, духовных ценностей.
Вне постоянных связей с окружающими социализация не представляется возможной. Крайне важна социализация в раннем возрасте. Известно немало случаев, когда общение ребенка было ограничено в первые годы жизни.
Целью данной работы является рассмотрение коллектива как фактора развития социализации личности.
В педагогике накоплен определенный опыт проблемы влияния коллектива на развитие личности. Анализ работ таких авторов как А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский и многих других, позволяет сделать вывод о том, что данная проблема достаточно актуальна и в наши дни.
Задачи:
1) Рассмотрение сущности социализации личности;
2) Характеристика коллектива и его роли в социализации личности;
3) Описание концепции советской школы в понимании роли коллектива в становлении личности;
4) Анализ современного подхода к пониманию роли коллектива в педагогике.
Объектом исследования является коллектив с точки зрения педагогики.
Предмет исследования — особенности влияния коллективной деятельности на становление личности.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Глава I. Социализация личности и коллективное воспитание: сущность, опыт советской педагогики
1.1 Социализация личности: сущность
У ребенка в первые годы жизни формируется положительный тонус в плане эмоций, что является критерием психического и физического здоровья. Дефицит общения в младенческий период, например, крайне отрицательно сказывается на развитии психики ребенка. Например, после Второй Мировой Войны в психологию вошел термин «госпитализм», когда описывали развитие психики детей, которые потеряли родителей или оказались в больнице или детском доме [8]. Огромное количество психологов, исследователей говорят о том, что отрыв ребенка от матери в первые годы жизни является причиной значительных нарушений в психическом развитии ребенка. Это накладывает отпечаток на всю жизнь ребенка.
Например, Р. Спитц описывал многочисленные симптомы нарушения поведения детей и задержку психического и физического развития ребенка, которые воспитывались в детских учреждениях. Несмотря на то, что уход, питание в таких учреждениях были отличными, процент смертности в них был огромным. В обстоятельствах госпитализма страдает предречевое и речевое развитие. Отсутствие матери приводит к нарушению развития познавательных функций, сказывается на эмоциональном развитии ребенка.
А. Джерсилд, говоря об эмоциональном развитии детей, отмечает, что способность ребенка любить окружающих тесно связана с тем, сколько любви он получал сам и в какой форме эта любовь выражалась [2].
Анна Фрейд исследовала детей-сирот во время войны, воспитывавшихся в детских домах и пришла к выводу, что в возрасте подростка они не могли избирательно подойти к общению со взрослыми и сверстниками. Многие подростки пытались устанавливать тесные детско-материнские отношения с кем-нибудь их взрослых, которые не соответствовали их возрасту. Они оставались детьми, в биологическом возрасте став взрослыми.
Наблюдая развитие детей в закрытых детских учреждениях, Э. Пиклер (Венгрия, педиатр) также говорила о теме госпитализма. Э. Пиклер писала, что такие дети послушны, они обычно заняты игрой, на улице идут парами, их можно легко раздеть и одеть. Такие дети производят хорошее впечатление. Они не трогают то, что нельзя трогать, они не мешают своими требованиями взрослым. Но такое поведение – крайне опасно. У таких детей полностью отсутствует воля, инициатива, они выполняют задания только по инструкции. К тому же, такие дети безлично относятся ко взрослым [7].
Заключение
В данной работе мы рассмотрели фактор коллектива как фактора развития социализации личности. На основе проведенного анализа мы можем сделать следующие выводы.
Термин «коллектив» берет свое начало от латинского «collectivus» и представляет собой относительно небольшую социальную группу, которая интегрирует людей, которые заняты решением определенной задачи в обществе. Коллективы можно дифференцировать на трудовые, военные, спортивные, ученические и пр.
Базовая философская и педагогическая направленность воспитателя - формирование коллектива, в котором каждая личность будет чувствовать себя субъектом продуктивной деятельности, понимать, насколько деятельность в коллективе помогает развитию индивидуальности, творчества в личности, и принимать это. Чувство общности в коллективе, а не иллюзия защищённости и комфорта - вот идеал отношений, который каждая личность должна ждать от коллектива, к которым должна стремиться, реализовывать собственной деятельностью в обществе.
Термины ученического и детского коллектива в педагогике формируются постепенно, по мере осознания их важности в жизни и развитии детей. Еще Я. А. Коменский(1592-1670), в «Великой дидактике» говорил о важности влияния детей друг на друга и предлагал учителю интегрировать более медлительных с более быстрыми, упрямых с послушными.
«Феномен» Макаренко начался в двадцатые годы прошлого столетия, когда педагог формирует трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей. В данном опыте педагогу удалось главное - он находит сильное средство воспитания, которым становится коллектив самих воспитанников. Огромная роль в создании этого коллективы была именно в авторитете А. С. Макаренко. Педагог проявлял терпение, твердость, заботу о подростках, справедливость.
По своей структуре коллектив А. С. Макаренко делил на 2 вида: общий и первичный. Первичный был частью общего, и как раз с него педагог и предлагал начинать работу по обучению и воспитанию. Он представлял собой такой коллектив, где конкретные его члены находятся в постоянном деловом, бытовом, дружеском и идеологическом союзе. В учреждениях педагога первичным коллективом был отряд, лидером которого был командир, избиравшийся на срок от трёх до шести месяцев. Из существующего огромного количества вариантов и принципов, на которых возможно создание первичного коллектива, А. С. Макаренко выбрал возрастной и производственный. Но после, когда формировался дружный коллектив, он создавал отряды из воспитанников разных возрастов.
Итак, влияние коллектива на социализацию и становление личности – огромно, вне зависимости от того, какой этой коллектив – учебный, трудовой и пр. Так, в детском саду коллектив прививает ребенку принципы дисциплины, уважения к старшим, готовит к школе и пр. Школьный коллектив влияет на развитие личности ребенка, прививает любовь к учебе, труду, развивает дисциплину и навыки коммуникации.
Школы в последние десятилетия определяют границы своей ответственности передачей багажа базовых знаний и подготовкой в ВУЗ. То же понимание поддерживает и общественность, прежде всего, в лице родителей, отождествляя заботу об образовании детей и юношества с качественным освоением знаний, прежде всего, научных, профессионально значимых. Но что бы ни декларировали сами образовательные институции, однако в процессе образования формируется тот или иной образ индивидуальной социальности учащихся молодых людей и, в итоге, тот или иной тип доминирующей в обществе социальности, та или иная конфигурация социальности групп, страт общества, наконец, в целом, определённый менталитет общества, характеризуемый теми или иными чертами социальности.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Алтухова Е. Н. Психолого-акмеологическая модель формирования эмпатии в отношениях «преподаватель-студенты» [Текст]: автореферат дис. … канд. психол. наук: 19.00.13: / Алтухова Елена Николаевна. - Тамбов, 2007. 26 с.
2) Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 2016.
3) Бордовская Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство Питер,2017. – 304 с.
4) Буланова-Топоркова М. В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие для вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 257 с.
5) Вомянина Т. Г. Скрепляющий фактор команды [Текст] // Тренинг. Организация. Перспектива. 2001. № 3. С. 32–33.
6) Воскреаксенко О. А. Студент–первокурсник как субъект адаптации к образовательному процессу ВУЗа // Всероссийская научно-практическая конференция «Традиции и инновации в образовательном пространстве России», ХМАО-ЮГРЫ, НВГУ, Нижневартовск, 26 марта 2014 г. НГВУ, 2014. С. 24–27.
7) Галкин Т. П. Социология управления: от группы к команде. - М.: Финансы и статистика, 2001. 224 с.
8) Гамезо M.B., Герасимова B.C., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. М.В. Гамезо. - М.: Ось-89, 2017. - 352 с.
9) Занков Л.В. Обучение и развитие / Л.В. Занков. - СПб: Питер, 2000.
10) Кожевникова М.Н. Глава I. Образование социума и социум образования. - В кн.: Горизонты новой социальности в образовании /Отв. ред. М.Н. Кожевниковой. СПб.: Изд-во РХГА, 2015. – 447 с. - С. 12-193
11) Комаров М.С. Введение в социологию. – М.: Наука, 2016.
12) Кравченко А.В Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб., 2005. - 592 с.:ил. – 346 с.
13) Леонтьев А. А. Психология общения. 3‑е изд. - М.: Смысл, 2004. 244 с.
14) Осипов Г.В. История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА.,2010.
15) Петровский АВ., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология: Учебное пособие для студентов психол. фак. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2003. - 496 с.
16) Плеханова Н. П., Повзун В. Д., Повзун А. А. Динамика качественных составляющих творческого потенциала как результат психологической адаптации студента к условиям вуза // Всероссийская научно-практическая конференция «Традиции и инновации в образовательном пространстве России», ХМАО-ЮГРЫ, НВГУ, Нижневартовск, 26 марта 2014 г. НВГУ, 2014. С. 250–254.
17) Рогозянский А. Хочу или надо? О свободе и дисциплине при воспитании детей.- М., 2011.
18) Самыгин С. И. Психология и педагогика. — М.: Кнорус, 2016. — 480 с.
19) Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1989. - 544 с.
20) УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ, ВЛИЯЮЩИМИ НА УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТСТВА //Сборник докладов. А. С. Воронин, Е. Головина, Э. В. Патраков, А. Н. Ширяев. Социальная безопасность молодежи на этапе адаптации в студенческом коллективе
21) Ушинский К.Д. Родное слово: книга для детей и родителей / К.Д. Ушинский. - Новосибирск: Детская литература, 1999.