Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
С раннего детства дети имеют возможность созерцать и чувствовать всю прелесть и неповторимость рукодельных работ, созданных руками мам и бабушек. Изготовление поделок своими руками, оформление ими жилища издавна считалось важным и нужным делом. Занятия декоративно-прикладным искусством способствуют совершенствованию трудовых технологических навыков у детей и подростков, изготовлению изделий, развитию у них эстетического вкуса, творческой активности, уважение к труду, трудолюбия и усидчивости.
Каждый ребенок рожден творцом. Создание красоты – творчество. Прекрасным образцом творчества является игрушка – как один из самых древних видов декоративно-прикладного искусства, украшающая наш быт, радующая наш глаз. Она всегда сопутствовала человеку. Ее любят все дети и взрослые. Для детей она забава, игра; взрослые же с удовольствием смотрят на красивые забавные игрушки, которые доставляют истинную радость, переносят в мир детства, вызывают улыбку. Широкое распространение получила игрушка-сувенир, которая является одной из форм трудового и эстетического воспитания.
Изготовление сувениров отнюдь не является самоцелью, напротив, именно хорошо выраженный и понятный детям особый характер и оформление используются для включения некоторых дизайнерских идей: прежде всего той, что игрушка имеет характер и настроение. При ее изготовлении дети постигают закономерности и принципы дизайна, и с их учетом планируют оформление игрушки. Изготавливая различные игрушки - сувениры в большей мере удовлетворяется любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.
А. С. Макаренко считал: «В игрушке – материале есть простор для фантазии, и не просто воображение, а большой творческой фантазии».
Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушек - сувениров, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой необычной поделки, очень важны для общего развития. Сколько искренней радости, восторга приносит моим детям изготовление своими руками замысловатых игрушек. Эти эмоции являются стимулом воспитания у них трудолюбия. Не так просто изготовить своими руками поделку. Ее изготовление требует волевых усилий: когда ребенок встречается с трудностями (проблемной ситуацией), он пытается самостоятельно ее разрешить, в результате этого происходит творческое овладевание знаниями, умениями, навыками, и развитие мыслительных способностей. Не всегда сразу детям удается выполнить какую – либо работу (подобрать материал, сделать шаблон и т.д.) под руководством педагога ребенок учится устанавливать причины неудач, преодолевать их. При этом у него формируется целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
Современные социально-экономические условия, сложившаяся образовательная ситуация диктуют новые требования к развитию творческой личности, характеризующейся гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложнейших задач.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года» в качестве одного из наиболее перспективных путей совершенствования образования выделяется «формирование и развитие личности как субъекта творческой деятельности, способной к активному восприятию прекрасного и преобразованию окружающего мира, поиску оригинальных решений в нестандартных ситуациях» [3].
В связи с этим на первый план выступает развитие у обучающихся, в первую очередь у младших школьников, творческого мышления, что является актуальным направлением современной педагогики. Развитое творческое воображение способствует формированию у детей всех высших психических функций, таких как память, внимание, мышление, что является залогом всесторонне развитой личности.
В условиях глобализации, в эпоху телевидения, гаджетов, компьютерных игр и пр., у детей развивается шаблонное мышление, преодолеть которое возможно посредством раннего развития творческого воображения обучающихся. Одним из эффективных средств развития творческого мышления у младших школьников является декоративно-прикладная деятельность.
Во-первых, в этот период развития игровая, практическая деятельность остается для детей наиболее интересной, во-вторых, именно творческая деятельность вызывает более сильные эмоции и впечатления.
Поэтому в этом возрасте декоративно-прикладная деятельность имеет важнейшее значение для развития восприятия, памяти, воображения, аналитических умственных способностей, эстетического вкуса. Декоративно-прикладная деятельность позволяет обогатить творческие стремления детей младшего школьного возраста, развивает в детях нестандартность мышления, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладной деятельности новизну и элементы сказочности.
В процессе создания предметов декоративно-прикладной деятельности у обучающихся закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно- прикладного искусства в жизни.
На необходимость развития творческого воображения указывают многие исследователи: Д.Б. Богоявленская, Л. А. Венгер, Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, О.М. Дьяченко, А.Н. Леонтьев, А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, Н. Н. Поддъяков, А.И. Савенков, Б.М. Теплов, К. Хеллер, Дж. Гилфор и др.
Анализ сложившейся ситуации в области развития творческого воображения у младших школьников, выявил следующие противоречия:
– между потребностью в развитии творческого воображения у младших школьников и отсутствием глубокой разработанности данного вопроса в системе образования;
– между потенциальными возможностями декоративно-прикладной деятельности младших школьников в формировании творческого воображения и ее недостаточным использованием в образовательном процессе начальной школы.
Из вышеизложенных противоречий вытекает проблема исследования: каковы наиболее эффективные формы, методы и условия развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста в процессе декоративно-прикладной деятельности.
Таким образом, недостаточная разработанность проблемы развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста, вышеназванные противоречия, а также теоретическая значимость исследования обусловили выбор темы курсовой работы.
Цель исследования – теоретически обосновать и разработать комплекс занятий по развитию творческого воображения у детей младшего школьного возраста в декоративно-прикладной деятельности на уроках технологии с использованием ярких цветов.
Объект исследования – процесс развития творческого воображения у учащихся в декоративно-прикладной деятельности на уроках технологии.
Предмет исследования – роль цвета в развитии творческого воображения у учащихся в декоративно- прикладной деятельности на уроках технологии.
Исходя из определения цели, были поставлены следующие задачи исследования:
1. На основе анализа литературы раскрыть содержание понятия «творческое воображение».
2. Раскрыть возможности декоративно-прикладной деятельности в развитии творческого воображения у детей младшего школьного возраста.
3. Разработать и апробировать комплекс занятий по развитию творческого воображения у детей младшего школьного возраста в декоративно-прикладной деятельности.
Теоретико-методологической основой нашей работы явились труды ведущих ученых:
– по концепции развития воображения у детей младшего школьного возраста (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, П. Торренс, Д.Б. Эльконин);
- по вопросам развития креативности, творческого воображения и способностей детей (Д. Б. Богоявленская, Л. А. Венгер, В. Н. Дружинин, А. В.Запорожец, В. А. Кудрявцев, А. Н. Леонтьев, Н. Н. Поддъяков, К. Хеллер, Дж. Гилфорд).
- по вопросам развития детского творчества (Н. Н. Волков, Л. С. Выготский, Е. И. Игнатьев, В. И. Кириенко, Л. Ф. Обухова);
- по развитию творческого воображения в декоративно-прикладной деятельности (Т. С. Комарова, Н. Б. Саккулина, Е. А. Флерина, Т. Я. Шпикалова);
- по вопросам взаимосвязи воображения с опытом личности и с развитием эмоциональной сферы (Л.С. Выготский, Л.П. Печко, А.И. Савенков, Л.Ю. Субботина).
Гипотеза: на занятиях по декоративно-прикладному искусству творческое воображение младших школьников развивается быстрее и эффективнее.
Для решения поставленных цели и задач были использованы следующие методы исследования: анализ, синтез, обобщение научных знаний о развитии творческого воображения детей.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении комплекса занятий по развитию творческого воображения у детей младшего школьного возраста в декоративно-прикладной деятельности, а также в возможности применения данного комплекса занятий в педагогической практике начальной школы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1.Характеристика понятия «творческое воображение»
Одной из важнейших задач образовательной организации на современном этапе является обеспечение гармоничного развития ребенка, что в свою очередь обязательно предусматривает развитие воображения обучающихся. Воображение является высшей психической функцией и отражает существующую действительность. Развитие внимания, памяти, мышления невозможно без воображения. Для выполнения цели исследования, необходимо ознакомиться с понятием и сущностью «творческого воображения».
К анализу сущности воображения обращались Аристотель, Кант, Платон, Фихте, Шеллинг. И в наши дни данная тема остается актуальна в разных областях психологии, педагогики. В исследованиях Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, Д.Б. Эльконина, воображение рассматривается не только как предпосылка эффективного усвоения детьми новых знаний, но и, как условие творческого преобразования у обучающихся этих знаний, способствующее саморазвитию личности.
Анализ научной литературы позволил ознакомиться с различными трактовками данного определения.
Психологический словарь рассматривает воображение как «психический процесс, заключающийся в создании новых представлений, образов и мыслей на основе имеющихся знаний и опыта» [15, с. 22].
Определение, взятое из психологического словаря Р. Н. Немова, трактует воображение, как «способность создавать представление отсутствующего или реально не существующего объекта, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им» [9, с. 655].
В «Философском словаре» дается следующее определение понятия воображения: «это способность строить новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании, основанные на преобразовании полученных реальных впечатлений» [10, с. 101].
По мнению Л.С. Выготского, воображение «не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а создает какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Таким образом, включение в наши впечатления чего-то нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением» [6, с. 12].
В своей работе Е.И. Игнатьев пишет, что «основным признаком процесса воображения выступает преобразование и переработка данных и материалов прошлого опыта, в результате которых вырабатывается новое представление» [10, с. 34].
С. Л. Рубинштейн считает, что «воображение – это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов» [7, с. 366].
Анализ различных психолого-педагогических литературных источников позволяет сделать вывод о том, что воображение есть процесс создания нового образа на основе имеющегося жизненного опыта. Важной особенностью является то, что воображение протекает и в мыслительном, и в наглядном плане. Поэтому можно отнести воображение и к мыслительной деятельности, и к формам чувственного отражения действительности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бабаева, Ю. Д. Роль эмоций в творчестве: проблемы и перспективы исследований. Культурно-исторический подход и проблемы творчества / под ред. Е. Е. Кравцовой, В. Ф. Спиридонова, Ю. Е. Кравченко. – М.: РГГУ, 2015. –145 с.
2. Басин, Е. Я., Крутоус, В. П. Философская эстетика и психология искусства/ Е.Я Басин, В.П. Крутоус. – М.: Гардарики, 2014. – 288 с.
3. Богоявленская, Д. Б. Вчера и сегодня психологии творчества /Дорфман Л., Мартиндейл К., Петров В., Махотка П., Леонтьев Д., Купчик Дж. (ред.) Творчество в искусстве — искусство творчества. – М.: Наука; Смысл, 2015. – 215 с.
4. Богоявленская, Д. Б. Психология творчески способностей/ Д.Б. Богоявленская. – М.: «Академия», 2015. – 321 с.
5. Бурцева, О. В. Дидактические игры в развитии изобразительного творчества детей дошкольного возраста / О.В. Бурцева // Молодой ученый. – 2015. – №20.1. – С. 7-8.
6. Ванник, М. Э. Развиваем творческое воображение у детей/ М.Э. Ванник. – М.: Сфера, 2015. – 83с.
7. Векслер, А. К. Декоративная колористическая композиция: учебно- методическое пособие/ А.К. Векслер. – М.: Просвещение, 2013. – 67 c.
8. Веретенникова, Л. К. Развитие творческого потенциала младших школьников: учебн. пособие/ Л.К. Веретенникова. – М.:, Альфа, 2008. – 365 с.
9. Водинская, М. В. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью / М. В. Водинская - М.: Теревинф, 2014. - 49 c.
10. Горский, В. А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А. Горский. – М.: Просвещение, 2016.– 111 с.
11. Косов, Г. В. История народной художественной культуры: курс лекций/ Г.В. Косов. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2010. – 192 с.
12. Курочкина, М.Т. Методы развития творческих способностей младших школьников / М.Т. Курочкина // Воспитание школьников. – 2016.– №4. – С.48-50.
13. Межиева, М. В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет / М.В. Межиева. – Ярославль: Академия развития, 2012. – 128 с.
14. Петухов, В. В. О культурно-исторической психологии творчества. Культурно-исторический подход и проблемы творчества / под ред. Е. Е. Кравцовой, В. Ф. Спиридонова, Ю. Е. Кравченко. – М.: РГГУ, 2015. – 290 с.
15. Подольская, М. С., Федорова, Л. П. Традиции ученичества в декоративно-прикладном искусстве (материалы педагогических исследований)/ общ. ред. В. А. Барадулина. – М.: ИНИОН РАН, 2012. – 138с.