Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В работе анализируется становление и развитие китайской инициативы «Один пояс, один путь» (ОПОП), основные внутренние и внешние факторы ее выдвижения, мотивы и цели. Автор показывает, как инициатива Нового шелкового пути (НШП) переросла в концепцию глобализации с китайской спецификой, стратегию зарубежной экспансии Китая. Инициатива НШП увязывается с трансформацией традиционной экспортно ориентированной модели трудоемкого производства, с высокой нормой накопления, тотальным заимствованием зарубежных технологий к новой модели, ориентированной на внутренний спрос, экспорт высокотехнологичной продукции, собственные инновации. Показывается, что в ходе реализации инициативы ОПОП используются элементы старой модели торговоинвестиционной экспансии. Это дает возможность выиграть время для перехода к новой модели, создать возможности для ее внедрения.
Цель курсового проекта – провести проблематизацию Нового шёлкового пути и интересов СевероВосточных провинций Китая.
Содержание курсового проекта. Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка источников.
В первой главе дано описание сигналов наличия проблемы рассмотрены методы и инструменты исследования сигналов наличия проблемы.
Во второй главе описаны результаты проверки сигналов и дана формулировка гипотез и их верификация.
Конечный пользователь результатов проекта – СевероВосточные провинции Китая, для которых в ходе исследования в ВКР будет разрабатываться модель решения.
Достигнутые результаты курсового проекта.
Гипотеза: Китайская инициатива Нового шелкового пути (НШП), сопровождается рядом объективных внутренних и внешних проблем.
Данная гипотеза подтверждена следующими выводами.
Во-первых, вступлением мировой экономики в посткризисный период (2008-2009 гг.) – период «новой нормальности», теория и практика которой в Китае получила собственную интерпретацию
Во-вторых, ставя задачу по переходу на новую модель развития, китайское руководство осознавало, что этот переход не будет быстрым, потребуется время на перестройку и отлаживание новых механизмов
В-третьих, идея ОПОП (ЭПШП) включала не сокращение, а наращивание внешней товарной экспансии как средства обеспечения занятости, получения валютных ресурсов, поддержания темпов экономического роста.
В-четвертых, в Китае был накоплен ряд излишних производственных мощностей, не дававших необходимой эффективности, затруднявших структурную перестройку национальной экономики, а также экологоемких отраслей промышленности.
В-пятых, выдвижение инициативы «Пояса и пути» в ее версии ЭПШП обуславливалось необходимостью ликвидации отсталости и соответствующих дисбалансов развития западных и восточных районов Китая.
В-шестых, проблема затухания высоких темпов экономического роста Китая настоятельно требовала новых подходов к ее решению, опора на апробированные инструменты себя уже не оправдывала.
Эти и ряд других факторов свидетельствуют отнюдь не о победном марше по маршруту Нового шелкового пути, не только о возможностях, но и о наличии существенных проблем и рисков, которые могут заметно затормозить его реализацию. В результате с середины 2017 г. начался новый этап в развитии инициативы ОПОП – ее версия 2.0, одной из важных черт которой является упор на оптимизацию ее реализации и повышение уровня эффективности и отдачи для продолжающейся реформы китайской экономики.
1. Описание проблемной области: развитие Нового шелкового пути
1.1. Описание сигналов наличия проблемы
Интересы Китая в продвигаемой им масштабной стратегии проекта «Новый шелковый путь» крайне многообразны. В первую очередь, это завоевание новых рынков для предотвращения стагнации экономики страны с целью дать новый импульс ее дальнейшему развитию. Имеющий огромный потенциал Китай находит приоритетный вектор экономического развития, связанный с организацией международного сотрудничества. Продолжение роста требует вовлечения налаженной индустрии страны в другие условия и возможности, использования при этом экономических, дипломатических и информационных рычагов.
Мотивацией с точки зрения принятия этой экономической стратегии является заинтересованность в расширении транспортных коридоров, сокращении сроков перевозки грузов, оптимизации поставок в страну и за ее пределы, что, безусловно, повлечет удешевление китайских товаров и, как следствие, укрепит положение Китая на мировых рынках. Чтобы обеспечить работой китайское население в обозримом будущем, Китай заинтересован в выходе своих железнодорожных и строительных компаний далеко за пределы границ страны, в строительстве новых дорог в соседних с ним странах, в выстраивании стабильной, интегрированной системы логистических артерий. Теоретически ясная стратегия в развитии экономики требует также новых решений на влияние геополитических вызовов, связанных с объективно и субъективно возникающими проблемами. В этом не последнюю роль играет информационная и дипломатическая поддержка.
Заключение
Проект «Новый шелковый путь» это:
– слоган, конкретизирующий китайскую политику «идти во вне»;
– стратегическая концепция развития Китая в XXI в.;
– модель кооперационных отношений на региональном и глобальном уровнях, которая представляет собой не благотворительность со стороны Китая, а является инклюзивной интеграцией, вовлекающей в сотрудничество все возможные ресурсы участников, посредством сопряжения национальных политик и стратегий, получения взаимной выгоды;
– практический план инклюзивной глобализации для многих стран, в особенности, как считает китайская сторона, для слаборазвитых и бедных;
– идеология, противостоящая антиглобализации.
Китай заинтересован в эксплуатации механизмов глобализации. Он использовал этот процесс в конце Х1Х и начале ХХ1 вв., добившись ряда впечатляющих результатов. Применение механизмов глобализации в основном шло по линии приспособления, «китаизации» этого процесса для потребностей китайской экономики, решения внутренних проблем Китая. Накопив опыт использования положительного эффекта глобализации, освоив ее инструментарий, Китай нацелен на дальнейшее его самостоятельное использование за пределами страны под лозунгами справедливой, инклюзивной, равноправной глобализации. Разогнав\шемуся экспрессу китайской экономики, которому стало тесно на внутренних магистралях, явно некстати стали растущие протекционистские тенденции в мире, переход на двусторонние отношения, акцент на политику противостояния, а не развития сотрудничества.
Инициатива «Пояс и путь» как стратегия на развитие глобальных процессов в экономике не могла оставаться в рамках парадигмы конца ХХ в. Требовалось новое видение глобализации, ее механизмов, целей и результатов. Соответственно, в Китае были предприняты массированные попытки выработки новой концепции глобализации, в которой инициатива «Пояса и пути» играет важнейшую роль.
Следует констатировать, что концепция «Пояса и пути» во внешнеэкономическом аспекте предстает как идеалистическое настроение в условиях противоречивого развития современного мира. Ее идеалистичность просматривается прежде всего в попытках сведения многообразных интересов разных стран к единому знаменателю. Практически выводится за скобки и проблема взаимного доверия, крайне актуальная в современном мировом сообществе.
Не выглядят достаточно убедительными и претензии на новую модель мирового порядка и глобального управления по лекалам «Нового шелкового пути». «Один пояс, один путь» как своеобразный чэнъюй отражает китайское восприятие современной мировой действительности, которое далеко не всегда совпадает с реальностью. Однако, в отличие от устойчивого смысла чэнъюя, реализация проекта «Один пояс, один путь», по утверждению заместителя руководителя Центра исследования России при Китайском народном университете и СанктПетербургском университете – «долгосрочный, сложный и постоянно меняющийся процесс». Этот процесс требует постоянного внимания, изучения, конструктивной критики при его использовании в формировании видения тенденций развития современного мира.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авдокушин Е. Ф. Тигр прыгнул, дракон взлетел – проект «один пояс – один путь». Теория и практика. Во¬просы новой экономики. 2015.
2. Авдокушин Е. Ф., Цой А. В. ЕАЭС в системе современных процессов международной экономической интег¬рации. Вопросы новой экономики. 2016.
3. Азия разлюбила "Один пояс один путь" [Электронный ресурс]. 2018. URL: http://expert.ru/2018/12/11/aziyarazlyubilaodinpoyasodinput/
4. Аристова Л.Б., Семенова Н.К. Один пояс - один путь: конструктивные и негативные факторы развития транспортного диалога в формате РФ - Центральная Азия – КНР // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества. Материалы IX международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Д.В. Кузнецов. 2019. С. 9-14.
5. Бурцева Е.Н., Линник Е.А. Российско-китайское экономическое взаимодействие в рамках нового шелкового пути // Актуальные проблемы управления - 2018 материалы 23-й Международной научно-практической конференции. Государственный университет управления. 2019. С. 128-131.
6. Буяров Д.В. Синьцзян и экономический пояс на шелковом пути // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества Материалы IX международной научно-практической конференции. Отв. ред. Д.В. Буяров. 2019. С. 16-21.
7. Ван Чжиминь «Китайская концепция глобального управления / «Один пояс, один путь» 2.0. Китай в условиях новой структуры шелкового пути. Линь Ифу, ред. Чжэцзян дасюэ чубаньшэ, Ханчжоу, 2018 (на китайском языке).
8. Ващенко Ю.В., Черникова Н.С. Международные транспортные коридоры как важнейшая часть инфраструктуры внешнеторговой логистики // Логистика - евразийский мост. Материалы XIV Международной научно-практической конференции. 2019. С. 465-469.
9. Вернова А.С. Проблемы и перспективы проекта экономического пояса шелкового пути // Планирование и прогнозирование социального-экономического развития в новых геополитических условиях. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2019. С. 10-11
10. Гарбузарова Е.Г. Сопряжение евразийского экономического союза и экономического пояса шелкового пути: преимущества, риски, достижения // Проблемы постсоветского пространства. 2019. Т. 6. № 1. С. 8-15.
11. Где проходил Великий Шелковый Путь? [Электронный ресурс]. URL: http://www.app.yuterra.life/post/850925
12. Горбунова Д.А. Проект нового великого шелкового пути: влияние на экономики стран Центральной Азии, Европы, России // E-Scio. 2019. № 6 (33). С. 408-418
13. Горкина Т.И. Экономическая экспансия Китая на примере геополитической программы «Новый шелковый путь» // География в школе. 2019. № 2. С. 3-10.
14. Данилов В.Д. Особенности китайского восприятия феномена «Мягкой силы» // Международные отношения. 2019. № 1. С. 74-80
15. Дорошенко И.С. Геополитические цели КНР в Арктике // Проблемы постсоветского пространства. 2019. Т. 6. № 1. С. 16-23.
16. Ижу Л., Авдокушин Е.Ф. Проект «Один пояс, один путь» 2.0 - стратегия стимулирования глобальной экспансии Китая // Мир новой экономики. 2019. Т. 13. № 1. С. 67-76.
17. Измайлова Д.К., Дрейцен М.А., Акмаев К.Х. Формирование и перспективы развития международных транспортных коридоров // Транспортное дело России. 2019. № 1. С. 71-72.
18. Китай опубликовал план действий по реализации инициатив о строительстве «эконо¬мического пояса Шелкового пути» и «морского Шелкового пути 21го века» [Элек¬тронный ресурс]. URL. http.//russian.people.com.cn/n/2015/0329/c315218870617.html
19. Китай поддерживает маршрут нового Шелкового пути в обход РФ [Элек¬тронный ресурс]. URL: http://www.disput.az/index.php?app=forums&module
20. Кононова Е. «Новый шелковый путь»: проект и воплощение в отражении СМИ // Международная журналистика - 2019: евразийско-атлантическое партнерство и медиа. Материалы VIII Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Б.Л. Залесский. 2019. С. 123-129.
21. Леженина Т.В. Высокоскоростные транспортные магистрали в большой Евразии - бренд глобализации Китая в XXI веке // Экономика и управление. 2019. № 1 (159). С. 38-43.
22. Линь Ифу. Версия «Пояса и пути 2.0». Исследовательская группа Центра глобальных связей и взаимодейст¬вия при Пекинском университете. Китай. 2017.
23. Лю С. Перспективы развития трансграничного складского бизнеса в условиях реализации проекта «Один пояс-один путь»
Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 205-207.
24. Пак М. Новая геополитика международного транспортного коридора (МТК) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11: Социология. Реферативный журнал. 2019. № 1. С. 56-61.
25. Портяков В.Я. Политика внешнеэкономической открытости в Китайской народной республике: основные итоги и перспективы // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2019. Т. 12. № 1. С. 44-68.
26. Рау И., Симонян Г.А. Китай - Россия: отношения развивающегося стратегического сотрудничества // Современная научная мысль. 2019. № 2. С. 215-224.
27. Речь Си Цзиньпина на Пекинском форуме «Один пояс, один путь», май 2017 г. URL: https://inosmi.ru/politic/20170519/239391693.html
28. Рябинкина О.А., Суворова А.А. Новый шелковый путь как результат происходящих интеграционных процессов на евразийском континенте // Фундаментальные и прикладные исследования в области управления, экономики и торговли. Сборник трудов научно-практической и учебной конференции. 2019. С. 393-396
29. Сафронова Е. Проект ЭПШП и российско-китайский диалог // Азия и Африка сегодня. 2019. № 3. С. 2-9.
30. Сейдахметов А.С., Тышканбаева М.Б. Социально-экономические аспекты реализации проекта «Экономический пояс новый шелковый путь» // Логистика - евразийский мост Материалы XIV Международной научно-практической конференции. 2019. С. 286-290.
31. Сочинская О.О. «Один пояс - один путь»: перспективы и риски // Социально-экономические системы в цифровой экономике: опыт, проблемы и направления развития: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» и 25-летию Новороссийского филиала финуниверситета. Новороссийский филиал ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ». 2019. С. 314-317.
32. Спиридонова Н.М., Мухаметзянова Ф.Г. Великий шелковый путь как перспективное туристическое направление // Теоретические и практические аспекты научных исследований в туризме: материалы I научно-практической конференции. Казанский (Приволжский) федеральный университет. 2019. С. 219-224.
33. Тяжелый год для Си: торговая война с США и борьба за власть в Подне¬бесной [Электронный ресурс]. 2017. URL: https://eadaily.com/ru/news/2017/01/28
34. Ху Аньган. При «новой нормальности» Китай будет играть более важную роль стаби¬лизатора. URL: www.chinanews.com2015/0322/7148596.html
35. Ху Цзяюн. Смена драйверов экономического роста регионов при «новой нормальности». Цюй цзинси пинлунь. 2014
36. Хунъюй Л. Анализ развития китайско-российской экономики и торговли в рамках инициативы «Один пояс - один путь» // Вестник Пермского федерального исследовательского центра. 2019. № 2. С. 70-75
37. Цай Фан. С помощью новой нормальности превзойти «новую посредственность». Жэньминь жибао. 2015
38. Чжан Юмин. Сотрудничество нового типа. Китай. 2017.
39. Чжао Минхао. Наши общие пути. Китай. 2018.
40. Чжао Ю. Общественная дипломатия Китая в рамках инициативы «Один пояс и один путь» на примере России // Общественная дипломатия глазами студента-международника. Сборник материалов международной научно-практической студенческой конференции. Научный редактор: Владимир Иванович Фокин. 2019. С. 152-156.