Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современной системе российского профессионального образования происходят глобальные перемены. Новизна предлагаемых реформ обусловлена необходимостью серьезных перемен. Особая значимость придается нацеленности образовательного процесса на формирование компетенций, которыми должны владеть будущие специалисты, и это придает процессу образования деятельностную направленность. Это означает, что роль знаний изменяется – они из основной и почти единственной цели образования становятся лишь компонентом, а их главное назначение – быть средством деятельности.
Движение в этом направлении началось после обработки данных опросов работодателей, по мнению которых выпускники профессиональных учебных заведений не обладают соответствующими компетенциями. Давление работодателей стало основной причиной принятия правительством списка таких компетенций. Сейчас этот список не только знаком каждому педагогу по текстам ФГОС СПО, но и находится в рабочем процессе.
Зачастую, преподавателям, состоящим в одном коллективе много лет, но привыкшим довольно успешно работать отдельно друг от друга, очень сложно найти общий язык в команде по разработке программ и КОС по профессиональным модулям – и это только первая проблема. Вторая – затянувшийся переход от репродуктивных методов к интерактивным, и это, к сожалению, характерно не только для возрастных преподавателей. Проблема касается преподавателей профессионального цикла, ведь от них зависит уровень профессиональных компетенций выпускника.
С одной стороны, следует констатировать наличие имеющегося опыта решения отдельных проблем профильной подготовки в отечественной системе непрерывного образования, а с другой – отсутствие его целостного научного осмысления и описания, а также системной модели, проектирующей новые формы и механизмы ее организации на региональном уровне.
К положительным аспектам профильного подхода к обучению специалисты относят следующие: благоприятные условия для развития задатков способностей, усиление мотивации к учебе, реализация свободы выбора, использование сензитивных периодов в развитии личности школьника и др.
К отрицательным аспектам профильного обучения можно отнести сужение образовательного пространства; отсутствие надежных методов психологической диагностики познавательных интересов и задатков способностей школьников; неразработанность методов мониторинга и коррекции образовательного процесса; неразвитость системы школьных психологических служб и др. Кроме того, распределение учащихся по профильным классам часто происходит не на основе результатов профессиональной диагностики, а по рекомендации учителя, по региональным возможностям школы, по желанию учащихся, по остаточному принципу (где осталось место) и т. д. Желание учащихся не всегда может быть ориентиром при профильном распределении. Кроме того, адекватная самооценка своих возможностей учащихся по различным причинам (возрастным, психологическим, социальным и т. д.) не всегда бывает сформирована и не является достаточным условием для распределения в профильные классы. В связи с вышесказанным можно обозначить актуальность нашего исследования.
Цель исследования – изучение организации профильного обучения.
Исходя из поставленной цели, вытекает необходимость решения ряда задач:
1. Исследование и обобщение теоретической базы исследования;
2. Систематизация понятий в области профессионального образования
3. Исследование эмпирической базы – школы, применяющей практику профильного обучения;
Объект исследования – профильное обучение в учебных заведениях.
Предмет исследования - проблема организации профильного обучения в общеобразовательных школах на базе МБОУ СОШ 31 г. Чебоксары.
Сегодня профильное образование вынуждено брать на себя компенсаторную функцию коррекции содержания общего среднего образования, которое отстаёт от задач приближения его к требованиям рационального профессионального выбора молодыми людьми и сохраняет некоторую академическую заданность, выраженную в преподавании "основ наук" и определяемую стандартизованным набором учебных предметов.
Теоретическая значимость исследования представлена в возможности изучения того, как в современных условиях предпринимаются попытки ориентировать перспективное реформирование общего среднего образования на социальное воспроизводство трудовых, в первую очередь интеллектуальных, ресурсов России. Тем самым определяется возможность на основании опыта определить возможности дальнейшего развития системы организации профильного обучения в общеобразовательных заведениях, в чем заключается практическая значимость нашего исследования.
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением и списком использованной литературы по теме вопроса.
Профильная подготовка в регионах осуществляется, в основном, в рамках традиционных видов деятельности, однако на современном этапе необходим педагогический поиск более эффективных форм.
Глава 1 Теоретические основы исследования организации профильного обучения в общеобразовательных заведениях
1.1. Понятие, форма, проблемы организации профильного обучения
Каждый из базовых профильных курсов должен отражать: представления о состоянии и перспективах развития теории и практики в данной области деятельности; спектр траекторий получения профессионального образования, особенности этого образования; психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения школьников в профильном обучении; возможности дополнительного образования, информационного обеспечения расширения представлений о профессиональной деятельности людей в русле выбранного профиля обучения; состояние рынка труда и занятости [2; 5; 7; 10].
Решение проблемы профилизации в городе или районе, как правило, переложено на плечи школы и образовательной сети территорий, при этом каждая школа должна в одиночку выбирать профили, учитывая свои возможности и ресурсы, не связывая выбор профилей с экономической ситуацией территории; однако системе муниципального образования в одиночку не решить эту проблему, поэтому профилизация должна быть «привязана» к региональным и муниципальным программам развития.
Рассмотрим типичные точки зрения на вопрос эффективности профильного обучения. Полный перечень критериев эффективности профильного обучения учащихся старших классов включает в себя оценки владение учащимися знаниями, сформированности у учащихся умений, сформированности мотивационно-ценностных ориентаций учащихся.
Организационно-педагогические условия предполагают, что эффективность профильного обучения возможна, если стимулируется активная позиция учащихся и учителей в учебном процессе. Следовательно, введение профильного обучения возможно не только через содержание образовательных модулей, но и посредством новых педагогических и методологических подходов. Основным в этом случае является использование проблемно-исследовательских ситуаций, основанных на тематике профиля обучения.
Таким образом, эффективность воспитательно-образовательного процесса должна определяться не тем, что делает учитель, а тем, что под его руководством и с его помощью делают учащиеся для самостоятельного выбора своей профессиональной будущности. В связи с этим главнейшей профессиональной задачей учителя профильных классов является создание эффективной образовательной многомерной среды, учитывающей индивидуальные различия, склонности и запросы учащихся. Образовательная среда может быть представлена как полигон разнообразной познавательной деятельности в системе учащийся-учащиеся-учитель на конкретном учебном материале [3; 6; 8].
Система методов оценки эффективности методического обеспечения с учетом комплекса организационно-педагогических условий, как правило, включает в себя тестирование учащихся и учителей профильных классов; проведение диагностических контрольных работ; метод экспертных оценок; наблюдение; изучение документации и продуктов различных видов деятельности учащихся и учителей.
Вместе с тем практика показывает, что потребность в обосновании критериев анализа эффективности реализации проекта профильного обучения в старшей школе по-прежнему до конца не удовлетворена. Чтобы оценить эффективность профильного обучения в конкретном образовательном учреждении необходимо разработать систему индикаторов (показателей), соответствующих внутришкольным и внешним (социальным) критериям эффективности профильного обучения; выявить недостатки в организации мониторинга и оценки, наметить пути коррекции.
Качество образования измеряется не только количеством пятерок и числом победителей разных предметных олимпиад. Результатом нового образования должен стать «качественный» человек, настоящая личность, гражданин, ответственный и за собственную судьбу, и за судьбу своего края, своей страны.
Как показывает практика, привить интерес к предмету, развить интеллектуальные способности, познавательную сферу, творческий потенциал студентов довольно трудно в условиях традиционного обучения. Но научиться ясно и правильно говорить, излагать собственные мысли в свободной интерпретации, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться – необходимо каждому. На одних уроках русского языка и культуры речи эту задачу решить невозможно. В связи с этим возникла необходимость поиска таких форм и методов работы, которые позволили бы развить творческие способности каждого студента.
Практика проведения нестандартных уроков заставляет говорить и о жанровом разнообразии, и о структурных компонентах, и об актуальности проведения таких уроков в целом.
Нестандартный урок включает самые разнообразные эмоционально яркие, нетрадиционные методы и приёмы обучения, которые не просто повышают мотивацию обучения детей, но и служат развитию тех или иных способностей: умение инсценировать ту или иную ситуацию, умение реагировать и давать свою оценку в разговоре, сообщать информацию о событиях и фактах, соблюдать речевой этикет, широко знакомиться с традициями, обычаями и культурным наследием. Вся деятельность учащихся на уроке подчинена главной цели преподавания.
Что даёт применение таких уроков в учебном и воспитательном процессе? Как показывает практика, нетрадиционные формы обучения предполагают:
• использование коллективных форм работы;
• привитие интереса к предмету;
• развитие умений и навыков самостоятельной работы;
• активизацию деятельности учащихся;
• самостоятельную работу учащихся;
• более полное осуществление практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей обучения;
• становление новых отношений между учителем и учениками.
Переход от традиционного обучения к развивающему процесс сложный и даже проблемный. Причина в «дефиците произвольности» - молодого поколения.
Стандарты нового поколения в образовании нацелены на то, что молодой человек, будущий специалист, должен уметь:
• мыслить;
• самостоятельно добывать информацию;
• творчески решать профессиональные задачи;
• уверенно отстаивать свои позиции
Общие компетенции при изучении УД направлены на формирование навыков самостоятельности, что и отражается в знаниях и умениях, приобретаемых в процессе обучения.
Для этого необходимо
• создавать ситуации, когда самостоятельность возможна и по силам;
• создавать ситуации, когда самостоятельность и взрослость престижна и становится привлекательной;
• создавать ситуации, когда самостоятельность обязательна и просто вынуждена.
Самостоятельность формируется поэтапно, и работа в микрогруппах может стать важным звеном для формирования таких компетенций. Важно, чтобы это было не от случая к случаю, а стало системой в процессе обучения. На первом этапе учащиеся создают учебный проект (он может быть разного типа). На втором этапе – практическая работа с применением созданного проекта, где какие – то моменты превращаются в другие развёрнутые схемы. Роль преподавателя – роль координатора, который наблюдает за процессом обучения, умело направляет, анализирует, подводит итоги. Такая работа не должна проводиться от случая к случаю, в работе должна быть система. Задача преподавателя на этом этапе – вызвать интерес к такой работе.
В процессе работы в группах каждый проявляет инициативу, сосредоточенность, творчество, что и является обязательным для характеристики самостоятельности человека. На протяжении всех учебных занятий формируются общие компетенции. Учащийся получает навыки работы как в команде, так и с командой.
1.2. Современные технологии в процессе организации профильного обучения, организация воспитательной работы
Сегодня учащемуся уже недостаточно иметь только базовый уровень приобретенных профессиональных знаний и умений, необходимо компетентное владение профессиональной деятельностью, мобильность, способность к самообучению и профессиональному росту.
Сегодня необходимы специалисты, владеющие всеми видами профессиональной деятельности, способные проводить анализ, прогнозировать результаты.
Профессиональная компетентность представляет интегративную характеристику личности специалиста, включающая систему теоретических знаний, в том числе специальных знаний в области профильного предмета, профессиональных умений и навыков, практического опыта, наличие устойчивой готовности к профессиональному росту.
Для профессиональной подготовки конкурентоспособного специалиста немаловажное значение имеет внедрение в процесс обучения современных информационных технологий, что связано с масштабным проникновением компьютера во все сферы деятельности человека.
Информационные технологии в образовательном процессе могут быть использованы через компьютерные презентации, электронные учебники, программы Excel, Power Point, MS Word, обучающие программы, интернет - ресурсы.
Применять информационные технологии можно на разных этапах учебного занятия. При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алижанова Х.А. Основные проблемы и противоречия в организации профильной подготовки, эффективность профильного обучения // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XIII междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2012
2. Башмаков А.И. Интеллектуальные информационные технологии: учеб. пособие / А.И. Башмаков, И.А. Башмаков. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010. - 304 с.
3. Бендас Т. В. Гендерная психология: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2006. — 431 с.
4. Бесчасная А.А. Использование метода фокус-группы социологических исследованиях детей старшего дошкольного возраста // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2009. – №96. – С. 302-309.
5. Бланков А.С. Актуальные проблемы предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков.— М., 2002.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Л. И. Божович. – СПб: Питер, 2008. - 400 с.
7. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство/ А. Л. Вегнер. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013. – 160 с.
8. Волков Б.С. Психология возраста. От младшего школьника до старости. Логические схемы. Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям (ОПД.Ф.01 — Психология) / Б.С. Волков. — М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013. — 511 с.
9. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке / C.И. Заир-Бек // Просвещение. – М., 2011.
10. Колесникова А.А. Реализация компетентностного подхода при обучении английскому языку / А.А. Колесникова // М., Иностранные языки в школе. – 2011. - №10.
11. Колесникова Г.Н., Технология проектов – универсальные методики общих и профессиональных компетенций. http://umk-spo.biz/
12. Масленникова, О. М. Развитие коммуникативных способностей детей посредством театрализованной деятельности [Текст] / О. М. Масленникова // Молодой ученый. — 2014. — №19. — С. 581-583.
13. Минаева И.Б. Мотивация успеха – необходимое условие овладения иностранным языком/ И.Б. Минаева //М., Иностранные языки в школе. – 2010. - №2.
14. Минюрова, С. М., Духновский, С. В. Актуальные вопросы теории и практики психологии отношений [Текст] : Материалы Всероссийской научно-практической конференции / С. М. Минюрова, С. В. Духновский. Екатеринбург. УГПУ. 24-27 мая 2010. - 260 с.
15. Модернизация образования: хрестоматия / под. ред. А. В. Козырева. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. - Ч. 2. - 68 с.
16. Мухина, В. С. Детская психология [Текст] : Учебник для студентов пед. институтов. / под ред. Л. А. Венгера. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2008. - 272 с.
17. Немов Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2010. - 640 c.
18. Новиков А.М. Профессиональное образование России. Перспективы развития / А.М. Новиков. - М.: ИЦПНПО РАО, 2012. - С. 24.
19. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: учебник/ Л.Ф. Обухова. - М., Российское педагогическое агентство, 2014. - 374 с.
20. Пашкевич А.В. Проектирование компетентностно-ориентированного урока. – М., 2011.
21. Пшеничная В. В. «Компетентностный подход как средство достижения нового качества образования учащихся колледжа» статья, Молодой ученый №8,2013г.
22. Садыкова О.В. Проблемы и перспективы развития системы профильного образования в условиях общеобразовательной средней школы // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=21147
23. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 2 [ТЕКСТ]: Г. К. Селевко . – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816с.
24. Семушина Л.Г. Содержание и технологии обучения в ср. спец. уч. заведениях: учебное пособие для преп. учреждений ср. проф. образования / Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко. - М.: Мастерство, 2001. - 272 с.
25. Симонов В.П. Педагогика и психология высшей школы. Инновационный курс для подготовки магистров: учебное пособие. - М.: Изд-во МГОУ, 2013. - С. 37-69.
26. Станулевич О.Е. «Профессиональные компетенции как показатель качества профессионального образования» статья, СПО № 4, 2013г.
27. Технология активных методов обучения в профессиональном образовании: учеб. пособие / З.У. Колокольникова, С.В. Митросенко, Т.И. Петрова. - Красноярск: Сибирский федеральный ун-т; Институт естественных и гуманитарных наук, 2007. – 176 с.
28. ФГОС СПО по специальности «Педагогика дополнительного образования» [Текст] / утв. приказом № 512 МОиН РФ от 05 февраля 2009 года.
29. Элективное море. Управление школой: Прил. к газ. «ПС».М.: Профильное обучение, 2006. 34 с.
30. Юдовская А. Я. Использование игровых методов в элективном курсе. М.: Преподавание истории и обществознания в школе, 2006. 78 с