Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На протяжении веков и до нашего времени остается востребованной и актуальной такая
разновидность декоративно-прикладного искусства, как керамика. В музеях всего мира
накопилось немало изделий из керамики, которые отражают особенности развития
культур разных стран. От примитивных сосудов, ручной лепки, до современных изделий,
изготавливаемых в соответствии с последними достижениями науки.
С древнейших времен изделия из керамики занимают ведущее место в декоративноприкладном искусстве всего мира. Многие ведущие музеи хранят шедевры керамического
мастерства: от грубо обработанных, примитивных горшков до всемирно известных
современных техник керамического производства.
В современных реалиях музей как фонд накопления и сохранения культурных традиций
уже неактуален, основная его задача – заинтересовать целевую аудиторию. Требуется
расширение функций, преобразование музея в определенное арт-пространство, на базе
которого изучение культуры происходит непосредственно через творческое действие. Все
чаще на базе музеев открываются различные мастерские декоративно-прикладного
творчества, интерактивное общение музея и посетителя выходит на первое место. Одним
из наиболее значимых, имеющих самое большое и специфическое собрание керамики в
мире, является Международный музей керамики в Фаэнце (Италия). Именно здесь был
изобретен фаянс, что отразилось в названии города. Наряду с современной европейской
продукцией здесь находятся особые разделы, представленные находками V тыс. до н.э.,
доколумбовой Америки, Древней Греции и Рима; эпохи Средневековья и Возрождения.
Керамика (от др.- греч. «керамос» – глина) – изделия из природных глин и их смесей с
минеральными и органическими добавками, обожженные до камнеподобного состояния.
По предназначению керамика разделяется на посуду (столовую, кухонную, тарную и др.),
строительные изделия (плитка, кирпич, черепица, кафель), предметы искусства или культа
(декоративные вазы, статуэтки, фигурки, барельефы) и др. По способу обработки глины
керамику разделяют на обыкновенную (из окрашенной, ожелезненной глины) и
фарфорофаянсовую (из белой глины – каолина); по добавкам в глиняное тесто – на
терракотовую (из чистой красноватой глины), с органической (растительной) добавкой, с
толчеными раковинами, песком (кварцем), толченым камнем, болотной рудой; на
фарфоровую, фаянсовую и др.
3
Цель данной работы: рассмотреть историю и развитие гончарного промысла в
отечественном и мировом искусстве.
Задачи исследования:
• Рассмотреть историю возникновения и развитие керамики в мировом искусстве;
• Проанализировать историю и особенности гончарного промысла в отечественном
искусстве.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка
литературы.
Глава 1. История возникновения и развитие керамики в мировом искусстве
Изготовление керамики – одно из наиболее древних ремёсел на земле. Этому
способствовало наличие большого количества подходящего материала в местах обитания
человека. Мастерство обработки глины зародилось достаточно давно, в эпоху мезолита
около 12 – 15 тысяч лет назад, а в неолите развилось уже до уровня настоящего искусства.
Люди, создавшие первые цивилизации на Ближнем Востоке и в Азии использовали
обильные запасы глины для производства кирпичей при строительстве городов, делали
таблички, заменявшие им бумагу, где записывали свою историю, религиозные воззрения и
деловые отчёты, и естественно, глина широко использовалась для создания посуды,
археологи обнаружили среди руин древних городов керамики больше, чем любой другой
формы искусства. Раскопки, проводимые во многих странах Азии, Европы, Африки и
Америки, дают богатейший материал для изучения этой важнейшей области развития
человеческой цивилизации. Материалы и изделия из них, полученные в результате
спекания глины и смесей на её основе, с минеральными добавками, окислами и другими
неорганическими соединениями, применяются во всех сферах жизни; приготовление
пищи, строительство, отделка помещений, техника и транспорт, медицина,
промышленность, искусство. На данный момент выделено несколько технологических
видов керамики; это майолика, фаянс, фарфор, каменная масса и терракота. Керамика, по
сути, это глина, прошедшая обжиг, но сейчас этот термин расширил своё значение и
включает многие другие неметаллические материалы неорганического происхождения.
Существует два предположения о происхождении гончарства. Первое заключается в том,
что прообразом гончарных сосудов стала посуда, сплетенная из лыка и веток и
обмазанная для прочности и водостойкости глиной. Эта гипотеза получила название
«корзиночной» и долгое время была основной.
Согласно другой гипотезе, первым пластическим сырьем для изготовления емкостей
послужила не глина, а природные материалы органического происхождения (навоз,
птичий помет), в которых глина использовалась как связывающий компонент. Постепенно
доля глины в формовочных массах увеличивалась и со временем стала основным сырьем.
Когда такие сосуды попадали в огонь, органические части сгорали, а глина приобретала
особую прочность. Заметив это, люди постепенно начали лепить свои изделия, используя
только глину, без плетения каркаса из веток или лыка. Только после обжига глина
превращалась в керамику .
Наличие легкодоступного материала – глины – обусловило раннее повсеместное развитие
керамического ремесла. В культуре практически любой страны мы можем обнаружить
изделия из керамики. У каждого народа своя история и культура, свои легенды, мифы и
верования. И, конечно же, эти особенности развития находят свое отражение в
керамическом искусстве различных стран мира. На стенках глиняных сосудов навсегда
запечатлена память предков. Взяв такой сосуд (изделие) в руки, мы можем по его
характерной форме, орнаменту определить, к какой именно культуре он имеет отношение,
какое у него происхождение.
4
Расцвет художественной керамики приходится на период архаики Древней Греции.
Именно в это время появляется слово «керамика». Оно происходит от названия одного из
предместий Афин – Керамик (он же означает «глина»), славившегося в VI – V веках до
н.э. своими гончарами. В дальнейшем греческие вазы становятся чрезвычайно
разнообразны по формам и размерам и предназначались для различных целей. Форма
каждого сосуда строго соответствовала его назначению. Древнегреческие вазы поражают
ясным, тонко прочувствованным ритмом, соразмерностью частей .
В Древней Италии керамика редко украшалась росписью, а гораздо чаще применялась
полувозвышенная (рельефная) орнаментация. Глиняные светильники, в отношении
целесообразности своей формы осмысленности украшений, поставлены на один уровень с
остальными керамическими сосудами .
В античности керамика широко применялась и для изготовления различных табличек
(например, указатели улиц или рекламные вывески). Херсонесские глазурованные
кирпичи, помеченные клеймами, славились на всю округу. Они также свидетельствуют о
высоком уровне керамистов .
В средневековую эпоху керамика особенно значительно развивалось в странах Арабского
Халифата, Средней Азии, Персии. Вазы, блюда, кувшины и другие сосуды, а также
глазурованные архитектурные плитки, выполненные в этих регионах, получили большую
известность далеко за их пределами.
Много столетий, керамика процветает как «женское искусство» в странах Центральной
Африки. Этот небольшой кувшин с удобной ручкой, украшен крестообразными надрезами
и зигзагообразными узорами, к которым дополнительно прикреплены латунные кнопки.
Прочность этого толстостенного кувшина, повышена за счёт рёбер жёсткости,
представляющих из себя полоски глины, а также латунных гвоздей. Такие гвозди найдены
на многих других глиняных предметах, обнаруженных в Конго, включая миски, мебель и
фигурки.
Африканские гончары, прежде всего женщины, изготавливают множество сосудов для
самых разных бытовых нужд. Они украшают их красивыми орнаментами, часто
геометрическими, как здесь, и обжигают их в глиняных, или земляных печах, а иногда и
просто на открытом воздухе, при низких температурах. В посуду, предназначенную для
постоянного использования, наливают воду, вино, готовят в ней пищу. Женщины
гончары, также делают сосуды, используемые в специальных церемониях, эти вещи
являются
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азербайджан / Декоративно-прикладные искусства Азербайджана [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://my-baku.ru/dekorativno-prikladnoe
2. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу / А.Н. Афанасьев. –
М.,1995. – 257 с.
3. Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке / А.Н. Бенуа. – М., 1995. – 448 с.
4. Большова С.И. Народная одежда Рязанской области и приемы ее декорирования /
С.И. Большова // Эстетические основы народного искусства и художественных промыслов
: сборник научных трудов НИИХП. – М., 1992. – С. 102–134.
5. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства:
[Электронный ресурс]// Vmdpni : сайт. – Электрон. дан. – Режим доступа:
http://www.vmdpni.ru/museum/departments_of_the_museum/ceramics/index.php
6. Государственный музей керамики и усадьба Кусково: [Электронный ресурс] //
Музеи Москвы: сайт. – Электрон. дан. – Режим доступа:
https://um.mos.ru/museums/gmkiuk/
5
7. Декоративно-прикладное искусство / История керамики [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: https://www.tvorchistvo.ru/istoria-keramiki
8. Добрынина, Г.Г. Художественная керамика: учебное пособие / Г.Г. Добрынина. –
Владивосток : Изд-во ВГУЭС, 2013
9. Карякин Б.П. Фигурная керамика скопинских мастеров / Б.П. Карякин // Народные
мастера. Традиции и школы ; сост. и ред. М.А. Некрасова. – М. : Академия, 2006. – С.
205–223.
10. Кон-Винер, Э. История стилей изобразительных искусств: Пер. с нем. / Э.КонВинер. – М.: Либроком, 2011.
11. Крылов А. Город на Верде. Скопин / А. Крылов. – Скопин, 1995. – 32 с.
12. Культурология / История культурного развития Республики Беларусь
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studwood.ru/755740/kulturologiya/
kulturnye_obraztsy
13. Молдавия / Народная керамика [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://www.moldovenii.md/ru/section/383
14. Музей керамики в Йошкар-Оле (арт-студия «У Гоши»): [Электронный ресурс] //
Тourister : сайт. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.tourister.ru/world/europe/
russia/city/yoshkar-ola/museum/27644
15. Муртазина, С.А. История графического дизайна и рекламы: учебное пособие /
С.А.Муртазина, В.В.Хамматова. – Казань: КНИТУ, 2013
16. Муртазина, С.А. История искусства доисторической эпохи и древнего мира /
С.А.Муртазина. – Казань: КНИТУ, 2007.
17. Мусина Р.Ф. Традиционная отечественная керамика. Особенности развития,
художественное своеобразие: вторая половина XIX – 1980-е годы : автореф. дис. … д-ра
искусствов. / Р.Ф. Мусина. – М., 2012. – 46 с.
18. Попова О.С. Русская народная керамика / О.С. Попова. – М. : Сов. художник, 1957.
– 166 с.
19. Рабинович, М.Г. Очерки материальной культуры русского феодального города /
М.Г.рабинович. – М.: Наука, 1988
20. Садохин, А.П. Мировая художественная культура / А.П.Садохин. – М.: ЮНИТИДАНА, 2008.
21. Салтыков А.Б. Русская керамика / А.Б. Салтыков. – М. : Сов. художник, 1952. – 166
с.
22. Сидоренко, В.И. История стилей в искусстве и костюме / В.И.Сидоренко. – Ростов
н/Д: Феникс, 2004
23. Центр развития гончарного искусства. Музей керамики. Город Богородск:
[Электронный ресурс] // Master-raduga.nnov: сайт. – Электрон. дан. – Режим доступа:
http://masterraduga.nnov.ru/muzeum_keramika.