Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современное дошкольное образование, несмотря на трудности, которые оно испытывает, сохраняет лучшие российские традиции. Педагогический процесс охватывает все основные направления развития ребенка (физическая культура, ознакомление с окружающим миром, художественно-эстетическое и др.), предусматривается система мер по охране и укрепле-нию здоровья детей, соблюдается принцип комплексности, используются парциальные про-граммы, сочетающие различные стороны педагогического процесса.
Появляются новые, нетрадиционные виды содержания работы дошкольного образователь-ного учреждения: хореография и ритмика, обучение иностранному языку, новым технологи-ям изобразительного творчества, компьютерное обучение, приобщение к национальной культуре, делается больший акцент на создание условий для самостоятельного эксперимен-тирования и поисковой активности самих детей. Происходит переход на иной стиль общения и игры с ребенком — с учетом личностно ориентированного взаимодействия.
В образовательном пространстве нашей страны предлагается широкий спектр отечественных и зарубежных программ, реализующих разные подходы к организации педагогического про-цесса в дошкольных образовательных учреждениях.
Дошкольный возраст — решающий период жизни человека в формировании отношения к физической активности как существенному элементу здорового стиля жизни. Многочислен-ные исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, констатируют, что целена-правленное физическое воспитание вносит незаменимый вклад в процесс психомоторного, умственного и эмоционального развития детей дошкольного возраста. Все это в очередной раз подчеркивает исключительное значение физического воспитания детей и необходимость поиска путей его дальнейшего совершенствования с учетом основных тенденций развития дошкольного образования в России. В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, долголетия и гармоничного физического развития. И хотя это развитие является закономер-ным биологическим процессом, однако на него можно воздействовать в нужном направле-нии, исходя из анатомо-физиологических и психологических особенностей ребенка.
Известно, что детям в значительно большей степени, чем взрослым, присуща естественная потребность в движениях, которую обязательно нужно удовлетворять. Движение — необ-ходимое условие нормальной жизнедеятельности организма человека. Кроме того, во вре-мя игр, физических упражнений ребенок познает и активно воспринимает окружающий мир. Все это способствует развитию психических процессов, формированию положительных нравственных и волевых качеств.
Физическая культура детей дошкольного возраста. Неудивительно поэтому, что дети, систе-матически занимающиеся физкультурой, отличаются жизнерадостностью, бодростью духа и высокой работоспособностью.
Правильно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего телосложения, предупреждению различных заболеваний, улучшает деятельность внутрен-них органов и систем детского организма. Без должного внимания к этой важнейшей состав-ной части воспитания нельзя подготовить к жизни подрастающее поколение крепким и гар-монически развитым.
К сожалению, некоторые родители полагают, что физические упражнения и подвижные игры — ненужные детские забавы. Поэтому они не уделяют необходимого внимания развитию у ребенка таких качеств, как быстрота, ловкость, сила, считая, что со временем, когда он подрастет, все это появится само собой. Они не понимают, что все жизненно важные движе-ния успешно развиваются только тогда, когда ребенку созданы соответствующие условия для занятий физическими упражнениями.
Теория физического воспитания детей дошкольного возраста, имея единое содержание и предмет изучения с общей теорией физического воспитания, вместе с тем специально изуча-ет закономерности физического воспитания ребенка от рождения до школы и в соответствии с этим общие закономерности управления развитием ребенка в процессе воспитания и обу-чения.
Познавая и учитывая закономерности потенциальных возможностей ребенка каждого воз-растного периода, теория физического воспитания предусматривает требование научно обоснованной программы всего воспитательно-образовательного комплекса физического воспитания (двигательные умения и навыки, физические качества, некоторые элементарные знания), усвоение которой обеспечивает детям необходимый уровень физической подготов-ленности для поступления в школу.
Теория физического воспитания детей непрерывно развивается и обогащается новыми зна-ниями, получаемыми в результате исследований, охватывающих многообразные стороны воспитания ребенка.
Занятия физкультурой усиливают компенсаторные возможности организма, повышают его сопротивляемость, повреждающим факторам внешней среды. Физическая активность являет-ся одним из самых могучих средств предупреждения заболеваний, укрепления защитных сил организма.
Всем известна истина: дети - наше будущее. И это действительно так. Потому что от того, ка-кими они вырастут, будет зависеть завтрашний день нашего общества.
Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными — задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения, так как в них дети проводят большую часть дня. С этой целью предусмотрены занятия по физической культуре, которые следует строить в соответ-ствии с психологическими особенностями конкретного возраста, доступности и целесообраз-ности упражнений. Правильно организованное физическое воспитание способствует форми-рованию хорошего телосложения, профилактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и систем детского организма.
Основными средствами физического воспитания маленьких детей является правильное пита-ние, широкое использование естественных факторов природы, хороший гигиенический уход, четко организованный режим дня, методически правильное проведение режимных процес-сов (кормления, сна, туалета), создание благоприятных условия для разнообразной деятель-ности и прежде всего для движений ребенка.
Глава 1. Законодательно-нормативное обеспечение физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении
1.1 Закон РФ «Об образовании» дошко¬льников
Одним из основных международно-правовых документов обя-зательного характера, посвя-щенных широкому спектру прав ре¬бенка, является Конвенция Организации Объединенных На¬ций о правах ребенка, принятая на 44-й сессии Генеральной Ас¬самблеи ООН 20 ноября 1989 г. и ратифицированая Постановле¬нием Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г.
В Конвенции определяется понятие «ребенок», утверждается приоритетность интересов де-тей и обязательство государств- участников ООН принимать меры для свободного от дискри-ми¬нации осуществления прав, закрепленных в Конвенции. Статьями 28—31 закрепляются права детей на образование, пользование родным языком и культурой, исповедование своей религии, отдых и досуг [3].
Основным законодательным актом в области дошкольного обра-зования в нашей стране яв-ляется Конституция РФ. В ст. 43 Кон¬ституции РФ закреплены две важные государственные гарантии реализации права граждан на образование: общедоступность до¬школьного обра-зования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и бесплат-ность получения данного вида образования в указанных образовательных учреждениях [3].
В соответствии с законом РФ «Об образовании» в Российской Федерации к образовательным организациям, реализующим ос¬новные образовательные программы, стали относиться и дошко¬льные — образовательные организации, осуществляющие в каче¬стве основной цели их деятельности — образовательную, по об¬разовательным программам дошкольного обра-зования, присмотру и уходу за детьми [7]. Образовательные программы дошкольно¬го, начального общего, основного общего и среднего общего об¬разования являются преем-ственными.
В настоящее время российская система образования приводит¬ся в соответствие с Болонской декларацией и Международной стандартной классификацией образования. Принятый закон за¬крепляет за дошкольным образованием в России статус отдельно¬го уровня образования, для которого разработан соответствую¬щий Федеральный государственный образователь-ный стандарт, содержащий требования к условиям, образовательным програм¬мам и к целе-вым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования.
В законе РФ «Об образовании» констатируется, что дошко¬льное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эс-тети¬ческих и личностных качеств, формирование предпосылок учеб¬ной деятельности, со-хранение и укрепление здоровья детей до¬школьного возраста.
Образовательные программы дошкольного образования на¬правлены на разностороннее развитие детей дошкольного возрас¬та с учетом их возрастных и индивидуальных особенно-стей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня раз¬вития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специ-фичных для детей дошкольного возраста видов деятельно¬сти. Освоение образовательных программ дошкольного образова¬ния не сопровождается проведением промежуточных ат-тестаций и итоговой аттестации обучающихся.
Родители (законные представители) несовершеннолетних обу-чающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного об-разования в форме семейного образования, имеют право на полу¬чение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультатив-ной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразователь¬ных организациях, если в них созданы соответствующие кон-суль¬тационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъ¬ектов Российской Федерации.
В соответствии с Типовым положением о дошкольном обра-зовательном учреждении [6] ДОУ обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление вос¬питанников в возрасте от 2
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авдеева П.И. Физическая культура детей дошкольного возраста // Физическая культу-ра. 2005. № 10.
2. Айзман Р.И., Рубанович В.Б., Суботялов М.А. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учеб. пособие. Новосибирск, 2009.
3. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. Опыт создания авторской програм-мы на базе дошкольного учреждения № 199 г. Н.Нов- город. М., 1993.
4. Антонов А.А. Современные тенденции дошкольного образования // Вестн. Балтийско-го федерального ун-та им. И.Канта. 2010. № 11.
5. Асхашина М.П. Современные подходы к физкультурно-оздорови-тельной деятельно-сти дошкольников: Учеб.-метод. пособие. Омск, 2002.
6. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индиви-дуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. № 2.
7. Белова Н.Б. Материнская школа // Управление ДОУ 2003. № 6.
8. Борисова С.П. Современное дошкольное образование за рубежом // Теория и практи-ка общественного развития. 2010. № 3.
9. Волосовец Т.В. Дошкольное образование в России: проблемы и перспективы развития // Сборник материалов Первой ежегодной между-народной научно-практической конферен-ции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (27—28 октября 2011 г., Москва). М., 2012.
10. Волошин Л.Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников: Учеб. пособие. М., 2005.
11. Глазырина Л.Д. Физическая культура — дошкольникам. Програм-ма и программные требования. М., 1999.
12. Голицина Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошколь-ном образователь-ном учреждении. М., 2003.
13. Горбатенко О.Ф, Кардаильская Т.А., Попова Г.П. Физкультурно-оздоровительная рабо-та в ДОУ. Волгоград, 2008.
14. Гуськов С.И., Дегтярева Е.И. О физическом воспитании дошколь-ников в зарубежных странах // Физическая культура. 1996. № 3.
15. Гуськов С.И., Дегтярева Е.И. О физическом воспитании дошколь-ников в зарубежных странах // Физическая культура. 2004. № 4.
16. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ: Этнопедаго-гический подход. М., 2005.
17. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович. СПб., 2000.
18. Долматова Н.Г. Формы работы дошкольных учреждений с неор-ганизованными деть-ми // Управление ДОУ 2005. № 6.
19. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. М., 2005.
20. Ерофеева Т.И. Современные образовательные программы для до-школьных учре-ждений. М., 2000.
21. Железняк Н.Ч. Занятия на тренажерах в детском саду. М., 2009.
22. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века / Авт.-сост. Ю.Е.Антонов, М.Н.Кузнецова, Т.Ф.Саулина. М., 2000.
23. Зебзеева В.А. Дошкольное образование за рубежом: история и со-временность. М., 2007.
24. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. М., 2001.
25. Казаковцева Т.С. Программа по валеологии и физической культу-ре для дошкольных образовательных учреждений «Здоровье с детства». Киров, 1997.
26. Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья // Управление ДОУ 2004. № 3.