Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Знание – это результат учебной деятельности учащихся, учебная информация, ими усваиваемая. Усвоенные знания есть основа умений и навыков. В ряде исследований (М.А.Арнольдов, И.А.Архип, В.В.Воронкова, Е.А.Ковалева, С.Л.Мирский, Н.П.Павлова, Л.В.Румянцева, А. А. Рейнмаа, Л. С. Стожок, Т. В. Шевырева, Ж.И. Шиф В. В. Эк и др.), проведенных на материале различных учебных предметов, раскрыты возможности овладения умственно отсталыми учащимися общеобразовательными знаниями.
Знания являются главным элементом содержания технологического образования, как в массовой школе, так и в специальной школе. Технологическое образование включает в себя информационно-познавательный компонент. Так, на уроках технологии дети получают знания о природном и рукотворном мире (мире вещей), материалы из которых они сделаны и технологии их создания. В ходе этого познания у школьников формируются представления о значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и в дальнейшем важности выбора доступной профессии.
Учебная программа занятий по ручному труду предусматривает работу с разнообразными поделочными материалами: бумагой, пластилином, текстильными материалами, древесиной, металлом, проволокой и др. Работая с этими материалами, школьники овладевают не только практическими умениями навыками, но и усваивают теоретические знания о видах, свойствах, применении, назначении и способах их обработки. Обучение должно обеспечивать прочность усвоения этих знаний, чтобы школьники не теряли приобретенные ими знания, могли их воспроизводить и использовать в своей учебной, трудовой, а в последующем и в профессиональной деятельности.
В данном исследовании представлен теоретический и практический материал целью, которого явилось изучение проблемы освоения технологических знаний о поделочных материалах школьниками с умственной отсталостью младших классов.
Объектом исследования выступили знания школьников с умственной отсталостью.
Предметом исследования явилась специфика технологических знаний о поделочных материалах школьников с умственной отсталостью 3-4 класса.
Гипотеза исследования, состояла из предположения, что не высокий уровень сформированности технологических знаний о поделочных материалах у школьников с умственной отсталостью, объясняется тем, что эти дети зачастую не осознают важности теоретических знаний для достижения хороших результатов в работе. Кроме этого, учителями не достаточно уделяется должного внимания обеспечению прочности усвоения технологических знаний на уроках ручного труда.
В соответствии с целью и гипотезой исследования предполагается решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме.
2. Выявить специфику технологических знаний о поделочных материалах школьников с умственной отсталостью.
Цель, задачи и гипотеза определили выбор методов исследования, важнейшими из которых являются: метод теоретического анализа проблемы исследования; экспериментальные методы исследования; метод количественного и качественного анализа результатов эксперимента.
Научная новизна заключается в том, что получены данные о специфике технологических знаний младших школьников с интеллектуальным недоразвитием.
Практическая значимость исследования. Использование в практике работы общеобразовательных организациях, предложенной системы оценки технологических знаний школьников с умственной отсталостью.
Организация исследования. Исследование проводилось в III этапа:
на первом этапе осуществлялся анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; на втором этапе разрабатывалась программа экспериментального этапа исследования; третий этап включал в себя проведение экспериментального исследования, анализ и обобщение имеющихся материалов, оформление курсовой работы.
Глава I
Теоретическое обоснование проблемы освоения школьниками с умственной отсталостью технологических знаний
I.1. Общее понятие о технологических знаниях
В настоящее время Стандартом уточнено содержательное наполнение предметных результатов, которые связаны с овладением обучающимися с легкой умственной отсталостью содержанием каждой из семи предметных областей, а также характеризуют достижения учащихся в усвоении знаний и умений, способность применять их в практической деятельности [1].
Знания играют роль в умственной жизни людей. Наличие знаний и правильно избранный путь их усвоения - первостепенная предпосылка умственного развития. Знания являются составной частью мировоззрения человека, служат одним из источников склонностей, интересов человека, необходимым условием развития способностей и дарований.
Знания – это главный элемент содержания технологического образования как в массовой школе, так и в специальной школе.
Прежде чем говорить об особенностях усвоения технологических знаний обучающимися с умственной отсталостью, надо четко представлять, что же такое технологические знания? В чем их специфика по сравнению с математическими, историческими, грамматическими или иными знаниями?
В школе «Технология» - это образовательная область главной целью, которой является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики. Она способствует развитию трудовой деятельности школьников в процессе формирования у них трудовой культуры, являющейся показателем всестороннего развития личности. В целом специальное технологическое образование ориентированно на общекультурное и личностное развитие обучающегося с умственной отсталостью на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков, но и, прежде всего, жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности [Кузнецова Л. А., 2018.]
Технологическое образование включает в себя информационно-познавательный компонент. Так, на уроках технологии дети получают знания о природном и рукотворном мире (мире вещей), истории и технологии их создания. У школьников формируются первоначальные представления о значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности выбора доступной профессии. Они знакомятся с культурой труда. Развивается положительная мотивация к трудовой деятельности и самостоятельности, формируются простейшие эстетические ориентиры (красиво – не красиво) в практической жизни ребенка и их использование в организации обыденной жизни и праздника. На основе полученных технологических знаний у школьников формируются общетрудовые умения и навыки, обучаются приемам и способам ручной обработки поделочных материалов, в ходе которой у них происходит коррекция отклонений в развитии и др.
Введение
Знание – это результат учебной деятельности учащихся, учебная информация, ими усваиваемая. Усвоенные знания есть основа умений и навыков. В ряде исследований (М.А.Арнольдов, И.А.Архип, В.В.Воронкова, Е.А.Ковалева, С.Л.Мирский, Н.П.Павлова, Л.В.Румянцева, А. А. Рейнмаа, Л. С. Стожок, Т. В. Шевырева, Ж.И. Шиф В. В. Эк и др.), проведенных на материале различных учебных предметов, раскрыты возможности овладения умственно отсталыми учащимися общеобразовательными знаниями.
Знания являются главным элементом содержания технологического образования, как в массовой школе, так и в специальной школе. Технологическое образование включает в себя информационно-познавательный компонент. Так, на уроках технологии дети получают знания о природном и рукотворном мире (мире вещей), материалы из которых они сделаны и технологии их создания. В ходе этого познания у школьников формируются представления о значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и в дальнейшем важности выбора доступной профессии.
Учебная программа занятий по ручному труду предусматривает работу с разнообразными поделочными материалами: бумагой, пластилином, текстильными материалами, древесиной, металлом, проволокой и др. Работая с этими материалами, школьники овладевают не только практическими умениями навыками, но и усваивают теоретические знания о видах, свойствах, применении, назначении и способах их обработки. Обучение должно обеспечивать прочность усвоения этих знаний, чтобы школьники не теряли приобретенные ими знания, могли их воспроизводить и использовать в своей учебной, трудовой, а в последующем и в профессиональной деятельности.
В данном исследовании представлен теоретический и практический материал целью, которого явилось изучение проблемы освоения технологических знаний о поделочных материалах школьниками с умственной отсталостью младших классов.
Объектом исследования выступили знания школьников с умственной отсталостью.
Предметом исследования явилась специфика технологических знаний о поделочных материалах школьников с умственной отсталостью 3-4 класса.
Гипотеза исследования, состояла из предположения, что не высокий уровень сформированности технологических знаний о поделочных материалах у школьников с умственной отсталостью, объясняется тем, что эти дети зачастую не осознают важности теоретических знаний для достижения хороших результатов в работе. Кроме этого, учителями не достаточно уделяется должного внимания обеспечению прочности усвоения технологических знаний на уроках ручного труда.
В соответствии с целью и гипотезой исследования предполагается решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме.
2. Выявить специфику технологических знаний о поделочных материалах школьников с умственной отсталостью.
Цель, задачи и гипотеза определили выбор методов исследования, важнейшими из которых являются: метод теоретического анализа проблемы исследования; экспериментальные методы исследования; метод количественного и качественного анализа результатов эксперимента.
Научная новизна заключается в том, что получены данные о специфике технологических знаний младших школьников с интеллектуальным недоразвитием.
Практическая значимость исследования. Использование в практике работы общеобразовательных организациях, предложенной системы оценки технологических знаний школьников с умственной отсталостью.
Организация исследования. Исследование проводилось в III этапа:
на первом этапе осуществлялся анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; на втором этапе разрабатывалась программа экспериментального этапа исследования; третий этап включал в себя проведение экспериментального исследования, анализ и обобщение имеющихся материалов, оформление курсовой работы.
Глава I
Теоретическое обоснование проблемы освоения школьниками с умственной отсталостью технологических знаний
I.1. Общее понятие о технологических знаниях
В настоящее время Стандартом уточнено содержательное наполнение предметных результатов, которые связаны с овладением обучающимися с легкой умственной отсталостью содержанием каждой из семи предметных областей, а также характеризуют достижения учащихся в усвоении знаний и умений, способность применять их в практической деятельности [1].
Знания играют роль в умственной жизни людей. Наличие знаний и правильно избранный путь их усвоения - первостепенная предпосылка умственного развития. Знания являются составной частью мировоззрения человека, служат одним из источников склонностей, интересов человека, необходимым условием развития способностей и дарований.
Знания – это главный элемент содержания технологического образования как в массовой школе, так и в специальной школе.
Прежде чем говорить об особенностях усвоения технологических знаний обучающимися с умственной отсталостью, надо четко представлять, что же такое технологические знания? В чем их специфика по сравнению с математическими, историческими, грамматическими или иными знаниями?
В школе «Технология» - это образовательная область главной целью, которой является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики. Она способствует развитию трудовой деятельности школьников в процессе формирования у них трудовой культуры, являющейся показателем всестороннего развития личности. В целом специальное технологическое образование ориентированно на общекультурное и личностное развитие обучающегося с умственной отсталостью на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков, но и, прежде всего, жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности [Кузнецова Л. А., 2018.]
Технологическое образование включает в себя информационно-познавательный компонент. Так, на уроках технологии дети получают знания о природном и рукотворном мире (мире вещей), истории и технологии их создания. У школьников формируются первоначальные представления о значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности выбора доступной профессии. Они знакомятся с культурой труда. Развивается положительная мотивация к трудовой деятельности и самостоятельности, формируются простейшие эстетические ориентиры (красиво – не красиво) в практической жизни ребенка и их использование в организации обыденной жизни и праздника. На основе полученных технологических знаний у школьников формируются общетрудовые умения и навыки, обучаются приемам и способам ручной обработки поделочных материалов, в ходе которой у них происходит коррекция отклонений в развитии и др.
Заключение
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что развитие технико-технологических знаний у умственно отсталых детей осложняется несовершенством памяти и внимания. Умственно отсталые дети воспринимают технико-технологические сведения без достаточного понимания. Полученная при этом информация мало помогает усвоению других знаний и быстро забывается. Освоение технико-технологических знаний о поделочных материалах для школьников с умственной отсталостью младшего школьного возраста представляет свои сложности. Наиболее трудным для школьников с умственной отсталостью является дифференцировать материалы и инструменты по группам в соответствии с видом работы. Они показывают достаточно слабые знания о свойствах поделочных материалов.
Эффективность формирования технико-технологических знаний зависит от того, что учителями не достаточно уделяется должного внимания обеспечению прочности усвоения технологических знаний на уроках ручного труда.
Коррекционная направленность на уроках трудового обучения обуславливает выбор методов и приёмов, учёт личностных и предметных результатов, которыми должны овладеть обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Трудовое обучение не должно ограничиваться формированием у обучающихся только рабочих двигательных навыков. Оно должно быть направлено на развитие у них познавательной деятельности, формирование технологических знаний о поделочных материалах, осознания важности теоретических знаний для достижения хороших результатов в работе. Основная роль, в обеспечении прочности усвоения школьниками с умственной отсталостью разного возраста этих знаний на уроках ручного труда, принадлежит учителю.
Заключение
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что развитие технико-технологических знаний у умственно отсталых детей осложняется несовершенством памяти и внимания. Умственно отсталые дети воспринимают технико-технологические сведения без достаточного понимания. Полученная при этом информация мало помогает усвоению других знаний и быстро забывается. Освоение технико-технологических знаний о поделочных материалах для школьников с умственной отсталостью младшего школьного возраста представляет свои сложности. Наиболее трудным для школьников с умственной отсталостью является дифференцировать материалы и инструменты по группам в соответствии с видом работы. Они показывают достаточно слабые знания о свойствах поделочных материалов.
Эффективность формирования технико-технологических знаний зависит от того, что учителями не достаточно уделяется должного внимания обеспечению прочности усвоения технологических знаний на уроках ручного труда.
Коррекционная направленность на уроках трудового обучения обуславливает выбор методов и приёмов, учёт личностных и предметных результатов, которыми должны овладеть обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Трудовое обучение не должно ограничиваться формированием у обучающихся только рабочих двигательных навыков. Оно должно быть направлено на развитие у них познавательной деятельности, формирование технологических знаний о поделочных материалах, осознания важности теоретических знаний для достижения хороших результатов в работе. Основная роль, в обеспечении прочности усвоения школьниками с умственной отсталостью разного возраста этих знаний на уроках ручного труда, принадлежит учителю.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / М-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2017. 78 с.
2. Аксенова, Л. И. Специальная педагогика : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Л. И. Аксенова ; под ред. Н. М. Назаровой. − М. : Академия, 2015. – 400 с.
3. Бгажнокова, И. М. Коррекционные задачи и основные направления в организации воспитательного процесса в детском доме (интернате) для детей с недостатками интеллекта / И. М. Бгажнокова // Дефектология. – 2014. – № 5. – С. 30-32.
4. Большой толковый словарь русских существительных. Идеографическое описание. Синонимы. Антонимы / под ред. Л. Г. Бабенко. – 2-е изд., стер. – М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА. – 159 с.
5. Варенова Т.В. Коррекция развития детей с особыми образовательными потребностями: учебно-методическое пособие/ Т.В. Варенова. – М.: Форум, 2016. – 272 с.
6. Васенков, Г. В. Актуальные проблемы профессиональной подготовки умственно отсталых детей / Г. В. Васенков // Дефектология. – 2014. – № 5. – С. 41-43.
7. Воронкова, В. В. Воспитание и обучение детей вспомогательной школы / В. В. Воронкова. – М. : Педагогика, 2014. – 416 с.
8. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский. – М. : Школа-пресс, 1994. – 224 с.
9. Горбачева Е. И., Кузнецова Л. А. К вопросу об экологической направленности уроков технологии в образовательных организациях для обучающихся с умственной отсталостью // Экология детства: особый ребенок и общество [Текст]: материалы XXV Международной конференции "Ребенок в современном мире. Экология детства", — Санкт-Петербург, 2018 — С. 82-85.
10. Граборов, А. Н. Основы олигофренопедагогики / А. Н. Граборов. – М. : Классик стиль, 2003. – 248 с.
11. Дульнев, Г. М. Вопросы трудового обучения во вспомогательной школе : сб. ст. / отв. ред. Г. М. Дульнев. − М. : Просвещение, 1965. − 135 с.
12. Жаренков, Г. И. Коррекционная работа на уроках трудового обучения / Г. И. Жаренков. – М. : Дрофа, 1998. – 148 с.
13. Замский, Х. С. История воспитания и обучения умственно отсталых детей / Х. С. Замский. – М. : Просвещение, 1966. – 159 с.
14. Исаев Д.Н., Колосова Т.А. Практикум по психологии умственно отсталых детей и подростков: Учебное пособие для студентов медицинских и педагогических вузов. – СПб.: КАРО, 2012. – 176 с. – (Серия «Специальная педагогика»).
15. Калинников, Л. В. Ручной труд как средство коррекции умственного развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Л. В. Калинников // Дефектология. – 2014. – № 3. – С. 45-48.
16. Кащенко, В. П. Воспитание-обучение трудных детей : Из опыта санатория-школы / В. П. Кащенко, С. Н. Крюков ; под ред. В. П. Кащенко. – М., 1913. – 54 с.
17. Ковалев, А. Г. О стадиях подражательной деятельности ребенка. / А. Г. Ковалев // Вопросы психологии личности : сб. статей / под ред. Е. И. Игнатьева. – М. : Учпедгиз, 1960. – С. 146-159.
18. Ковалева, Е. А. Методика обучения труду во вспомогательной школе / Е. А. Ковалева. – М. : Педагогика, 1995. – 160 с.
19. Кожалиева, Ч. Б. Особенности содержания образования у младших умственно отсталых учащихся школьного возраста / Ч. Б. Кожалиева // Дефектология. – 1995. – № 1. – С. 24-26.
20. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. – СПб., 2008. – С.173
21. Коняева Н. П. Воспитание детей с нарушением интеллектуального развития: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Олигофренопедагогика»/Н. П. Коняева, Т. C. Никандрова. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2014. -199с.-(Коррекционная педагогика).
22. Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе / под ред. Г. М. Дульнева. – М. : Педагогика, 1971. – 96 с.
23. Крылов, А. М. Учет индивидуальных особенностей учащихся в организации инструктажа на уроках трудового обучения во вспомогательной школе / А. М. Крылов // Дефектология. – 1993. – № 5. – С. 31-33.
24. Куделин В.И. Использование раздаточных карточек на уроках труда во вспомогательной школе // «Дефектология», 1989, - №2.
25. Кузнецова Л. А. Технология.Ручной труд. Методические рекомендации 1-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. / Л. А. Кузнецова. - М.: Прсвещение 2016. – 366 с. – ISBN 978-5- 09-043449-2
26. Кузнецова Л. А. Методика обучения ручному труду // Образование детей с интеллектуальной недостаточностью : учебно-методическое пособие / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена — Санкт-Петербург, 2018. - С. 293-342
27. Кузнецова Л.А. Технология: Ручной труд: 3 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы /Л.А.Кузнецова, Я.С.Симукова. –М.: - Просвещение, 2017.
28. Кузнецова Л.А. Технология: Ручной труд: 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы /Л.А.Кузнецова, Я.С.Симукова. – 6-е изд. –М.: - Просвещение, 2017.
29. Кузьмицкая, М. И. Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе / М. И. Кузьмицкая. – М., 1971. – 95 с.
30. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии : учеб. пособие для студентов вузов по спец. «Психология» / А. Н. Леонтьев ; под ред. Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. − М. : Смысл, 2000. – 511 c.
31. Малофеев, Н. Н. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / Н. Н. Малофеев, О. С. Никольская, О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова // Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО. – 2009. – № 13. – С. 22-25.
32. Мирский, С. Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении / С. Л. Мирский. – М. : Педагогика, 1990. – 160 с.
33. Мозговой, В. М. Принципы и методы управления учебным процессом во вспомогательной школе / В. М. Мозговой // Коррекционно-развивающая работа в процессе обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта. – М., 1993.– С. 149 -153.
34. Нагорнюк, Л. Г. Профориентационная работа во вспомогательной школе-интернате / Л. Г. Нагорнюк // Дефектология. – 1989. – № 4. – С. 46-49.
35. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов ; под ред. Н. Ю. Шведовой. – М. : Рус. яз., 1986. – 392 с.
36. Певзнер, М. С. Динамика развития детей – олигофренов / М. С. Певзнер, В. И. Лубовский. – М. : Наука, 1963. – 220 с.
37. Певзнер, М. С. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности (вариант гидроцефалии) / М. С. Певзнер, Л. И. Ростягайлова, Е. М. Мастюкова ; НИИ дефектологии АПН СССР. − М. : Педагогика, 1982. – 104 с.
38. Педагогика: большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич. − М. : Соврем. Слово, 2005. − 720 с.
39. Петрова, В. Г. Практическая и умственная деятельность детей- олигофренов / В. Г. Петрова. – М. : Просвещение, 1968. – 158 с.
40. Пинский, Б. И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития / Б. И. Пинский. – М. : Педагогика, 1985. – 128 с.
41. Пороцкая, Т. И. Задачи и основные направления воспитательной работы во вспомогательной школе / Т. И. Пороцкая. – М. : Просвещение, 1984. – 176 с.
42. Программы для 0 – 4 классов школы VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта) / науч. рук. И. М. Бгажнокова. – М. : Дидакт, 1997. – 229 с.
43. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида; 0-4 классы. Спб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2007. -220с.
44. Рубинштейн, С. Я. О воспитании привычек у детей / С. Я. Рубинштейн. − М.: Ин-т практ. психологии, 1996. − 40 с
45. Шинкаренко В. А. Трудовое обучение и воспитание учащихся вспомогательной школы: Учеб.пособие. – Мн.: Университетское, 1990.