Фрагмент для ознакомления
2
Формирование чувства личной идентичности – одно из важных новообразований у подростка, она включает: телесную, сексуальную, профессиональную, идеологическую и моральную идентичность.
В поисках своей идентичности младший подросток стремиться эмансипироваться от родителей. Обретение автономии в переходном возрасте предполагает:
1. эмоциональную эмансипацию, т.е. освобождение его от тех эмоциональных отношений, которые у него образовались в раннем детстве;
2. формирование интеллектуальной независимости, т.е. способности мыслить самостоятельно, способность самостоятельно принимать решения;
3. поведенческую автономию, которая проявляется в различных областях жизни подростков – от выбора внешнего вида до выбора профессии [7, с. 69-72].
Новообразования подросткового возраста:
Чувство взрослости – стремление подростка быть взрослым и независимым, с одной стороны приобретая необходимые знания, умения и навыки, с другой стороны стать взрослым в результате борьбы за это;
Сознательная регуляция своих поступков;
Умение учитывать чувства, интересы других людей;
Способность ориентироваться в своем поведении [5, c. 13 - 14].
Психологические особенности переходного возраста определяют своеобразные модели поведения.
В младшем подростковом возрасте встречаются ситуационные нарушения поведения, свойственные детям. То же относится и к подросткам с явлениями психического инфантилизма и резидуально-органическими поражениями мозга. Кроме того, выделяются «специфически- подростковые формы поведения».
К формам поведения (реакциям), свойственным, главным образов детям, относятся реакции отказа, протеста, имитации, компенсации гиперкомпенсации.
К типично подростковым реакциям относятся - реакции эмансипации, группирования, увлечения, а также делинквентность, бродяжничество суицидное поведение, транзиторные сексуальные девиации.
В начале подросткового возраста могут быть изменения в группе популярных ребят:
Во-первых, исчезновение прежних авторитетов и появление новых.
Во-вторых, несовпадение актива класса с группой наиболее уважаемых и авторитетных подростков.
Стержнем кодекса товарищества подростков являются основные требования – уважение личности и человеческого достоинства. В развитии личности и социально-моральной взрослости подростка большую роль играют взаимоотношения с близкими товарищами и другом. Подростки стремятся к общению и дружбе с одноклассниками, которые пользуются уважением. [12, c. 94]
Их привлекают товарищеские качества, знания, умелость, смелость, спортивные достижения, взрослость внешнего вида, самостоятельность. Широким фронтом идет поиск близкого друга.
Сближают ребят: сходство в интересах и в любимых занятиях, привлекательность разговоров. Общение с товарищами – источник возникновения новых интересов подростка. Подростки учатся работать вместе.
Отношения между мальчиками и девочками в подростковом возрасте претерпевают существенные изменения. Постепенно появляется интерес друг к другу. Желание нравиться друг другу способствует проявлению интереса к собственной внешности. Девочки значение внешней привлекательности для женщины переоценивают. У них формируется чувство пола. У мальчиков это происходит на два года позже.
Вначале интерес к другому полу у мальчиков проявляется своеобразно; они дотрагиваются до девочек, дергают их за косички. Девочки на это серьезно обижаются. Затем у мальчиков появляется своеобразная робость, стеснительность.
Большое место в общении с товарищами занимают разговоры. Обсуждаются события из жизни класса, поступки одноклассников, взаимоотношения.
Затрагиваются сугубо личные и интимные вопросы, связанные с половым созреванием. Настоящая дружба возникает не сразу, так как очень высокие к ней требования. И взаимная привлекательность, и понимание, и чуткость, и отзывчивость, и сопереживание, и умение хранить тайну. Отношения с близким товарищем, другом является предметом особых размышлений подростка.
Таким образом, главной и отличительной социальной чертой подросткового возраста является его коммуникативная направленность, и потребность в эмоциональном контакте на самых разных уровнях. Поэтому только в ситуации гармоничного развития коммуникационных связей возможно эффективное воспитательное воздействие на подростка.
1.2 Проблема одиночества в психологии
Интерес к проблеме одиночества связан с характером сегодняшней социальной - ситуации, которой свойственны неопределенность и нестабильность. Интенсивные изменения в политической, экономической, культурной сферах жизнедеятельности общества активно влияют на структуру межличностных отношений и самосознание человека.
Принято выделять четыре основных периода в изучении одиночества. Первый этап непосредственно связан с публикациями статей известных европейских философов экзистенциалистов. Этот этап характеризуется отрывочными представлениями об одиночестве, которые выражались в основном на различных уровнях частных рассуждений, а также отличаются и отрывочными упоминаниями в художественной литературе. Второй этап начался в самом начале XIX столетия и продолжался вплоть до начала XX века. В этот период началось формирование философских основ для изучения феномена одиночества. Тема одиночества начинает приобретать устойчивый характер, в частности, большое внимание теме отражено в художественной литературе (Э. Золя, Ф. Достоевский и др.)
На третьем этапе возникает активный интерес к феномену одиночества уже со стороны непосредственно психологов, а также представителей социальных наук начинается в конце 30-х годов и продолжается вплоть до середины 80-х годов прошлого века. Это период фундаментальных исследований в области психологии одиночества, во время которого происходит закладка актуальных концептуальных оснований исследований. В отличие от двух предыдущих этапов, третий этап имеет чёткую начальную координату – 1938 год – публикация результатов исследования Зилбурга и его коллег в рамках психодинамической парадигмы [4, с. 172].
Четвертый этап начался во второй половине 80-х годов прошлого века и продолжается по настоящее время, его можно охарактеризовать как периода частных теорий и прикладных разработок, в том числе касающихся и подросткового одиночества. Проблему одиночества, сегодня исследуют с позиций переживаний, так как одиночество связано с переживанием человеком его оторванности от сообщества людей, истории, семьи, природы, культуры. Нередко указывается, что современный человек ощущает одиночество наиболее остро в ситуациях интенсивного принудительного общения.
Интенсивные изменения в политической, экономической, культурной сферах жизнедеятельности общества активно влияют на структуру межличностных отношений и самосознание человека.
Поэтому сегодня практика многих психотерапевтов, психологов и ученых показывает, что большинство проблем людей, которые обращаются за психологической помощью, связаны, прежде всего, с той ситуацией, которая складывается в их семьях или сложилась на тот момент, когда они были еще совсем детьми.
Поэтому, так или иначе, необходимо апеллировать в психотерапии к семье, непосредственно к тому, что в ней происходит, в том числе и с ребенком с самого раннего возраста.
Практика работы не с одним человеком, а непосредственно совместно с несколькими членами семьи ребенка, стала сегодня достаточно распространенной. Эффективность данной работы была непосредственно продемонстрирована при решении самого широкого круга проблем [13, с. 127].
В современной науке было выявлено два принципиальных направления исследования семьи. Это выявление особенностей и своеобразия проблем воспитания ребенка отцом и матерью.
Образ родителей играет значительную роль в воспитании, так как он служит отправной точкой дальнейшего развития личности ребенка, а также основой, прообразом будущих отношений взрослого человека с противоположным полом.
Эти два направления, в воспитании отцом и матерью, сегодня составляют основу при изучении особенностей развития человека с самого раннего возраста и позволяют определить целый ряд причин, которые повлекли в его формировании те или иные изменения.
Открытие своего внутреннего мира – очень важное, радостное и волнующее для подростка событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний. Вместе с сознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночество. подростковое «я» ещё неопределённо, расплывчато, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую чем – то необходимо заполнить. Отсюда – растёт потребность в общении и одновременно повышается избирательность общения, потребность в уединении.
Работа психолога с семьей в ходе анализа взаимодействия её членов сегодня позволяет улучшить как отношения между родителями и детьми, так и непосредственно между супругами, помогает установить между ними взаимопонимание и доверие, дать почувствовать именно каждому члену семьи безопасность и комфорт и т.д.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование: Теория и опыт: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Изд. Центр «Академия», 2000. – 240 с.
2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – Изд. 2-е. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – 208 с.
3. Адлер, А. Понять природу человека. – СПб.: Академический проспект, 1997. – 256 с.
4. Актуальные проблемы клинической и прикладной психологии. - Материалы первой международной научно-практ. конф.: ВГМУ, 2009. - 364 с.
5. Александер Ф. Психосоматическая медицина.- М. 2003.-350с.
6. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. журн. 1984. Т. 5. № 5. С. 63-70.
7. Алёхин А.Н. (ред). Клиническая психология: теория, практика и обучение. Материалы международной научно-практической конференции. - Санкт-Петербург. – РГПУ им. А.И. Герцена. - 2010. - 175 с.
8. Андреева Г.М. Социальная психология / Москва, Аспект Пресс, 2010 г.- 368 с.
9. Бардышевская М. К., Лебединский В. В. Диагностика эмоциональных нарушений у детей. М.: УМК «Психология», 2003. – 280 с.
10. Батуев А.С. Факторы организации поведения. #3. Роль эмоций в организации поведения // Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. — 3. — Питер, 2010. – 320 с.
11. Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков // Вопросы психологии. - 2007. - № 3. - С.69-78.
12. Ключников С.В. Социальная адаптация детей, оставшихся без попечения родителей. - В. Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2010.
13. Крайг Г.,Бокум Д. Психология развития: учеб. пособие. - СПб.:Питер,2010., с. 320
14. Каширский Д .В . Мотивационно- потребностная сфера подростков с психологическими проблемами// Вопр. психол. 2002. №1. С. 26-37.
15. Леонтьев, А.М. Деятельность. Сознание. Личность.– М.: , 2002. – 304 с.
16. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология).- М.: Гардарики, 2009 – 280 с.