Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На современно этапе развития общества и образовательной подсистемы в нашей стране,
проблемы профессиональной деятельности педагога не теряют своей актуальности в психологопедагогической науке. Изменяющиеся мировые процессы, поворот и трансляция гуманистических
ценностей, инклюзии, космополитичность мира, его ускорение обуславливают изменения и на
разных уровнях российского общества. В частности, данные процессы получают свое развитие на
уровне нововведений в отечественной политике образования. Более 10 лет ведется работа по
внедрению новых образовательных стандартов в образовательный процесс. Среди
3
профессиональных задач педагога встает не только организация деятельности учащихся и
передача знаний и умений, навыков, но овладение компетенциями и деятельностью, по
формированию собственной активности учащихся в вопросах дальнейшего личностного
саморазвития.
Обозначенная ситуация ставит относительно новые задачи и перед наукой, в рамках которой
становится актуальным рассмотрение деятельности педагога в ракурсе новых требований к
образованию, личности и профессиональному стилю деятельности педагога. Ведь произошедшие
изменения касаются большинства сфер профессиональной деятельности педагога, и, в частности,
меняют цель педагогической деятельности, условия ее осуществления и ее наполненность.
Обновленная структура профессиональной деятельности педагога определяет потребность
рассмотрения особенностей индивидуальной деятельности субъектов образовательного процесса
в контексте требований полинационального, инклюзивного, информационного образования.
Современная система педагогической деятельности трансформируется и предъявляет большее
количество требований к представителям данной профессии.
Изучение аспектов профессиональной деятельности, мотивации педагога является темой многих
исследований. Проблема направленности личности учителя отражена в работах В.А. Кан-Калика,
Б.Ф. Ломова, Л.М.Митиной и др. Понятие успешности профессиональной деятельности учителей и
ее эффективность представлены в исследованиях В.Д. Веблера, А.В. Булгакова, В.Н. Крутецкого,
Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, М.И.Розенова и др. Проблема мотивации учителей представлена
в трудах В.Г. Асеева, А.Б.Бакурадзе, В.В. Гузеева, Л.М. Митиной, О.Н. Родиной, и др. Изучали
деятельность учителей в условиях реформирования: Е.П.Белозерцев, Е.Н. Беляева, И.В.
Гайдамашко, Ю.А. Клейберг, Г.У. Солдатова, В.М. Соколова, Д.Т. Рудакова и др.
Индивидуальный стиль профессиональной деятельности, его содержание и специфику в своих
работах рассматривали многие ученые. Б.М. Теплов, разработавший теорию индивидуальных
различий, предложил выделять стили деятельности в зависимости от врожденных особенностей
человека. В своей работе В.С. Мерлин и М.Р. Щукин рассматривали понятие «индивидуальный
стиль» в теории интегральной индивидуальности, определяя содержание данного понятия.
Другой подход предлагал Е.А. Климов, который рассматривал данное понятие как типологическое
свойство нервной системы. Н.Д.Левитов рассматривал индивидуальный стиль деятельности в
рамках компенсаторного подхода. Индивидуальный стиль как результат формирования
психологической системы деятельно рассматривал В.Д.Шадриков. Дополняет исследования по
индивидуальному стилю педагогической деятельности В.А.Толочек, выделяя внешние факторы
стиля: организационная культура, среда, иерархия. А.К. Маркова выделила и обосновала
четыре индивидуальных стиля деятельности учителя. Е.П.Ильин предлагал классификацию стилей
педагогической деятельности в зависимости от типа адаптации субъекта. И.Б. Жуванов
предложил стили деятельности учителя в контексте управленческой деятельности.
Проблема индивидуального стиля профессиональной деятельности в психологии труда всегда
является актуальной темой, т.к. незначительные изменения в трудовой деятельности приводят к
трансформации трудовой деятельности, а, вместе с этим, и стиля профессиональной
деятельности, от которого в значительной степени зависит ее эффективность, мотивация и
удовлетворённость профессией.
Изучение мотивации и удовлетворённости профессиональной деятельностью также является
актуальной задачей. Изучением данной темы занимались A.A.Деркач, А.В. Булгаков, Е.А. Климов,
4
В.Н. Крутецкий, Н.В.Кузьмина, О.Н. Родина, Г.С. Суходольский, Ю.Е. Якунина и др. Выделяется
множество параметров и показателей удовлетворённости труда, и так как выделяемые
показатели постоянно трансформируются, данный вопрос будет представлять интерес.
Вышесказанное обуславливает актуальность и выбор темы данного исследования:
«Индивидуальный стиль педагогической деятельности учителя».
Объект исследования – стили педагогической деятельности учителя.
Предмет исследования – содержание индивидуальных стилей деятельности учителя.
Цель исследования состоит в изучении стилей педагогической деятельности учителя.
Гипотеза исследования: содержание индивидуальных стилей деятельности обусловливается
объективными требованиями профессии и субъектно-личностными особенностями учителя.
Задачи исследования:
- изучить понятие и сущность стилей педагогической деятельности;
- рассмотреть особенности и типы стилей педагогической деятельности;
- представить методику применения стилей педагогической деятельности в школе;
- изучить педагогический опыт применения стилей педагогической деятельности в школе;
- выделить методические рекомендации по применению стилей педагогической деятельности
для мотивации педагога и удовлетворенности профессией.
Методы, которые были использованы для исследования следующие: анализ литературы,
сравнительный, метод анализа и синтеза, исторический и другие.
Структурно исследование состоит из введения, двух глав, которые дополнительной включают в
себя параграфы, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СТИЛЕЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
1.1. Понятие и сущность стилей педагогической деятельности, мотивации педагога и
удовлетворенности профессией
Изменившиеся в настоящее время требования к профессиональной деятельности педагога,
оказывают влияние и на особенности формирования и наполнения индивидуального стиля
педагогической деятельности, связанных также с мотивацией педагогической деятельности и
удовлетворённостью профессией педагога.
Е.А. Климов, в своем исследовании «Психология профессионального самоопределения»,
затрагивает обозначенную проблему. Автор указывает здесь: «Индивидуальный стиль
деятельности является одним из механизмов уравновешивания особенностей человека и
5
требованиям профессий. В результате эффективность деятельности может быть достигнута
людьми, сильно отличающимися друг от друга по своим личностным характеристикам» [19, с.73].
В новых условиях труда, соответственно, для педагога в его стремлении к результату актуальным
становится формирование нового индивидуального стиля, на основе особенностей своей
уникальной личности.
Непосредственно, понятие «индивидуальный стиль деятельности» было введено в отечественной
психологии с средины XX века В.С.Мерлином и Е.А.Климовым[9]. Изучением обозначенной
проблемы занимались Е.А. Климов, В.С. Мерлин, Б.М. Теплов, Н.Д.Левитов, В.Д.Шадриков, В.А.
Толочек и др.
В своих работах авторы показывают, что стиль деятельности – не является определённым
способом поведения в процессе деятельности, но является интегральным, подвижным
образованием, формирующимся в процессе взаимодействия субъекта и объекта[18, с.248].
Индивидуальный стиль деятельности – многоаспектное образование, сочетающее в себе
личностные особенности субъекта, объективные требования профессии и ориентацию на
эффективность определенного труда.
Е.А. Климов отмечает, что индивидуальный стиль деятельности может
Фрагмент для ознакомления
3
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с
изменениями и дополнениями).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв.
приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897). С изменениями и
дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г. (ГАРАНТ).
3. Ахмерова С.Г. Профессиональный стресс и особенности состояния здоровья педагогов//
Профессиональный и организационный стресс: диагностика, профилактика и коррекция :
материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г.
Астрахань, 7–8 октября 2011 г.) / под ред. Б. В. Кайгородова и Н. В. Майсак. – Астрахань :
Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет, 2011.
– 207 с.
4. Бондаренко Ю.С. Исследование связи феномена эмоционального выгорания и креативного
потенциала воспитателя детского сада// Профессиональный и организационный стресс:
диагностика, профилактика и коррекция : материалы Всероссийской научно-практической
конференции с международным участием (г. Астрахань, 7–8 октября 2011 г.) / под ред. Б. В.
Кайгородова и Н. В. Майсак. – Астрахань : Астраханский государственный университет,
Издательский дом «Астраханский университет, 2011. – 207 с.
5.Абитов И. Р. Личность профессионала в современном мире: Монография/ И. Р. Абитов, Л. Г.
Дикая, А. Л. Журавлев. - Москва : Ин-т психологии РАН, 2013. – 943 с.
6
6.Гильманшина С. И. Подготовка студентов к профессиональной деятельности учителя в
соответствии с требованиями стандарта третьего поколения. / С. И. Гильманшина, А. Р. Камасина
// Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 4-1. С. 85-88
7. Журавлев A. Л. Социально-психологический анализ исполнительской деятельности. //
Психологический журнал. – 2007. – Т. 28.№ 1. – С. 6-16
8. Загрекова Л. В. Особенности профессиональной деятельности учителя в контексте основных
концептуальных идей нового федерального государственного образовательного стандарта
общего образования. // Наука и школа. – 2013. – № 5. – С. 8-12
9. Захарова Л. Н. Профессиональная компетентность учителя и психолого-педагогическое
проектирование: Учеб.пособие / Л. Н. Захарова, В. В. Соколова, В. М. Соколов; Нижегор. ин-т
развития образования, Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов Госкомвуза РФ. – Н.
Новгород:Нижегор. гуманитар. центр, 1995. – 134 с.
10. ЗеерЭ. Ф. Психология профессионального развития. – М.: Академия, 2006. – 240 с.
11. Измайлов С. Г. Развитие индивидуального стиля деятельности преподавателей в процессе
повышения квалификации: монография / С. Г. Измайлов ; НОУ ВПО «Западно-Сибирский ин-т
финансов и права» (Западно-Сибирский ИФП). - Новосибирск : ООО агентство Сибпринт, 2013.–
143 с.
12. Ильин Е П. Психология индивидуальных различий. – СПб.: Питер, 2004. – 704 с.
13. Кукуев Е.А. Профессиональное выгорание в контексте системного подхода // Личностная
идентичность: вызовы современности: материалы Всерос. психол. науч-практ. конф. (с
иностранным участием) / Под ред З.И.Рябикиной и В.В. Знакова. – Краснодар: Кубанский гос. ун-т,
Майкоп: Адыгейский гос. ун-т; М.: Институт психологии РАН, 2014. – С. 144–146.
14. Кукуев Е.А. Ригидность субъектов образования NB: Психология и психотехника. – 2014. – № 4.
– С. 96–125. DOI: 10.7256/2306–0425.2014.4.12796. URL: http://enotabene.ru/psp/article_12796.html.
15. Лазаренко Л.А. Психологическая компетентность педагога как фактор профессионализации / Л.
А. Лазаренко // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 1 – С. 67-68.
16. Маркова, А. К. Психология труда учителя: книга для учителя. - М. : Просвещение, 1993. – 192 с.
17. Мерлин B. C. Очерк интегральногоисследованияиндивидуальности. - М.: Педагогика, 1986. –
416 с.
18. Митина Л. М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования. –
М.; СПб. : Нестор-История, 2014.-376 с.
19. Пешкова В.Е. Педагогика. Часть 1. Введение в педагогическую деятельность: курс лекций. —
Майкоп: Адыгейский государственный университет, 2010. — 42 с. — в 7 частях.
20. Поляков А.С. Индивидуальный стиль профессиональной педагогической деятельности и
факторы её эффективности в условиях перехода на новые образовательные стандарты. /Дисс. на
соискание уч. степени канд. Психол. наук.. ФГБО ВПО ТвГТУ. - Тверь. 2015. - 223 с.
7
21. Пряжникова Е. Ю. Психология труда: теория и практика. - М. : ЮРАЙТ, 2012. – 521 c.
22. Рабочая книга практического психолога (пособие для специалистов, работающих с
персоналом). 3-е изд. перраб. / Под ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Л. Г. Лаптев. М.: Изд-во
Инст. психиатрии, 2006. – 400 с.
23. РеанА. А. Психология человека от рождения до смерти. - СПб. :Прайм-Еврознак, 2006. – 651 с.
24. Рыбакова Н.А. Мотивационные источники самоактуализации педагога в професси-ональной
деятельности // Современное образование. – 2015. – № 1. – С. 69–99. DOI: 10.7256/2409–
8736.2015.1.14002. URL: http://e-notabene.ru/pp/article_14002.html.
25. Стратегии достижений: на пути к профессиональному мастерству: монография / Н. В.
Кузовлева, Н. П. Фетискин и др. ; отв. ред. Н. В. Кузовлева, Н. Н. Пачина, Н. П. Фетискин; М-во
образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное
учреждение высш. проф. образования «Елецкий гос. ун-т им. И. А. Бунина». - Елец : ЕГУ им. И. А.
Бунина, 2011. – 93 с.
26. Скрипова Н. Е. Обновление содержания профессиональной деятельности учителя в условиях
введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование.
Педагогические науки. - 2012. - № 14 (273). - С. 142-146
27. Толочек В.А. Современная психология труда: учеб.пособие для студ. вузов. - СПб. : Питер, 2005.
– 478 с.
28. Чернавин, Ю. А. Информационное общество: смена образовательной парадигмы в
современной России. // Вестник Екатерининского института. - 2008. - № 3. - С. 3-6
29. Шадриков В. Д. Профессиональные способности: монография. - М.: Университетская книга,
2010. – 320 с.
30. Юзефавичус, Т. А. Профессионально-педагогические ошибки учителей: сущность и
минимизация: монография / Т. А. Юзефавичус. – М. : МГОУ, 2009. – 329 с.
31. Якунина, Ю. Е. Субъективные критерии эффективность профессиональной деятельности в
профессиях типа «человек-человек»: автореф. дис. … кандидата психологических наук / Ю. Е.
Якунина. – М.: МГППУ., 2004. – 22 с.