Фрагмент для ознакомления
2
1. Формирование умений самоконтроля и саморегуляции
Во второй половине ХХ века человечество вошло в новую стадию развития – эпоху информационного общества, определяющим фактором которого выступают знания. Процессы информатизации обусловливают потребность постоянного обучения в течение жизни. Современный человек вынужден быть более мобильной, информиро- ванной, способной самостоятельно овладевать новыми знаниями, критически и творчески мыслить, заниматься самообучением и саморазвитием. Современный этап развития системы образования связан с внедрением личностно-ориентированного подхода в обучении, основной признак которого – признание школьника субъектом учебной деятельности, а затем актуализируется потребность учить учащихся самостоятельно решать проблемы; искать новую информацию, обрабатывать, обобщать ее и делать выводы. Немаловажная роль в решении поставленных задач отводится на начальном звене образования, которая, согласно Государственному стандарту начального общего образования, нацеливает на реализацию компетентностного, деятельностного и личностно-ориентированного подходов, призвана обеспечить развитие ученика, способного творчески мыслить, сопоставлять и анализировать факты, аргументированно защищать собственную точку зрения, уметь реализовать теоретические знания на практике, то есть формировать ключевую компетентность начального образования – умение учиться. Указанное умение, по мнению ученых, предполагает формирование индивидуального опыта участия школьника в учебном процессе; желание организовать свой труд для достижения успешного результата; овладение умениями самоанализу, самоконтролю, самооценке и самокоррекции, что невозможно без наличия сложив- шейся рефлексии.
Саморегуляция понимается и как высший уровень умственной активности человека, и как его умение произвольно управлять своим физическим состоянием, своей деятельностью, своим поведением и взаимодействием с другими людьми; эффективно использовать свои психофизические особенности. Одна из наиболее сложных задач современного обучения - формирование у учащихся системы саморегуляции, необходимой для эффективного выполнения ими учебной (или иной другой) деятельности.
Успехи в исследовании процессов саморегуляции, выполненные такими известными психологами, как, П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, С.Л. Рубинштейн, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, и др., позволили не только разработать новую область - психологию саморегуляции деятельности и поведения, но и экстраполировать полученные данные на ранее неизученные в этой области виды деятельности, прежде всего на учебную. Сегодня уже известны основные принципы саморегуляции деятельности человека (системность, активность, осознанность), ее структура, основные механизмы, влияние на продуктивность деятельности и личностное развитие.
Эффективная деятельность, качественное применение знаний, умений, требуют от личности сформированности психических механизмов саморегуляции. Данный процесс начинает формироваться в младшем школьном возрасте. В школе, дети начинают понимать значимость обучения, приобретают навыки, формирующие осознанное поведение. Сознательная, целенаправленная деятельность может быть эффективной, если развиты системы произвольной регуляции, которые управляют эмоциями, знаниями и поведением, то есть навыками саморегуляции. По определению И.И. Чесноковой саморегуляция – процесс организации человеком собственного поведения, на который влияют требования и ожидания других людей. С точки зрения автора саморегуляция состоит из двух компонентов, первый управляет поведенческими действиями от мотивационных факторов до исходного результата. Второй предполагает действие самоконтроля [3]. Развитие саморегуляции в обучении и поведении младших школьников, становится отдельным направлением исследований в трудах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. Впервые произвольное поведение развивается у старших дошкольников и на протяжении длительного периода формируется и развивается самоконтроль, контроль деятельности и поведения. М.И. Боришевский, И.И. Чеснокова в своих исследованиях отмечали, что вопрос саморегуляции взаимосвязан с проблемой превращения нравственных норм общества и воспитания в индивидуальные регуляторы поведения М.И. Боришевский отмечал, что самоконтроль является механизмом саморегуляции, характеризующий отношение человека к правилам поведения. Самоконтроль ребенка, его отношение к правилам изменяются и зависят от желаний и потребностей, который он старается удовлетворить [1]. С точки зрения Д.Б. Эльконина, в ходе отражения поступков и мыслей значимого взрослого, поведение младшего школьника становится опосредованным. Саморегулятивные качества ребенка, формируются и развиваются в процессе взаимодействия с взрослыми. В период младшего школьного возраста, процесс саморегуляции отражает правила и нормы поведения, характеризующие личностную сферу данного возраста [2]. У младшего школьника появляется новая деятельность–учебная, которая становится главным фактором формирования саморегуляции. Поступив в школу, перед ребенком устанавливаются новые правила поведения и задачи, в ходе общения с взрослыми происходит понимание, что успех в учебной деятельности будет связан с умением ребенка сдерживать собственные желания, чувства, потребности, поведение. В процессе учебной деятельности дети выполняют не то, что им нравится, а что необходимо делать. Младший школьник, изучая определенные нормы поведения, превращает их в личные требования к самому себе. Комплекс регулятивных качеств детей как самооценка, высказывания, действия, уровень притязаний, уверенность в себе, самоконтроль являются механизмами саморегулятивного, произвольного поведения [1].
Таким образом, с помощью саморегуляции развиваются навыки постановки целей для будущих действий и результата. Исследование проблемы саморегуляции в младшем школьном возрасте представляет важный интерес, так как само- регуляция существенно влияет на успеваемость и поведение учащихся.
Важнейшими факторами саморегуляции являются такие свойства личности как самооценка и самоконтроль. Эти средства внутренней обратной связи имеют первостепенное значение при осуществлении любой человеческой деятельности.
В психолого-педагогической литературе выявлены разнообразные подходы к определению сущности самоконтроля. Д.Б. Эльконин формулирует понятие самоконтроля следующим образом: «Действие контроля состоит в сопоставлении воспроизводимого ребенком действия и его результата с образцом через предварительный образ» [4, с. 85]. П.Я. Гальперин сделал попытку дать психологическую характеристику самоконтроля в связи с проблемой внимания. Он считает, что: «...контроль составляет неотъемлемый элемент психики как ориентировочной деятельности, который не имеет своего продукта, отдельного от той деятельности, внутри которой осуществляется». Осуществляется же он «с помощью критерия, мерки, образца» [1, с. 91]. Если контроль выступает как внешняя предметная материальная деятельность, он не является вниманием. Постепенно формируясь, действие контроля становится сокращенным умственным действием. В этом случае П.Я. Гальперин говорит о внимании: «Когда новое действие контроля превращается в умственное и сокращенное, тогда - и только тогда - оно становится вниманием... Не всякий контроль есть внимание, но всякое внимание означает контроль» [1, с. 96].
2. Становление системы учебных мотивов и потребностей
Для современного ученика приоритетом должна стать образовательная потребность, которая может быть реализована в учебной деятельности через становление системы учебных мотивов и потребностей. Всё перечисленное формируется в процессе становления ученика как субъекта учебной деятельности, что подразумевает формирование у него учебной самостоятельности, и следовательно самоконтроля и самооценки. Освоение сущности самоконтроля и самооценки оказывает влияние на дальнейший процесс обучения в школе.
Реализуя Федеральные государственные образовательные стандарты, учитель начальных классов формирует у младших школьников универсальные учебные действия. В состав регулятивных универсальных учебных действий входят такие компоненты, как самоконтроль и самооценка.
Самоконтроль подразумевает систематическую фиксацию своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий [4, 357].
Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, является важным регулятором ее поведения. От самооценки зависят взаимоотношения окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Система контроля в современной начальной школе имеет, прежде всего, социальную задачу, решение которой позволит развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения. Даже при официальном отсутствии оценок в первом классе собственно оценочная деятельность должна быть. Учащихся надо обучать адекватно воспринимать оценку учителя качественную или количественную и оценку одноклассников, а также следовать критериям самооценивания.
В начале критерием выступает образец. Учитель демонстрирует правильное написание элемента буквы, просит детей воспроизвести его в прописях и оценить свой учебный результат в соответствии с образцом (эталоном). После самооценки ребёнка оценку совершает учитель.
Несовпадение оценок вызывает рефлексию: почему моя оценка не совпала с оценкой учителя? Какой элемент буквы я написал неправильно? Ученик стремится найти причину своей ошибки.
Критерии вводятся постепенно. Каждую работу можно оценить по разным критериям, но важно, чтобы ребёнок учился видеть свой результат вначале через призму одного критерия, затем нескольких.
При подготовке к выполнению задания учитель спрашивает учеников: «Какое умение мы будем проверять? какое правило? Что нужно для того, чтобы правильно его выполнить? Так формулируется критерий.
Приведём пример:
Задание: Списать текст из пяти слов безошибочно. Ребята, что нужно уметь, чтобы безошибочно выполнить задание? Отвечают: быть внимательными, не пропускать буквы в словах. Хорошо. Давайте оценим свою работу по критерию «Умение не пропускать буквы в словах». Выполняют, оценивают себя. Затем учитель оценивает работу по этому же критерию [2, 45].
Контроль в учебной деятельности является самой противоречивой стороной и первоначально его уровень определяется уровнем грамотности учителя. Деятельность контроля – это система педагогических действий за правильностью и полнотой выполнения обучаемыми операций, входящих в состав универсальных учебных действий. Выделим две основные группы контроля: взаимоконтроль и самоконтроль; планирующий, пооперационный, итоговый контроль в процессе решения задачи. Невозможно отделить деятельность (действия) контроля от деятельности (действий) оценки (самооценки) [3, 14].
Ниже рассмотрим основные виды оценок и особенности деятельности ученика по формированию этой операции.
Ретроспективная оценка: самооценка ученика предшествует учительской оценке. Несовпадение этих оценок становится предметом обсуждения, что порождает работу над критериями оценки и позволяет оформить действия самоконтроля учащегося как особую (специальную) задачу.
Рефлексивная оценка: умение определять наличие или отсутствие у себя общего способа решения задач.
Прогностическая оценка: оценивание своих возможностей, определение достаточно ли знаний для решения задачи.
Итоговая оценка: умение ученика определить освоил ли он способ действия, продвинулся ли на ступеньку выше.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Баранов, С.П. Педагогика : учеб. пособие / С.П. Баранов, Л.Р. Болотина, В.А. Сластёнин. – 2-е изд. перераб. – М. : Просвещение, 2002.
2. Болдырев, Н.И. Методика воспитательной работы в школе. – М. : Просвещение, 2001.
3. Боришевский М.И. Психологические условия формирования самоконтроля в поведении младших школьников / М.И. Боришевский. Москва: Знание, 1996.
4. Буряк В. К. Самостоятельная работа учащихся: книга для учителя. – М. : Просвещение, 2002. – 64 с.
5. Власенков, А.И. Наглядность и технические средства // Общие вопросы методики русского языка в средней школе. – М. : Просвещение, 2004.
6. Выбор методов обучения в средней школе / под ред. Ю.К. Бабанского. – М. : Просвещение, 2003.
7. Герон, Е. Психология. – М. : София, 2002.
8. Галант, Е.Я. Методы обучения в советской школе. – Л. : Дрофа, 2001.
9. Голуб, Б.А. Основы общей дидактики. – М. : Владос, 2002.
10. Давыдов, В.В. Виды обобщения и обучения. – М. : Просвещение, 2001.
11. Данилов, М.А. Процесс обучения в советской школе. – М. : Просвещение, 2002.
12. Дашко, Л.И. Наглядность при изучении русского языка в 5–8 классах. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2001.
13. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – М. : Просвещение, 2007.
14. Евдокимов, В.И. К вопросу об использовании наглядности в школе. – СПб. : Дрофа, 2003.
15. Жинкин, Н.И. Психологические основы развития речи. – М., 2003.
16. Ильина, Т.А. Педагогика. – М. : Просвещение, 2001.
17. Занков, Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. – М. : Просвещение, 2012.
18. Пидкасистый П. И. Самостоятельная деятельность учащихся: дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества. – М. : Педагогика, 2001. – 184 с.
19. Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности / А.О. Прохоров. Москва: ПЕР СЭ, 2005. 352с.
20. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Эльконин. Москва: Знание, 1994. 64 с
21. Цукерман Г. А. От умения сотрудничать к умению учить себя // Психологическая наука и образование. – 2003. – № 2. – С. 27-42.