Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность: Сегодня одним из важнейших механизмов,
позволяющих государству проводить экономическую,
социальную и культурную политику, является финансовая
система, которая состоит из трех основных единиц:
государственного бюджета (федерального), регионального и
местных бюджетов. Эти бюджеты независимы и в то же время
взаимосвязаны. Местные бюджеты в этой системе играют
важную роль в процессе социально-экономического и
культурного развития региона, обеспечивая финансирование
основной сети дошкольных учреждений, школ, медицинских,
социальных и иных учреждений. Поэтому актуальность данной
темы заключается в необходимости изучения роли местного
бюджета в социально-экономическом и культурном развитии
региона как основной цели его существования.
Объект исследования: МО Купчино.
Предмет исследования: Рассмотрение доходов и расходов
бюджета МО Финляндский.
Цель: Выполнить анализ бюджета МО Купчино и выработать
предложения по совершенствованию межбюджетных
отношений на муниципальном уровне.
Задачи:
-рассмотреть на теоретическом уровне роль местных бюджетов
в бюджетной системе РФ;
-проанализировать формирование доходов местного бюджета в
разрезе основных структурных составляющих;
3
-проанализировать расходы муниципального бюджета, а также
их структуру;
-рассчитать коэффициенты сбалансированности, устойчивости и
направленности местного бюджета;
-сформировать трендовый прогноз;
-высказать предложения по совершенствованию бюджетных
отношений.
Методы исследования: общетеоретические и аналитические.
Информационная база исследования: научная и учебная
литература, сайт муниципального образования с статистическим
материалом.
ГЛАВА 1. РОЛЬ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Межбюджетные отношения между субъектами
федеральных, региональных и местных уровней
Бюджетный кодекс Российской Федерации содержит
определение бюджетной системы Российской Федерации,
которое основано на экономических отношениях и
государственном устройстве Российской Федерации, связано с
законодательством Российской Федерации и определяется как
сочетание федерального бюджета, бюджетов субъектов
Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов
государственных внебюджетных фондов. Также согласно
Бюджетному Кодексу РФ бюджетная система строится на
принципах, ключевыми из которых являются следующие
принципы:
-единства бюджетной системы;
-разграничения формирования доходов, расходов и источников
финансирования дефицитов бюджета между бюджетами
различных уровней бюджетной системы;
-самостоятельности и сбалансированности бюджетов;
4
-общего покрытия расходов бюджетов и полноты отражения
бюджетных показателей;
-единства кассы;
-прозрачности бюджетных показателей и их достоверности. [1]
Одной из главных проблем сегодня остается создание
эффективных систем финансового взаимодействия на
федеральном, региональном и местном уровнях власти.
Основная функция межбюджетных отношений заключается в
выравнивании бюджетных ассигнований для тех
территориальных образований, которые находятся ниже
минимального уровня, содействии установлению
потенциальных налогов, своевременном и полном сборе
бюджетных платежей и их эффективном расходовании.
Межбюджетные отношения проявляются как отношения по
выделению межбюджетных трансфертов, регулируемых
Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В научной литературе существуют межбюджетные инструменты
регулирования, которые разделены на две категории и
основаны на критериях, по которым возникают денежные
потоки. К первой категории относятся инструменты прямого
воздействия, которые определяют перераспределение средств
между бюджетами или денежные потоки в форме налогов,
свободных доходов или источников финансирования дефицита
бюджета.
Вторая категория инструментов - косвенное влияние на
трансферты, которые не обеспечивают бюджетного
финансирования, но они влияют на количественные и
качественные параметры денежных потоков, которые
опосредуют межбюджетные отношения.
Экономическая особенность современной России - крайне
неравномерное социально-экономическое развитие
территорий. Давно сложившаяся инфраструктура, наличие
природных ресурсов, особенные климатические условия,
менталитет населения являются объективными факторами,
определяющими дисбаланс в развитии российского региона. [5]
5
Бюджетные трансферты можно классифицировать по многим
критериям. В соответствии с целью, указанной в теории
бюджетного федерализма, можно выделить следующие виды
трансфертов:
1) Выравнивающие - используются для сбалансирования
возможностей региона для предоставления наборов
стандартных бюджетных услуг для жителей.
2) Налоговые – в случае, когда бюджетная система не
сбалансирована по вертикали, иными словами, расходная
способность и налоговая емкость не совпадают.
3) Целевые- перечисляются для финансирования
конкретных расходов и обеспечения существенных выгод от
реализации политики, отвечающей национальным интересам.
4) Компенсационные - передаются для компенсации более
высокого бюджета выросших расходов или сокращения
потерянных доходов, например, если причиной таких потерь
является решение вышестоящего органа. [2]
Выбор конкретного метода трансферта зависит от целей,
установленных компетентным органом, предоставляющим
финансовые ресурсы.
По форме предоставления межбюджетные трансферты делят на
дотации, субсидии и субвенции.
Дотации – это межбюджетные трансферты, предоставляемые
на безвозмездной и безвозвратной основе без указания
направления для условий использования. В бюджете субъекта
Российской Федерации предусмотрены дотации для
уравновешивания бюджетной обеспеченности муниципального
района с целью равномерного распределения муниципального
бюджета. Эти дотации составляют региональный фонд
финансовой поддержки муниципалитетов. Порядок и методы
распределения дотаций определяются в соответствии с законом
субъекта Российской Федерации и Бюджетным Кодексом
Российской Федерации.
Субсидии – это межбюджетные трансферты, которые
предоставляются бюджетам муниципальных образований для
6
со финансирования расходных обязательств по выполнению
полномочий органов местного самоуправления по вопросам
местного значения.
Общая сумма субсидий из бюджета субъекта Российской
Федерации в местный бюджет составляет региональный фонд
со финансирования расходов. Цели и условия предоставления
субсидий, а также способ распределения субсидий между
муниципалитетами определяются законами и нормативными
актами представительного органа государственной власти
Российской Федерации.
Субвенции – это межбюджетные трансферты, предоставляемые
из бюджета субъектов Российской Федерации в местный
бюджет, для обеспечения определения обязательств
муниципальных органов власти по муниципальным расходам,
возникающих при выполнении государственных полномочий
РФ, субъектов РФ, переданных для осуществления органами
местного самоуправления в установленном порядке.
Субвенции, предоставляемые местному бюджету из бюджетов
субъектов Российской Федерации, составляют региональный
компенсационный фонд. Субвенции распределяются между
всеми муниципалитетами Российской Федерации в
соответствии с методом, утвержденным субъектом Российской
Федерации.
Органы местного самоуправления осуществляют передаваемые
им финансовые полномочия в соответствии с численностью
населения, потребителями соответствующих государственных
услуг и другими показателями, принимая во внимание
формирование стандартов распределения бюджета для
выполнения соответствующих обязательств и объективных
условий, влияющих на стоимость муниципальных
общественных услуг. [3]
Чрезмерное использование бюджетных средств, выделенных из
бюджетов высокого уровня, приведет к снижению
эффективности управления на региональном и местном уровнях
и будет заменено прямым государственным управлением.
7
Межбюджетные отношения, сложившиеся в Российской
Федерации, гарантируют реализацию расходных полномочий
органов государственного управления регионов и органов
местного самоуправления на местах, но сформированы они в
условиях жесткой централизации государственных и
муниципальных финансов и не оказывают стимулирующего
воздействия на развитие экономики региона. Доходная часть
территориального бюджета в значительной степени
субсидируется из национального бюджета, что не позволяет
региональным властям использовать имеющиеся
потенциальные экономические возможности.
Таким образом, обеспечение межбюджетных трансфертов и
осуществление бюджетных реформ на всех уровнях бюджетной
системы являются частью региональной политики и частью
федеральных задач по созданию эффективной страны с
высококачественным финансовым управлением и устойчивым
территориальным развитием.
1.2 Местный бюджет в системе бюджетного устройства
Российской Федерации
Местное самоуправление является обязательной частью
демократического государственного устройства. Это
осуществляется самими людьми через представительные
органы, свободно избираемые народом. Для выполнения
функций, возложенных на местные представительные и
исполнительные органы, они должны обладать определенными
имущественными и финансовыми правами.
Финансовой базой органов местного самоуправления является
бюджет. Бюджет и права собственности, предоставленные этим
органам, позволяют им составлять, рассматривать, утверждать и
исполнять свои бюджеты, управлять и получать доходы от
предприятий, переданных под их юрисдикцию.
Местные бюджеты являются одним из основных каналов
публикации окончательных результатов производства для
общественности. Через них фонды общественного потребления
8
распределяются между различными группами. В некоторой
степени эти бюджеты также обеспечивают финансирование
отраслей производственной сферы, главным образом местной и
пищевой промышленности, коммунальных услуг, количество
продуктов и услуг которых также является важной частью
обеспечения средств к существованию населения.
Местный бюджет является централизованным фондом
финансовых ресурсов одного муниципального образования, и
его формирование, утверждение и реализация, а также
контроль за исполнением осуществляется местным
правительством самостоятельно.
Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их
назначении. Они выполняют следующие функции:
1) Создание денежных фондов, которые являются
финансовым обеспечением деятельности местных органов
власти.
Фрагмент для ознакомления
3
1. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от
31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 04.11.2019, с изм. от 12.11.2019).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации от
31.07.1998г. (в редакции от 29.12.2017г.)
3. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об
общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации» (в редакции от 02.08.2019г.)
4. Государственные и муниципальные финансы: учебное
пособие / О.В. Малиновская, И.П. Скобелева, А.В. Бровкина. –
М.: КНОРУС, 2010. – 432с.
5. Замятина Н. В. Пути повышения устойчивости местных
бюджетов // Регион: экономика и социология. - 2010. - №3. - C.
237–248.
6. Свищева В. А. Муниципальные финансы: современные
проблемы и альтернативы / В. А. Свищева // Власть. -2013. -
№10.
9
7. Мухина А.С. Особенности организации и управления
бюджетным процессом в РФ // Теория и практика
общественного развития. - 2013. - № 6. - С. 60–63.
8. Селезнев А.З. Бюджетная система Российской
Федерации. – М.: Магистр, Инфра-М, 2016. – 448 с.
9. Каргаполова Т.Д., Аврамчикова Н.Т. Формирование
межбюджетных отношений в Российской Федерации //
Менеджмент социальных и экономических систем. - 2016. -
№ 1. - С. 67–70.
10. Грицюк Т.В, Котилко В.В. Финансы муниципальных
образований, регионов и субъектов Федерации. Учебнометодическое пособие. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 504
с.
11. Сайт муниципального образования МО Купчино
[Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:
https://finokrug.spb.ru/ (Дата обращения: 10.12.19г.)
12. Бюджет для граждан МО Купчино [Электронный ресурс].
Режим доступа: URL: http://finokrug.spb.ru/publ6/info/124 (Дата
обращения: 12.12.19г.)