Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Согласно современным требованиям ФГОС дошкольного образования, в процессе реализации основной образовательной программы дошкольного образования необходимо создавать условия благоприятного коммуникативно-личностного развития детей. В ходе общения в дошкольной образовательной организации между детьми 5-6 лет начинают устанавливаться дружеские отношения. Начало дружбы между детьми – это важный фактор их социализации. Дружеские отношения в раннем возрасте формируют гуманные чувства, развивают коммуникативные навыки, способствуют позитивному отношению детей к жизни. Одной из благоприятных возможностей проявления дружеских взаимоотношений между старшими дошкольниками является процесс игровой деятельности.
Особенности проявления культуры взаимоотношений рассматривались в работах различных отечественных педагогов, таких как Р. С. Буре, Л. С. Выготский, Е. П. Ильин, Л. В. Куликов, А. С. Макаренко. Исследованием форм и методов воспитания культуры взаимоотношений в дошкольном возрасте занимались такие исследователи, как К. Ю. Белая, А. И. Васильева, Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева. Данные авторы приводили множество аргументов в пользу того, что дружеские отношения целесообразно формировать ещё в раннем возрасте. Также они отмечали, что в дошкольных образовательных организациях должны быть созданы все необходимые условия для этого. В ходе общения со своими сверстниками дети приобретают навыки коллективного взаимодействия, в игре и в труде они оказывают помощь и поддержку друг другу, что часто приводит к установлению тёплых межличностных взаимоотношений
Организация коммуникативных игр в условиях ДОО – довольно важная тема в настоящее время. В связи с часто меняющимися условиями социальной среды происходит действие различного рода стрессовых факторов, при этом дети дошкольного возраста особенно уязвимы. Интересные и оригинальные игры призваны вызывать у них положительные эмоции в общении со сверстниками, ослабляя тем самым негативное действие стрессоров. Кроме того, позитивное взаимодействие во время игр способствует социализации, совершенствованию коммуникативных навыков. Подготовка и участие в коммуникативных играх содействуют развитию интеллекта и творческих способностей дошкольников. Вот почему яркие и интересные коммуникативные игры обязательно должны присутствовать в их жизни. В связи с вышеперечисленным тема данной исследовательской работы является актуальной и перспективной.
К современным коммуникативным играм, проводимым в дошкольных образовательных организациях, существует ряд требований. Во-первых, они должны отвечать безопасности детей, сохранению их здоровья. Во-вторых, игры в детских садах призваны решать задачи образования, развития и воспитания, способствовать формированию научного мировоззрения. Так, одним из компонентов игры может стать интеллектуальная викторина, соответствующая развитию детей определённого возраста. Темы для игр должны осуществлять экологическое, морально-нравственное, эстетическое, патриотическое воспитание дошкольников. Также в процессе подготовки и проведения игр необходимо совершенствовать физические качества воспитанников детского сада, такие как быстроту, ловкость, силу и координацию. Коммуникативные игры, осуществляемые под руководством воспитателей, призваны развивать культуру взаимоотношений в среде дошкольников.
Несмотря на имеющиеся возможности в ДОО, процесс организации коммуникативных игр здесь не всегда является эффективным, что проявляется в росте числа детей с агрессивным отношением к окружающим, в том числе и к своим сверстникам. Кроме этого, в группах есть дети, которые боятся общения со сверстниками, не играют с ними. Всё это заставляет педагогов обратиться к поиску эффективных методов, которые могут быть полезными в формировании конструктивного взаимодействия детей в процессе игровой деятельности. Педагоги считают, что большое значение для формирования взаимоотношений детей в ДОО является создание здесь центров коммуникативных игр – базы, включающей в себя необходимое для игр оборудование, а также методические материалы для педагогов.
Влияние коммуникативных игр на формирование взаимоотношений дошкольников рассматривается на протяжении длительного времени. Однако работ, посвящённых организации центров коммуникативных игр в группах дошкольной образовательной организации, к настоящему времени недостаточно, в связи с чем необходимы новые исследования в этом направлении.
Цель исследования: теоретически конкретизировать проблему формирования взаимоотношений у дошкольников, рассмотреть коммуникативную игру в качестве средства формирования взаимоотношений у дошкольников.
Объект исследования: формирование взаимоотношений у дошкольников
Предмет исследования: игра в формировании взаимоотношений у дошкольников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогические основы взаимодействия дошкольников в процессе игровой деятельности.
2. Охарактеризовать коммуникативные игры как средство развития личностных качеств детей дошкольного возраста.
3. Определить формы и методы формирования взаимоотношений со сверстниками детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести эмпирическое исследование сформированности культуры взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
5. Разработать комплекс коммуникативных игр по формированию культуры взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Гипотеза исследования. Формирование культуры взаимоотношений детей.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы и нормативной документации по исследуемой проблеме.
База исследования: детский сад
Методики исследования:
1. «Покажи другу нужный предмет» (Андреева О.А, 2014 г.)
2. «Помоги другу» (Андреенко Т.А, 2014 г.)
3. «Назови одним словом» (Ухина Л.А, 2017 г.)
Структура исследования. Данная курсовая работа содержит в себе введение, две главы основной части, заключение, список используемых источников, приложение.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Психолого-педагогический анализ формирования взаимоотношений старших дошкольников
К детям старшего дошкольного возраста относятся дети в возрасте 5-7 лет, посещающие старшую и подготовительную группы детского сада. Этот возраст имеет важное значение как в физическом, так и в психическом развитии: наряду с изменением деятельности различных систем организма начинают активно формироваться новые психологические механизмы деятельности, поведения и общения. Это период начала установления дружеских отношений со сверстниками прежде всего в процессе игровой деятельности.
К настоящему времени создано множество работ по психолого-педагогическим особенностям старших дошкольников, связанных с развитием их взаимоотношений в процессе игровой деятельности. Различные авторы (Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков, B.C. Мухина, З.М. Истомина, А.Н. Леонтьев, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.) отмечали особенности развития интеллектуальной и мотивационной сферы детей дошкольного возраста в процессе их участия в сюжетно-ролевых играх и общения со сверстниками, выявляя при этом готовность к началу школьного обучения [12, с.47].
Согласно исследованиям различных авторов, ребёнок – старший дошкольник развивается очень активно. При этом происходит совершенствование основных видов его деятельности и психических процессов. Так, в памятиребёнка возникают как количественные, так и качественные изменения: повышается её объём, появляются опосредованность и произвольность [18, c.82].
Параллельно с развитием памяти, происходит преобразование внимания детей: повышение его устойчивости, объёма, распределения, переключения, способности к сосредоточению. Для сравнения: ребёнку 3-4 лет оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 7-10 минут, к семи годам это время увеличивается до 30 минут. Также при выполнении каких-либо трудовых действий он способен удерживать в памяти несложное условие [2, с.89].
В старшем дошкольном возрасте также активно развиваются все компоненты устной речи. Дети используют практически все части речи, занимаются словотворчеством, демонстрируют богатый лексикон и умение выражать мысли [24, с.102].
В старшем дошкольном возрасте изменяется содержание общения ребёнка как с взрослыми, так и со сверстниками. Информация, получаемая ребёнком в процессе общения, может быть сложной для понимания, и при этом весьма интересной. Ребёнок делится с друзьями собственными планами, мыслями, идеями, воспоминаниями. Это общение становится важным навыком его социальной адаптации. От уровня сформированности дружеских взаимоотношений во многом зависит готовность к школьному обучению, вхождение ребёнка в новый коллектив [17, с.61].
Взаимоотношения с ровесниками у старших дошкольников отличаются избирательностью. Преобладает общение со сверстниками своего пола. В группах детей появляются лидеры, возникают конкуренция и сотрудничество [13, c. 42].
Развитие чётких представлений об интеллектуальных, физических и личностных свойствах не только сверстников, но и самого себя, сравнение результатов своей деятельности с результатами деятельности других детей подводит ребёнка к формированию его «Я-образа». Это следствие установления связей между индивидуальным жизненным опытом ребёнка и информацией, полученной в ходе общения. Далее происходит формирование «Я-концепции», под которой понимают «теоретическую картинку самого себя (А.А. Реан); форму переживания человеком своей личности (А.Д. Леонтьев); систему представлений о себе, сопряжённую с самооценкой (Р. Берне)» [25, с. 95]. Задача родителей и сотрудников детского сада – создание условий для формирования адекватной самооценки, для понимания детьми адекватных собственных возможностей в различных сферах деятельности [20, с.59].
Особое значение для развития дружеских взаимоотношений, полезных для социализации свойств личности ребёнка, является его участие в подготовке и организации трудовой деятельности на базе образовательного учреждения. Под руководством педагогов происходит поддержка друг друга в процессе труда, помощь тем, кто не справляется со своими задачами, совершенствование коммуникативных навыков. Всё это должно осуществляться в условиях доброжелательного отношения и профессионального подхода [14, с.41].
В дошкольном возрасте ребёнок ощущает потребность в дружеском общении, однако часто он сталкивается с рядом проблем, которые препятствуют установлению этих отношений. Основными проблемами проявления дружеских взаимоотношений между детьми в процессе игры являются следующие:
1. Критика со стороны взрослых. Если воспитатель поощряет действия одного ребёнка и негативно отзывается о действиях другого в присутствии всего коллектива дошкольников, это часто вызывает трудности при формировании дружеских отношений. Поэтому воспитатель должен проявлять доброжелательность ко всем детям. Вместо того чтобы критиковать деятельность ребёнка, необходимо помочь ему, а также попросить других детей оказать эту помощь, что благоприятно скажется на установлении дружеских взаимоотношений [19, c. 39].
2. Распределение ролей в игре без учёта личностных предпочтений детей. Для того чтобы общение в ходе игровой деятельности привело к развитию позитивных взаимоотношений, воспитатель должен учитывать интересы детей в их выборе роли, выборе конкретного вида деятельности, необходимых для этого предметов и др. В этом случае ребёнок настраивается на позитив, у него улучшается настроение, и он готов к общению. В случае, когда воспитатель заставляет ребёнка выполнять то, что ему не нравится, ребёнок проявляет недовольство и, скорее всего, общение со сверстниками в это время будет ему не в радость [19, c.40].
3. Организация игровой деятельности детей в неинтересной для них форме. К настоящему времени разработано множество нестандартных форм игр детей дошкольного возраста, которые развивают у детей желание развиваться и общаться, и задача воспитателя – ознакомиться с ними и использовать эти разработки в собственной педагогической практике [8, c. 28].
4. Безучастность воспитателя к разрешению конфликтных ситуаций среди детей в процессе игровой деятельности. Если в процессе игры между дошкольниками происходит конфликт, воспитатель обязан вмешаться и предотвратить негативные последствия, во-первых, с целью соблюдения безопасности, во-вторых, для того, чтобы смягчить отношения между конфликтующими [21, c. 92].
5. Возникновение опасных ситуаций в ходе игры. Дети дошкольного возраста склонны превращать в игровую абсолютно любой вид деятельности. Однако в некоторых условиях это травмоопасно. Дети могут нечаянно толкнуть сверстника, наступить ему на ногу и др., что приводит не только к разного рода травмам, но и к негативу в процессе общения [3, c. 68].
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что старший дошкольный возраст является важным этапом формирования личности ребёнка. При этом общение со сверстниками оказывает большое влияние на его коммуникативную сферу.
1.2. Особенности формирования взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста
На основе знаний о психофизиологических особенностях детей старшего дошкольного возраста можно выявить основные проблемы формирования дружеских отношений между ними. Так, по мнению Б. Г. Ананьева, в группах детей старшего дошкольного возраста начинают проявляться открытые и латентные конфликты между кем-либо из детей. Данные конфликты могут быть связаны с конкуренцией, с различием интересов, с личностными особенностями. Конфликтные отношения могут формировать в детях проблемы в развитии коммуникативных навыков, агрессию, скрытность, грубость. Среди конфликтующих детей различают две основных группы. К первой относятся дети, которые сами стремятся к дружеским отношениям со сверстниками, но по каким-либо причинам отвергаются ими. Ко второй группе можно отнести детей, которые установили контакты со своими сверстниками, но их общение сопровождается постоянными конфликтами.
Также проблемы проявления дружеских отношений между детьми в возрасте 5-6 лет могут быть связаны с тем, что дети по каким-либо причинам не стремятся к общению вообще. В связи с этим различают три группы малообщительных детей. К первой группе относятся дети, первоначально стремящиеся к общению, но позже ушедшие от него. Ко второй группе относят дошкольников, которых принимают в коллективе сверстников, но которые по каким-либо причинам не желают поддерживать общение с ними. Третью группу составляют дети, которые с момента прихода в группу не стремятся к общению со сверстниками, несмотря на то что принимаются ими [13].
Ещё одной проблемой, которая препятствует формированию дружеских отношений между дошкольниками, может стать поведение взрослых (родителей, родственников, воспитателей, соседей, знакомых и др.). Взрослые служат ориентиром для поведения ребёнка. И если они имеют какие-либо проблемы, связанные с установлением взаимоотношений, это может отразиться и на личностных качествах ребёнка.
Для решения проблемы формиро
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Приказ Минобрнауки России № 655 от 23 ноября 2009 года «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
2. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в дошкольных образовательных организациях. М.: ТЦ «Сфера», 2011. –218 с.
3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: ТЦ Сфера, 2011.- 284 с.
4. Васильева А.И. Учим детей наблюдать. - М., 2008.- 384 с..
5. Виноградова М.Р. Воспитание бережного отношения детей к живой природе. – М., 2009.- 284 с.
6. Виноградова Н.А., Кодачигова Ю.В. Образовательная программа детского сада: - М.: АРКТИ, 2011. – 378 с.
7. Витман С.Л. Педагогика: учебное пособие - М.: Корн, 2011. – 344 с.
8. Гусева Г.С., Ситникова Е.А. Инновационные педагогические технологии. - М., 2011. – 186 с.
9. Глушкова Е.С. Гигиенические требования к занятиям для дошкольников - М.: УГЛ, 2010. – 186 с.
10. Григорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В. Воспитательная система детского сада - М.: ГЛК Бук, 2011. – 218 с.
11. Дерябо С.Д. Диагностика экологического сознания дошкольников. – М.: Академия, 2013 – 110 с.
12. Иванов С.А. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. - М: Академия, 2009. – 84 с.
13. Кадимкович Е.А. Педагогический анализ.- Минск: Красико-Принт, 2007. – 234 с.
14. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика. - М., 2012. – 268 с.
15. Кочемасова Е. Е. Пособие по ознакомлению с окружающим миром для самых маленьких. - М.: Баласс, 2014. –С. 35-36;
16. Куликова Т.А. Экскурсия в природу с детьми дошкольного возраста – М., Академия 2007– 194 с.
17. Майер А.А., Давыдова О.И. Основная образовательная программа дошкольного образования: конструирование и реализация в ДОУ: Методическое пособие. - СПб.: Детство - ПРЕСС, 2011 – 174 с.
18. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. – М., Педагогический поиск, 2008, - 166 с.
19. Маханева М.Д., Козлова Т.М., Скворцова О.В. Основная общеобразовательная программа детского сада - начальной школы. - М.: ТЦ Сфера, 2011. – 148 с.
20. Менуйлов Ю.С. Средовый подход в воспитании. – М., Педагогический поиск, 2009 –226 с.
21. Методика ознакомления детей с природой в детском саду (учебное пособие) под редакцией Дороновой Т.А. – М. Педагогический поиск, 2010 – 284 с.
22. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу / под ред. Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой. - М.: Мозаика - Синтез, 2011. – 184 с.
23. Прима Е. В. Развитие социальной уверенности у дошкольников: М., 2012. – 172 с.
24. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 264 с.
25. Саморукова П.Г. О природе и воспитании и маленьких детях. – М., Академия 2009 – 384 с.